Венеция

Венеция

У этого топонима есть и другие значения, см. Венеция.

Город
Венеция
итал. Venezia
вен. Venesia
ФлагГерб
45°26′00″ с. ш. 12°19′00″ в. д.HGЯOL
Страна Италия Италия
Регион Венеция
Провинция Венеция
Коммуна Венеция
Внутреннее деление 6 районов
Мэр Луиджи Бруньяро
История и география
Площадь 415,9 км²
Высота НУМ 2,5 м
Часовой пояс UTC+1, летом UTC+2
Население
Население ↘ 261 358 человек (2017)
Плотность 629 чел./км²
Агломерация 304 674 человека
Национальности итальянцы, венецианцы
Катойконим венецианцы, венецианец, венецианка
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +39 41
Почтовый индекс 30121–30176
Автомобильный код VE
Прочее
День города 25 марта
Святые покровители Апостол Марк и 25 других
Награды
comune.venezia.it
(итал.) (англ.)
Венеция
Аудио, фото и видео на Викискладе

Вене́ция (итал. Venezia слушать, вен. Venesia) — город на северо-востоке Италии. Административный центр области Венеция и провинции Венеция. Образует коммуну, разделённую на 6 самоуправляемых районов. Покровителем города считается апостол Марк, евангелист, чьи мощи хранятся здесь же в Соборе Св. Марка, в связи с чем в город всегда приезжало много паломников-христиан со всего мира.

Население — 261 905 человек (31 декабря 2016 года). Расположена на материке (после объединения с городом Местре в 1926 году) и 118 островах Венецианской лагуны Адриатического моря. Подвержена осенним наводнениям от нагонной волны со стороны моря.

Крупный туристический и научно-образовательный центр. В материковой части — морской порт и международный аэропорт Марко Поло, нефтеперерабатывающий и другие заводы. Место проведения Венецианского карнавала и Венецианского кинофестиваля.

Архитектурный облик города сформировался в период расцвета Венецианской республики в XIV—XVI веках. Вместе с Венецианской лагуной внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Во времена античности район Венеции населяли венеты (отсюда название города). Островной город с IX века. В Средние века — центр Венецианской республики с многочисленными колониями в Средиземном море. Рост Османской империи привёл к упадку Венеции в XVII—XVIII веках; во время Наполеоновских войн попала под власть Австрии. В 1866 году вошла в состав Италии.

История

Основные статьи: История Венеции, Хронология истории ВенецииПлан Венеции, XVI век

Название города происходит от области Венетия, а та — от племени венетов, которые жили здесь в римские времена. Однако при римлянах в лагуне городского поселения не было. Люди начали селиться в Венецианской лагуне после нашествий варваров — вестготов, гуннов Аттилы и лангобардов — прошедших здесь в V—VI веках и опустошивших города на континенте, наиболее значительным из которых была Аквилея. Городское поселение на островах Венецианской лагуны начало создаваться во второй половине VI века. Изначально центр поселения находился на островах Маламокко и Торчелло, но с VIII века начал перемещаться к своему современному положению. В VII веке острова по инициативе Византии, которой они формально принадлежали, были объединены под властью единого правителя — дожа. Первый дож Паоло Лучио Анафесто был избран в 697 году, чему нет документальных подтверждений, и заменил византийского Magister militum, управлявшего всей провинцией. С середины VIII века дожа выбирали в Венеции; его не должен был утверждать византийский император. Первое подтверждённое источниками избрание дожа состоялось в 727 году; всего за всю историю города было избрано 120 дожей. Последний, Лодовико Манин, отрёкся от власти в 1797 году.

После занятия (751) лангобардами Равенны Венеция осталась последней территорией в Италии, формально находившейся под контролем Византии. После включения остальной Италии в империю Карла Великого она фактически осталась звеном, связывавшим Византию и западный мир, что способствовало стремительному росту Венеции как торгового города. В IX веке рост этот сдерживался опасностью вторжения венгров, славян или арабов (в 975 мусульманский флот достиг города Градо). В правление дожа Пьетро II Орсеоло (991—1009) Венеции удалось заключить договоры со всеми окружающими её державами, обеспечивающие независимость города и беспрепятственную торговлю, а также начать территориальное расширение республики, захватив территории в Далмации.

В 828 году в Венецию были перенесены украденные в Александрии мощи святого Марка и размещены в специально построенном для этого соборе. К концу IX века Венеция приобрела ту структуру, с островами и каналами, которую она сохраняет и поныне. Для защиты от возможного вторжения венгров была построена оборонительная система со стенами и цепью, перегораживавшей вход в Большой канал.

С основания города в Венеции никогда не было вассальных отношений между гражданами республики. В этом смысле она была уникальным в средневековой Европе государственным образованием. Когда дож Пьетро IV Кандиано попытался проводить политику большей вовлечённости Венеции во внутриитальянские дела, боязнь постепенного введения вассалитета вызвала восстание 976 года, в результате которого дож был убит. Около 1040 года был принят статут, запрещавший кому-либо при жизни дожа назначать ему соправителя или преемника.

Искусство и культура Венеции

Художник эпохи, который лучше всего представляет жизнь Венеции, дает ей реальное видение, является известным художником Жанровая живопись Антонио Ротта (итал. Antonio Rotta; 1828 – 1903). В то время художник Антонио Ротта был знаменит во всей Европе и сегодня присутствует в музеях по всему миру. Он был вознагражден Венецианская академия изящных искусств (итал. Accademia Veneta) из города Венеция как величайший представитель искусства о реальной истории Венеции, именно поэтому он был включен в Венецианскую биеннале как единственный посмертный художник с большой выставкой, посвященной ему.

Антонио Ротта(итал. Antonio Rotta), Венеция

Антонио Ротта(итал. Antonio Rotta), Венеция, 1872

Антонио Ротта(итал. Antonio Rotta), Венеция, 1863

Антонио Ротта(итал. Antonio Rotta), Венеция, 1864

Взлёт и упадок

Венеция в XVIII веке, худ. Каналетто

Некоторые историки связывают экономический и политический взлёт Венеции с перенесением религиозного пыла и алчности крестоносцев с мусульманского Востока на христианскую Византию. Разгром в 1204 году Константинополя, самого богатого города эпохи, крестоносцами IV крестового похода дал Венеции не только прямую материальную выгоду (участие в дележе греческих земель и вывоз тысяч произведений греческого искусства, таких как Квадрига на соборе Св. Марка и Пирейские львы), но и, что самое главное, содействовал торговой экспансии на Восток. Вот что пишет по этому поводу Фернан Бродель: «так росла Венеция, потому что её кормили рынки, слабеющая Византия, которой она навязала свои услуги. Венеция съела это огромное сооружение изнутри так, как термиты съедают деревянный каркас. Именно Венеция направила IV-й крестовый поход на Константинополь. Грабеж Константинополя в 1204 году расчленил Византийскую империю и лежит в основе величия Венеции. После нейтрализации Генуи в 1381 году, Венеция становится госпожой торговли на Востоке, то есть международной торговли той эпохи».

Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджио. И.К. Айвазовский

Однако условия, предопределившие взлёт Венеции, одновременно стали предпосылками последующего упадка. Подорвав мощь Византии, веками прикрывавшей Европу от мусульманского Востока, Венеции пришлось самой столкнуться с турецкой экспансией после падения Константинополя в 1453 году. Одновременно эта экспансия и войны вынудили европейские страны искать другие торговые пути. Венециано-Османская война 1499-1503 года, другие турецко-венецианские войны и перемещение основных торговых путей из Средиземноморья в Атлантику постепенно подорвали торговое и экономическое благополучие Венеции. Когда Наполеон Бонапарт захватил Венецию в 1797 году, она уже не представляла собой могущественного государства.

Физико-географическая характеристика

Островная часть Венеции

Порт на Адриатическом море (грузооборот свыше 21 млн тонн в год); Международный аэропорт имени Марко Поло.

Исторический центр расположен на 118 островах Венецианской лагуны, разделённых 150 каналами и протоками, через которые переброшено около 400 мостов (в том числе Риальто и так называемый мост Вздохов, оба относятся к концу XVI века).

Университет, консерватория (1916). Музеи (в том числе Галерея Академии искусств). Первый общедоступный оперный театр (1637—1812), оперный театр «Фениче» (1792).

Островная Венеция — морской курорт, центр международного туризма мирового значения, место проведения международных кинофестивалей, художественных и архитектурных выставок. Внутригородские перевозки на моторных судах, гондолах, баржах. Поселение с V века, город с начала IX века. С IX—X по XVI век — крупный центр посреднической торговли между Западной Европой и Востоком. В Средние века и до 1797 года республика с дожем во главе (с конца XIII века — олигархическая), со значительной подвластной территорией. В 1797—1805 и 1815—1866 Венеция — владение Австрии. Вдоль каналов и узких кривых улиц располагаются богато декорированные церкви и дворцы. На центральной площади — Собор Святого Марка (IX—XV века), Дворец дожей (XIV—XVI веков), Старая библиотека Сан-Марко (XVI века), здания религиозных братств (скуол), монастыри. Город и лагуна включены в список Всемирного наследия.

В честь Венеции названа страна Венесуэла.

Наводнения

Основная статья: Наводнения в Венеции

Венеция постепенно уходит под воду — с этим фактом столкнулись ещё древние поселенцы, которые были вынуждены дважды перестраивать город, перебираясь на более высокие острова. На протяжении XX века Венеция довольно быстро (до 5 мм в год) погружалась в лагуну, в результате суша погрузилась на 23 см. Основной причиной бедствия выступал промышленный забор воды из артезианских скважин и, как следствие, понижение водоносного слоя земли; на постепенное затопление города также влияет возрастающее давление наземных объектов: зданий и сооружений, людей и т. д. После закрытия скважин оседание города замедлилось, но не прекратилось. По расчётам учёных, Венеция может стать непригодной для жизни уже в 2028 году, а к 2100 полностью затонуть. Постепенное разрушение (размыв) города происходит также по причине увеличившейся частоты наводнений в Венецианской лагуне (так называемая «высокая вода», итал. acqua alta).

Наводнение 2008 года

Для спасения уникального города был разработан проект MOSE, предусматривающий постройку герметичных барьеров вокруг города. Проект получил одобрение специалистов и был торжественно открыт в 2003 году с закладкой первого камня С. Берлускони. Однако строительство дамб подвергается серьёзной критике из-за низкой эффективности подобной защиты от наводнений, опробованной в Нидерландах, и последствий для окружающей среды (недостаток морской воды может привести к вымиранию множества уникальных и редких видов живых существ, обитающих в акватории лагуны).

Венеция построена на сваях из лиственницы, произрастающей в Альпах, которая почти не гниёт в воде и из которой получают смолу, известную как венецианский терпентин.

Климат

Венеция — южный город, лежит примерно на широте Крыма и Краснодарского края. Для Венеции характерно длительное жаркое лето со средней температурой примерно 23 градуса в июле (самом тёплом месяце), и мягкой зимой (средняя температура января равна +2,5 градуса). Зимой иногда бывают заморозки и снегопады.

Климат Венеции
ПоказательЯнв.Фев.МартАпр.МайИюньИюльАвг.Сен.Окт.Нояб.Дек.Год
Средний максимум, °C5,88,212,016,321,224,827,527,023,618,111,56,716,9
Средний минимум, °C−0,90,73,87,912,315,917,817,314,29,44,20,08,6
Норма осадков, мм58,154,257,164,368,776,463,183,1666987,353,7801

Экономика

Островная Венеция с сокращающимся населением превратилась в своеобразный аттракцион для туристов

Экономика островной Венеции основана на туризме и ремёслах (производство художественных изделий из стекла на острове Мурано, кружев на острове Бурано, мозаики), материковой — на портово-промышленном комплексе в районе Маргера.

В промышленной зоне Маргеры расположены производства: нефтепереработки и нефтехимии, металлургии, электротехники, судостроения, электростанции, предприятия транспортной логистики.

Морской порт Венеции состоит из 26 грузовых и 8 пассажирских терминалов. Обслуживает 2,3 млн пассажиров в год. Порт является универсальным грузовым комплексом, перерабатывающим контейнерные, навалочные, генеральные и наливные грузы. Является единственным портом страны, подключённым к речной сети Северной Италии. В порту и на смежных производствах занято около 18 тысяч человек.

Близость промышленных предприятий и морского порта с их вредными выбросами в атмосферу и акваторию Венеции привели к эрозии дворцов и скульптур.

Венеция ежегодно принимает около 20 млн туристов и свыше 600 круизных лайнеров (2013 год).

Транспорт

Маршрутные речные трамваи на Гранд канале в Венеции

Материковая Венеция — крупный узел шоссейных дорог. Дороги национального значения, связывающие Венецию с регионами Северной Италии: 11, 13, 14 и 309. Через город проходит объездная автомагистраль A57, соединяющая Венецию с пригородами на юго-западе и северо-востоке. Островной город связан с материком железнодорожно-автомобильным мостом Понте делла Либерта.

  • автомагистраль A4: связывает Турин с Триестом.
  • автомагистраль A27: соединяет Венецию с северными провинциями области Венеция.

Островная Венеция является городом без автомобилей.

Общественный транспорт

Основу общественного транспорта, обслуживаемого компанией ACTV, составляют автобусы и речные трамваи, в том числе вапоретто. Также имеется трамвайная система на материке и островное миниметро протяжённостью менее километра. С 1933 по 1968 год действовала троллейбусная система.

Железнодорожные вокзалы: островной Санта-Лючия и материковый Местре. Поезда связывают Венецию с Римом (время в пути — 3,5 часа) и остальной Италией и Европой. Мост Конституции связывает вокзал с Римской площадью, где находится городской автовокзал Венеции.

На материке расположен международный аэропорт Марко Поло, один из крупнейших в Италии. В 20 км к северо-западу от города находится международный аэропорт Тревизо. Морской вокзал, расположенный на одном из островов, принимает паромы и круизные лайнеры.

В Венеции 433 гондольера, причём число это не меняется вне зависимости от выхода на пенсию или прибытия новых членов. Все они венецианцы по происхождению. В Венеции только одна женщина-гондольер. С апреля по сентябрь в Лагуне проходят лодочные регаты, в которых участвуют многие из гондольеров.

Примечания

  1. 1 2 Popolazione Venezia 2001-2016 (итал.). TuttItalia. Проверено 16 сентября 2017.
  2. Ignazio del Punta. An Illustrated history of Venice. — Pacini Editore (Pisa), 2008. — С. 11. — ISBN 9788863150124.
  3. Ignazio del Punta. An Illustrated history of Venice. — Pacini Editore (Pisa), 2008. — С. 19. — ISBN 9788863150124.
  4. Ignazio del Punta. An Illustrated history of Venice. — Pacini Editore (Pisa), 2008. — С. 33. — ISBN 9788863150124.
  5. Ignazio del Punta. An Illustrated history of Venice. — Pacini Editore (Pisa), 2008. — С. 46. — ISBN 9788863150124.
  6. Ignazio del Punta. An Illustrated history of Venice. — Pacini Editore (Pisa), 2008. — С. 58. — ISBN 9788863150124.
  7. F.Braudel — La Mediterrane ,163 ISBN 960-221-018-4
  8. Михаил Глинский. Italica № 3 2000 года.
  9. Венеция утонет в 2100 году | КОММЕНТАРИИ
  10. Через 90 лет Венеция может полностью уйти под воду — В мире | KP.UA Архивная копия от 7 апреля 2014 на Wayback Machine
  11. Венеция полностью затонет к 2100 году — Delfi
  12. ЭСБЕ/Лиственница — Викитека
  13. 1 2 Данные относятся к 31 декабря каждого года и текущим административным границам, см. Serie storica della popolazione residente e dei numeri indice per zone del Comune di Venezia dal 1871. // comune.venezia.it. Проверено 26 марта 2014.
  14. Cittadini stranieri Venezia 2016 (итал.). TuttItalia. Проверено 16 сентября 2017.
  15. Città metropolitana o policentrismo?. // estmagazine.it. Проверено 26 марта 2014.
  16. Норвич, Джон. История Венецианской республики. — Нью-Йорк, 1982. — С. 494.
  17. Servizio Statistica e Ricerca. // comune.venezia.it. Проверено 26 марта 2014.
  18. Об административном делении Венеции см. статью 22 Устав коммуны Венеция.
  19. Welcome to Venice, the theme park. // thetimes.co.uk. Проверено 27 марта 2014.
  20. По материалам сайта port.venice, см. The Port in figures. // port.venice.it. Проверено 27 марта 2014.
  21. Гибнущая Венеция. // booksite.ru. Проверено 28 марта 2014.
  22. В Венеции ограничат движение круизных лайнеров. // russian.rt.com. Проверено 28 марта 2014.
  23. Gemellaggi e Accordi di Cooperazione. // comune.venezia.it. Проверено 25 марта 2014.

Ссылки

Портал «Венеция»

Венеция в Викисловаре

Венеция в Викицитатнике

Венеция в Викитеке

Венеция на Викискладе

Венеция в Викиновостях

Венеция в Викигиде

  • Официальный сайт города Венеция (итал.)
  • Официальный сайт о туризме в Венеции (итал.) (англ.) (нем.)
  • Архитектура и искусство Венеции (итал.) (англ.) (нем.)
  • Виртуальная прогулка по Венеции (итал.) (англ.) (исп.)
  • Итальянский город Венеция (рус.)
  • Venice, Italy in 4K — Youtube

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 11933474v · GND: 4062501-1 · LCCN: n79018142 · NDL: 00629183 · NKC: ge128745 · VIAF: 136651400 · WorldCat Identities (via VIAF): 136651400

Венеция в темах

Политическая система (Венецианской республики • Современная • Венетизм) • Герб • Флаг • Гимн • Святой покровитель • История • Венецианская республика • Колонии • Терраферма • Область Венеция • Провинция Венеция • География • Лагуна • Население • Язык • Экономика • Деньги • Культура • Музеи • Живопись • Биеннале • Кинофестиваль • Архитектура (Дворцы • Мосты) • Литература • Музыка • Религия (Церкви • Патриарх) • Исторический центр • Праздники • Карнавал • Образование и наука • Спорт • Транспорт • Почта • Международные связи • Военное дело
Портал «Венеция» • Проект «Венеция»

>Город Венеция

Город каналов и мостов

История города Венеция насчитывает более полутора тысячи лет. Все начиналось с небольшого поселка, основанного жителями области на пустынных болотистых островах, которые спасались от нашествия готов. Согласно данным археологических раскопок, данное событие произошло в 421 году н.э. Постепенно селение разрасталось и вскоре превратилось в настоящий город.

С 9 по 16 век Венеция была крупным торговым портом, где останавливались судна на пути с Востока в Западную Европу и обратно. Год за годом сюда прибывали новые поселенцы, которые осваивали соседние острова. В средневековье город стал республикой со своим правителем – дожем. Государство процветало как в финансовом, так и в культурном плане: строились новые здания, дворцы, библиотеки, часовни и, конечно же, мосты. Последних сегодня в Венеции насчитывают более 400 штук, а самыми знаменитыми из них считаются Мост Вздохов, Соломенный мост и Мост Риальто.

Наполеоновские войны положили конец независимости и процветанию республики, в результате чего она перешла под управление Италии. На сегодняшний день Венеция вновь приобрела былое величие и является популярным центром международного туризма, местом проведения художественных и архитектурных выставок. Хотя, чтобы насладится чудесами архитектуры, необязательно ждать какого-либо культурного события — здесь предостаточно памятников под открытым небом, да и сами здания, построенные еще в средневековье, способны поразить своей красотой и величием.

Совет: В Венеции нет трамваев, автобусов и, тем более, метро. Основным общественным транспортом являются всевозможные виды лодок. Будучи первый раз в городе, обязательно отправьтесь в путешествие по каналам на знаменитой венецианской лодке – гондоле. Она управляется гондольером с помощью одного весла, что дает возможность проплыть даже по самому узкому каналу. Искусство управления, а также сама гондола считаются гордостью семьи, и передаются по наследству.

Венеция – город романтики и любви

Многие называют Венецию самым романтичным городом на Земле, и это действительно так. Эмоциональная атмосфера здесь удивительная, чарующая, завораживающая… На улицах царят тишина и покой, которые нарушают только крики одиноких чаек, шуршание волн, бой колоколов собора Сан-Марко и мелодичное пение гондольеров.

Местные жители начинают свое утро с чашечки ароматного эспрессо. Его запах витает в воздухе практически круглосуточно, так как каждая трапеза в любом ресторане или кафе традиционно заканчивается порцией бодрящего напитка. Присоединится к созерцанию восхода солнца над многочисленными каналами и мостами можно в любом уголке города. Проблем с поиском подходящей кофейни здесь никогда не возникает. Однако есть в Венеции одно особое кафе, которое считается ее символом и имеет мировую известность – это кафе «Флориан». Оно начало работать в 1720 году и за свою почти трехвековую историю принимало таких известных людей, как Карло Гольдини, лорда Байрона, Иосифа Бродского, Хемингуэя.

В городе найдет себе развлечение любой приезжий, будь-то заядлый шопоголик, верующий паломник или любитель искусства. Чтобы увидеть знаменитые шедевры самых разных культурных эпох, достаточно отправиться на экскурсию по знаменитым музеям – Военно-морской, Археологический, музей Пегги Гугенхайм и т.д. Познакомиться поближе с уникальным архитектурным стилем Венеции можно на площади Сан-Марко – это удивительный комплекс зданий, среди которых Часовая башня, Дворец Дожей и кафедральный собор Сан-Марко. У края площади расположены две колонны, символизирующие ворота в Венецию. На вершине одной установлена статуя св. Теодора, а на другой – крылатый лев. Он считается геральдическим символом города и изображен на многих буклетах, открытках, конвертах.

Наибольшее число туристов приезжает в город в конце зимы, когда здесь проходит традиционный Венецианский Карнавал. Его история началась в XVIII веке, а само событие было приурочено дню зимнего солнцестояния. Неотъемлемым атрибутом праздника считались нарядные костюмы и маски, смысл которых заключался в сокрытии явных социальных отличий между участниками.

Лучшим местом для шопинга в Венеции по праву считается все та же площадь Сан-Марко. Здесь находятся эксклюзивные магазины, где можно приобрести качественную итальянскую обувь и сумки, а также одежду от известных мировых брендов. Однако лучшим сувениром из Венеции считаются изделия из муранского стекла — различные вазы, посуда, зеркала и украшения, сделанные мастерами вручную.

История Венеции

Сложно назвать точную дату основания Венеции. Предполагается, что во времена Древнего Рима на островах уже жили люди. После падения Римской империи и вторжения варваров с севера, многие жители современного региона Венето стали искать убежище в лагуне и поселились на труднодоступных островах Торчелло, Мурано и Лидо.
В 697 году под покровительством Восточной римской империи был выбран первый дож. Его резиденция размешалась на Лидо, он искал способ примерить и сплотить жителей всех островов. Когда Пипино, сын Карла Великого, захватил лагуну и разрушил Лидо, все жители объединились и основали новый город, расположенный на центральных островах, это послужило началом Венеции в нашем понимании.
Они строили свои дома, беря пример с водных птиц, а перемешались с помощью лодок. Основными занятиями местных жителей были рыбалка и добыча соли.
В 812 году Венеция стала византийской провинцией. Город спокойно развивался и рос. В 828 году венецианские купцы украли мощи евангелиста Марка Александрийского. Таким образом, город приобрел святого покровителя и символ в виде крылатого льва.
Венецианцы жили на воде, поэтому естественно, что они были замечательными мореплавателями и купцами. В составе Византии все городские порты быстро развивались, что приносило богатство и процветание Венеции. Коммерческий талант местных купцов сделал город самым крупным финансовым центром Европы.
Благодаря мощному и развитому флоту, Венеция шаг за шагом захватывала территории. Ее границы охватили Фриули, Истрию и Далмацию. Более того, в 1202 году Венеция использовала четвертый крестовый поход, чтобы атаковать своего защитника Восточную римскую империи и занять Константинополь в 1204 году. С захватом Византии, Венеция стала хозяйкой греческих островов в Эгейском море. Корабли, груженные несметными богатствами, включая коней, которые сейчас украшают базилику Святого Марка, прибывали в лагуну.

В 1381 году Венеция нанесла поражение своему главному врагу – Генуе. С этого момента Венецианская республика установила свое господство на восточных землях Средиземноморья. Венеция быстро росла, количество ее жителей достигло 150 тысяч человек. Она стала третьим городом Европы по численности населения после Парижа и Неаполя. Венецию стали называть королевой Адриатики. Она играла доминирующую роль в коммерческих отношениях Средиземноморья. Ее флот насчитывал 3900 кораблей и 15 тысяч мореплавателей.

Венецианская республика наращивала свою военную мощь. Постепенно она стала завоевывать материковые территории. Падуя, Виченца и Верона вошли в состав морского государства. Кульминацией завоевательной политики Венеции стал захват Кипра.
В 1453 году мировое положение дел изменилось. Османы завоевали Константинополь, и Венеция была втянута в войну с Турцией, которая продлилась три века.
В тот же период открыли Америку, и коммерческая активность сместилась в Атлантику.
Камбрейская лига, Австрия, Франция и Испания создали альянс против Венецианской республики. Несмотря на успех битвы против турецкой армии при Лепанто, «звезда» Венеции начала свое падение. Две страшные эпидемии чумы в 1575 и в 1630 гг, войны с османами, сократили численность населения.
К концу XVIII века культурная жизнь Венецианской республики была на высоком уровне, но политика хромала. Когда в 1797 году войска Наполеона подошли к лагуне, город сдался без сопротивления. Венецию разграбили и передали австрийцам, под властью которых город находился до 1866 года. Затем Венеция вошла в состав объединенной Италии. Бедность и упадок стали спутниками последующих лет. Только после окончания первой мировой войны начали возводить промышленные предприятия. А в конце XX веке стал развиваться туризм.
Венеция состоит из двух частей – Венеция в лагуне и Местре на материке.
Современные проблемы Венеции больше связаны с окружающей средой лагуны, с поддержанием эко-системы и ограничением туристического потока.

Топонимика Венеции

Венецию можно назвать одним из них необычных городов на земле, поэтому ее топонимика является также особенной и отличается от других итальянских городов.
Венеция делится на 6 районов, называемых сестьери (от слова sei – шесть). Они расположены по три на каждом берегу Большого Канала (Canal Grande): Каннареджо (Cannaregio), Сан-Марко (S. Marco) и Кастелло (Castello), Дорсодуро (Dorsoduro), Сан-Паоло (S. Polo) и Санта Кроче (Santa Croce).
Номера домов расположены не в логическом порядке, а в прогрессивном, в виде лабиринта. Нумерация начинается с главного элемента района. Например, в Сан-Марко это будет одноименная базилика, а в Кастелло – замок. И продолжается по всему району. Порой бывает, что последний дом расположен рядом с первым!
Самым большим и густонаселенным районом Венеции является Кастелло. В нем существует дом под номером 6828!
Еще улица с одним и тем же названием может находиться в разных сестьери. Поэтому на эту деталь тоже следует обращать внимание.
Итак, какие топонимические элементы встречаются в Венеции?
Ca’ (ка) – обозначает дом или палаццо.
Calle (калле) — длинная узкая улица. Название происходит от латинского слова callis и обозначает «тропинка». В Венеции существует более 3 тысяч calli.

Campo (кампо) – площадь. Campiello – маленькая площадь.
Canale (канал) – водные магистрали, по которым можно перемещаться на плавучих средствах.
Corte (корте) – дворик или небольшая площадь, окруженная домами и имеющая лишь один вход/выход.
Crosera (крозера) – главная улица, с которой пересекаются боковые calli.
Fondamenta (фондамента) – тротуар вдоль каналов. Название произошло от слова «фундамент», потому что они начинаются от фундамента домов.
Lista (листа) – улицы, расположенные рядом с иностранными посольствами.
Piazza (пьяцца) – площадь. В Венеции существует только одна площадь – Святого Марка (piazza di San Marco).
Ramo (рамо) – улица, которая отделяет главную улицу.
Rio (рио) – каналы, которые пересекают Венецию вдоль и поперек. Их насчитывается более 400.
Rio Terà – канал, засыпанный землей. В XIX веке многие каналы засыпали землей, чтобы расширить пешеходную часть.
Riva (рива) – более широкая набережная (fondamenta).
Ruga (руга) – широкая улица с тротуарами. Происходит от французского rue.
Salizzada (салиццада) – улица, мощенная булыжниками.
Sotoportego (сотопортего) – портик, крытая улица.
Название улиц написаны черным шрифтом на белом фоне и называются «маленькие простыни» (nizioleti).

Топонимика Венеции

Транспорт

Добраться от/до аэропорта Сан-Марко можно водным путем – Alilaguna (инфо ищем на сайте www.venicelink.com) или на автобусе (www.atvo.it).
Передвигаться во Венецианской лагуне можно на вапоретто – водных автобусах (www.actv).
Разовый билет стоит 6.5 евро.
-18 € — билет на 12 часов
-20 € — билет на 24 часов
-25 € — билет на 36 часа
-30 € — билет на 48 часов
-35 € — билет на 72 часа
-50,00 € — билет на 7 дней
Стоимость билетов можно уточнить здесь — www.actv.it/muoversiavenezia/muoversiavenezia.
На гондоле — www.gondolavenezia.it.
Или водном такси www.veneziataxi.it.

В Венецианской лагуне находится более 100 островов, среди них самыми известными являются Бурано, Мурано, остров-кладбище Сан-Микеле, Торчелло и другие.
Бурано знаменит кружевами и разноцветными домами.
Мурано считается островом стекла.
На Лидо ди Венеция проходит Венецианский кинофестиваль, а также располагаются термальные источники.
На острове-кладбище Сан Микеле похоронены Игорь Стравинский и Иосиф Бродский.
На вапоретто можно добраться до многих островов:
LINEA 12 – Бурано, Мурано и Сан Микеле, а также Торричелло и Трепорти. Остановка находится на Fondamente Nove.
LINEA 4 – Мурано, а также Сан Дзаккария и Джудекка. Остановка – рядом с ж/д станцией.
LINEA 5 – Венеция Лидо. Остановка – площадь ж/д станции.
LINEA 2 – мост Риальто и площадь Сан Марко.
LINEA 14 – Мурано и площадь Сан Марко.
Транспорт работает с 6 утра и до 22-30 (иногда до 23-00).
Билеты можно купить на месте.

Подробнее о районах и островах Венеции

Сан-Марко.
В этом районе сосредоточены ключевые и знаковые достопримечательности Венеции. Сан-Марко является центральной площадью Венеции, здесь находится одноименная базилика, дворец дожей, мост Поцелуев, живописная лагуна. Остров Сан-Джорджо Маджоре также входит в район Сан-Марко.
Дорсодуро.
В районе Дорсодуро находится верфь Сан-Тровазо, где делают гондолы, а также многочисленные церкви, где хранятся работы всемирно известных мастеров.
Каннареджо.
Район Каннареджо считается одним из самых тихих в Венеции. Здесь расположен дом Тинторетто, находится гетто и многочисленные церкви.
Сан-Поло и Санта-Кроче.
В районе Санта Кроче можно насладиться Венецией без туристических толп. А в районе Сан-Паоло полюбоваться мостом Риальто и знаменитым видом на Большой канал.
Кастелло.
Район Кастелло является самым большим и густонаселенным, здесь находятся крепость и арсенал.
Мурано.
Остров, где производят муранское стекло.
Сан-Микеле.
Остров-кладбище, на котором похоронены известные люди, в том числе русские.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх