Ширина территориальных вод

Территориальные воды

На территориальные воды, их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Режим территориальных вод регулируется международной Конвенцией о территориальном море и прилегающей зоне 1958 года (ратифицирована СССР 20 октября 1960), а также внутренним законодательством отдельных государств.
Часть государств мира в одностороннем порядке установили лимит территориальных вод в 200 морских миль. СССР и позднее Россия выступали за закрепление 12-мильного лимита территориальных вод, выражая в то же время готовность признать суверенные права прибрежных государств на разведку и разработку живых и минеральных ресурсов в прилежащем морском поясе — экономической зоне. Режим экономической зоны должен учитывать право всех государств на пользование в ее пределах общепризнанных свобод открытого моря, включая свободу судоходства.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года установила для прибрежных государств ширину прибрежной морской полосы в 12 морских миль. Ровно столько и составляет ширина территориальных вод Российской Федерации. Ширина территориальных вод отсчитывается от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах. Для определения этой линии возможно также использование метода прямых исходных линий, который может применяться в местах, где линия берега глубоко изрезана и извилиста, или где вдоль берега в непосредственной близости лежит цепь островов. Территориальные воды государства-архипелага начинаются за пределами его архипелажных вод. Ширина территориальных вод определяется прибрежным (или архипелажным) государством самостоятельно, но с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Прибрежное государство (государство-архипелаг) осуществляет полный суверенитет над территориальными водами, а также над воздушным пространством над ними и над морским дном и его недрами под ними. Территориальные воды отдельных принадлежащих какому-либо государству островов, находящихся за пределами общей внешней границы его территориальных вод, определяются в соответствии с положениями разд. II Конвенции о территориальном море 1958 года и ч. II и VIII Конвенции 1982 года. Порядок определения территориальных вод государств-архипелагов предусмотрен ч. IV Конвенции 1982 года. Обе упомянутые конвенции предусматривают право мирного прохода морских судов всех флагов через территориальные воды любого государства.

Территориа́льные воды

Территориальное море, морской пояс, прилегающий к побережью или внутренним водам государства и составляющий часть территории государственной (См. Территория государственная). На Т. в., их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Режим Т. в. регулируется международной Конвенцией о территориальном море и прилегающей зоне 1958 (ратифицирована СССР 20 октября 1960), а также внутренним законодательством отдельных государств.

Отсчёт Т. в. происходит от линии наибольшего отлива либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (См. Базисные линии). Международное право не допускает расширения Т. в. за пределы 12 м. миль. К 1975 около 100 государств имели Т. в. шириной до 12 м. миль, 22 государства, пользуясь тем, что вопрос о ширине Т. в. в Конвенции 1958 остался открытым, в одностороннем порядке установили более широкие Т. в. (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Экуадор — 200 м. миль). СССР выступает за закрепление 12-мильного лимита Т. в., выражая в то же время готовность признать суверенные права прибрежных государств на разведку и разработку живых и минеральных ресурсов в морском поясе, прилежащем к Т. в. (так называемая экономическая зона). Режим этих зон должен, однако, учитывать право всех государств на пользование в пределах такого пояса общепризнанными свободами открытого моря (См. Открытое море), включая свободу судоходства.

Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через Т. в. при условии соблюдения положений Конвенции (проход не должен нарушать безопасность прибрежного государства, подводные лодки могут проходить только в надводном положении и т. д.). Ряд государств, в том числе и СССР, установили, что иностранные военные корабли могут проходить через их Т. в. и заходить во внутренние морские воды только по предварительному разрешению правительства. Осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в Т. в. большинства государств (при отсутствии специального соглашения) запрещается.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.meМорские зоны в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

Территориальные воды, также территориальное море — полоса моря (океана), прилегающая к берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства, или к его внутренним водам, и составляющая часть государственной территории.

На территориальные воды, а также их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Режим территориальных вод регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., а также внутренним законодательством отдельных государств.

Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания) либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).

Международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль (22,2 км), однако некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.).

Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальные воды при условии соблюдения положений Конвенции (проход не должен нарушать безопасность прибрежного государства, подводные лодки могут проходить только в надводном положении и т. д.). Согласно внутреннему законодательству некоторых государств, иностранные военные корабли могут проходить через их территориальные воды и заходить во внутренние морские воды только по предварительному разрешению правительства соответствующего государства.

Осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения) запрещается.

История

Необходимость подчиненности прибрежной части моря государству, у территории которого она находится, сознавалась уже издавна и может быть оправдана многими вполне разумными соображениями.

Прежде всего, собственная безопасность прибрежного государства требует, чтобы оно принимало в открытом море, на известном расстоянии от берега, все меры, могущие предупредить внезапное нападение на него извне, и служит ему защитой во время войны. Притом, располагая властью над береговым морем, прибрежное государство получает также возможность как отправлять необходимый для него полицейский и санитарный надзор над судами, так и бороться с контрабандной торговлей, вредящей его фискальным интересам, а равно обеспечить жителям морского берега столь выгодный для них рыбный промысел. Наконец, порядок и безопасность самых торговых оборотов, производимых иностранцами морским путем, вполне оправдывают допущение власти государства на прибрежной полосе моря. В прежнее время государства с помощью этой власти могли охранять морские сообщения от пиратов, совершавших разбои в открытом море.

При определении границ территориальных вод теория международного права исходила из того положения, что власть прибрежного государства кончается там, где она фактически не может быть осуществлена — Terrae dominium finitur ubi finitur armorum vis. На этом основании по примеру Бинкерсгука (англ.)русск. юристы признавали, что граница береговых вод определяется пушечным выстрелом с берега. Но так как такой масштаб при постоянном усовершенствовании огнестрельного оружия представлял величину крайне изменчивую и неопределенную, то на практике этот вопрос лучше всего разрешался путем международных соглашений.

К началу XX века большинство трактатов, заключенных между государствами, равно и большинство авторов сочинений по международному праву принимали за крайнюю черту территориальных вод линию, простирающуюся на 3 английские мили от максимального предела отлива. Подобное определение также принято законодательствами некоторых западноевропейских государств. Так, например, британский закон 1878 г. «Territorial Waters Jurisdiction Act» (англ.)русск., изданный по поводу возникших в судах недоразумений о подсудности одного частного дела о столкновении британского судна с германским, ограничивал пространство береговой юрисдикции королевства расстоянием в 3 английские мили.

Некоторые государства объявляли своими территориальными водами такие пространства, которые в действительности переходят уже в пределы открытого моря и этим нарушают свободу последнего. Так, например, указом императора Александра I от 4 (16) сентября 1821 г. объявлено было территорией Российской империи все пространство моря, порты и заливы по всему северо-западному берегу Северной Америки, начиная от Берингова пролива до 51° северной широты, а равно воды, омывающие Алеутские и Курильские острова, начиная от Берингова пролива до южного мыса острова Урупа, то есть до 45° 50′ северной широты; иностранным судам воспрещено было под страхом конфискации даже приближаться к российским берегам на расстояние менее 100 английских миль и заниматься в этом пространстве рыболовством. Этот указ вызвал протест со стороны правительств Великобритании и США, и в 1824 г. Россия отказалась от этих притязаний и заключила с Великобританией (1825) и США (1824) конвенции, которыми было существенно парализовано действие указа 1821 г..

> См. также

  • Исключительная экономическая зона

Виды территорий в международном морском праве и их правовая характеристика

Внутренние морские воды расположены в сторону берега от линии, от которой ведётся отсчёт ширины территориального моря государства. Входят в состав государственной территории. К ним относятся: моря, омывающие берег (например, Белое море); бухты, лиманы, имеющие ширину входа менее 24 морских миль. Также воды портов, проливов и заливов, исторически принадлежащих данному государству и имеющих ширину входа более 24 морских миль. Например, залив Петра Великого (Россия).

Территориальное море — это примыкающий к сухопутной территории или внутренним водам государства, а в случае государства-архипелага — к его архипелажным водам морской пояс шириной 12 морских миль, входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом. Архипелажные воды — воды, разделяющие и окружающие группы островов, составляющие единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства.

Прилежащая зона — это район открытого моря, непосредственно примыкающий к территориальному морю, в котором прибрежное государство пользуется правами контроля, имеющего строго целевое значение. Ширина — 24 морские мили, и отсчёт ведётся от точки отсчёта ширины территориального моря.

В Российской Федерации в 1998 г. принят ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». В нём определены размеры вышеуказанных территорий, правовой режим морских портов РФ, меры по защите и сохранению морской среды и природных ресурсов и т.д.

Открытое море — это морское пространство, находящееся за пределами территориального моря, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства, и находящееся в общем и равноправном пользовании всех государств.

Континентальный шельф — это подводное продолжение материка в сторону моря, включая недра, до его резкого обрыва или перехода в материковый слой. Ширина — 200 морских миль от точки отсчёта ширины территориального моря. Права прибрежного государства на континентальный шельф не распространяются на надводную часть и воздушное пространство над континентальным шельфом. ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г. определяет правовой режим этой части морского пространства в соответствии с требованиями Конвенции ООН 1982 г.

Исключительная экономическая зона. Эта территория не входит в состав государственной территории. Ширина — до 200 морских миль, которая определяется от линии отсчёта ширины территориального моря. Прибрежное государство имеет в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, а также обладает юрисдикцией в отношении морских научных исследований и сохранения морской среды. Другие государства обладают правом свободы судоходства и полётов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх