Телеуты история народа

История

Этноним телеут, равно как и теленгит и тёлёс, восходит к древнетюркскому этнониму теле. История народа теле прослеживается с раннего Средневековья. В 391 г. они были покорены табгачами, в 403 г. — жужанями. В 480-х гг. теле удалось добиться военных успехов (взятие Гаочана, разорение Юебани) и создать союзное китайцам государство Гаогюй, но вскоре оно распалось, и теле были побеждены эфталитами. В начале VI в. теле во главе с князьями Мивоту и Ифу с переменным успехом вели войны с жужанями, убили хана Футу, однако около 550 года были покорены тюркютами и стали подданными Тюркского, а позднее Восточно-тюркского каганатов.

С 930 года по 1207 год телеуты не входили ни в какие военно-политические союзы и, по всей видимости, были предоставлены сами себе. Об этом периоде времени, жизни и деятельности телеутов не имеется достоверных исторических сведений. В своей работе «Древние тюрки» Л. Н. Гумилёв, ссылаясь на источник «Юань-чао ми-ши», сообщает, что телеуты «упоминаются в числе суверенных племен, покорённых в 1207 г. Джучи-ханом». C этого времени на несколько веков они оказались в орбите влияния монголов. После распада империи Чингис-хана в XIII веке на несколько улусов телеуты оказались в улусе Угэдея, затем вошли в состав Ойратского ханства и вновь обрели независимость лишь в XVI в., с ослаблением гегемонии ойратских ханов в Центральной Азии. Степень этой независимости и централизации телеутских родов остаётся в литературе дискуссионным вопросом.

B XVI—XVIII веках телеуты кочевали в Верхнем Приобье и предгорьях Алтая, по обеим сторонам Оби. Таким образом, Телеутская землица включала в себя основной массив земель между рекой Иртыш на западе и рекой Томь на востоке в верхнем и среднем течении. Судя по более поздним письменным источникам и свидетельствам путешественников, посещавших Сибирь, телеуты занимались полукочевым скотоводством, которое сочеталось с присваивающими формами хозяйства: охотой (что подтверждают находки костей животных в местах стоянок), собирательством и рыбной ловлей. Известно им было земледелие, хотя и примитивное. К XVII столетию, ко времени прихода русских в Сибирь, у телеутов сложились патриархально-феодальные отношения. Более сильные племена не только оттесняли и поглощали слабые, но в ряде случаев покоряли их с целью получения дани. Телеуты также имели зависимое от них население кыштымов. У них были рабы, захваченные во время столкновений с соседями.

В русских письменных источниках телеуты под именем белых калмыков впервые упоминаются в 1601 году. Это название отличало тюркоязычных степняков от их союзников — монголоязычных ойратов, которых русские обозначали как чёрных калмыков. Впрочем, необоснованное обозначение ойратов и телеутов одним термином — «калмыки» — вызывало возражения уже у Герхарда Фридриха Миллера. В своём «Описании Томского уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его положении, в октябре 1734 года» историограф отмечает:

Это, конечно, верно, что теленгуты гораздо белее и красивее на вид, чем собственно калмыки, только на мой взгляд это как раз является доказательством того, что их не следует считать одним народом. К этому следует добавить, что они как в языке, так и во всем образе жизни и религии отличны от калмыков и сами калмыки не признают их своими родственниками.

На протяжении XVII в. телеуты всё больше вовлекались во взаимодействие с русскими властями Сибири, некоторые роды приняли русское подданство и откочевали на север, под защиту Томского острога (эта группа выезжих телеутов была со временем ассимилирована сибирскими татарами и составляет ныне отдельную этнотерриториальную группу татар-калмаков). Тем не менее долгое время телеутская феодально-племенная знать, за спиной которой стояла Джунгария, оставалась главным противником русских властей в Верхнеобье и в Горном Алтае. Телеутская землица на протяжении всего XVII в. играла роль своеобразного буфера между русскими уездами и владениями черных калмыков (западных монголов). До 1680-х годов телеутские князья из дома Абаковичей (сам Абак, его сын Кока и внук Табун), лавируя между Россией и Джунгарией, ухитрялись сохранять независимость или значительную самостоятельность и даже в той или иной степени подчиняли себе другие алтайские племена, облагая их данью (алманом). Телеутская знать упорно старалась сохранить свою монополию на эксплуатацию всего алтайского населения, поэтому всячески противодействовала проникновению русских в районы Верхнего Приобья и Горного Алтая. Известный археологический памятник Чёртово городище в Новосибирске, по мнению краеведов, представляет собой следы пограничного укрепления самих телеутов или зависимых от них чатских татар на так называемой телеутской меже, разделявшей сферы влияния русских и кочевников.

С начала XVIII века большая часть телеутов кочевала в пределах Джунгарии. К 1760-м годам в силу ряда разрушительных внутренних и внешних причин, решающей из которых стала война Джунгарии и Китая, улусное объединение телеутов окончательно распалось, телеуты оказались рассеянными. В одних случаях они полностью растворились в иноэтнической среде, в других послужили важным компонентом в формировании новых этнических общностей. По мнению Л. П. Потапова, телеутам принадлежит исключительная роль в этногенетическом формировании всех групп алтайцев, как северных, так и южных.

Примечания

  1. 1 2 3 4 Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:JWip_BUDRC8J:valerytishkov.ru/engine/documents/document1913.doc+&cd=4&hl=ru&ct=clnk
  3. Харьков В. Н. и др. Сравнительная характеристика генофонда телеутов по данным маркеров Y-хромосомы // Генетика.- 2009.- т.45.- №8.- С.1132 – 1142.
  4. Kharkov V. N., Medvedeva O. F., Luzina F. A., Kolbasko A. V., Gafarov N. I., Puzyrev V. P., Stepanov V. A. Comparative characteristics of the gene pool of Teleuts inferred from Y-chromosomal marker data, 2009.
  5. Derenko M., Malyarchuk B., Denisova G. et al. «Contrasting patterns of Y-chromosome variation in South Siberian populations from Baikal and Altai-Sayan regions»//Human Genetics, 2006. 118: 591-604.
  6. База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года
  7. Тайны «Чудских городков»
  8. Расселение алтайцев. Алтай.ру.
  9. Телеутская землица
  10. «Библиотека сибирского краеведения»
  11. Г. Ю. Ситнянский, О ПРОИСХОЖДЕНИИ ДРЕВНЕГО КИРГИЗСКОГО ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА.Печатная версия://Среднеазиатский этнографический сборник. Выпуск IV.М.,2001.С.175-180

Традиционная одежда телеутов

«Культура России (2012-2018 годы)»

Медиаресурс «Виртуальный исследовательский институт культуры коренных малочисленных народов Сибирского федерального округа» создан в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» при поддержке Министерства культуры РФ (государственный контракт 6269-01-41/14-14 от19.12.2014 г.)

Рис. 1. Телеутское платье кунёк: воротник»тяка» («чака»)из фондов Музея КемГУКИРис.2. Расшитые воротники «тяка» («чака»)для женского платья.

Кунёк — основная одежда телеутских женщин. Представляет собой платье прямого покроя с включением косоклинных вставок, длиной до щиколотки. Рукава сужены к запястью, могут быть дополнены манжетами. Кунек подпоясывается поясом (кур), тканым из цветных ниток. Длина пояса может достигать 2,5 м, ширина – около 3 — 4 см. Характерной особенностью данного вида одежды является декоративная отделка ворота. Воротник типа стойки, не высокий (около 2-3 см), жесткий, возможно с подкладкой из бересты, контрастный по цвету с основой платья, декорирован бляшками (круглыми или ромбовидными), символизирующими монеты (акча). Декоративные бляшки часто выполнены из бересты и прошиты золотыми или серебряными нитями «вприкреп». По центру груди небольшой разрез, декорированный двумя симметричными полосками. Декоративные полоски выполнены из бересты или картона, обшитого снизу ситцем, а снаружи ярким сукном (красный, алый, малиновый). В праздничном варианте накладное украшение состоит из 2х симметричных половинок. По краю половинки украшают широким серебряным галуном, а внутри, ближе к внутреннему краю прямого разреза ворота, нашивается «акча» (копейка) такой же круглой или ромбовидной формы, как и на вороте. На рис. 1 можно увидеть характерные приёмы оформления ворота женского платья: с изнанки на спинке пришита подкладка-подоплёка «чарплат» из хлопчатобумажной ткани; прямоугольный воротник из шерсти «тяка» украшен самодельным шнуром и пришитыми золотой ниткой ромбовидными кусочками бересты. На рис. 3 показано оформление пазушного разреза, который обшит шнуром и застёгивается на пуговицы-бусины, которые, по мнению исследователей, отражают космогонические мотивы небесных светил – луны и солнца. Очень подробно технология выполнения ворота женского платья «кунек» описана в работе Т.И. Кимеевой и Л.И. Тыдыковой «Традиции и ремёсла бачатскихтелеутов» (Кемерово, 2011). В фондах Музея КемГУКИ хранится телеутское платье кунёк, выполненное в полушерстяной ткани с крупным цветочным орнаментом (рис.2).

Рис.3. Телеутское женское платье кунёк: общий вид (из фондов Музея КемГУКИ).Рис.4. Телеутское женское платье кунёк: планка (из фондов Музея КемГУКИ).

Повседневные платья-рубахи шились из ситца или сатина ярких расцветок, а праздничные – из парчи или шёлка. Женское платье «кунек» может служить основой для пошива мужской рубахи, которая отличалась тремя основными деталями: длиной (мужская рубаха шилась длиной до колен), разрезом у ворота (на мужской рубахе разрез был косым и шёл слева направо), а также отделкой (на мужской рубахе не было богатого декора, а ворот обшивался шнуром «тек»).

Рис. 5. Воротник халата «чиймек» (из архива Музея КемГУКИ). Рис.6. Женский халат «чиймек»: вид сбоку (фото из архива Музея КемГУКИ).

Поверх платья-рубахи «кунек» мог одеваться женский праздничный халат «чиймек» (рис.6), который имеет следующие особенности: свободный, чуть расклешённый крой (без клиньев), наличие подклада (верх кроился из гладкой дорогой ткани – шёлка или атласа, а подклад – из ситца, сатина); V-образный вырез горловины; отдельный крой спинки, полочек и рукавов. Главным украшением халата являлся прямоугольный воротник из драпа, отделанный золотым галуном и кантом. К косым срезам воротника крепились кисти (по две с каждой стороны), причём в месте крепления пришивался особый узел из переплетённой золотой тесьмы (см. рис. 5). Технология изготовления халата «чиймек», воротника, а также особое символическое значение декоративных деталей подробно излагается в работе Т.И. Кимеевой и Л.И. Тыдыковой «Традиции и ремёсла бачатскихтелеутов» (Кемерово, 2011).

Сырмал – демисезонная одежда. Халат, широко распространенный среди тюркских народов. Телеуты шьют сырмал из черного сатина, атласа на бумазейной подкладке, стеганной на вате. Праздничный вариант может быть сделан из яркой ткани, декорирован золотой или серебряной тесьмой. Воротник «сырмала» — стойка высотой около 4 см. Рукава, подол, обе полы обшиваются контрастной декоративной полосой (черный бархат), а по краям окантовываются тесьмой. В коллекции Музея КемГУКИ хранится сырмал из серого сатина стеганного ватой, подбитый ситцем синего цвета с мелким растительным узором. Рукава, подол, обе полы обшиты контрастной декоративной полосой (черный бархат), а по краям окантованы тесьмой красного цвета. Этот халат не имел застёжки, при носке его запахивали на левую сторону и подвязывали поясом «кур».

Рис.7. Сырмал (из фондов музея КемГУКИ). Рис.8. Пояса «кур».

Пояс «кур» — один из наиболее интересных предметов национальной одежды телеутов. Ему придаётся особое символическое значение: завязанный пояс образует замкнутую окружность и служит человеку оберегом, защитой от враждебных сил. Известны народные игры, танцы с поясом «кур»; название национальной борьбы «куреш» восходит именно к слову «кур»: пояс в этом виде спорта играет большую роль. Длина пояса -250-270 см, его оборачивали вокруг талии несколько раз. Ширина – 5-20 см. Для изготовления поясов использовались яркие разноцветные нити, декор пояса представляет собой цветные продольные полосы.

Телеутский халат «телен» носили и мужчины, и женщины. Это лёгкий короткий приталенный кафтан на подкладке с застёжкой на пуговицы. Длинные рукава заканчиваются манжетами, воротник-стойка декорирован шнуром, из которого сделаны и петли для застёгивания пуговиц.

Рис.9. Женский платок. Телеутские женщины на празднике «Теле-каан».

По покрою телеутских халатов телена и сырмала изготавливались и шубы из овчины. Женские шубы (чан тон) шились наподобие сырмала и были длинными, мужские шились как телен в талию, длина их была до колена (телен тон). Шубы шили мехом внутрь и покрывали сукном или атласом. Стоячий воротник обшивался короткошёрстным мехом – каракулем или выдрой.

Традиционным головным убором телеутских женщин является платок, который складывается по диагонали и повязывается на голову следующим образом: один угол оставляется на спине, два других завязываются на затылке (если платок большого размера, свободные концы перекрещиваются сзади и завязываются на лбу).

по материалам О.А. Соловьяновой

Навигация по разделу:

  • Костюм:
    • Шорский костюм;
    • Традиционная одежда телеутов;
    • Шорские женские украшения;
    • Вышивка. Традиционный орнамент.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх