Сваны кто они

-дзе
1 649 222 человека
Окончание соответствует русскому окончанию -ов. Наиболее распространено в Западной Грузии (Гурия, Имеретия, Аджария). В результате миграции их носители появились в Рача-Лечхуми и Картлии. Гонгадзе (Имеретия), Думбадзе (Гурия), Силагадзе (Лечхуми), Арчуадзе (Рача). Если обратить внимание на корень фамилии, то по некоторым признакам можно определить её точное происхождение. Искл.: Джапаридзе, в основном, сваны. Фамилию Беридзе носят, чаще всего, грузинские евреи.
-швили
1 303 723 человека
Переводится как дитё, ребёнок. Встречается, обычно, в Восточной Грузии (Картлия, Кахетия, Месхетия, Джавахетия). Фамилия Махарашвили встречается, в основном, у кахетинцев. В частых случаях носители фамилий на -швили (особенно на -ашвили) имеют некартвельское (в т.ч. еврейское) происхождение: Асланикашвили (корень Аслан), Глигвашвили (это фамилия встречается среди чеченцев, живущих в Кахетии), Саакашвили (от армянского имени Саак), Джугашвили (от осетинской фамилии Джугайты).
-иа (-ия)
-аиа (-ая)
494 224 человека
Уменьшительное окончание существительных. Распространено в Мегрелии и Абхазии. Часто встречаются в Абхазии. Пример: Берия, Гулиа, Гурцкая, Цвирицкаиа.
-ава (-ва)
200 642 человека
Также мегрельское окончание, соответствует, вероятно, славянскому -ский, но оно, обычно, не произносится мегрелами. Пример: Гирголава, Гиргола.
-ани (-они)
129 204 человека
Сванское окончание (аналог -ский), распространённое ныне в Сванетии, Лечхуми, в Имеретии и Раче.
В Восточной Грузии встречается созвучное грузинское окончание -ани, указывающее на очень знатное происхождение. Разницу можно определить только зная в равной мере сванский и грузинский язык на основе анализа корня фамилии.
Армянские фамилии на -ян в грузинской транскрипции читаются с окончанием -иани. Петросиани.
Примеры: Гордезиани (Сванетия), Дадешкелиани (Сванетия, княжеская фамилия), Мушкудиани (Лечхуми), Ахвледиани (Лечхуми), Геловани (Лечхуми, княжеская фамилия), Иоселиани (Имерети), Жоржолиани (Имерети), Чиковани (Мегрелия), Дадиани (Мегрелия, княжеская фамилия, они были властителями всей области), Орбелиани (княжеская фамилия), Китовани.
-ури
76 044 человека
Данное окончание распространено в Горной Грузии у народов пховской группы (хевсуров, мохевцев, тушинцев). Например: Дзидзигури, Апхазури.
-уа (-уя)
74 817 человек
Мегрельское окончание, наиболее часто встречающееся в Абхазии и, реже, в Грузии. Например: Чкадуя, Гогуа.
-ели (-ел)
55 017 человек
Окончания встречаются обычно в Раче, за её пределами известны лишь Пирвели (Сванетия) и Мачабели (Картлия). Представляют собой форму, используемую для образования причастий, например, Мкидвели (от кидва — покупать). Пр: Пшавел, Руставели.
-ули
23 763 человека
Фонетический вариант -ури, распространённый среди народов мтиуло-пшавской группы (мтиулов, гудамакарцев, пшавов) в Горной Грузии.
-ши (-ш)
7 263 человека
Лазское окончание. Встречается в Аджарии и Гурии. Вид мн. числа.
Например: Халваши, Тугуши.
-ба
Кол-во неизвестно
Лазский аналог мегрельского -ава. Очень редкое окончание. Не путать с абхазским -ба
-скири (-скирия)
2 375 человек
Редкое мегрельское окончание. Например: Цулеискири.
-чкори
1 831 человек
Редкое мегрельское окончание. Например: Гегечкори.
-ква
1 023 человека
Редкое мегрельское окончание. Например: Ингороква. Ква — камен.
-енти (-онти)
Кол-во неизвестно
Лазский и аджарский суффикс. Например: Глонти, Жгенти.
-скуа (-скуя)
Кол-во неизвестно
Мегрельский вариант -швили. Встречается в Мегрелии.
-ари
Кол-во неизвестно
Редкое окончание. Пример: Амилахвари.
Часто грузинскими считают фамилии понтийских греков на -иди, -ади и -аки
(Саввиди, Кивелиди, Романиди, Канделаки, Андриади, Казанзаки).
Фамилии содержащие звук дж чаще всего мегрельские.
В Грузии встречается фамилия Марр, носители которой живут также в Европе.
Чеченское происхождение имеют следующие роды: Чопикашвили, Казбеги, Циклаури, Цицкашвили.
Мегрельские окончания: -иа, -ия, -аиа, -ая, -ава, -ва, -уа, -уя, -скири, -скирия, -чкори, -ква, -скуа, -скуя.
Лазские и аджарские окончания: -енти, -онти, -ба, -ши, -ш.
Западногрузинское окончание: -дзе.
Без терр. привязки: -ари.
Восточногрузинское окончание: -швили.
Сванские окончания: -ани, -они.
Рачинские окончания: -ел, -ели.
Пховское окончание: -ури.
Мтиуло-пшавское окончание: -ули.

Еда

Часто на столе сванов можно увидеть хачапури с сыром или мясом, колбасу кровянку зисхора, соленый сыр сулугуни, мясо. В пищу употребляют баранину, свинину, говядину. К праздничному столу готовят запеченного целиком молочного поросенка. Из куриного мяса в сочетании с острыми приправами делают холодную закуску сациви. Готовят картофельное пюре с сыром (шуша), шурпу — мясной бульон с острым перцем, иногда в него добавляют картофель. Почти ежедневно сваны едят мацони — кислое молоко, похожее на простоквашу. Есть в рационе народа орехи и мед.

Чрезвычайно популярна сванская соль — столовая соль, перемешанная с ароматными травами, перцем цицака. Измельчается соль в ступке около 3 часов, потом к ней добавляют специи с травами, которые можно найти только в Сванетии. Соль всегда присутствует на столе сванов, ее добавляют в различные блюда, благодаря чему те становятся более ароматными и вкусными.

Из алкогольных напитков пьют традиционно фруктовую или медовую водку. Виноград в этой местности не приживается, поэтому своего вина нет, сваны его покупают в иных регионах Грузии. Но самым главным напитком у них является минеральная вода, добывают ее из многочисленных источников на земле Сванетии.

Внешность

Сваны всегда отличались своим характером, славились храбростью, статностью. Это гордые люди, сдержанные и терпеливые. Никогда не обижают никого без причины, не ругаются бранными словами. В сванском языке их даже не существует. Самое сильное ругательство у них — это слово «дурак». Сванов издавна считают самыми лучшими воинами Кавказа.

Они высокие, хорошо сложенные и красивые, похожи внешне на грузин. Сегодня сваны носят обычную одежду и обувь. Раньше одежда мужчин состояла из двух или трех узких бешметов, надетых один на другой, при этом оставляли открытыми предплечья, грудь, колени. Рубахи не носили. Вместо штанов надевали передник, от щиколотки до бедер обматывали ноги полосками сукна. Обуви у них не существовало, ступни оборачивали куском необработанной кожи, спереди ее складывали в острый нос. Традиционным головным убором сванов является круглая шапочка из войлока, ее мужчины носят и сегодня.

Девушки голову не покрывали, после замужества носили красный платок, закрывающий все лицо, открытыми оставались лишь уши. Из одежды носили узкие длинные платья, пошитые из полотна красного цвета. Спереди пришивали завязку. Зимой надевали плащ, сшитый из грубого сукна, летом — накидки из красного холста.

Жизнь

Семьи сванов состоят из 30 и более членов. У народа существуют родовые отношения. В один род входит до 30 домов и насчитывается до 200-300 родичей. Жилье родителей доставалось всегда сыновьям, если в семье нет мальчиков, то дом обречен на разруху. Дочери всегда уходят в жилище мужа. Сваны славятся своей воинственностью, но они никогда не нападали с целью захвата территории, а только защищали свои земли от врага.

С древних времен народ занимался созданием живописных изделий из бронзы, золота, меди. Сванские известные кузнецы, резчики по дереву и каменотесы создавали хозяйственный инвентарь, посуду из меди, серебра, глины и дерева. Сваны сами делают порох, добывают и плавят свинец, производят грубое сукно, а затем продают его в Имеретии. Традиционно жители Сванетии занимаются пчеловодством. Самое почитаемое занятие у них — это охота и альпинизм. Сваны всегда были и сегодня остаются профессиональными альпинистами и охотниками. Альпинизм для народа — это вид спорта, а охота — важная хозяйственная деятельность.

Активно жители Сванетии раньше использовали рабский труд. Захватывали в плен жителей соседних государств и республик, работавшие у них на полях, разводили скот, кололи дрова, занимались прочими бытовыми работами.

В Сванетии существовала демократическая своеобразная форма правления. Главу общины (теми) называли Махвиши, его избирали на общем собрании, в котором имели право участвовать только здравомыслящие люди обоих полов, которым уже исполнилось 20 лет. Избранный отличался от остальных такими качествами, как мудрость, душевная чистота, степенность, справедливость. Он должен был быть православным христианином. В мирные времена Махвиши являлся судьей, а во время войны возглавлял рать и назначался главнокомандующим.

Традиции

Кровная месть у сванов является нормальным явлением, как для современных людей суд. Сегодня сваны стали более цивилизованными, постепенно начали вступать в контакт с европейцами, но временами кровная месть все-таки случается. Раньше конфликты происходили даже по малейшему поводу, например, если один мужчина не так посмотрел на жену другого или пнул его собаку. Причинами могли стать обиды, зависть, оскорбления, в результате чего одна семья шла на другую и проливалась кровь. В таких случаях семьи прятались в своих башнях, построенных около дома, а если всю семью все-таки убивали, их башня и дом считались проклятыми.

Сегодня на территории Сванетии есть много таких старинных каменных башен. Эти строения занесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все башни древние, и новые уже никто не строит. Возводили их в основном для защиты от нападений и снежных лавин, спускавшихся с гор, в башнях хранили продовольствие и использовали как сторожевую вышку. Забирались в башни по веревочным лестницам, которые сворачивались, и в строения было почти невозможно попасть. Позже сваны считали, у какой семьи башен больше, та считается более крепкой и успешной.

Влиял на успех также пол рожденного ребенка, ведь мужчина в семье — это защитник и добытчик. Если рождался мальчик, вся семья считалась счастливой. Рождение девочки не приносило такой радости. После свадьбы молодых, по обычаю, землей и приданым обеспечивают родители невесты. Это еще одна причина, по которой рождения мальчика было радостью для семьи.

Праздник Лампроба отмечают за 10 недель до Пасхи, в феврале. В этот день воспевают доблесть мальчиков, юношей и мужчин над врагами, поминают своих предков, разжигают костры, устраивают факельные шествия с праздничной трапезой. В каждом доме зажигают столько факелов, сколько в семье мужчин. Если есть в семье беременная, зажигают факел в честь ребенка, которого она носит. Факелы делают из цельных стволов дерева, верхушку расщепляют на несколько частей. Во время шествия с факелами мужчины идут в сторону церкви, поют песни на сванском языке. Во дворе церкви из факелов складывают большой костер, накрывают столы. Всю ночь до рассвета люди читают молитву Святому Георгию, поднимают тосты.

Еще один праздник называется «Неделя душ». Все накрывают столы, затем ждут прихода душ умерших родственников. В этот праздник проводятся обряды:

  • на столы не кладут ножи;
  • детей обмазывают сажей;
  • ставят на стол свежую выпечку;
  • зажигают свечи.

Все сваны безмерно уважают старших, если в комнату заходит человек, который старше присутствующих, все встают. Существовало у этого народа обычное для них дело — воровать из чужих селений людей, за которых потом брали выкуп в виде оружия. Например, за красивую молодую девушку, украденную из чужого села, требовали позолоченное ружье.

Народ весьма гостеприимен, всегда хорошо встретит гостя, накормит и обеспечит необходимым. Для мужчины считается постыдным сидеть около своей жены, они не любят разговоров о женщинах и даже не знают толком, какой у женщины в семье образ жизни. Свадьбы сванов проводятся в доме невесты, ее выкупают у родственников, потом начинают пировать. Женщины и мужчины всегда сидят за отдельными столами.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх