Совместное гармоничное развитие

Содержание

Гармоничное развитие природы, общества и личности

Педагогические идеи Вл. Соловьева о воспитании личности в сопричастности с миром, о помощи человеку в духовной адаптации не только в сфере межчеловеческих отношений, но и в сфере взаимоотношений с природой и космосом, о воспитании ответственности за все сферы мировой жизнедеятельности и осознании своего места и роли во вселенной, а также принципы образования (В. В. Розанов определял их как принцип индивидуальности, целостности и единства) стали осмысливаться и претворяться в различных интегрированных курсах (например, валеология) только в современной школе. Но на Западе еще в довоенное время эти идеи нашли отражение в трудах эмигрировавших российских философов и педагогов, таких как С. Л. Франк, В. В. Зеньковский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.

В частности, С. Л. Франк говорил о воспитании личности в коллективе, основываясь на ее общественной ценности, уважении к личности независимо от национальной, расовой, религиозной принадлежности; о решении в области образования и воспитания общечеловеческих проблем, связанных с болью и заботой обо всем человечестве (например, экологический кризис); о построении педагогических отношений, способных противостоять насилию тоталитарной идеологии и направленных на создание «одушевленного общества». Он разрабатывал идеи Вл. Соловьева в области антропологии. «Только Франк договорил до конца, довел до предельной четкости учение о человеке в рамках системы Всеединства, и в этом его громадная заслуга», — писал о нем В. В. Зеньковский (Психология действа, 1995).

Причины кризисов в рамках взаимоотношений общества с природой русский философ видел в отказе от ответственности за судьбы мира, в забвении нравственного долга человека перед природой, что в современной системе хозяйствования привело к хищническому истреблению среды существования.

С. Н. Булгаков в работе «Основные проблемы теории прогресса» критикует идею достижения всеобщего счастья, «купленного чужим потом и кровью», через удовлетворение материальных потребностей и выдвигает собственную теорию прогресса. Он формулирует основные посылки теории прогресса, разрабатывает проблемы свободного развития личности как идеала общественного развития; нравственной свободы личности как условия автономной нравственной жизни; абсолютной ценности личности и идеальной природы человеческой души, добра как нравственного миропорядка — glavsovet.ru. Психолого-педагогическая значимость работ С. Н. Булгакова в том, что он выделил тему гармонии развития человеческой личности, природы и общества, проблемы взаимоотношения человека с его хозяйственной деятельностью; рассматривал пути развития общества и общественных ценностей, проблемы нравственной свободы и самоограничения личности.

Тема гармоничного развития природы и общества волновала и Н. А. Бердяева. Гармония в природе и обществе — объективная закономерность движения и развития материи как всеобщей субстанции. Однако она постоянно нарушается. В отличие от природы, которая хотя и медленно, но восстанавливает нарушенное общество, индивиды подчас могут играть резко отрицательную роль, поэтому исключительно важная черта духовного развития личности — воспитание чувства гармонии, стремление к ней в решении проблем содержания общечеловеческих ценностей, соотношения нравственности и политики, национального и интернационального. В наиболее зрелой, поздней работе «Самопознание» автор разрабатывал темы о природе человеческого существования и смысле жизни человека; о гармонии человека и среды, о свободе и ответственности человека перед миром, о путях к достижению личностью целостного образа, о любви как основе духовного смысла жизни.

Во второй половине 1940-х и в начале 1950-х гг. все более прочные позиции в системе отечественных воспитательных и образовательных учреждений завоевывает гигиенический аспект здорового образа жизни, что диктовалось, надо признать, суровой объективной необходимостью того периода. И. И. Мильман, основоположник советской системы гигиенического воспитания учащихся, еще в 1920-е гг. приступил к разработке уроков здоровья, так как считал учителя главной фигурой в процессе обучения всех школьников «технике выполнения гигиенических навыков». Его учениками и последователями была написана серия учебных пособий, разъясняющих роль личной и социальной гигиены, а также практической области ее применения — санитарии — в деле сохранения работоспособности и здоровья человека, предупреждения болезней и увеличения продолжительности жизни. Среди авторов более позднего периода следует отметить И. И. Шувалова (1959), С. А. Аптаева (1964), В. А. Холодову, Т. В. Благодарову (1971), В. Н. Кудинова (1974) и др. Во многих публикациях значительная роль в привитии детям навыков здорового образа жизни отводится воспитанию их в семье, подчеркивается необходимость создания условий для здорового быта, но авторами не разработаны ни концепция, ни конкретный механизм формирования здорового образа жизни школьников.

В многочисленных исследованиях этого периода делается попытка привлечь внимание работников просвещения к вопросу о необходимости создания оздоравливающей атмосферы в школах и иных воспитательно-образовательных учреждениях (М. А. Антропова, 1958; А. А. Гджанский, 1965; В. К. Шурухина, В. В. Волков, 1964 и др.).

В конце 1980-х и в 1990-е гг. колоссально меняются как количественные, так и качественные параметры исследований, посвященных здоровью и вопросам организации здорового образа жизни детей и учащейся молодежи, детально разрабатывается и широко освещается в печати целый ряд непривычных или, точнее, ранее неприемлемых для нашей научной литературы тем и проблем, которые прежде либо стыдливо замалчивались (вопросы полового воспитания), либо нивелировались, низводились до уровня «отдельных проявлений», совершенно «нетипичных для советского образа жизни». Считалось, что в нашем обществе «нет гносеологических корней» для «язв капитализма»: детской преступности, детской наркомании, алкоголизма и т.п.; что среди наших школьников, которым обеспечено «счастливое детство», нет проблемы таких заболеваний, как туберкулез, астма, онкологические заболевания, как болезнь беспризорных и неустроенных детей — педикулез, свалившаяся «вдруг» на миллионы детских головок в дошкольных учреждениях и школах — glavsovet.ru. Наступившее отрезвление, осознание всей глубины и серьезности громадного количества проблем, ставящих под угрозу будущее наших детей и юношества, заставило ученых во весь голос заговорить о неблагополучии в этой области воспитания и образования, о необходимости не только искать, но и находить пути и средства для выхода из сложившейся ситуации.

Однако без участия самого человека эти проблемы не решить.

Проблемам сохранения психического здоровья учащихся, методам коррекции психофизических отклонений, резервам повышения резистентности организма и устойчивости психики, нервной системы детей, активизации защитных механизмов детского организма, повышению работоспособности школьников, профилактике вредных привычек и другим не менее важным вопросам посвящены труды целого ряда ученых: К. В. Динейки, Г. Г. Демиргогляна, В. Ф. Матвеева, А. А. Гройсана, В. Г. Запорожченко, Г. Г. Мусалова, В. П. Дядичкина, А. А. Козлова, В. Ф. Базарного и др. Особый интерес представляют работы С. Б. Мельникова (1989), Ю. Е. Дворянина (1991) и В. И. Аверкова (1991), в которых рассматриваются проблемы формирования психофизической защиты организма, индивидуальные программы тренировок, направленных на раскрытие оздоровительных возможностей человека и на саморегуляцию, но, к сожалению, эти работы остаются лишь в поле зрения специалистов.

Также с сожалением приходится констатировать, что при всем многообразии научных разработок и большом количестве проведенных исследований их результаты, выводы и рекомендации фактически не нашли отражения в содержании программ, учебных планов и квалификационных характеристиках педагогических вузов, не послужили толчком к радикальному пересмотру существующей практики подготовки педагогических кадров, не привели к созданию единой и стройной системы «вуз — школа — семья», в рамках которой удалось бы обеспечить преемственность и взаимодействие составляющих в столь важном и общем деле оздоровления нации. Настал момент истины: здоровый образ жизни — это новая психология человека третьего тысячелетия, именно поэтому сущность и функции здорового образа жизни отличаются от традиционных представлений о здоровье индивида. Обеспечить его может только сам человек.

Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара. Именно коллективных, и каждому придѐтся чем-то поступиться ради общих целей. Внешние условия изменяются чересчур быстро. А рассогласование, противоречие между условиями жизни и сознанием, несоответствие форм общественной жизни, еѐ моральной основы изменяющимся условиям жизни могут оказаться гибельными. Преодоление этого противоречия, этого рассогласования, должно идти по двум путям. Первое– целенаправленное воспитание общества и перестройка его нравственно-этического фундамента. Второе– ограничение характера развития производительных сил. И не просто система запретов на темпы развития и объѐм производства товаров, энергии и т. д. Речь– о согласовании того, как это производство будет менять экологическую обстановку на планете, с тем, насколько общество будет готово приспособиться к этим изменениям. А это означает не только широкое распространение безотходных и энергосберегающих технологий. Их будет недостаточно. Понадобится изменение характера потребностей людей, изменение их потребительских идеалов, переход от общества потребления к какому-то новому отношению к вещам. Это может быть только следствием существенного изменения образа жизни. Потребности общества в условиях современных экологических трудностей будут определяться не только произведѐнным продуктом, но и тем, как он был произведѐн, то есть выбором природосберегающих технологий. (Н. Н. Моисеев, текст адаптирован) 1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 2) Назовите два фактора, которые, по мнению Н. Н. Моисеева, могут определять потребности общества в условиях современных экологических трудностей. 3) О каком противоречии говорит автор? Объясните, почему оно может привести к гибельным последствиям. 4) Для выживания человечества, по мнению Н. Н. Моисеева, необходимо изменение потребностей людей, новое отношение к вещам. Приведите любые три проявления возможных изменений потребностей людей, их отношения к вещам. 5) Некоторые проблемы существования современного человечества, представляющие угрозу его выживанию, называют глобальными. Пути преодоления какой из этих проблем рассмотрены в тексте? Укажите любые две другие (не упомянутые в тексте) глобальные проблемы. 6) В современном мире действуют международные организации по охране природы («Гринпис», «Всемирный фонд дикой природы» и др. ) , известные массовыми акциями, широко освещаемыми прессой. Предположите, почему в деле охраны природы недостаточно усилий только национальных правительств и населения конкретных государств (выскажите два предположения) . Скину на киви 100 за ответы.

✅ Верных ответов: 2 на вопрос Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная
проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества,
имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в
коллективных усилиях всех стран земного шара. Именно коллективных, и каждому
придѐтся чем-то поступиться ради общих целей.
Внешние условия изменяются чересчур быстро. А рассогласование,
противоречие между условиями жизни и сознанием, несоответствие форм
общественной жизни, еѐ моральной основы изменяющимся условиям жизни могут
оказаться гибельными. Преодоление этого противоречия, этого рассогласования,
должно идти по двум путям.
Первое– целенаправленное воспитание общества и перестройка его
нравственно-этического фундамента.
Второе– ограничение характера развития производительных сил. И не просто
система запретов на темпы развития и объѐм производства товаров, энергии и т. д.
Речь– о согласовании того, как это производство будет менять экологическую
обстановку на планете, с тем, насколько общество будет готово приспособиться к
этим изменениям. А это означает не только широкое распространение безотходных и
энергосберегающих технологий. Их будет недостаточно. Понадобится изменение
характера потребностей людей, изменение их потребительских идеалов, переход от
общества потребления к какому-то новому отношению к вещам. Это может быть
только следствием существенного изменения образа жизни.
Потребности общества в условиях современных экологических трудностей
будут определяться не только произведѐнным продуктом, но и тем, как он был
произведѐн, то есть выбором природосберегающих технологий.
(Н. Н. Моисеев, текст адаптирован)
1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты
текста и озаглавьте каждый из них.
2) Назовите два фактора, которые, по мнению Н. Н. Моисеева, могут определять
потребности общества в условиях современных экологических трудностей.
3) О каком противоречии говорит автор? Объясните, почему оно может привести к
гибельным последствиям.
4) Для выживания человечества, по мнению Н. Н. Моисеева, необходимо изменение
потребностей людей, новое отношение к вещам. Приведите любые три
проявления возможных изменений потребностей людей, их отношения к вещам.
5) Некоторые проблемы существования современного человечества,
представляющие угрозу его выживанию, называют глобальными. Пути преодоления
какой из этих проблем рассмотрены в тексте? Укажите любые две другие (не
упомянутые в тексте) глобальные проблемы.
6) В современном мире действуют международные организации по охране природы
(«Гринпис», «Всемирный фонд дикой природы» и др. ) , известные массовыми
акциями, широко освещаемыми прессой. Предположите, почему в деле охраны
природы недостаточно усилий только национальных правительств и населения
конкретных государств (выскажите два предположения) .
Скину на киви 100 за ответы. по обществознанию ты найдешь на сайте. Также ты можешь добавить свой вариант ответа, если считаешь, что он не верен или твой ответ более полный. Пожалуйста, добавляй только правильные ответы.

Совместное гармоничное развитие природы и общества есть центральная проблема современной жизни (ЕГЭ обществознание)

Автор раскрывает проблему взаимодействия природы и общества. Я согласна с автором, что для решения этой проблемы должны прилагаться огромные коллективные усилия всех стран мира.

Начну с того, что общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединений. Природа – это совокупность естественных условий на земле, органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека. У природы и общества есть общие черты: подчиняются объективным законам, находятся в постоянном развитии, являются системами, образуют среду обитания человека. Безусловно, общество и природа влияют друг на друга, как положительно, так и отрицательно. Отсюда и возникают глобальные проблемы – совокупность социально – природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человека и сохранение цивилизации.

Из-за активной преобразующей деятельности человека появились такие проблемы как: загрязнение воздуха, воды, почвы, уничтожение лесов, нехватка сырьевых и энергетических ресурсов. Природа – это объект экспериментов человека. Иногда человек забывается и слишком потребительски относится к природе, за что она потом может отомстить. Поэтому отношение к природе стоит строить с позиции сотрудничества.

Хочу подтвердить теорию на конкретных примерах. К примеру, 26 апреля 1986 года произошла страшная авария на Чернобыльской АЭС из-за халатности и профессионального отношения персонала. Это нанесло огромный урон, как природе, так и обществу, ведь теперь эта территория считается мертвой зоной.


Также хочу привести пример из повести В.Астафьева «Царь – рыба». Известный браконьер Игнатьич решил добыть царь – рыбу и таким образом победить природу. Но за такую дерзкую попытку мужчина был наказан физическими и нравственными страданиями. Ведь Игнатьич и царь – рыба связаны единой природной цепью и не должны соперничать.

На основании изложенного можно сделать вывод, что общество и природа должны сотрудничать друг с другом, чтобы избежать неприятных последствий. Это сотрудничество должно быть основной целью человечества.

Актуальность проблемы не вызывает сомнений, так как проблема взаимодействия природы и общества обостряется с каждым днем. Из СМИ я знаю, что нашей планете грозит глобальное потепление, которое повлечет за собой массу необратимых последствий.

Мое эссе не претендует на универсальность, потому что могут существовать другие точки зрения, но я согласна с автором.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

>Билет № 5

1. Взаимосвязь природы и общества.

Частью мира является человек. С материальным миром, с природой у него сложились определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует и существовать не может. Природа же может существовать и без человека. И, как известно, так оно довольно длительное время и было, природа существовала, не зная не только человека, но и жизни вообще. Человек появился на определенном этапе эволюции природы как продукт ее развития. Породив человека, природа вместе с тем сохранила за собой материальные основы его существования. Человек находится в постоянном контакте с природой, в зависимости от нее. Без этого контакта с природой, с миром он не может поддерживать состояние жизни, он просто умрет. Таким образом, физическая жизнь человека неразрывно связана с природой, с материальным миром.

Природа — (в широком смысле) — весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. (Универсум Вселенной).

— (в узком смысле) — совокупность естественных условий существования человеческого общества, на которую прямо или косвенно воздействует человечество.

Обычно именно это понятие подразумевается при рассмотрении системы «Общество — природа».

— Природа -I — это естественные экосистемы Земли. (микроэкосистемы — напр., ствол гниющего дерева; мезоэкосистемы — лес, пруд; макроэкосистемы — океан, континент; глобальная экосистема одна — биосфера).

— Природа — II — преобразованные человеком экосистемы (поля, сады и т.п.) не способные к самоподдержанию в течении длительного времени.

— Природа — III — искусственно созданные системы окружающей человека среды (урбокомплексы, внутриквартирные и т.п.) не способные к самоподдержанию даже в относительно короткие промежутки времени.

— Природа — IV — (дикая природа) участки природы, не нарушенные хозяйственной деятельностью человека, т.е. на которые человек влияет лишь как биологическое существо. Понятие субъективное — с точки зрения горожанина, т.к. дикая природа не будет казаться таковой охотнику-промысловику.

Природные ресурсы — это природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

— во-первых, воздействие природы на общество,

— во-вторых, воздействие общества на природу.

В первом случае, природа выступает источником средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т.п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт — все это первоначально влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запасы нефти, плодородные почвы, обилие рыбы) способствует общественному совершенствованию.

Во втором случае, общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.

Основные формы взаимодействия общества и природы:

— природопользование — использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека;

— охрана окружающей природной среды (ОПС) — сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС;

— обеспечение экобезопасности — защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх