Старый Крым

Поселок Старый Крым — история когда-то великого поселения


Поселок Старый Крым находится на левом берегу речушки Чурук-су в восточной части Крымского полуострова. Всего за 20 километры от Феодосии, если двигаться в сторону Симферополя. За административным разделением населенный пункт Старый Крым относится к Кировскому району автономии.
Первое упоминание о городке датируется 1266 годом. Правда тогда он называлс Солхат. Или Суркат. Или Сурхат. На китайской карте 1331 года поселение названо Солгатом.
Археологические исследования доказывают, что в те времена Старый Крым был достаточно крупным торговым центром, где торговали греки, армяне, славяне и представители азиатских культур. Немного погодя к ним присоединились венецианцы и генуэзцы.
В ХІІІ веке Солхат был разделен на христианскую и мусульманскую части. На территории последней проживал наместник Золотой Орды, в состав которой входила значительная часть Крыма. Солхат в те времена был административным центром и резиденцией крымского эмира.
В 1253 году, в городе, по приказу хана Батыя для него был построенный дворец. Кроме дворца строились и маленькие дворцы местной знати, разрастались скамьи ремесленников и торговцев. Сам город был пообношен крепостной стеной с башнями и защищен рвами.
В XIV веке в Солхати строится караван-сарай площадью около 2500 квадратных метров. Здесь бурлил один из наибольших базаров Крыма с купцами из всего мира. Остатки этого грандиозного сооружения можно увидеть и сейчас на углу Греческой и Годовой улиц.
Совсем рядом сохранились еще одни живописные руины — развалины самой древней мечети Крыма, так называемой мечети султана Бейбарса. Она была построена в 1287-88 годах и названа в честь Захира Сейф-ад-дин Салиха аса Бейбарса, султана мамлюкськой династии, который правил в свое время Египтом.
В 1314 году в Солхати строится еще одна мечеть, мечеть Узбека. Она к счастью уцелела, что не скажешь о медресе, руины которого примыкают к стенам мечети.
Сейчас мечеть представляет собой прямоугольное в плане здание базиликального типа со входом с северной стороны и встроенным в северо-восточный угол минаретом. Продольной осью здание ориентировано у направлении север-юг, с тем, чтобы находящиеся в здании правоверные, молясь, лики свои обращали к югу, в сторону Мекки.
На улице Стамова находятся остатки еще одной мусульманской святыни — мечети Куршум-Джами(Свинцовая мечеть), названа так из-за того, что при ее строительстве в камни для кладку для прочности заливался свинец.
Невзирая на такое количество почтенных святынь и их мощь, в конце ХIV века город был разорен войсками Тамерлана.
Вообще то, Салхат часто становился местом политических и военных «розборок» между многочисленными крымскими(а часто и вовсе не крымскими) князьями, ханами, консулами и наместниками. Между прочим, здесь закончил свои дни печальноизвестный Мамай, который был разгромлен на Куликовом поле.
В 1443 году первый «независимый» правитель Крымского ханства переносит столицу в Кирк-Ор(Чуфут-Кале) и звезда Солхату начинает угасать. А после увлечения, в 1475 году, торгового крымского побережья турками славе города приходит полный «кирдик». Солхат даже теряет свое бывшее название и отныне называется Ески-Киримом или Старым Крымом

(«Кирим» в переводе из тюркского значит «крепость», а «ески» — «старая»).
Город еще несколько веков поддерживал свои оборонные сооружения, но они уже не играли ту стратегическую роль ради которой возводились. Старый Крым становится богом и Аллахом забытым местом.
Определенное оживление случилось в городе лишь после присоединения Крыма к Русской империи. Б ыли даже планы сделать его столицей Таврической губернии. Под это дело и новое название придумали -Левкополь. Но. Но. Но.
В 1787 году императрица Екатерина ІІ вместе с численной свитой решила посетить свои новые южные владения. Маршрут ее пролегал и через Старый Крым. Пардон, через Левкополь. «В 1787 году состоялось путешествие в Крым Екатерины II, которое к сим пор остается самым знаменитым крымским путешествием. В свиту императрицы входили князь Потемкин, австрийский император Иосиф II, путешествовавший под именем графа Фалькенштейна, принц где Несись, граф где Сегюр, граф А. Безбородко и другие высокопоставленные лица. Екатерина II в сопровождении своей пышной свиты посетила Симферополь, Севастополь, Феодосию.
27 мая 1787 года в 2 часа пополудни Екатерина II выехала из Карасубазара(совр. Белогорск) и у седьмом времени прибыла в Старый Крым, где остановилась на ночлег в специально для этого построенном дворце. По прибытии императрицы легкоконный Таврический полк отдавал честь с преклонением штандартов, били в литавры и играли на трубах, с наступлением темноты сад и вся прилегающая к дворцу территория были иллюминированы.
На следующий день, 28 мая, императрица посетила Феодосию. При въезде в огород, так же, как и при отбытии, была произведена пушечная пальба. Екатерина посетила Феодосийский монетный двор, где в ее присутствии были оттиснуты две золотые медали с обозначением года, месяца и дня. Потемкин преподнес эти медали Екатерине и графу Фалькенштейну. В свою очередь Екатерина вручила орден св. Владимира 3 степени бригадиру Шицу, командовавшему легкоконным Таврическим полком, в воздаяние эго отличной и ревностной службы.
В тот же день высокопоставленные путешественники вернулись в Старый Крым, где провели следующую ночь.
Интересна история дворца, построенного в Старром Крыму для Екатерины II. Изначально на эго месте находилась армянская церковь, которую в преддверии будущего путешествия перестроили во дворец(напомню, что армянское общество в Старом Крыму было достаточно численно еще из XIII века). Впоследствии дворец стал православным храмом во имя Успения Божьей Матери. В нем пребывали архипастыри Феодосийские и Мариупольские, а именно: Дорофей, скончавшийся в 1787 году в Таганроге, Моисей, погибший от рук злодеев, Иов, Гервасий и Христофор.
После перевода последнего в Харьков преосвященных в Старром Крыму больше не было, а осталось только место приходского священника.
Богослужение продолжалось до 27 января 1825 года, когда, вероятно, из-за неосторожности священнослужителей, церковь сгорела. В саду при храме, который еще долго сохранялся в Старром Крыму в виде развалин, находился памятник похороненному здесь двухлетнему сыну генерала Панчулидзева, а за оградой — памятник на месте захоронения полковника Донского казачьего войска Чикалева.

В Старром Крыму специально к приезду императрицы был построен так называемый Екатерининский фонтан. Это было сооружение в виде крытого черепицей павильона в восточном стиле. Сверху, над фонтаном, была сооружена беседка, где знаменитая гостья изволила пить чай. По прошествии времени фонтан был полностью разрушен.
В ХХ веке Старый Крым привлекал поэтов, художников, музыкантов. С городом связанные судьбы Цвєтаєвой, Паустовського, Шагиняна, Друнина и других художников.
Здесь провел свои последние годы романтик Александр Грин.
Ну и, чтобы разбавить этот сокращенный хрестоматийный рассказ о Старом Крыме должен прибавить кое-что действительно от души.
Не знаю какие впечатления оставят у Вас посещения этого абсолютно не курортного крымского города, но у меня теперь оно будет ассоциироваться не с историческим столичным прошлым Сурхату, не с представлением о бывшем виде численных местных исторических руин, не из впечатления об армянском монастыре Сурб-Хач, который расположен в нескольких километрах от города, а именно с Александром Грином.
Когда я ехал в Старый Крым(лето 2013 года) я где-то подсознательно и желал побывать именно в доме-музее этого писателя, я хотел освежить в памяти абсолютную скупую информацию из факультатива «внеклассного чтения» киевской школы — х годов о его творчестве( а я, каюсь, даже не читал его «Бегущую по волнам» и «Алые паруса»). И знаете, я получил то что ожидал.
Я получил незабываемое ощущение стыдобы, что сложилось после общения с человеком, который впустил нас в дом-музей Грина (а денег после 2-х недельного отдыха уже не было), я получил чрезвычайно интересную экскурсию о нелегкой жизни человека, какая жила в диссонансе со своей эпохой. И в конечном итоге я услышал грустный рассказ о вдове О.Грина.
Вот еще информация о последних днях Александра Грина.
«В начале июня 1932 года уже тяжело больного писателя перевезли, впервые в жизни, в собственный дом(ныне — дом-музей Грина, улица Карла Либкнехта, 52). Дом был маленький, саманный, без электричества, с земляными полатями. Однако Грин обрадовался новому жилищу: «Давно я не чувствовал такого светлого мира. Здесь дико, но в этой дикости — покой. И хозяев нет». Из раскрытого окна вон любовался видом окрестных гор. В теплые ясные дни кровать выносили во двор, и Грин много времени проводил в саду, под любимым орехом.
Умер писатель 8 июля 1932 года. Он весь день находился в полузабытьи и только к вечеру вдруг приподнял председателя с подушки и прошептал: «Умираю.». Это были эго последние слова».
Что бы не заканчивать рассказ о Старом Крыме на такой трагической ноте, отмечу что на околице города, на склонах горной гряды Агармиш, расположенный санаторий «Старый Крым» что специализируется на лечении легочных заболеваниях. Он известен тем, что здесь в 1940-1960 годах работал известный кардиохирург Николай Амосов.
Сейчас в Старом Крыму действует литературно-художественный музей, музей этнографии крымских татар, музей старокримського санатория, дом-музей Александра Грина и дом-музей Константина Паустовського.

Еще могу посоветовать посетить армянский монастырь Сурб-Хач, который расположен в нескольких километрах от поселка.

Мечеть хана Узбека и другие достопримечательности Старого Крыма

Просмотров: 740 18 комментариев

Очень маленький и очень провинциальный… Старый Крым. Так уж распорядилась история, что этот город растерял за века свое былое величие. Сейчас это один из самых маленьких городов Крыма с населением меньше 10 тысяч человек, который административно подчиняется поселку Кировское (Ислям-Терек). А было время, когда Старый Крым был крупным средневековым городом и даже являлся столицей Крымского улуса Золотой Орды.

Старый Крым расположен в восточной части Крымского полуострова. Через него проходит шоссе, соединяющее Симферополь и Феодосию. Если вы следуете этим маршрутом, почему бы не остановиться в городке и не посмотреть достопримечательности Старого Крыма, которым не одна сотня лет, к тому же, займет это не более двух часов.

Несколько лет назад мы в составе группы из пятнадцати человек арендовали микроавтобус, и отправились из Севастополя в Старый Крым. Среди нас была большой знаток истории и любитель путешествий по Крыму, которая составила наш маршрут, а также нашла местного гида-проводника, который устроил нам замечательную экскурсию. В Старом Крыму мы посетили – Мечеть хана Узбека, развалины мечети Бейбарса, развалины древней христианской церкви, церковь и часовню со святым источником Пантелеймона Целителя, городское кладбище, где похоронено много известных людей, среди который Александр Грин, недалеко от Старого Крыма – армянский монастырь Сурб-Хач, руины армянского монастыря Сурб-Стефанос. Получился такой вот религиозный тур, но нас больше интересовала история.

Мечеть хана Узбека

Старый Крым расположен в долине, окруженной горными массивами внутренней гряды Крымских гор: с севера – Агармыша (725 м), с юга – более высокого хребта Карасан-Оба. Природные условия сделали эту местность привлекательной для жизни человека. О том, что долина была обитаема с глубокой древности свидетельствует множество археологических находок. Это кремневые орудия, глиняные черепки и даже могильники с каменными гробницами. Вокруг города сохранились курганы, оставленные кемиобинскими, таврскими, скифскими племенами. Обнаружено много следов древних поселений, разбросанных во времени, начиная с IX века до нашей эры. Эти поселения не являлись полноценными городами, поэтому, на сегодняшний день принято считать, что Старый Крым как город появился только в XIII веке. Наверное, поселения даже как-то назывались, но до нас дошло название уже средневекового города, когда он именовался Кырым и Солхат. По крайней мере, сейчас историки и археологи пришли к единому мнению, что с XIII века город имел эти названия, причем одновременно. По поводу их происхождения есть еще споры, самой обоснованной считается версия, что название «Кырым» произошло от тюркского слова, обозначающего «ров», а «Солхат» от итальянского «борозда, ров», так как город был окружен рвом. Не исключено, что имелся в виду Перекопский ров, отделяющий полуостров от материка. Тюркское население – местное, населявшее степной Крым и пришлые татаро-монголы называли город «Кырым», а генуэзцы, обитающие в Генуэзских колониях на Южном побережье Крыма – «Солхат».

Старый Крым и горный массив Агармыш (по клику открывается в большом размере)

В первой половине XIII века татаро-монголы неоднократно совершали набеги на Крымский полуостров, и постепенно начали здесь оседать. В результате чего, к середине века Крым стал одной из провинций (улусом) Золотой Орды. Столица Крымского улуса, где находилась резиденция золотоордынского наместника, появилась на месте существовавших ранее поселений в непосредственной близости от торговых городов Генуэзских колоний Каффы (Феодосии) и Солдайи (Судака). Через некоторое время Кырым (Солхат) стал крупным торговым центром, быстро рос и активно развивался. XIV век был для него «золотой эпохой». В это время в городе построено множество мечетей и других зданий, некоторые из них сохранились до наших дней. Одно из них и самое сохранившееся – Мечеть хана Узбека, ставшая первым пунктом нашего экскурсионного маршрута по Старому Крыму.

Мечеть XIV века

Мечеть хана Узбека была построена в 1314 году в первые годы правления хана Золотой Орды Узбека, при котором ислам стал государственной религией Золотой Орды. Сейчас мечеть действующая, внутрь можно заглянуть. Внутреннее пространство мечети разделено двумя рядами граненных колон. Напротив входа находится михраб – ниша, обращенная в сторону Мекки. Это единственная красочная деталь во внутреннем убранстве.

Внутреннее пространство мечети

Сохранился резной узор михраба. Он перекликается с каменным кружевом входного портала.

Входной портал

Каменное кружево входного портала

Резные колоны портала

По двум сторонам от михраба изначально были окна, заложенные после построенного впритык к мечети предположительно в 1333 году медресе – мусульманского учебного заведения. Хотя, некоторые исследователи считают, что это здание текие – мусульманского монастыря.

Остатки медресе, пристроенного к мечети

Сейчас строение медресе очень разрушено, но даже по сохранившимся руинам, видно каким было это здание: квадратное в плане с внутренним открытым двором, вокруг которого располагались кельи – маленькие комнаты с узкими, как бойницы, окнами. Каждая из них была перекрыта арочным сводом. Вдоль келий тянулись галереи – навесы на каменных опорах.

Медресе

Входы в кельи

Окна-бойницы

Земля Старого Крыма интересна для исследования. Уже в 1925-26 гг. здесь работала археологическая экспедиция, объектом изучения которой было медресе. Сейчас на его территории тоже работают археологи. Место раскопок было накрыто специальной конструкцией.

Место раскопок

Недалеко от мечети хана Узбека находятся руины мечети Бейбарса. На сегодняшний день нет полной уверенности в том, что это руины мечети, построенной в 1287-88 гг. на деньги султана Египта Бейбарса I. Однако, считается, что это так. Зачем Бейбарс отправил 2000 динаров на строительство мечети в золотоордынской провинции еще до принятия ею ислама? По одной из версий по происхождению он был половцем (кипчаком) и уроженцем крымских степей. По сохранившимся развалинам можно судить только о размере мечети, а от былой роскошной мраморной облицовки не осталось и следа.

Руины мечети султана Бейбарса

Вход в мечеть Бейбарса

Руины мечети XIII века

Также поблизости от мечети хана Узбека находятся руины христианской церкви. На стене церкви размещена табличка еще времен СССР, на которой указан период возведения храма X-XII века.

Руины христианской цекви

Табличка времен СССР

На сегодняшний день не известно, когда точно была построена церковь (допускается временной диапазон X-XIV веков), а также ее национальная принадлежность. Считается, что церковь была или греческой, или армянской. Храм носит имя Иоанна Крестителя, в дни празднования и почитания которого у древних стен церкви проходят службы прямо под открытым небом.

Храм Иоанна Крестителя

Для своего почтенного возраста постройка неплохо сохранилась. В одной из стен прямо из земли выступают два арочных окна. Это говорит о том, что за тысячу (или около того) лет уровень грунта сильно поднялся.

Арочные окна вросли в землю

Развалины церкви заросли плющом. Если не замечать стоящие рядом дома, то получается очень атмосферное место.

Весьма атмосферное место

В ста метрах от развалин церкви Иоанна Крестителя не так давно была построена церковь Святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Церковь Святого великомученика и целителя Пантелеймона

Колокольня церкви Святого Пантелеймона

С архитектурной точки зрения здание храма не представляет особого интереса. В историческом плане тоже. Чего не скажешь об одноименной часовне, расположенной на склоне горы южнее города.

Часовня Пантелеймона Целителя

Первая часовня Пантелеймона Целителя была построена у святого источника в 1893 году. Место, где находится источник, считается «местом силы», а сам источник то ли благодаря химическому составу воды, то ли из-за энергетической составляющей имеет целебные свойства. По крайней мере, некоторые случаи исцеления связывают с ним (во что я искренне верю). Нынешняя часовня Святого Пантелеймона была построена в 2001 году, и является уже третей (первые две сгорели в 1904 и 1949 году).

Место, где находится святой источник

Последней точкой нашей экскурсии по Старому Крыму было городское кладбище. Что может быть интересного на кладбище маленького провинциального городка? Как не странно там обрели покой известные и даже знаменитые люди. Прежде всего, Александр Грин, на могилу которого приходят поклонники его таланта.

В 1930 году Александр Степанович Гриневский (Грин) с супругой Ниной Николаевной переехали в Старый Крым, где купили небольшой домик, который сейчас является Домом-музеем А. Грина. До этого они несколько лет прожили в Феодосии, но вынуждены были перебраться в более дешевое для проживания место. Семья очень нуждалась, так как произведения Грина перестали издавать по причине несоответствия с советской идеологией. Александр Грин тяжело болел и 8 июля 1932 года умер. Первоначально на его могиле был ничем не примечательный памятник, а в 1980 году установили другой с трогательной скульптурой «Бегущей по волнам».

Бегущая по волнам

Во время нашего посещения на могиле Грина лежал тетрадный лист бумаги, придавленный камешком, с благодарственным посланием писателю.

Послание Александру Грину

По-видимому, его автор не придерживался конфиденциальности, поэтому процитирую:

«Вся земля, со всем, что на ней есть, дана нам для жизни, для признания этой жизни всюду, где она есть.»

Спасибо! Спасибо! За волшебство и мечты!

Она из Севастополя.

На Старокрымском кладбище похоронены другие известные люди: кинодраматург Алексей Каплер вместе с женой поэтессой Юлией Друниной, завещавшие похоронить себя именно здесь; писатель-фантаст и инженер-изобретатель Вадим Охотников; поэт и переводчик Григорий Петников.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх