Табасаранцы

Язык

Основная статья: Табасаранский язык

Табасаранский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанских языков. Помимо родного языка табасараны владеют русским языком, табасараны Дербентского района и восточной части Табасаранского района часто владеют азербайджанским языком. Также, некоторые табасараны владеют лезгинским языком. Литературный табасаранский язык сформировался на основе нитрикского говора южного диалекта. Наиболее близкий к табасаранскому — агульский язык. А. М. Дирр, опубликовавший в начале XX в. специальную статью о табасаранском языке пришёл к следующему выводу:

«Табасаранский язык представляет собой язык с несомненно дагестанской грамматикой, но его лексикологический материал значительно обеднел: табасаранский лексикон изобилует персидскими, турецко-татарскими и арабскими словами. Большинство этих слов проникло в табасаранский язык посредством татарского языка, влияние которого, однако, обнаруживается не только в словаре, но также и в грамматике».

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в 1890—1907 гг., читаем:

К таким же малоисследованным языкам вост.-горской группы принадлежит табасаранский, распространённый в южн. Дагестане, в бассейне р. Рубаса. На севере язык этот соприкасается с кайтагскими наречиями, на юге — с кюринскими, с запада к нему примыкает агульский язык (сродный, по показанию одних, с табасаранским, по показанию других — с кюринским), а на востоке область его отделяется от Каспийского моря прибрежной полосой, занятой тюркскими племенами. Вследствие близкого соседства и постоянных сношений с последними, табасаранцы усвоили себе их азербайджанское наречие и забывают понемногу свой родной язык. Исследование табасаранского языка было последним трудом бар. П. К. Услара, который не успел при жизни окончательно его обработать грамматически. Труд Услара продолжал Л. П. Загурский, но также не успел довести его до конца.

Табасаранский язык занесён в Книгу рекордов Гиннесса как один из самых сложных языков мира. В современном табасаранском языке различают три диалекта: нитрихский, сувакский, галинский (этегский), каждый из которых объединяет группу говоров. В основу литературного табасаранского языка положена фонетическая и грамматическая система нитрихского диалекта. В лексике имеется довольно значительный пласт заимствований. Из фарси заимствована преимущественно древняя военная, бытовая и ремесленная терминология; из арабского — религиозные, научные и философские термины; из русского (или из европейских языков через русский) — современная научно-техническая и общественно-политическая терминология. Также имеется немалое количество заимствований из азербайджанского языка. В их число входят как существительные, так и многие сложные глаголы. Советский языковед А. А. Магометов также сообщал о влиянии азербайджанского языка на табасаранский: «Влияние испытал и табасаранский язык. Прежде всего оно сказывается на лексическом составе языка, который содержит большее число слов, проникших в табасаранский через азербайджанский язык… Заимствованные слова порой могут вытеснить и собственно табасаранские слова».

Письменность на основе русского алфавита. В 1932 году в свет вышла газета на табасаранском языке «Уьру Табасаран («Красный Табасаран»), являвшаяся органом Табасаранского райкома партии.

Традиционная одежда

Как и у других народов Северного Кавказа, она изготавливалась в основном из местных материалов: шапки и шубы — из овчины, обувь — из кожи скота, шляпы, бурки — из войлока, башлыки, черкески, штаны и бешметы — из домотканого сукна.

Бешмет — повседневная и выходная одежда — представлял собой длинный кафтан, охватывающий фигуру и застёгивающийся до пояса. Бурка — колоколообразная войлочная накидка — защищала горца и его лошадь от дождя, снега и жары, служила подстилкой и одеялом. Папаха — шапка из овчины. Башлык являлся дорожным головным убором, который надевался поверх папахи.

Женская одежда наиболее ярко подчёркивала социальные различия горянок, хотя и выражала бытовавший идеал красоты — тонкую талию и плоскую грудь. Все горянки носили длинную рубаху с разрезом на груди и маленьким стоячим воротником, застёгнутым на пуговицу. Длинные рукава рубахи иногда спускались до подола. Под рубаху надевали штаны, по покрою совпадающие с мужскими. Поверх рубахи надевали платье. Женское платье было по образу и покрою с мужской черкеской. Кавказские женщины всегда носили головные уборы, платки или шарфы.

Известные табасараны

Исторические личности

  • Акимов Аллахверди — абрек нач. XX в., возглавил отряд, в которой насчитывалось 120 человек, о котором среди масс ходила молва, рассказывающая о его смелых «рейдах» против местных властей и богачей, о защите интересов обездоленных, большой щедрости к нуждающимся, родился в 1887 г. в ауле Чере.
  • Гаджи-Куттай Ханмагомедов — зажиточный табасаранец, на средства семьи которого в 1926 г. на территории нынешнего Хивского района были построены мечеть и мосты. Вот что пишет о нём Гасан-Эфенди Алкадари в книге «Асари Дагестан» (первой хронике по истории Дагестана): «…состоящий там в должности члена суда Гаджи-Куттай-эфенди Кандикский есть учёный, окончивший курс наук и знаний».
  • Гаджи-Магомед Зирдагский — сын Хасана ибн Рабадан, философ и историк, поэт, педагог и богослов XVII—XVIII вв., соавтор «Диндин асулар шубуб — иман, ислам, суннат ву».
  • Мирза Калухский (1697—1741) — поэт-воин. В 1741 году, объединившись в отряды под руководством Калухского, табасаранские воины двинулись в Андалалскую долину и доблестно сражались в составе объединенных сил горцев, разгромивших полчища Надир-шаха. В этом бою в возрасте 27 лет погиб и Мирза Калухский. В мае 1742 г. Надир во главе 30-тысячного войска трижды обрушивался на Табасаран, но успеха не имел. «И сам едва не потерял жизни и при всей неустрашимости своей принужден был от пуль спасаться в ров» (Бутков П. Г., ч. I, с. 213).
  • Сефербеков, Абдулла — снайпер Великой Отчественной войны. Уничтожил 110 гитлеровцев в том числе 17 за один день. Погиб в боях под Гжатском (Смоленская область) в 1943 г. (родом из с. Чувек)
  • Табасаранский, Абдул Бек (15.12.1870 — 1918) полковник царской армии. Участник русско-японской войны, участник первой мировой войны. С 09.12.1915 Командир Осетинского конного полка.
  • Хасан ибн Рабадан — автор труда «Диндин асулар шубуб — иман, ислам, суннат ву», относится к 1614 г. (1023 г. хиджры).
  • Имнет Бакарова (р. 1895 г.) — долгожительница, родом из села Гурик Табасаранского района.

Деятели культуры

  • Базутаев, Юсуф Минатуллаевич — поэт
  • Гамидов, Шихмагомед Гаджиевич — поэт, кандидат физико-математических наук
  • Казиев, Шамиль Рамазанович — член Союза писателей СССР
  • Магомедов, Касум — член Союза композиторов РФ
  • Митаров, Багаудин Митарович — поэт
  • Митаров, Муталиб Митарович — поэт
  • Омарова, Гюлбика — поэтесса
  • Саидов, Сейфулла Айдемирович — член Союза художников СССР, а затем член Союза художников России, заслуженный деятель искусств Кубани
  • Ханмагомедов, Айдын Асадуллаевич — русскоязычный поэт
  • Ханмагомедова, Зумруд Гаджи-Курбановна — поэтесса, первая табасаранка с высшим образованием
  • Чудакова, Мариэтта Омаровна — писательница, мемуарист, доктор филологических наук
  • Жафаров, Абумуслим Пирмагомедович (Джафаров) (1909—1969) — поэт, прозаик и драматург, основоположник табасаранской советской литературы

Общественно-политические деятели

  • Абдурахманов, Зияутдин Абдуллаевич — генерал-майор, заслуженный лётчик России, генеральный директор ОАО «Аэропорт Астрахань», начальник центра боевой подготовки и боевого применения Военно-Воздушных сил России
  • Алиев, Сефер Насирович — министр земельных и имущественных отношений Республики Дагестан
  • Октай Табасаран — генеральный секретарь Всемирного водного конгресса (Турция, Стамбул), советник министра экологии Германии, консультант бывшего президента Турции Сулеймана Демиреля
  • Ханмагомедов, Ханмагомед Гаджи-Куттаевич (1892—1943) — нарком местной промышленности ДАССР. Арестован 10 февраля 1937 г. по обвинению в контрреволюционной вредительской деятельности и осуждён к высшей мере наказания. Приговор позже заменён на 20 лет ИТЛ. В сентябре 1955 г. реабилитирован посмертно.

Учёные

  • Рамазанов Роберт Гамзабекович — доцент, доктор экономических наук, окончил и преподавал в Тимирязевской Сельхоз-Академии в Москве
  • Алиев, Алаудин Сиражудинович — профессор, доктор ветеринарных наук, заведующий кафедрой Санкт-Петербургской ветеринарной академии
  • Алиев, Играмудин Сиражудинович — профессор, доктор технических наук, проректор по научной работе Донбасской государственной академии
  • Загиров Загир Мирзабекович — профессор, доктор педагогических наук, академик АП СН РФ, Заслуженный учитель РФ и РД
  • Гасанов, Магомед Раджабович — доктор исторических наук, академик Международной академии наук высшей школы, профессор ДГПУ.
  • Казимагомедов, Абдулла Аседуллаевич — заслуженный деятель науки РД, доктор экономических наук, профессор Дагестанского государственного университета
  • Митаров, Ризван Гаджимирзаевич — профессор, доктор физико-математических наук
  • Мукаилов, Мукаил Джабраилович — доктор сельскохозяйственных наук, профессор, проректор Дагестанской сельскохозяйственной академии по научной работе
  • Нюдюрмагомедов, Абдулахад Нюдюрмагомедович — профессор, доктор педагогических наук ДГУ
  • Раджабов, Агамагомед Курбанович — доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой виноградарства и виноделия, декан факультета «Садоводства и ландшафтной архитектуры» РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники за 2002 г.
  • Ризаханов, Магомед Ахмедпашаевич — профессор, доктор физико-математических наук, заведущий кафедрой ДГМА
  • Cеидов, Шахрутдин Гаджиалиевич — профессор, доктор политических наук.
  • Сефербеков, Руслан Ибрагимович — доктор исторических наук, старший научный сотрудник ДНЦ РАН ИИАЭ
  • Табасаранский, Зейнал Алимарданович — доктор геолого-минералогических наук, профессор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина
  • Теймуров, Абдулгамид Абулкасумович — доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой географии ДГУ
  • Ханмагомедов, Бейдуллах Гаджи-Курбанович — доктор филологических наук, профессор, крупнейший специалист по табасаранскому языку, заслуженный деятель науки ДАССР
  • Хан-Магомедов, Джан Джанович — российский учёный, один из основателей Рунета
  • Хан-Магомедов, Селим Омарович — академик РААСН, архитектор и историк архитектуры
  • Шалбузов, Темирхан Шалбузович — учёный-просветитель, создатель табасаранской письменности и литературы
  • Юзбеков, Зейдула Кадималиевич — профессор, доктор экономических наук, директор института социально-экономических исследований РАН, заслуженный работник науки РФ
  • Абдуллаев Махрам Гасанович — профессор, доктор химических наук

Спортсмены

  • Магомедов, Юсуф Абдулбасирович (1987) — кандидат в мастера спорта по дзюдо, многократный чемпион Всероссийский чемпионатов по дзюдо, бронзовый призёр чемпионата России по дзюдо в 2001 году, кандидат в мастера спорта по боевому дзюдо.
  • Абасов, Багаудин — чемпион мира по универсальному бою (Чехия, 2009), чемпион Европы по легкому универсальному бою (Азербайджан, 2009), трёхкратный чемпион России по рукопашному бою.
  • Абасов, Назим — чемпион мира среди профессионалов по ушу-саньда (Италия, 2004, 2006), чемпион Европы по ушу-саньда (Португалия, 2002).
  • Абдулаев, Эльмар — победитель Кубка мира по ушу-саньда, чемпион Евразии по панкратиону
  • Абиев, Захар Ахмедович — чемпион мира по тхэквондо (Италия, 2006 г.), президент федерации тхэквондо Воронежской области
  • Гасанов, Айдын — боксёр, участник Олимпийских игр 2000 года
  • Исинбаева, Елена Гаджиевна (по отцу) — 2-кратная олимпийская чемпионка (2004, 2008), 5-кратная чемпионка мира (2004, 2005, 2006, 2007, 2008), 2-кратная чемпионка Европы (2005, 2006), обладательница 28 мировых рекордов в прыжках с шестом среди женщин, бронзовый призёр олимпийских игр в Лондоне 2012
  • Рамазанов, Шамиль — чемпион мира по тайскому боксу
  • Калабеков, Марат — 3-кратный чемпион мира по панкратиону, в том числе среди профессионалов (Португалия, 2009)
  • Курбанов, Экбер — чемпион России по пауэрлифтингу и жиму лёжа WPC/AWPC 2008
  • Муртазаев, Тагир — чемпион мира и Европы, многократный чемпион России по акробатике
  • Хан-Магомедов, Камал — победитель трёх этапов Кубка мира по дзюдо в 2010 году, чемпион России по дзюдо 2012 г.(Кемерово),чемпион мира 2012(Бразилия)
  • Гашимов Магомедрасул — серебреный призёр этапа кубка мира по дзюдо Минск 2012, бронзовый призёр чемпеоната европы Венгрия 2009
  • Ханмагомедов, Риад Айдынович — многократный чемпион России, Украины, Беларуси по пазлспорту, решению и составлению кроссвордов, решению судоку
  • Аскендеров, Мурад — МС по вольной борьбе, чемпион Европы по панкратиону в 2010 году
  • Керимов Рустам — чемпеон мира по боям без правил по версии МММ Таллин Эстония 2012

Исинбаева Елена Гаджиевна-прыгунья с шестом в высоту?

Примечания

  1. Всероссийская перепись населения 2010 года. Национальный состав населения. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Проверено 17 декабря 2011.
  2. 1 2 3 Всероссийская перепись населения 2010 года. Национальный состав населения. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Проверено 17 декабря 2011.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Этносостав населения Дагестана. 2002
  4. 1 2 3 Всероссийская перепись населения 2002 года. Национальный состав населения. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  5. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
  6. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения.rar)
  7. Перепись населения Республики Беларусь 2009 года. НАСЕЛЕНИЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ И РОДНОМУ ЯЗЫКУ. belstat.gov.by. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  8. Распределение населения Латвии по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2010 (латыш.)
  9. Хивский район
  10. Табасаранский район
  11. Дербентский район
  12. Каяекнтский район
  13. Дербент
  14. Каспийск
  15. Дагестанские Огни
  16. Махачкала
  17. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  18. Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.: см.
  19. Дагестан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  20. Кайтаго-Табасаранский округ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  21. Кюринский округ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  22. Табасараны. БСЭ. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  23. Пучков П.И. РАЗДЕЛ II. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ. СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ. www.isras.ru. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  24. Internal Factors of Islam’s Radicalisation in the Caucasus. RIA Dagestan.
  25. Лев Миронович Минц Большая энциклопедия народов. — Olma Media Group, 2007. — С. 493. — ISBN 5373010537, 9785373010535
  26. ТАБАСАРА́НСКИЙ ЯЗЫ́К. Краткая литературная энциклопедия. Архивировано из первоисточника 30 мая 2012.
  27. 1 2 Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Кавказский этнографический сборник. — Изд-во Академии наук СССР, 1989. — Т. 9. — С. 113-114.
  28. Кавказские языки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  29. Книга рекордов Гиннесса. Языковые рекорды. Самые сложные языки
  30. Языки Российской Федерации и соседних государств. — М.: Наука, 2005. — Т. 3. — С. 48. — 606 с. — ISBN 5-02-011237-2
  31. Табасараны. Газета Дагестанская Правда. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  32. Газета «Ас-Салам». Статья «Спешите делать добро!» на с.4
  33. Г.-Э. Алкадари. «Асари Дагестан». Махачкала, 1929
  34. Газета «Настоящее время». Обзор политических событий
  35. Журнал «Былые годы», № 3 (17), 2010
  36. Дагестанские олимпийцы получат премии от 50 до 5 тысяч рублей. ИА REGNUM (31.08.2004). Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.

> Ссылки

  • Табасаранские песни и видео www.tabasaranci.ru
  • Табасаран

Официальный сайт Табасаранского культурного центра в Санкт-Петербурге

Будучи в родном ауле Кандик, я сидел с пожилыми мужчинами, отдыхавшими после работы на годекане, где вели мирную беседу о днях минувших и сегодняшних… Каждый говорил о своей работе… Собравшиеся обсуждали проблемы современного быта, предстоящего трудового дня.

Я внимательно слушал, улавливая высказывания каждого… Кто-то неожиданно поставил обезличенный вопрос: «Интересно, а откуда мы — табасаранцы, может быть, пришлые люди?». Понял я, что этот вопрос был адресован мне. Пока я раздумывал ответ, сидевший со мной рядом человек, из-под папахи которого выбилась прядь седых волос, сказал: «Слышал я, что табасаранцы в древние времена пришли из Ирана…» Возражая ему, бородой опершись на палку, седой человек твердо и уверенно сказал: «Нет, наш народ пришел из «арабустана!» Как бы подтверждая сказанное, он утрамбовал землю палкой, что у него в руке. К увлеченным разговором людям подошел еще один худощавый, высокий, помоложе. Вмешиваясь в разговор, он произнес: «Некоторые слова нашего языка — свидетели того, что наш народ пришел из Турции… это подтверждает такой факт, как разговоры дербентцев с верхнего магала, где некоторые слова понятны и что они говорят, можно частично понимать. Значит, мы из рода тюркских народов…»

— Может быть и это не так! Тогда откуда такое название «Табасаран и табасараны», такие близкие друг к другу слова? Что означают эти два слова, как их понять?

Вступая в полемику с моим седым соседом, тот, который только что подошел, сказал: «Вы хотите узнать тысячелетнюю историю народа двумя словами и узнать, о его происхождении?..»

Кто знает, сколько эпох и веков нависло над историческими судьбами наших предков, сколько еще разных народов приходило и опять уходило?

Недавно, во время рытья фундамента строящегося моста на ровном поле местности Ряхтик, нашли старинные монеты. Пока выясняли дату их выпуска, монеты исчезли… Быть может, эти монеты подсказали бы что-нибудь о событиях, происходивших в древнем ауле Ряхтик… Собравшиеся на годекане люди стали перечислять одно за другим названия несуществующих аулов, останки которых свидетельствуют о разрушениях и разорениях. И люди стали вспоминать и перечислять названия давно не существующих сел на территории современного селения Кандик. Вот эти названия: Кьулхар, Ряхжкар, Чиар, Гъимгьар, Хьанар, Илжгьяр, Вакъйир, ТIитIивар, Журсар…

Но ни один из присутствующих на годекане не мог объяснить, когда и в каком периоде были эти села? Каковы их судьбы? Кем и чьей рукой разрушены, уничтожены? Какова была судьба жителей этих сел?

Хотя в некоторых местах этих уже давно уничтоженных сел заметны следы строений, старинных кладбищ и могил, где растут реликтовые деревья, все еще торчат надмогильные каменные стеллы, но никто уже не обращает на них внимания, все рушится, все исчезает. А раньше трогать, разрушать их считалось большим грехом… Такие «свидетели» истории, как надмогильные или мавзолейные стеллы-камни, повсеместно стали использовать как строительный материал, хотя использование их считается, как указывалось, великим грехом. Подобные памятные места на табасаранской земле повсюду и в большом количестве на территории почти каждого села республики.

Разговоры и высказывания моих собеседников — односельчан открывали передо мною неизвестные страницы истории. Я серьезно задумался. Меня поразило то, что наш народ так плохо осведомлен о своем крае, о родине своих отцов и дедов, об истории своего народа.

О неглубоком, о ненаучном, огульном подходе к исследованию в отношении истории, определению судьбы Табасарана и табасаранского народа свидетельствуют некоторые исторические хроники, труды, высказывания и мнения многих ученых, путешественников, исследователей истории, культуры и языка.

В известной и популярной исторической хронике «Тарихи Дербент-наме», изданной в Тифлисе в 1898 г., утверждается, что «население Табасарана было выведено из Кешана и Гиляна». Там же «большая часть жителей Табасаран исповедовала религию еврейскую и была неверными… Говорят, что Табасаран был населен колониями разных национальностей из Ирака, Азербайджана, Аравии, Хамса, Дамаска, Дзежира, Моссула и Палестины».

Известный ученый-историк, потомок табасаранских властителей Аббаскули Ага Бакиханов (1794-1847 гг.) в своей книге по истории (Азербайджана и Дагестана), «Гюлистан-и-Ирам» считал Табасаран конгломератом из различных завоевателей, осевших на данной территории. «… жители части Табасарана, западной части Кубинского уезда Самурского округа и Кюринского владения по большей части состоят из древних народов, смешавшихся с позднейшими пришельцами». Но из каких «древних народов» состоят эти народы не дает разъяснения. «Обитатели окрестностей Дербента, большая часть Табасарана являются потомками персов, арабов, тюрок, монголов и татар».

Противоречивость в этих высказываниях очевидна, что часть табасаранов — «из древних народов, смешавшихся с пришельцами», а откуда появилась другая часть, остается не ясно. Такая «раздвоенность» табасаранского народа отвергается единством языка и бытовой культуры, единым пантеоном божеств на территории всего Табасарана.

Какой парадокс, чуть ли не полмира — разные народности заселились на этой исконной территории Табасарана.

Исследователи табасаранского языка ученые П. Услар и А. Дирр также пытались связать происхождение табасаранцев с гуннами, монголами, татарами, основываясь на том, что среди табасаранских племен фигурирует значительное племя со сходным названием «гъуннар» — т.е. «гунны», бытующим до сих пор в народе.

Этнограф и лингвист, профессор А. Дирр писал: «Косые глаза, выступающие скулы, плоские носы, широкое лицо, редкая борода, иногда совсем отсутствующая, — все это признаки монгольской расы». Далее продолжает он: «Какие-нибудь завоеватели монгольской расы вторглись в старину и после почти поголовного истребления всех мужчин поселились здесь и смешались с туземными женщинами, в которых уже ранее много было семитской крови. Таким образом, произошла смешанная раса и этому обстоятельству табасаранский язык обязан в своеобразном характере своем». Как бы подкрепляя свое утверждение, А. Дирр продолжает: «В языке табасаран замечается сильное стремление к созвучию гласных, т.е. стремление уравнивать между собою звуки одного слова — это характерная черта татарского языка».

Такое утверждение в корне противоречит тому, что табасаранский язык — это один из кавказско-иберийских языков, хотя в истории были периоды, когда тюркоязычные группы, таборы, тюрки веками господствовали в Табасаране, потому табасаранцы не могли не заимствовать ряд слов тюркского происхождения.

О термине «Табасаран». П.К. Услар пишет: «Табасаран есть название, под которым племя это известно в Дагестане и которое понятно каждому. Так обыкновенно называют себя сами табасаранцы, когда говорят со своими иноязычными соседями — табасаранец».

Но П. К. Услар в то же время утверждает, что этот термин не кавказского происхождения: «Весьма явственно слышится, что название это не есть горское кавказское, — всего вероятнее, «ему можно приписать иранское происхождение». Но и при помощи иранского языка оно — насколько я могу судить — остается необъяснимым.

«Впрочем, — полемизирует П. Услар, — некоторые туземцы-ученые полагают, что Табасаран есть измененный Табаристан, как некогда назывался край, потому что Нуширван поселил в нем весьма много табасаранов. Быть может, это и справедливо, потому что и теперь еще в крае находится много селений, жители которых говорят по татски, т.е. на одном из иранских наречий».

Другой ученый, наш земляк, профессор Петербургского университета Казимбек Мирза Мухамад Али (1775-1817 гг.), подготовивший к изданию хронику «Дербенд-наме» писал: «Туземные этимологисты объясняют название «табасараны» через «топорообразные головы», или через «топороносцы», потому что Нуширван так назвал людей, которым поручил охранять Дербенд».

Известный дагестанский историк Гасан Алкадари в своей книге «Асари Дагестан» (изданной на русском языке в 1929 г., стр: 13) писал, что Табасаран «раньше был иудейским».

Были также и другие ученые и авторы, которые, вместо историко-научного подхода к названию Табасаран и табасаранцы, пытались огульно трактовать и связывать их происхождение с персами, арабами, евреями, тюрками, гуннами, монголами, татарами… Такие многочисленные высказывания и утверждения авторов и ученых ставят перед нами ряд серьезных, порою весьма запутанных вопросов, на которые необходимо ответить. И я, как поэт-писатель, решил по мере своих возможностей ответить на эти вопросы, определить место и некоторые вехи в истории Табасарана и табасаранцев.

Данные и сведения о Табасаране как о стране в географическом понимании, о табасаранцах, как о народе, проживающем на данной географической территории, которая еще с древнейших времен входила в состав государства Кавказской Албании, мною почерпнуты из физико-географического положения страны, исторических источников и устного народного творчества.

В письменной литературе стран Европы, в восточных странах, скорее всего исходя из особенностей фонем каждого языка, одни называли наш край «Табаристан», другие — «Табарсаран» или «Таваспаран», третьи — «Тапатаран», четвертые — «Табасаран» и т.д. На сегодняшний день все эти названия объединились в одно слово — Табасаран.

Вопрос об этногенезе табасаранов (табасаранцев), безусловно, связан с проблемой происхождения других дагестанских народов. Исследователь табасаранского языка, известный лингвист, профессор П. К. Услар показал, что табасаранский язык по своей фонетике и грамматическому строю является родственным языком остальным горским языкам Дагестана, что табасаранцы составляют коренное население, сформировавшееся как народность на данной территории. С этим выводом согласны все современные исследователи истории и многочисленных языков Дагестана.

Табасаран — в основном расположен на плоскогорьях и пологих холмах, покрыт обильной растительностью: лесами, лесосадами, кустарниками и альпийскими лугами. В Табасаране, хотя местами и есть скалы и каменистые овраги, но мало непроходимых высоких скал и пиков, глубоких ущелий.

На обжитых холмистых склонах и долинах довольно много полей для посева зерновых культур, выращивания садов и бахчево-огородных культур. В крае много водных ресурсов. Реки Чирагчай, Полыери, Рубас, Дарваг, Жвуг нир несут большую массу воды. Это часть Верхнего Табасарана. Нижний Табасаран занимает наиболее богатые, плодородные земли равнинной части, так называемые «Арран», простирающиеся до побережья Каспийского моря и зоны лесов Мюшкюр, растянутые до древнего Шабарана и Аррана — древней части Кавказской Албании.

Табасаран географически как Верхний, так и Нижний делится на южную и северную части, которые отделяются рекой Рубас, начиная с самого истока до вхождения с море. Особенностью территории Табасарана является пересеченность, умеренно-мягкий климат, достаточное тепло и влага, где наличествуют всевозможные земные богатства: все виды хлебных злаков, бобовых, садоводческих, огородно-бахчевых культур и винограда, развитое животноводство.

Огромное стратегическое значение этого узкого прохода между морем и горами, который в V веке нашей эры назвали «Каспийскими воротами», и «Прикаспийский путь» были важнейшей дорогой на территории Кавказской Албании, куда входили 26 племен, народностей, в т.ч. табасаранцы. С древнейших времен эти стратегически важные узлы и участки привлекали внимание завоевателей и захватчиков чужих земель, северных кочующих народов и южных завоевателей. Такое положение способствовало беспрерывному нашествию и вторжению многих чужеземных завоевателей и возникновению войн.

Когда бы и с кем бы не происходили столкновения и войны в Южном Дагестане, который от северной части отделял табасаранский хребет, они происходили из-за, как мы уже говорили, исключительно большого стратегического значения территории Табасарана. Во все времена, во все кровавые события втягивался и табасаранский народ, становясь жертвой воюющих сторон.

Как известно, на территории Северного Азербайджана и Южного Дагестана с древнейших времен — с IV—III в. до н.э. и до IV века существовало большое и могущественное государство — Кавказская Албания. Территория Албании простиралась от рек Кура и Аракса до отрогов Главного Кавказского хребта. Это государство представляло собой союз — конгломерат 26-ти разноязычных племен и народностей, среди которых были и табасаранцы. Сведения о каждом из племен и народностей довольно скудны и не всегда достоверны.

Огромное стратегическое и практическое значение территории Кавказской Албании, где вместе с другими народами в одном государстве с древнейших времен проживали и табасаранцы, было причиной того, что здесь беспрерывно происходили нашествия, вторжения и кроваво-разбойничьи войны скифов, киммерийцев, сарматов, иранских ахеменидских царей и сасанидских шахов, многочисленных северных кочующих народов.

В истории известен поход иранского царя Кира (558-529 гг. до н.э.) на Кавказ, который насильственно стал распространять и утверждать на завоеванных землях свою религию — зороастризм в языческой и многобожьей среде кавказских народов. Возможно, тогда же он стал переселять в южный Дагестан, в том числе и Табасаран, первых ираноязычных татов-иудеев, а проживавших у «Каспийских ворот» и на «Прикаспийском пути» табасаранцев — в Иран. Можно предполагать, какая это была трагедия для народов южного Дагестана, в том числе и Табасарана.

В новое время, т.е. после утверждения христианского летоисчисления, нашествия, вторжения, разбой, грабеж, кровопролитие на территории Кавказской Албании, куда входил Южный Дагестан, в том числе территория Табасарана — важнейший стратегический участок, еще более усилились. Теперь уже это становится поводом для распространения христианства на Кавказе.

Можно только догадываться, как было трудно и тяжело пережить табасаранскому народу распространение и насильственное утверждение на своей территории чуждой народу религии, которая так и не привилась..

Удивительная история девушки из Дагестана, появившейся на свет благодаря врачебной ошибке. Моя мама не хотела, чтобы я появилась на свет. Дербент, Дагестан. Мои родители живут в большом полутораэтажном доме на улице Мамедбекова, где моя мама делит быт с тремя золовками и ещё одной невесткой. И у всех по трое детей. К 30 годам мама обзавелась двумя здоровыми и красивыми детьми разного пола. Когда им было по 10 и 5 лет, родители купили квартиру и переехали жить туда. Предложения отца завести ещё одного наследника были обрублены на корню — она уже не могла слышать детский плач. При первом же приступе токсикоза мама поняла, что судьба распорядилась иначе. Споры о том, суждено мне появиться на свет или нет, слышал весь район Проспекта, где жила моя семья. Отец орал, грозился выгнать мать из дома, если она посмеет сделать аборт. Но она была непреклонна. Рано утром, пока папа спал, она пришла в местную железнодорожную больницу. Лучший гинеколог в городе — Эльханова Тамара Яндиевна — согласилась принять пациентку только благодаря влиятельной фамилии. УЗИ показало, что в утробе находятся два плода. Если до этого мама ещё как-то сомневалась, то теперь решила твёрдо — аборт. Опытный врач справилась с прерыванием беременности за полчаса. На этом история моей неначавшейся жизни могла завершиться, но не тут-то было. 32 дня я не подаю признаков жизни. В жаркий августовский день во время похода по рядам дербентского рынка мама снова чувствует ненавистные рвотные позывы. Тошнота не отступает несколько дней. «Неужели опять?» — думает она. Снова регистратура железнодорожной больницы, в которой маму нещадно рвёт, и округлённые глаза гинеколога Тамары Эльхановой. Тщательное обследование показывает, что удивительным образом врач избавилась лишь от одного плода, ну, или по половинке от каждого. У матери подкашиваются ноги, в голове только одна мысль: «Родится урод». Вмиг потерявшая к себе доверие Тамара Яндиевна направляет мать к завотделением гинекологии Рамазану Рамазанову. В кабинете врача мать истерит, требуя сейчас же сделать ей аборт. Седовласый врач тоже на повышенных тонах отказывается. Угрозы моего отца и звонок влиятельного деда ситуацию не спасают. Аборт на четвёртом месяце может убить пациентку. Рамазанов уверяет родителей, что плод нормальный, ребёнок родится с обеими руками, ногами, а может, даже и будет симпатичным. Утешения не действуют. Мама плачет, не хочет ребенка-инвалида. Врач твёрдым голосом говорит: «Я не возьмусь за аборт. Если ребенок родится с отклонениями, я заберу его себе. Даю слово». Поздний срок — не единственная причина, по которой Рамазан отказался делать аборт. «Чёрным делом» он не занимался вот уже несколько лет. Единственный сын уважаемого во всей республике доктора трагически погиб в юном возрасте: юноша и его возлюбленная задохнулись угарным газом, сидя в машине. Убитый горем отец в смерти сына винил только себя: Рамазан твердил всем подряд — это расплата за тысячи убиенных невинных душ. Тяжёлая утрата побудила Рамазана дать непреложную клятву больше никогда не решать за Бога. Тетушки, подружки, соседки и даже врачи с медсестрами ещё пять месяцев будут накручивать маму. А сама она, несмотря на положительные результаты УЗИ, будет ждать появления на свет «ребёнка Розмари». Промозглой ноябрьской ночью ровно в назначенный срок я была готова раскрыть интригу и появиться на свет. Два часа, пока длились схватки, держали в напряжении не только отца, гинеколога Тамару, сделавшую аборт, но и всю дербентскую железнодорожную больницу — от акушерок до рожениц, собравшихся посмотреть на чудо-ребёнка. Я родилась. P. S. Эту историю я узнала в 22 года. Больше всего я сожалею о том, что не смогу сказать «спасибо» своему спасителю — врачу Рамазанову Рамазану. Месяц назад он погиб под колесами автомобиля.

Название

Долгое время табасаранами называли жителей Кюринского и Кайтаго-Табасаранского округов Дагестана, где также жили таты, азербайджанцы, отдельные ветви лезгин. Ряд исследователей придерживается версии иранского происхождения этнонима «табасаран». В Средние века на южном побережье Каспийского моря, на территории современного Ирана, находилось государство Табаристан. Слово «табар» в переводе с фарси означает «топор»: основное орудие местного населения в обозначенный период.
Самоназвание «табасаранар» упоминалось обычно лишь в разговорах с соседними народами, официальных документах. Между собой представители народности употребляли этнонимы «капган», «гум-гум»: в прежние времена племя разделялось на две отдельные ветви. Говоря о языке, табасараны использовали термины «къабгъан» — кабганский язык, «ихь чlал» — наша речь. Кабганами народ часто называли в лезгинской среде, даргинцы именовали их шиланами. Соседские народности использовали производные слова «табасалар»:

  • табасаранал — аварский яз.
  • табасараншуй — агульский яз.
  • табасаранлар — азербайджанский яз.
  • табасаранлы — кумыкский яз.
  • тапсарой — чеченский яз.
  • табасаро — ингушский яз. и др.

Жизнь

Основу жизни табасаран составляла семья, исторически представлявшая большую неразделенную патриархальную общность. Вместе жили и вели общее хозяйство 4-10 семей, включавших три и более поколений, численность доходила до 30-60 человек. По признаку родственных связей большие семьи объединялись в тухумы, где родство велось по материнской и отцовской линиям.
Обычно тухумы жили обособленно, встречались крупные межродовые поселения, где роды селились поквартально. За тухумами закреплялись пастбища, сенокосы, пахотные участки, зоны охоты, рыбного промысла. Повсеместно распространен обычай взаимопомощи: вместе строили дома, стригли овец, собирали урожай, заготавливали лес, выделывали ткани, войлок, ковры, обрабатывали шерсть.

Несмотря на неоспоримый патриархальный уклад и главенствующую роль мужа, в семье и обществе почитали, уважали женщин, физическое насилие не применялось. Достоинствами жены считались скромность, трудолюбие, красота, но главное — способность иметь здоровых детей. Значительная часть элементов свадебной обрядности связана с деторождением: осыпание ячменем и орехами, включение в свадебный поезд мальчика и многодетной родственницы, пожелание родить одну дочь и 7 сыновей. Наивысшей милостью Бога считалось рождение первенца-сына: готовиться к этому начинали задолго до свадьбы. Например, младенцу перед первой стрижкой ногтей руку опускали в муку: верили, что, когда этот малыш вырастет, его первый ребенок будет мужского пола.
Особое внимание уделяли беременным. Женщинам запрещалось выходить из дома в темноте, вязать, переходить реку, посещать кладбище: нарушение запретов позволит злым духам навредить матери и плоду. Особо опасались духа ал, овладевающего внутренностями роженицы. В случае тяжелых, долгих родов жители селения на ковре обносили женщину по всем источникам, защищая от злого воздействия. В первые 40 дней жизни младенцу мазали лицо золой, не оставляли одного, не подшивали края рубашки. Существовал обычай называть ребенка чужим именем, не шить собственную одежду: считалось, так злые духи не узнают о существовании малыша.

Традиции

Традиционно браки табасараны заключали по сватовству. Цикл обрядов с момента выбора невесты до принятия ее в семью длился несколько месяцев. В роли сватов выступали родители жениха, приходившие в дом невесты на смотрины. В случае согласия семьи девушки, назначали день свадьбы, размер калыма. Оставшееся до празднества время родители будущих супругов тесно общались, готовя приданое и калым, а вот молодые друг друга избегали.

Любимый обряд молодежи — девичник, на который собирались не только девушки, но и дружка, и другие молодые люди. Часто его называли «ломанием орехов»: приглашенные девушки приносили орехи для приготовления свадебной халвы. Весь вечер они общались, пели песни, готовили халву, а в конце вечера проводили обряд «тушения светильника», длившийся 1-2 часа. В это время юноши могли объясниться в любви понравившимся девушкам, остаться наедине, что в другое время не позволялось.
Накануне свадьбе проводили обряд бракосочетания, на котором молодые не присутствовали. На следующий день за невестой приезжали друзья и родственники жениха — 20 мужчин и 20 женщин, с шутками и песнями выкупавшие невесту. Например, из трубы дома на длинном шесте выставляли яблоко: сваты должны были попасть в него из оружия.
К дому жениха невесту сопровождала замужняя многодетная женщина и маленький мальчик: считалось, что женщина передает ей свое плодородие, а мальчик символизировал будущего сына-первенца. В доме мужа устраивали свадебный пир, переодевали новоиспеченную жену в новые одежды, символизировавшие принятие статуса замужней женщины. Заканчивались обряды взаимными одариваниями, осмотром приданого, танцами, угощением гостей.

Табасаранцы. История, культура, традиции (Г. Н. Азизова, 2012)

Начнем с истории Табасарана

Табасаранцы (таваспары, табарсаланы, табасараны) – один из древнейших коренных народов Дагестана, проживающих на юго-востоке республики. Говорят они на табасаранском языке нахско-дагестанской группы Северо-Кавказской семьи языков. Ближайшими соседями табасаранцев являются лезгины, даргинцы (кайтагцы), агулы, азербайджанцы.

В давние времена Табасаран входил в состав Кавказской Албании, образовавшейся еще в V веке до нашей эры.

История Табасарана, как история и всех народов Дагестана, – это многовековая борьба за независимость и свободу своего прекрасного края. В народе говорят, что история Табасарана написана кровью героических предков, веками защищавших свою землю от иноземных захватчиков.

В Дагестане табасаранцы (табасараны) населяют в основном Табасаранский, Хивский, Дербентский районы, проживают в городах Махач-кале, Дербенте, Каспийске, Дагестанских Огнях, а также во многих областях и городах России, многих странах мира.

Численность табасаранцев в России по Всероссийской переписи 2002 года составила около 132 тысяч человек.

Интересно называют табасаранцев разные народы Дагестана: аварцы– табасаранал, лезгины-табасаранар, рутулы-табасарандашура, агулы– табасраншуй, цахуры-табасаранна, кумыки-табасаранлар, чеченцы-тапсарой, даргинцы (кайтагцы) – шилан и т. д.

Язык табасаранский считается одним из самых сложных языков в мире и поэтому занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Он, к примеру, «рекордсмен» по числу грамматических падежей – их 41! Попробуй, выучи и запомни их! Но приезжие люди, живущие в Табасаране с полгода-год, быстро овладевают им и неплохо говорят по-табасарански.

На табасаранском языке издаются Республиканская газета «Табаса-рандин нурар» («Зори Табасарана»), две районные газеты, журнал для детей «Ппази» («Соколёнок»), журнал «Дагъустандин дишагьли» («Женщина Дагестана»).

В составе войск Кавказской Албании табасаранцы воевали против римлян, парфян, а с распадом этого государства, уже с первых веков нашей эры народ вёл борьбу против завоевателей – кочевников: гуннов, хазар. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана арабским завоевателям. За оказанное сопротивление были разрушены и сожжены многие табасаранские сёла. В последующие века им пришлось бороться против татаро-монголов. Из рассказов отца я помню, какое им было оказано сопротивление народом. Сёла Табасарана были за это преданы мечу и пожарам. Хромой Тимур распорядился всех детей вывести на поляну и пустить по ним конницу, они были затоптаны насмерть вместе с матерями, пытавшими спасти своих детей.

Против иноземных завоевателей табасаранцы всегда выступали совместно с другими дагестанскими народами. На протяжении XV–XVII вв. они совместно вели борьбу за независимость против турецких завоевателей.

Много горя принесла дагестанскому народу персидская армия во главе с Надир-шахом. Очередной раз он двинулся в Дагестан с целью окончательного покорения горцев. На своём пути персидские отряды разрушали аулы, грабили, убивали жителей.

Борьбу жителей Табасарана против полчищ Надир-шаха возглавил поэт – воин Мирза Калукский. Встретив ожесточённый отпор, Надир-шах приказал своим воинам (кызылбашам) стереть с лица земли этот край, но не смог сломить сопротивление горцев. Далее персидские войска двинулись на Аварию.

Мирза Калукский возглавил отряд табасаранцев в составе объединённых войск горцев в битве с полчищами Надир-шаха и двинулся к Андалалской долине. Враг был разбит, Надир-шах бежал. Потери горцев тоже были огромны. В этом бою героически погиб и Мирза Калукский.

На месте кровавой битвы горцев сегодня стоит величественный мемориал-памятник «Ватан» как символ единения всех народов Дагестана в борьбе за свою свободу и независимость.

В XVIII веке Табасаран был принят в подданство России, усилился двойной гнёт – царизма и местных феодалов. В начале XIX века началась Кавказская война, длившаяся более 30 лет. Во главе сопротивления горцев стоял имам Шамиль, уважаемый и почитаемый жителями Табасарана.

Во второй половине XIX века Дагестан вошёл в состав России.

В 1917 году в России произошла революция, царь был свергнут, был создан Союз Советских Социалистических Республик – СССР. В 1992 году СССР распался на 15 самостоятельных государств. Дагестан остался в составе Российской Федерации.

Все народы Дагестана вносили и продолжают вносить и сегодня свою лепту в развитие и процветание Дагестана и России.

История — тарих

Мир — аьлам, дюн’я

Век — аьсир

Эпоха — девир

Воин — эскер

Родина — юрд, ватан

Страна — уьлке

Государство — гьюкумат

Народ — халкь

Нация — миллет

Люди — адмийир. инсанар

Враг — душман

Крепость — гъала.

Язык — чIал

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх