Татары в сибири

Культурное наследие и семейные ценности

Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой (чаршау) или деревянной перегородкой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты. Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.

Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак.

Татарские обычаи и традиции

Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая и т.д.) и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.

Традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда никах, он проходит дома или в мечети в присутствии муллы, праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак и т.д., гости не едят свинину и не пьют спиртные напитки. Мужчина-жених надевает тюбетейку, женщина-невеста облачается в длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.

Татарские свадебные обряды характеризуются предварительной договоренностью родителей жених и невесты о заключении брачного союза, часто даже без их согласия. Родители жениха обязательно должны заплатить калым, размер которого обсуждается заранее. Если размер калыма жениха не устраивает, и он хочет «сэкономить» ничего нет зазорного в том, чтобы украсть невесту перед свадьбой.

Когда рождается ребенок, к нему приглашают муллу, он проводит специальный обряд, нашептывая в ухо ребенку молитвы, отгоняющие злых духов и его имя. Гости приходят с подарками, для них накрывается праздничный стол.

Ислам имеет огромное влияние на общественную жизнь татар и поэтому татарский народ делит все праздники на религиозные, они носят название «гаете» – например Ураза гаете – праздник в честь окончания поста, или Корбан Гаете праздник жертвоприношения, и светские или народные «байрам», означающий «весенняя красота или торжество».

В праздник Уразы верующие татары-мусульмане целый день проводят в молитвах и разговорах с Аллахом, прося его о защите и снятии грехов, пить и есть можно только после захода солнца.

Во время проведения торжеств Курбан-байрам, праздника жертвоприношения и окончания хаджа, также его еще называют праздник добра, каждый уважающий себя мусульманин после совершения утренней молитвы в мечети должен зарезать жертвенного барана, овцу, козу или корову и мясо раздать нуждающимся.

Одним из самых значительных доисламских праздников считается праздник плуга Сабантуй, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. Кульминация торжества — проведение различных соревнований и состязаний в беге, борьбе или скачках на лошадях. Также обязательно угощение для всех присутствующих – каша или по-татарски боткасы, которая раньше готовилась из общих продуктов в огромном котле на одном из холмов или пригорков. Также на празднике было обязательным наличие большого количества крашеных яиц для того, чтобы их собирали дети. Главный праздник Республики Татарстан Сабантуй признан на официальном уровне и проводится каждый год в Березовой роще поселка Мирный что под Казанью.

Сибирские татары (самоназвание — сибтат. себер татарлар, татарлар, ед. сибтат. себер татар, татар)

коренной этнос Западной Сибири. Как самоназвание этнонимы себер татар, татар укоренились у тюркского населения Западной Сибири не ранее начала XX в. Как название этноним сибирские татары использовался в научных и документальных целях значительно раньше, вслед за обозначением всех тюркоязычных этносов этнонимом татар. Ранее общего автоэтнонима для обозначения этнической общности сибирские татары, по-видимому, не было, и в качестве самоназвания употреблялись этнонимы конфессионального (муслим, мусульман), территориального и племенного (тубуллык, тугыс и др.) происхождения.

Антропологические особенности

По расовым признакам сибирские татары относятся к южносибирскому, среднеазиатскому и западносибирскому расовому типам. Этногенетические процессы средневековья и более поздних периодов антропологически сближают сибирских татар с жителями Средней Азии (сартами), казахами, башкирами. Дерматоглифический материал позволяет отнести сибирских татар к кругу метисных монголоидно-европеоидных форм со значительным преобладанием монголоидного компонента. По суммарным антропологическим признакам сибирские татары идентичны суммарной группе населения Хакасии. Заболотные татары чрезвычайно близки к берёзовским ханты. Ялуторовская группа идентична европеоидному населению.

Группы и подгруппы

Тоболо-иртышская (включает заболотных, курдакско-саргатских, тарских, тобольских, тюменско-туринских и ясколбинских татар);

Барабинская (включает барабинско-туражских, любейско-тунусских и теренинско-чойских татар);

Томская (включает калмаков, чатов и эуштинцев).

Территория проживания и численность

Сибирские татары исторически проживали на обширных равнинах к востоку от Уральских гор до реки Енисей в степной, лесостепной и лесной зонах. Исконные сёла сибирских татар расположены чересполосно с сёлами других этносов преимущественно в Аромашевском, Заводоуковском, Вагайском, Исетском, Нижнетавдинском, Тобольском, Тюменском, Уватском, Ялуторовском, Ярковском районах Тюменской области; Большереченском, Знаменском, Колосовском, Муромцевском, Тарском, Тевризском, Усть-Ишимском районах Омской области; Чановском районе (аулы Тебисс, Кошкуль, Малый Тебисс, Тармакуль, Белехта), Колыванском районе Новосибирской области, Томском районе Томской области, по нескольку сёл имеется в Свердловской, Курганской и Кемеровской областях. Значительно сибирскотатарское население в городах указанных областей, а за пределами РФ общины сибирских татар есть в Средней Азии и Турции (село Богрюделик в провинции Конья).

По сообщению послов сибирского хана Едигера, прибывших в Москву в 1555 г., количество «чёрных людей» без знати в ханстве составляло 30 700 человек. В грамоте Ивана Грозного об обложении их данью приводится цифра 40 000 человек: По итогам Первой всероссийской переписи в Тобольской губернии в 1897 году сибирских татар насчитывалось 56 957 человек. Это последние известия о подлинной численности сибирских татар, так как дальнейшие переписи происходили с учётом численности татар-переселенцев из других регионов России. Нельзя не упомянуть и о том, что многие сибирские татары всячески уклонялись от переписи, полагая, что это очередная попытка царского правительства заставить их платить ясак (налог). Тем не менее, в 1926 г. на территории нынешней Тюменской области насчитывалось 70 000 татар, в 1959 г. — 72 306, в 1970 г. — 102 859, в 1979 г. — 136 749., в 1989 г. — 227 423, в 2002 г. — 242 325 (из них родилось в Тюменской области 125000 человек). Всего же, по результатам Всероссийской переписи населения, в 2002 году в вышеназванных областях (их территория соответствует основной территории исторического Сибирского ханства), проживало 358 949 татар, из которых 9 289 идентифицировали себя как сибирские татары. Наибольшее число респондентов идентифицировали себя как сибирские татары в Тюменской и Курганской областях — 7 890 и 1081 человек соответственно. Всего же, по данным переписи 2002 года, в России проживало 9 611 сибирских татар. В то же время, в ряде научных публикаций численность коренных сибирских татар оценивается от 190 до 210 тысяч человек. Столь значительное расхождение в данных может быть объяснено тем, что вопрос самоидентификации является среди сибирских татар предметом дискуссии. Часть из них разделяют официальную точку зрения о том, что являются частью единой татарской нации и считают свой родной язык восточным диалектом литературного татарского, другие считают себя представителями отдельного народа с самобытным языком и культурой.

Этногенез и этническая история

Часть сибирских татар вышло из среды средневековых кыпчаков, принимавших участие в формировании многих тюркских народов. В процессе своего длительного и сложного этнического развития сибирские татары контактировали с группами угорского происхождения, самодийцами, кетами, народами Саяно-Алтая, Средней Азии и Казахстана.

Наиболее близки к сибирским татарам этногенетически — казахи и башкиры, тюрки Саяно-Алтая. Связано это с тесными этногенетическими контактами этих этносов в обозримом прошлом.

Сравнительно достоверные данные об этногенезе, как считается в науке, можно получить с эпохи неолита (6-4 тыс. лет до н. э), когда начинают складываться племена. Эта эпоха характеризуется обитанием на территории Западной Сибири племён угорско-уральского происхождения, контактировавшими с племенами Прикаспийской Средней Азии. В середине 2-го тысячелетия до н. э. в Сибирь проникают ираноязычные племена. Рубеж и начало новой эры характеризуются формированием древнетюркского этноса в Сибири. Тюркские племена хунну обитали в Западной Сибири уже во II—III в.в. н. э. В VI—IX в.в западносибирскую лесостепь заселяют значительные массы тюрков, пришедшие из районов Алтая и Центрального Казахстана. В XIII в. в Прииртышье появляются кыпчаки, вытесненные из южных степей войсками Чингисхана. В этот период начинается активный уход угорского населения на север, часть которого остаётся и вливается в состав тюркского населения. Всё это время не прерываются контакты местного сибирско-тюркского населения с этносами Средней Азии, поскольку границы владений среднеазиатских государственных объединений доходили до территории Прииртышья. Так к XV—XVI в.в. складывается этническое ядро сибирских татар. В XIII в. территория проживания сибирских татар входила в состав Золотой Орды. В XIV в. возникает Тюменское ханство со столицей Чимги-Тура (совр. Тюмень), в конце XV — . XVI в.в. — Сибирское ханство со столицей в Искере (близ современного Тобольска).

Несмотря на многие общие культурные сходства сибирских, волго-уральских и астраханских татар, антропологи всё же выделяют сибирский тип как отдельный этнос. С тех пор как Татарстан стал центром и средоточием татарской культуры, влияние поволжских татар на все остальные группы татар привело к тому, что усилился процесс культурной консолидации всех подгрупп татар. Книги, фильмы, газеты, выпускаемые в Татарстане и доступные по всей России, концерты творческих коллективов из Татарстана в татарской диаспоре, неизбежно привели к нивелировке местных различий. Тем не менее, сибирские татары чётко разграничивают своих (сибирских) и других (астраханских и волжских) татар как этнос, однако имеют, в основном, дружественные отношения с другими татарами.

Язык и письменность

Сибирскотатарский язык относится по большинству фонетико-грамматических показателей к языку кыпчакско-ногайской подгруппы кыпчакской группы западнохуннской ветви тюркских языков. В лексике и грамматике имеются элементы языков карлукской группы, кыпчакско-булгарской и киргизо-кыпчакской подгрупп. Такое взаимопроникновение элементов языков разных групп и подгрупп в рамках тюркских языков характерно практически для всех тюркских языков. В фонетике прослеживаются явления тотального оглушения звонких согласных, связанные с угорским субстратом. 9 гласных звуков составляют систему вокализма, имеются восходящие и нисходящие дифтонги. Исконных согласных 17. Для языка характерно цоканье и йоканье во всех позициях слова. На морфологическом уровне отмечается широкое употребление причастий и деепричастий, употребление древнетюркской лексемы бак (смотреть) в значении модальной частицы пак (карап пак — посмотри, утырып пак — присядь). Профессор Г.Х. Ахатов считает, что «цоканье» у сибирских татар сохранилось от половцев.

Сибирскотатарский язык имеет ряд диалектов и говоров: тоболо-иртышский диалект с тюменским, тобольским, заболотным, тевризским, тарским говорами, барабинский диалект, томский диалект с эуштинско-чатским и орским говорами. Со времени проникновения в Сибирь ислама и до 20-х гг. XX в. сибирские татары, как и все мусульманские народы, пользовались письменностью, основанной на арабской графике, которая в 1928 году была заменена латиницей, а в 1939 г. — кириллицей. Письменным языком для сибирских татар является татарский литературный язык, основанный на грамматических законах языка казанских татар. Родной язык сибирских татар — устойчивое явление. Он широко используется ими в коммуникативной сфере и не имеет тенденции к активному нивелированию с другими языками. В то же время городское сибирскотатарское население переходит на русский язык, что относится только к языку, но не самосознанию.

Впервые фундаментально язык сибирских татар был исследован доктором филологических наук, профессором Г.Х. Ахатовым.

Духовная культура

Ценностные ориентиры сибирских татар базируются на религиозных (исламских) канонах, нерелигиозных представлениях и их проявлениях в обычаях и обрядности. К религиозным обрядам можно отнести следующие (проводятся при участии муллы) — обряд имянаречения (пала ататыу), бракосочетание (негэ), похороны (кумеу), поминальный обряд (катым), зарок (телэу) — проводится по значимым событиям жизни с закланием жертвенного животного, исламские календарные праздники — пост рамазан (ураса), курбан (корманнык) и др. Все религиозные обряды проводятся практически по одному сценарию — разница лишь в чтении муллой различных молитв. Накрывается стол с традиционным набором блюд (лапша, пироги, лепёшки, баурсаки, урюк, изюм, чай), собираются уважаемые люди, родственники, мулла читает необходимые молитвы, всем раздаётся милостыня (кэйер), трапеза.

Народные праздники и обычаи включают в себя элементы доисламских верований сибирских тюрков. К народным праздникам относится амаль (восточный новый год в день весеннего равноденствия). В селе проводится коллективная трапеза, раздаются подарки (предметы разбрасываются с высокой постройки), участники играют в игры. Сегодня почти забыт древний праздник карга путка («воронья (грачиная) каша»). Он проводился во время прилёта грачей, то есть перед началом посевных работ. Жители села собирали по подворьям крупу и другие продукты, варили кашу в большом котле на всех участников, развлекались, а остатки трапезы оставляли в поле.

Сочетанием язычества (тенгрианства) и ислама является кук корманнык (жертва небу). Сельчане во главе с мусульманским духовенством проводят этот обряд заклания жертвенного животного в засушливую погоду с просьбой к Всевышнему о дожде либо, наоборот, в дождливую о прекращении осадков для возможности продолжения сельскохозяйственных работ (в основном заготовки сена). Проявлениями язычества можно считать веру сибирских татар в духов предков (эруак), леших (пицен, албасты), водяных (сыу пэрей), злых духов (чин, пэрей, шайтан), домовых (ой пэрей), а также ношение при себе и наличие в доме амулетов с написанными изречениями из Корана.

К духовному наследию сибирских татар относится фольклор. В жанровом отношении он разнообразен. Из лиро-эпических произведений известны дастаны (народные поэмы) («Идегей»), прозаические — сказки (йомак), пословицы (лагап), поговорки (эйтем). Музыка (кроме плясовой) основана на пентатонике, поэтому сибирские татары поют песни (йыр), общие с татарскими и башкирскими. Музыкой сопровождаются такие жанры фольклора как баиты (пэйет) — стихи, посвящённые трагическим случаям жизни, мунаджаты (моначат) — религилзные песнопения, частушки (такмак). Народные танцы отличаются громким отбиванием ног (как в испанском фламенко). Из традиционных музыкальных инструментов известны курай (род свирели), кубыз (язычковый музыкальный инструмент), тумра (род домбры), тум (барабан).

Материальная культура

Аулами, а в прошлом юртами называли сибирские татары свои сёла, а города — тора, кала. Cреди томских татар до революции сохранились термины улус и аймак. Многие названия сибирскотатарских селений восходят к этнонимическому именованию, к местоположению (связаны с названиями рек, озёр), а также к имени основателя. Все названия сибирскотатарских селений имеют сибирскотатарское и русское официальное название, которое, собственно, тоже является тюркским. Почти все сёла сибирских татар располагаются на берегу водоёма (реки или озера). С сооружением дорог появились притрактовые селения. Старая часть села, обычно без строгой планировки, располагается на возвышенной части, где имелась мечеть с присущим сибирскому региону архитектурным обликом (деревянная срубная постройка с довольно приземистым минаретом над входной зоной). В селениях — волостных центрах находились здания волостных правлений (отдельная изба или пятистенный дом). Из других зданий выделялись почтовые станции в притрактовых деревнях, помещения училищ, частные магазины, лавки, кузницы. Кладбище располагалось неподалёку от села. Могилы имели четырёхугольные срубовидные оградки. На могильном холме женщины ставилось два деревянных столба — в изголовье и у ног. На могиле мужчины — один столб с полумесяцем.

Из строений известны срубные постройки, глинобитные, дерновые и кирпичные жилища, землянки и полуземлянки. В XVII — XVIII веках сооружались низкие срубные юрты с небольшими дверями, без окон, в которые свет проникал через отверстие в плоской земляной крыше. Поздние бревенчатые пятистенные дома имели двускатную или четырёхскатную крышу, крытую деревянными досками, и имели глухие ограды по всему периметру хозяйства. Некоторые имели двухэтажные срубные дома, а в городах зажиточные купцы и промышленники — каменные дома. Немногие дома с внешней стороны украшались узорами, расположенными на наличниках окон, карнизах, воротах усадеб. В основном это был геометрический орнамент, лишь иногда в узорах прослеживались изображения животных, птиц и людей, так как это запрещалось исламом. Во внутреннем убранстве дома главенствующее положение имели нары — урын, застеленные тканными безворсовыми паласами — келэм. На нарах устанавливался невысокий круглый столик для принятия пищи, спали на нарах же, застелив их перинами (тушэк) из пера птицы. По краю нар стопками укладывались одеяла (йурган), подушки (йастык), сундуки. Нары заменяли всю необходимую мебель. Так же в домах были столики на очень низких ножках, полки для посуды. Лишь у богатых сибирских татар встречалась и другая мебель, например шкафы и стулья. Отапливались жилые дома печами (мейец) — русскими с топкой, плитой и духовой частью для приготовления пищи и только отопительными с топкой. Второй этаж двухэтажного дома не отапливался. Одежда развешивалась на деревянной жерди под потолком (мауыл). Окна прорезались небольшими и занавешивались занавесками (тэрэс пэртэ). Подворье разделялось на дворовую (кура, ишегалт) и хозяйственную — скотную части (мал кура). Имелся погреб со льдом, который заготавливали зимой, для хранения мясных изделий.

Современные сибирскотатарские сёла имеют квартальную планировку. Во многих построены мечети различного архитектурного плана. Все постройки выполнены из дерева или кирпича. Этнического колорита современные сёла не имеют за исключением наличия мечети, кладбища с полумесяцами на могилах, которые имеют деревянные, железные оградки и памятники из железа или камня. Внутреннее убранство дома ничем не отличается от обычного городского. Для отопления используется газ.

Повседневная одежда мужчин и женщин состояла из шаровар и рубашки. Поверх рубашки надевались чекмень (цикмэн) или камзол (камсул), представлявшие собой приталенный стёганный с длинными рукавами и карманами род пиджака ниже колен из шерстяной ткани. Женский чекмень отличался от мужского большим расширением к подолу. Праздничные платья сибирских татарок шились с оборками (пормэ) и нагрудными украшениями (исеу). Праздничной мужской одеждой являлся халат (йэктэ, цапан). Из обуви известны кожаные сапоги (атыу, царык), кожаные туфли (царык паш), калоши, зимой — валенки. Головные уборы мужчин — тюбетейки (кэбэц), шапки на меху (такыя). Женщины носили налобную повязку (сарауц), а поверх неё шаль или платок. Обязательным атрибутом женских украшений были накосники (цулбы), браслеты (пелэлек) в основном из серебра. Зимняя одежда состояла из стёганых пальто (кортэ), овчинных тулупов (тун), шуб.

По крою и расцветке старинная верхняя одежда сибирских сродни среднеазиатской и Саяно-Алтайской, (с уйгуро-китайским отворотом), женские платья — башкирским (с несколькими рядами оборок по подолу), костюмы начала XX века и позже подвержены татарскому влиянию.

Кухня сибирских татар разнообразна и основывается на мучных, рыбных, мясных и молочных блюдах. Ели мясо всех домашних животных и птиц, кроме свинины, из диких животных — зайчатину и лосятину. Из конского мяса делали колбасы (казы), в том числе и копчёные. Кроме того, вялили мясо. Излюбленные первые блюда — супы и бульоны: мясной суп — аш, мясной бульон — шурба, уха — палык шурба, разные виды лапши — онаш, салма, супы с клёцками — умац и йорэ, пшённый — тарык урэ, перловый — куцэ урэ, рисовый — корец урэ. В качестве вторых блюд употребляются пишпармак — томлёное в печи мясо с бульоном, картофелем, луком и кусочками тонко раскатанного теста, а также различные изделия из теста: большой закрытый мясной пирог — пэлец (из различных видов мяса), большой закрытый рыбный пирог — эртнек. Известно большое количество выпечки: пресные лепёшки — кабартма, пэтер и йога, пшеничный и ржаной хлеб, большой закрытый или открытый пирог со сладкой начинкой из калины (палан пэлец), клюквы и брусники (цея пэлец), пирожки с различными начинками — капшырма, самса, пэрэмец, множество видов паурсаков — кусочков теста, приготовленных в кипящем масле или жире (сур паурсак, сансу и др.), блюда наподобие блинов — коймак, халва — алюва, хворост (коштел). Употребляли каши, талкан — блюдо из молотых зёрен ячменя и овса, разведённых в воде или молоке.

Поскольку территория проживания сибирских татар — болотистые, озёрные места, одним из популярных видов сырья для приготовления пищи является рыба (кроме бесчешуйных видов и щуки, которые запрещены исламом). Рыба варится в виде ухи, запекается в печи, жарится на сковороде как отдельно на масле, так и в бульоне с картофелем, а также вялится, сушится, солится. Кроме того, популярно мясо водоплавающей дичи. В виде приправы во всех видах мясных и рыбных блюд используется большое количество лука. Помимо мясных блюд, как один из основных видов продуктов животноводства, популярны молочные продукты: май — масло, (эремцек, эцегей) — творог, катык — особый вид простокваши(кефира), каймак — сметана, сливки, курт — сыр. Наиболее распространёнными напитками были чай, некоторые виды шербета, известно употребление кумыса и айрана.

Из дикорастущих ягод на сладкое приготавливалась пастила.

Со второй половины ХХ в. в рационе сибирских татар начали появляться овощи.

Традиционное хозяйство, ремёсла

Известно о занятии сибирских татар мотыжным земледелием ещё до вхождения Сибири в состав России. Традиционные культуры — ячмень, овёс, просо, позже — пшеница, рожь, гречиха, выращивался лён (йетен), огородничество не характерно плоть до начала ХХ в. Овощи покупались.

Скотоводство — основное занятие сибирских татар в прошлом, на селе и сейчас. В хозяйстве выращивали лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, в редких хозяйствах разводили верблюдов для торговли в южных странах. После весенних полевых работ табуны лошадей выпускались на вольную пастьбу. Овец стригли 2 раза в год. Сено заготавливается летом на индивидуальных и общинных покосах. До сих пор популярны рыболовство и охота. Основная рыба — карась (табан), а отстреливаются водоплавающая птица, лось, косуля, пушной зверь. Известно о ловле медицинских пиявок.

Определённое значение имели и имеет сейчас торговля, а в прошлом извоз — перевозка купеческих грузов на своих лошадях, отхожие промыслы (работы по найму в сельском хозяйстве, на казённых лесных дачах, лесопильных и других заводах). Продукты животноводства и земледелия обрабатывались как для внутреннего потребления, так и для торговли. Зерно мололи на муку и крупу на ветряных мельницах (йел тирмэн), а также с помощью ручных орудий (кул тирмэн). Масло взбивалось в специальной маслобойке — кобо. Известно о выжимании конопляного масла.

Ремёсла в основном были связны с внутренним потреблением. Шкуры домашнего скота и дичи выделывались вручную. Из шкур шились тулупы, обувь. Из пера птицы набивались подушки и перина. Козий пух и овечью шерсть пряли, вязали из пуха шали для себя и на продажу, а из шерсти — в основном носки. Лён обрабатывали для пошива одежды. Мастера (оста) вязали сети (ау), неводы (йылым) и производили другие приспособления для ловли рыбы, а также капканы на животных. Имеются данные об изготовлении верёвок из липового лыка, плетении коробов из ивовых прутьев, изготовлении берестяной и деревянной посуды, лодок, телег, саней, лыж. В северных районах собирали кедровые шишки.

Современные сибирские татары, живущие в городах, работают во всех сферах производства, обслуживания и образования, а на селе сохраняются традиционные занятия, как животноводство (с производством молочных продуктов для внутреннего потребления и для продажи, обработкой пуха и шерсти), охота, рыболовство, сбор дикоросов (ягод, грибов, кедровых шишек для продажи).

Социальная организация

В период Сибирского ханства и ранее у сибирских татар существовали родо-племенные отношения с элементами территориальной общины. В XVIII — начале XX в.в. у сибирских татар существовали 2 формы общины: община-волость и община-селение. Функции общины-волости сводились в основном к фискальным и представляли собой этническую и сословную общность. Община-селение представляла собой поземельную единицу с присущими ей регулированием землепользования, хозяйственными функциями, функциями управления. Управление велось демократическими сходами. Проявлением общинной традиции является обычай взаимопомощи.

Немаловажной у сибирских татар была роль тугума. Тугум — группа родственных семей, берущих начало от одного предка. Роль тугума заключалась в регулировании семейных, хозяйственно-бытовых отношений, исполнении религиозных и народных ритуалов. Важной была роль и религиозной общины, регулировавшей определённые отношения в общине в целом.

Ханты

Хантами называют коренной немногочисленный угорский западно-сибирский народ, проживающий по низовьям Иртыша и Оби. Их общая численность 30 943 человека, причем большая их часть 61% живет в Ханты-Мансийском АО, и 30% в Ямало-Ненецком АО. Занимаются ханты ловлей рыбы, стадным оленеводством и таежной охотой.

Старинные имена хантов «остяки» или «югры» широко используются и сегодня. Слово «ханты» произошло от древнего местного слова «кантах», что просто означает «человек», в документах оно появилось в советские годы. Ханты этнографически близки к народу манси, и объединены с ними часто под единым названием обские угры.

Ханты в своем составе неоднородны, среди них различают отдельные этнографические территориальные группы, различающиеся диалектами и названием, способами ведения хозяйства и самобытной культурой – казымские, васюганские, салымские ханты. Язык хантов принадлежит к обско-угорским языкам уральской группы, он разделен на множество территориальных диалектов.

С 1937 года современная письменность хантов развивается на основе кириллицы. Сегодня 38,5 % хантов свободно говорят на русском языке. Ханты придерживаются религии своих предков – шаманизма, но многие из них причисляют себя к православным христианам.

Внешне ханты имеют рост от 150 до 160 см с черными прямыми волосами, смуглым лицом и карими глазами. Лицо у них плоское с широко выдающимися скулами, широким носом и толстоватыми губами, напоминающее монголоидное. Но у хантов в отличие от монголоидных народов правильная прорезь глаз и более узкий череп.

В исторических хрониках первые упоминания о хантах появляются в X веке. Современные исследования показали, что ханты проживали на данной территории уже в 5-6 тыс. лет до н.э. Позже они были серьезно потеснены кочевниками на север.

Ханты наследовали многочисленные традиции усть-полуйской культуры таежников промысловиков, развивавшейся в конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э. Во II тыс. н.э. северные племена хантов оказались под влиянием ненцев-оленеводов и ассимилировались с ними. На юге племена хантов ощутили на себе влияние тюркских народов, позднее русских.

К традиционным культам народа хантов относится культ оленя, именно он стал основой всей жизни народа, транспортным средством, источником пищи и шкур. Именно с оленем связаны мировоззрение и многие нормы жизни народа (наследование стада).

Живут ханты на севере равнины по низовьям Оби в кочевых временных стойбищах с временными оленеводческими жилищами. Южнее на берегах Северной Сосьвы, Лозьвы, Вогулки, Казыма, Нижней Оби они имеют зимние поселения и летние кочевья.

Ханты издавна поклоняются стихиям и духам природы: огню, солнцу, луне, ветру, воде. У каждого из родов есть тотем, животное, которое нельзя убивать и использовать в пищу, божества семьи и предков-покровителей. Повсеместно ханты почитают хозяина тайги медведя, проводят даже традиционный праздник в его честь. Почитаемой покровительницей домашнего очага, счастья в семье и рожениц является лягушка. В тайге всегда есть священные места, где проводятся шаманские обряды, задабривая их покровителя.

Манси

Манси (старинное название вогулы, вогуличи), численность которых 12 269 человек, проживают большей частью в Ханты-Мансийском АО. Этот весьма многочисленный народ известен русским с открытия Сибири. Еще государь Иван IV Грозный повелевал посылать стрельцов усмирять многочисленных и могущественных манси.

Слово «манси» произошло от прафинно-угорского старинного слова «мансз», означающего «мужчину, человека». У манси есть свой язык, относящийся к обско-угорской обособленной группе уральской языковой семьи и достаточно развитый национальный эпос. Манси являются близкими по языку родственниками хантов. Сегодня до 60% используют в повседневной жизни русский язык.

Манси удачно сочетают в своей общественной жизни культуры северных охотников и южных кочевников-скотоводов. Новгородцы контактировали с манси еще в XI веке. С появлением русских в XVI веке часть племен вогулов ушли на север, другие жили по соседству с русскими и ассимилировались с ними, приняв язык и православную веру.

Верованиями манси являются поклонение стихиям и духам природы – шаманизм, им присущ культ старших и предков, тотемного медведя. Манси имеют богатейший фольклор и мифологию. Манси разделяются на две обособленные этнографические группы потомков уральцев Пор и потомков угров Мось, отличающиеся происхождением и обычаями. С целью обогащения генетического материала браки издавна заключались только между этими группами.

Манси занимаются таежной охотой, разведением оленей, ловлей рыбы, земледелием и скотоводством. Оленеводство на берегах Северной Сосьвы и Лозьвы было перенято у хантов. Южнее с приходом русских было перенято земледелие, разведение лошадей, КРС и МРС, свиней и птицы.

В повседневной жизни и самобытном творчестве манси особое значение имеют орнаменты, схожие по мотивам с рисунками селькупов и хантов. В орнаментах манси явно преобладают правильные геометрические рисунки. Часто с элементами рогов оленей, ромбы и волнистые линии, похожий на греческий меандр и зигзаги, изображения орлов и медведей.

Ненцы

Ненцы, по-старинному юраки или самоядь, всего 44 640 человек живут на севере Ханты-Мансийского и соответственно Ямало-Ненецкого автономных округов. Самоназвание самодийского народа «ненец» дословно означает «мужчина, человек». Из северных коренных народов они самые многочисленные.

Занимаются ненцы крупностадным кочевым оленеводством в тундре. На Ямале ненцы содержат до 500 тысяч оленей. Традиционным жилищем ненцев является конический чум. До полутора тысяч ненцев, живущих южнее тундры на реках Пур и Таз, считаются лесными ненцами. Кроме оленеводства они активно занимаются тундровой и таежной охотой и рыбной ловлей, сбором даров тайги. Питаются ненцы ржаным хлебом, олениной, мясом морского зверя, рыбой, дарами тайги и тундры.

Язык ненцев относится к уральским самодийским языкам, он разделен на два диалекта тундровый и лесной, они в свою очередь делятся на говоры. Народ ненцев обладает богатейшим фольклором, сказаниями, сказками, эпическими сюжетами. В 1937 году ученые лингвисты создали для ненцев письменность на основе кириллицы. Этнографы описывают ненцев как коренастых людей с большой головой, плоским землистого цвета лицом, лишенным какой-либо растительности.

Сибирские татары

В средние века именно сибирские татары были основным населением Сибирского ханства. Сейчас субэтнос сибирских татар, как они сами себя называют «себер татарлар», состоящий по разным оценкам от 190 тыс. до 210 тыс. человек проживает на юге Западной Сибири. По антропологическому типу татары Сибири близки к казахам и башкирам. «Тадар» себя могут именовать сегодня и чулымцы, и шорцы, и хакасы, и телеуты.

Предками сибирских татар ученые считают средневековых кыпчаков, которые контактировали длительное время с самодийцами, кетами, угорскими народами. Процесс развития и смешения народов шел на юге Западной Сибири с VI-IV тыс. до н.э. до возникновения в XIV веке Тюменского царства, и позже с возникновением в XVI веке могущественного Сибирского ханства.

В большинстве сибирские татары пользуются литературным татарским языком, но в некоторых отдаленных улусах сохранился сибирско-татарский язык из кыпчако-ногайской группы западнохуннских тюркских языков. Он делится на тоболо-иртышский и барабинский диалекты и множество говоров.

Праздники сибирских татар содержат черты доисламских древних тюркских верований. Это, прежде всего амаль, когда празднуется во время весеннего равноденствия новый год. Прилет грачей и начало полевых работ сибирские татары празднуют карга путка. Прижились здесь и некоторые мусульманские праздники, обряды и молебны о ниспослании дождя, почитаются мусульманские захоронения суфийских шейхов.


Loading… Метки: Народы России, Народы Сибири>История России

НАРОДЫ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI в.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

Как происходил процесс превращения России в крупнейшую евразийскую державу?

Ханты. Рисунок XVIII в.

1. Народы Западной Сибири

Финно-угорские народы Западной Сибири — ханты и манси, обитавшие по Оби и Иртышу и их притокам, находились в зависимости от Сибирского ханства. После разгрома сибирского хана Кучума эти народы добровольно перешли в российское подданство. Таким образом, к концу XVI в. финно-угорские народы, проживавшие на территориях Восточно-Европейской равнины, Урала и Сибири, оказались полностью включены в Российское государство.

Башкиры. Современный рисунок

2. Народы Поволжья

В XVI в. в сферу влияния России были вовлечены и тюркские народы Среднего Поволжья и Сибири (чуваши, казанские, астраханские и сибирские татары, башкиры). Чуваши, проживавшие на правом берегу Волги (Горной стороне), вошли в состав Российского государства, как и всё население этой области, летом 1551 г. После взятия русскими войсками в 1552 г. Казани и подавления антимосковских восстаний 1552— 1557 гг. в подданство российского царя перешли и чуваши, проживавшие на левом берегу Волги (Луговой стороне).

В 1556 г. в состав России вошло Астраханское ханство, а вместе с ним и народы Нижнего Поволжья. В следующем году Ногайская Орда, кочевья которой располагались между Средней и Нижней Волгой и Ликом (Уралом), признала свою зависимость от Ивана IV. Последующее присоединение Ногайской Орды способствовало вхождению башкир в состав Российского государства. Ещё в 1554 г. башкирские послы прибыли в Казань для переговоров с царским наместником о принятии российского подданства. В 1557 г. в Москве башкирские предводители получили от Ивана IV жалованные грамоты, в которых излагались основные условия присоединения башкирских земель к Российскому государству. Часть зауральских (северо-восточных) башкир вошла в состав России в ходе завоевания Сибирского ханства в конце XVI — начале XVII в.

Вспомните, что такое ясак.

Сбор ясака. Рисунок XVII в.

Большая часть народов Поволжья и Сибири, вошедших в состав России, стала ясачными людьми. Они работали на земле, которая считалась государственной (казённой). За пользование землёй они платили российскому царю ясак, взимавшийся либо натурой (зерном, мёдом, мехами), либо деньгами. Кроме того, тяглое население выплачивало разнообразные налоги и подати: ямские и полоняничные (направлявшиеся на выкуп пленников) деньги, оброк за пользование бортными угодьями и пр. Ясачных людей также привлекали к строительству городов, оборонительных линий, заготовке леса, ямской службе, выполнению других государственных работ.

3. Формирование новой администрации

Местную знать — князей и мурз — российское правительство, заинтересованное в укреплении своей власти на недавно вошедших в состав государства землях, стремилось привлечь на свою сторону. С этой целью подтверждались их права на владение родовыми земельными угодьями. Эти угодья включали определённое количество пашни, бортные участки, рыбные ловы и т. п. Князья и мурзы сохраняли за собой право управления населением и сбора дани с него. Также местная знать должна была выполнять обязанности по охране границ и участвовать в военных походах.

Земельные владения (пашни, сенокосы, лесные участки) получали и служилые люди (так называемые «служилые татары»). Они использовались в качестве толмачей (переводчиков), писцов, посланников. Из них же формировались воинские подразделения, нёсшие пограничную и городовую службу. За это «служилые татары» наряду с поместьями получали денежное и хлебное жалованье. Кроме того, им был предоставлен ряд торговых и ремесленных преимуществ. Например, вместо выплаты жалованья казанским слободским татарам было предоставлено право свободной торговли (притом что они не состояли в купеческом сословии).

К началу XVII в. земельные владения большинства служилых людей Поволжья и Сибири были невелики (хотя встречались среди них и крупные землевладельцы). Впоследствии часть местной знати была включена в состав российского дворянства. Мелкопоместные служилые люди постепенно переходили в разряд черносошных крестьян.

4. Освоение русскими присоединённых земель

С середины XVI в. началось усиленное проникновение на территории Поволжья и Сибири русского населения. Заселение этих территорий сопровождалось строительством городов как опорных военных пунктов, центров административных единиц и торговой деятельности. Здесь были построены крепости Лаишев (1557), Тетюши (1558), Царёвококшайск (совр. Йошкар-Ола), Уржум (обе — в 1584 г.) и др.

Что такое засечные черты? Для чего они возводились? Где проходила первая засечная черта?

С 1570-х гг. в Поволжье стали строиться засечные черты. Первая из них была сооружена в 1578 г. и проходила от Темникова к Алатырю и Тетюшам.

Вновь строящиеся города и укреплённые линии заселялись военными служилыми людьми, получившими от государства небольшие земельные наделы и жалованье. В их обязанность также входила обработка казённой десятинной пашни. Заселение Поволжья сопровождалось и раздачей здесь земельных владений боярам (вотчин) и дворянам (поместий). Владельцы этих земель привозили крестьян из центральной части России.

Продвижение русских шло и в Прикамье, в бассейнах рек Белая, Уфа, Вятка. На Средней Каме и Чусовой появились владения купцов Строгановых.

Какова была роль купцов Строгановых в завоевании Россией Сибирского ханства?

В Сибири русские первоначально оседали в строившихся городах, острогах, зимовьях и представляли преимущественно служилое сословие.

5. Проблема вероисповедания на присоединённых землях

Из курса истории Средних веков вспомните, кто такие миссионеры.

Благовещенский собор в Казани

Укреплению центральной власти на вновь присоединённых землях должна была содействовать и религиозная политика российских властей. Важным направлением этой политики было распространение христианства. Основная задача по приобщению народов присоединённых земель к православию легла на созданную в 1555 г. Казанскую епархию. Её первым главой стал архиепископ Гурий. Активное участие в миссионерской деятельности принимали монастыри, которым были пожалованы большие земельные владения. В мордовских, марийских, мещерских землях такая деятельность проводилась Благовещенским, Спасским, Арзамасским, Троицким, Алатырским, Макарьевским, Желтоводским и другими монастырями.

Макарьевский монастырь — одна из старейших православных обителей Поволжья

Руководством для миссионерской деятельности служила «Наказная память» Ивана IV — первая в российской истории инструкция по обращению в православие нерусских народов. В ней говорилось о том, что предпочтительными являются ненасильственные методы крещения. Например, предоставление льгот и привилегий добровольно перешедшим в православие. В первую очередь распространение христианства было направлено на народы, сохранившие языческие верования: мордву, чувашей, марийцев, удмуртов, отдельные группы татар, хантов, манси и др. Принявших православие на три года освобождали от уплаты ясака. Охотно крестились отдельные представители местной знати (например, сын бывшего казанского хана Сафы-Гирея), так как после принятия православия их приравнивали в правах к русскому служилому сословию.

Людей, добровольно принявших православие, называли новокрещёнами.

По отношению к своим подданным, исповедующим ислам, Российское государство проявляло определённую веротерпимость (хотя пленных татар нередко подвергали насильственному крещению). Такая политика была вызвана неспокойной обстановкой в Поволжье, а также внешнеполитическими обстоятельствами. Царь не желал портить отношений с соседними мусульманскими странами — Османской империей и Крымским ханством. В 1570 и 1584 гг. Иван IV даже отправил специальные посольства к турецкому султану с заверениями в том, что он очень уважительно относится к исламу и никогда не притеснял своих мусульманских подданных. Мусульманам разрешалось строить мечети в местах их проживания. Так, московские татары, жившие в Москве, с XV в. имели особые кварталы-слободы на Сретенке, Мещанке, в Кукуй-городе, Марьиной Роще и других районах.

При этом российское правительство предпринимало меры, препятствовавшие обращению в ислам немусульманских народов. В 1593 г. был издан царский указ, в котором предписывались меры по «охране» новокрещён от ислама и отвращению их от язычества. Этим указом запрещалось проживание новокрещён и некрещёного населения в одних селениях, заключение между ними браков. Помещики должны были обращать в христианство иноверцев, состоявших у них на службе.

Однако данный указ на практике так и не был выполнен из-за обострившихся в России в начале XVII в. внутренних противоречий. Вернуться к христианизации нерусского населения Среднего Поволжья и Сибири российское правительство смогло лишь в середине XVII столетия.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Присоединение к России территорий и народов Казанского, Астраханского, Сибирского ханств, Поволжья и Приуралья способствовало её превращению в крупнейшую евразийскую державу.

Вопросы и задания к тексту материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

1. Как была организована военная служба народов, вошедших в состав России в XVI в.? 2. На какие основные этапы можно разделить процесс освоения русским населением новых территорий? Докажите свои выводы цитатами из текста. 3. Почему основу поселенцев на новых землях составляли служилые люди? 4. Какую цель преследовало российское правительство, распространяя христианство среди вновь присоединённых народов? Какие методы распространения православия предписывались «Наказной памятью», изданной Иваном IV? 5. Какими правами пользовались представители других религий на территории Российского государства в XVI в.?

Работаем с картой

Назовите и покажите на карте реки, по которым в XVI в. шло расселение русских людей на новых территориях.

Изучаем документ

ИЗ «ЛЕТОПИСЦА РУССКОГО»

Крещение Казанского царя. В 61 лето , генуария 8, в неделю, крещён бысть Казанской царь Утемиш Гирей Сава Киреев сын царёв, а наречённо имя ему во святом крещении Александр царь, а крещён у Чюда в монастыре, а крестил его Макарей митрополит, а приемник владыка Сава Крутицкой. И ел царь новопросвещённый у Макария митрополита. И, крестив его, митрополит привёл благоверному царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии. Здравствовал государь, что сподобил Бог… царя просветить крещением. И царь благоверный пожаловал царя Александра Сафагиреевича , велел жить у собя в царском своём дому и повеле его учити грамоте, понеже юну ему сущу, да навыкнет страху Божию и научится закону христьянскому.

Какие привилегии получил хан Утямыш-Гирей после крещения?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Сравните процесс распространения христианства среди населения земель, присоединённых к Российскому государству в XVI в., с Крещением Руси.

2. Дайте характеристику политики, проводившейся Иваном IV в Поволжье и Сибири.

3. Какие налоги платило и повинности несло население восточных земель, присоединённых к России в XVI в.?

Запоминаем новые слова

Епархия — церковно-административная территориальная единица в христианской церкви, возглавляемая епископом.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх