Шапсуги кто они

Шапсуги

Субтитры

Всем привет! В эфире десятый выпуск исторической разведки и сегодня мы поговорим о следующем адыгском племени — шапсугах. Итак, шапсуги это субэтнос черкесов, проживавших в центральной части Краснодарского края. Свое название они получили от реки Шапсхо, в 5 километрах восточнее Джубги. В долине этой реки находились три древнейших рода племени шапсугов, от которых ведет происхождение весь этот субэтнос. Впервые упоминание о шапсугах появилось в 18 веке. В 1724 году турки писали о том, что шаспуги разбили крымского хана и захватили его в плен в районе современного поселка Пшада, чем привлекли внимание Османской империи. После этого они появляются в истории спустя 20 лет, как и соседние племена. Изначальной их родиной, откуда шло активное распространение шапсугов, являлась долина реки Шапсхо. Отсюда они распространились по побережью от Пшады до реки Шахэ. Первое время они проживали в узких высокогорных долинах. Постепенно население росло, расширялось. Стало не хватать земли и они переселились через Кавказский хребет, на его северную сторону на территории долины реки Псекупс, Северского района, условно между реками Адагум и Супс. Таким образом, земли шапсугов разделились на Большую Шапсугию, к северу от гор и Малую Шапсугию, на побережье. Шапсуги Малой Шапсугии так и назывались — прибрежными. Центр Большой Шапсугии был в районе современной станицы Убинской, вокруг священной черкесской горы Папай. Шапсуги вместе с натухайцами, о которых мы говорили в прошлом выпуске, являются практически единым субэтносом, многие современники их не разделяли. По побережью граница их находилась в районе Пшады, а на равнинной части река Адагум. К северу шапсуги граничили с бжедугами по реке Кубань. С востока с абадзехами, о которых мы поговорим в отдельном выпуске. На побережье в долине реки Шахэ они граничили с племенем убыхов, уникальным субэтносом района Сочи, о котором также поговорим в отдельном выпуске. К знакомым географическим названиям времен шапсугов относятся топонимы преимущественно Туапскинского и Лазаревского районов. Например, Шепси, Дедеркой, Макопсе, Мамедова Щель, Чемитоквадже, река Шахэ — граница племен. Шапсугское общество, как и другие племена черкесов 18 века проживало в высокогорье, своих князей у них не было. Присутствовала местная аристократия, например главы сообществ, отдельных аулов. Именно у шапсугов появились первые признаки феодализма. Отношения между крестьянами, а также рабами и аристократами ухудшались, что привело к социальному конфликту в обществе. Местные князья занимались работорговлей, набегами, грабежом, в то время как крестьяне жили хозяйством. Недовольство крестьян аристократией привело к восстанию первых, переросшему в широкую черкесскую революцию, которая закончилась Бзиюкской битвой. В этой битве шапсуги были ядром, за которым потянулись другие племена. У шапсугов имелся аристократический род Шеретлуковых, владения которых простирались на обе Шапсугии. Однажды, представители этого рода обидели купцов, находившихся под защитой крестьянского рода. В ответ шапсугские крестьяне оскорбили мать одного из Шеретлуковых, некоторых избили. Клубок взаимных обид привел к столкновениям Шеретлуковых с крестьянами. Восстание вынудило многих аристократов бежать под защиту бжедугских князей. Оттуда их представители, вместе с бжедугскими аристократами отправлялись в Санкт-Петербург просить помощи у Екатерины Второй против восставших крестьян. Определенная помощь была выделена. Из Екатеринодара выписали три казачьих отряда с медной пушкой, которая пугала черкесов. Противоборствующие стороны сошлись у реки Бзиюк, где произошла большая битва аристократии с крестьянством. По результатам битвы крестьяне потерпели значительные потери, они практически проиграли, но в последний момент убили бжедугского князя Батыр-Гирея Хаджемуко и переломили ход битвы в свою пользу. Закрепилась своеобразная ничья, которая в течение следующих 10-20 лет привела к практически полной утере аристократией прав в восставших обществах — у шапсугов, натухайцев и абадзехов. Аристократам позволялось вернуться, но жить наравне со всеми без привилегий. Однако, действовали некоторые поблажки. В случае судебных разбирательств, например кражи, если лошадь украли у крестьянина и у аристократа, штрафом за кражу был возврат украденного и еще двух лошадей крестьянину и трех аристократу. Что касается взаимоотношений шапсугов с турками до прихода России на Кавказ существует два обстоятельства. Во-первых религиозное влияние. Шапсуги одними из первых приняли ислам и активно распротраняли его среди соседей из-за чего у них случился конфликт с натухайцами. Позже, во время русско-турецких войн, начиная с 1815 года турками предпринимались попытки объединить черкесов для борьбы с Россией. Турция присылала имамов, которые вели пропаганду в племенах, убеждая их пойти войной на Россию, уничтожить недавно выстроенный Екатеринодар, освободить реку Кубань от русских укреплений. Турция прислала своего ставленника Хассан-Пашу, который активно занимался этими вопросами, но у него возник конфликт с шапсугами. Они отказались вступать в борьбу с Россией в интересах Турции, опасаясь потери собственной независимости. Шапсуги сами напали на Хасан-Пашу и разбили его отряды. Последний бежал в Анапу, где был комендантом и оттуда выплыл обратно в Турцию. В 1828 году, в разгар русско-турецкой войны вновь активизировались турецкие посланники, подталкивая черкесам к нападениям на Россию. Особого успеха они не имели. К тому же Россия также давила на черкесов, заставляя отказываться от агрессивных идей. Все изменилось в 1830-е годы, когда по плану генерала Эманнуэля Россия перешла от мирного покорения Черкессии к военному методу. В землях шапсугов были построены укрепления Георгие-Афипское и Новодмитриевское. Просуществовали они недолго, поскольку по изначальному плану строить их собирались параллельно берегу моря и Кубани вдоль древних дорог. Однако, со временем стало ясно, что черкесские племена проще разделить прямыми военными линиями от реки Кубань к Черному морю. План постройки укреплений изменился, началась постройка военной линии с севера на юг от станицы Афипской до Пшады. На побережье появились укрепления Тенгинское, современное Лермонтово, в самом ядре земель шапсугов, укрепления в районе Джубги, Головинское укрепление в устье реки Шахэ, Вельяминовское, современное Туапсе. Все они вошли в Черноморскую военную линию, целью который было отрезать поставки контрабанды из Турции морем. В рядах черкесов тогда было много наемников из Польши, которая тогда боролась за собственную независимость от России. Борцы за независимости из поляков воевали на всех фронтах российских войн. К концу 1830-х годов были укреплены линии от Кубани до Джубги и на побережье. На берегу самыми крупными стали крепости Новотроицкая в современной Кринице, позже уничтоженная и не восстановленная более и укрепление Михайловское. С ним связана такая история. К 1840 годам, когда в Черкессии случился голод из-за засухи и холодной зимы, а также изоляции в ущельях и нарушении поставок продовольствия российскими укреплениями. В результате этого, черкесы начали активно нападать на укрепления. В шапсугских землях пострадали укрепления Вельяминовское, полностью уничтоженное, укрепления линии Афипская-Пшада, которые сумели отбиться. В момент нападения на Михайловское укрепление, в нем было не более 250 человек в строю и около 3000 человек больных и раненых. Нападение произошло зимой, черкесы группой около 11 000 человек из разных племен окружили укрепление. Командующий, понимая, что им не отбиться дал поручение своему солдату Архипу Осипову, в случае падения укрепления, взорвать пороховой погреб. Он успешно выполнил поручение. Как только черкесы окружили ядро крепости, Архип взорвал пороховой погреб, чем уничтожил вместе с собой около 3000 черкесов. Крепость была полностью уничтожена большой кровью. Современное поселение Архипо-Осиповка на его месте с тех пор зовется именем солдата Тенгинского полка. К концу 1840-го года черкесы осознали, что нападения не меняют ситуацию и невлияют на позиции России. Нападения уменьшились, переросли в партизанскую войну, которая шла до конца Кавказской войны. Шапсуги были самыми основными противниками России и в отличие от натухайцев, никаких переговоров с Россией не вели. Общественное мнение на этот счет у них было единым — никакой сдачи и примирения с Россией. В итоге, в 1850-х годах шапсуги даже заключили союз с чеченским имамом Шамилем. Но союз не принес им плодов, поскольку русские власти успешно перекрывали сообщение с Восточным Кавказом. В конце 1860 года, когда Шамиль уже сдался и война в восточном Кавказе была окончена, шапсуги объединились с соседними племенами. Меджлис, прошедший в районе Туапсе, постановил объединяться всем черкесам в войне с Россией. Была выпущена декларация с которой черкесы поехали в Европу, где пытались найти поддержку в борьбе за независимость. Позже, похожий меджлис прошел в Сочи, где была оформлена первая черкесская Конституция, при поддержке англичан. В начале 1860-х Россия окончательно решила закончить черкесский вопрос военным способом, принятое новым императором Александром Вторым. Он приезжал на реку Белую, где встречался с представителями черкесов, предлагал им сдаться и перейти в подданство России. На это ему ответили отказом. Началось наступление с трех сторон. В шапсугских землях оно проходило по долинам рек Псекупс на Джубгу и Адагум и на Пшаду. Другое наступление шло по реке Белой, в сторону Туапсе через Хадыженскую станицу. По Белореченской и Адагумской линиям шли войска, выжигая аулы и сады, специально для того, чтобы некуда было вернуться. Вслед за ними шли казаки и насильно поселялись на месте бывших аулов, основывая будущие кубанские станицы. Огромная часть черкесов были выдавлены с равнинной части к побережью. За один год это явление достигло огромных масштабов, ушло практически все население. Всего 30 000 человек сдались России и были переселены на территорию современной Адыгеи, на берега Кубани, где их потомки в единичных количествах проживают в Тахтамукайском районе. Большая часть отступала по побережью к Лазаревскому. По пути они садились на турецкие лодки и уплывали, вступая в общее черкесское мухаджирство. К 10 октября 1862 года русские войска вышли к Джубге, Кринице и Пшаде. К 1864 году большинство оставшихся шапсугов были выдавлены в Лазаревский район. Большая часть из них предпочла уплыть в Турцию. Около 300 000 шапсугов проживало в регионе до выселения. Вместе с убыхами они были покорены, 21 мая 1864 года на территории современной Красной Поляны состоялся парад русских войск по поводу окончания Кавказской войны. В итоге, в течение десяти лет после войны, части шапсугов скрывались в горах. Позже, карательные отряды в течение 2 лет выдавили их из гор. Всего осталось в России, на Кубани и в Лазаревском районе не более 5000 человек. По настоящее время часть аулов Туапскинского и Лазаревского района являются полностью шапсугскими по составу населения, хотя в переписи обозначают себя как черкесы. Поскольку часть аулов осталась, для них в 1924 году сделали отдельный Шапсугский национальный район, который позже был ликвидирован и включен в Лазаревский район. Например, аулы Большое и Маленькое Псеушхо, Псебе — это исключительно шапсугские поселения. Дополнительно отмечу, что к шапсугам относится бывший президент Адыгеи — Хазрет Совмен, который помнит своих предков. На этом все, в следующем выпуске мы поговорим про абадзехов, подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте, всем пока.

Дубровин, причисляя причерноморских шапсугов к на-тухайцам, писал, что они были расселены «по южному склону хребта и прибрежью Черного моря до небольшой речки Бу или Буань, протекающей ниже Головинского поста и впадавшей в Черное море. Начиная от р. Аше, натухайские общества, жившие вдоль юго-восточного берега Черного моря, имели сверх общего племенного названия, другие, отдельные, по имени урочищ: Гоайе или Шехокуадж, далее на юго-запад, по порядку следовали Цюхук, Шимитокуадж и Хизе»1.
Люлье уточняет, что гоайе (вайа по Беллю) «занимали долину Псеюзе (Псезуапсе — В.В.) и несколько других. Между племенами Гоайе… следующие дворянские фамилии: Кар-зейк, Куецюк, Дирсюе, Хатираме, Бирдж и Черчь»2.
Общество Цюхук занимало долины мелких рек Цусх-вадж, Годлик и Чухукт в междуречье Псезуапсе Шахе, здесь господствовал шапсугский дворянский род Цюхь. Из других шапсугских дворянских фамилий наиболее известны были следующие: Абат, Немере, Шеретлок, Горкоз, Ула-гай, Бгый и Тгагурз.3
Люлье перечисляет долины рек в пределах Большого Сочи, в которых жили шапсугско-натухайские общества, в направлении с северо-запада на юго-восток (в скобках даны современные названия рек): Деркуай (Дедеркой), Сепсе (Шеп-си), Шуук или Шуек (Шуюк), Мокупсе (Макопсе), Мюзюе-гопсе (Неожиданная), Аше, Копсе (Куапсе-Мамедова щель), Дзешь (Свирская щель), Псезюе или Пезюане (Псезуапсе), Чегезиана (Цусхвадж), Голиех (Годлик — Волконка), Нибепс или Цюхук (Чухукт), Безюей (Чимит, Чемитоквадже), Тла-те или Калезипь (Глубокая щель), Кодес (Матросская щель), Шахе или Субеших, Осакай (Осохой), Казий или Казиап (Ход-жипс — Якорная щель), Берендуапь (Веранда), Десхать (Дет-ляшха), Бу или Буапь (Вуу).4 К югу от Шахе шапсуги жили лишь в береговой полосе и смешанно с убыхами.
Сейчас считается, что натухайцев, смешанно живших с шапсугами в первой половине XIX в., на сочинском побережье не осталось. Однако этот этноним сохранился в шапсуг-ской фамилии Натхо, представители которой живут и аулах Куйбышевка (долина Агоя) и Мал. Псеушхо (в долине Туапсе) и причисляют себя к шапсугам.
Вплоть до начала XVIII века названия шапсугов и натухайцев не встречаются в письменных источниках. Впервые шапсуги названы в турецких хрониках 20-х годов XVIII в. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление»1.
ДажеуЕвлия Челеби(1641 г.), давшего описание самых мелких племенных подразделений и отдельных селений причерноморских горцев, нет упоминания о шапсугах и нату-хайцах.
На территории Шапсугии XIX в. в течение многих столетий проживало абазинское население, постепенно перешедшее на черкесский (адыгейский) язык. В течение XVIII в. численность шапсугов постоянно увеличивалась за счет беглых крестьян соседних адыгских, абазинских и убыхских обществ и в первой половине XIX в. шапсуги уже считались одним из крупнейших племен, занимая обширную территорию Северо-Западного Кавказа по обоим склонам Кавказского хребта.
До образования своей самостоятельности и широкого распространения по территории Западного Кавказа нату-хайцы и шапсуги вместе с племенем гоайе занимали лишь долину реки Псезуапсе; при этом натухайцы жили в верховьях Псезуапсе в урочище Тагапс, шапсуги же в урочищах Атсейниб и Бебеколайге. Однако, в то время (предположи-ельно XV-XVI вв.) они не имели указанных названий и состояли из пяти родов: Надхо (Натхо), Нетахо (Нетдахо), Коб-ле-Схапете (Схопте) и Сотах (Севатох). Первые два рода послужили основой для образования в последующем натухайской народности, а последующие три, обосновавшись сначала в долине реки Шапсхо, образовали самостоятельное племя, названное по имени этой реки шапсугами.2

В середине XIX века шапсуги делились уже на 8 основных родов: Натхо, Натахо, Гоаго, Емц, Кобле, Схапете, Со-отох и Гоайе. Причем эти роды делились, в свою очередь, на много малых и больших подразделений. Так, род Натхо разветвлялся на 28 родовых подразделений, род Коблевых состоял из более чем 50 подразделений, псезуапсинские Гоайе имели 17 родовых подразделений. «Следы патриархальных родов сохранились и в современных черноморских шапсуг-ских аулах, где встречается всего несколько групп однофамильцев, живущих в нескольких десятках дворов и составляющих основную массу населения аулов.
С увеличением народонаселения и из-за недостатка земель натухайцы и шапсуги расселились по всему Черноморскому побережью Кавказа к северо-западу от Шахе, а шапсуги начали переходить и на северный склон. Большого различия между этими двумя адыгейскими племенами не было, не было и четкой границы между ними, чаще всего они жили смешанно, лишь в крайней северо-западной части Черноморского побережья Кавказа (к северо-западу от Джубги) натухайцы имели сплошное распространение. К югу от Джубги, до р. Шахе, преобладало шапсугское население, при этом в междуречье Псезуапсе — Шахе и по долине Псезуапсе сохраняло еще некоторую самостоятельность и обособленность племя гоайе (гои).
Из различных источников и опросов сочинских шапсугов (по семейным преданиям) нам известны наименования и расположение наиболее крупных населенных пунктов причерноморской Шапсугии середины XIX в. В долине Шахе, отличавшейся густой заселенностью со смешанным убых-ско-шапсугским населением, был известен крупнейший аул Шахечю, тянувшийся на десятки километров по обоим берегам Шахе, в ее нижнем и среднем течениях. При этом в низовьях долины р. Шахе аул Шахечю еще именовался как Субешх, а в среднем течении — Большой Кичмай. Последнее название сохранилось за современным шапсугским аулом, располагающимся в 5-6 км от устья р. Шахе. Аул Субешх в конце Кавказской войны был населен преимущественно убы-хами, предводителем которых был Эльбух Берзек; поэтому было известно и другое название — аул Эльбуза Берзека.
В долине Псезуапсе наиболее известны были аулы: Ха-куч (в верховьях), Тхахепш или Божьи Воды (в среднем течении), Гуайе и аул Заурбека (в низовьях). Аул Хакуч был центром Хакучинского общества, в настоящее время это место необитаемо. На месте большого аула Тхахепш (Божьи Воды) сейчас располагаются шапсугский аул им. Кирова и село Марьино.
Аул Гуайе находился на левобережье долины р. Псезуапсе, в 7 км от ее устья, на месте современного села Алексеевка и считался центром шапсугского подразделения гоайе (гуайе или гои) с господствовавшей фамилией Коблевых. Аул Заурбека располагался на правобережье устьевой части долины р. Псезуапсе, на месте современного пос. Лазаревское. Заурбек был представителем псезуапсинских шапсугов -гоев в последние годы Кавказской войны.
Нижнее и среднее течения долины р. Аше занимал один из крупнейших аулов Черноморской шапсугии — Лохотх или Лыготх, начинавшийся в устье и тянувшийся до 20 км вверх по течению. Современные 1-й, 2-ой и 3-ий Красноалександ-ровские аулы являются лишь осколками аула Лохотх, различные части которого имели свои названия: 1-ый — Хаджи-ку, 2-ой — Кележ, 3-ий — Шоджик. В верховьях р. Аше находился аул Чекоз.

Если пятидесятитысячное население Убыхии после окончания Кавказской войны полностью эмигрировало в Турцию, то в пределах причерноморской Шапсугии сохранилось несколько аулов с аборигенным населением. В пределах Большого Сочи это аулы Кичмай и Нижнее Шахе, в долине р. Шахе, аул им. Кирова в долине р. Псезуапсе, аулы Шхафит, 1-й, 2-й и 3-й Красноалександровские и Б. Псеуш-хо в долине р. Аше, аул Наджиго в долине р. Макопсе.
Многие шапсуги переселились в поселки Аше, Лазаревское, Головинка, Дагомыс и в г. Сочи. Наиболее распространенные фамилии причерноморских шапсугов, проживающих сейчас в пределах Большого Сочи, немногочисленны и не превышают двух десятков. В порядке распространенности это следующие фамилии: Напсо, Сизо, Схабо, Тлиф, Тешевы, Боус, Хахо, Хейшхо, Коблевы, Чачух, Хушт, Бгано, Шхала-ховы, Хлечас, Ачмизовы, Сажо, Хапий, Нибо и др.
Шапсуги проживают также в Туапсинском районе, в долинах рек Туапсе и Агой, в Тахтамукайском районе Адыгейской автономной области Краснодарского края.
Первые шаги по изучению адыгейского языка были сделаны русским академиком И.А. Гюльденштедтом в конце XVIII века и адьюнктом Российской Академии наук Г.Ю. Клапротом, в начале XIX века, которые во время своих путешествий по Кавказу записали образцы адыгейской речи. В первой половине XIX в. большую роль для изучения адыгских языков сыграли труды первых адыгских ученых Б. НогмоваиУ. Берсея. Изучению лексики адыгейского языка был посвящен «Словарь русско-черкесский» JI. Люлье, много лет прожившего среди причерноморских черкесов и хорошо знавшего адыгейский язык. Известный лингвист П.К. Услар оставил черновые заметки и небольшие статьи, содержащие адыгейскую лексику и характеристику звуков адыгейского языка. Первый адыгейский ученый-лингвист Д.А. Ашхамаф создал первую грамматику адыгейского языка. Окончательные разработки по основам адыгейского литературного языка принадлежат Г.В. Рогава.
Причерноморские шапсуги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, имеющего свою письменность на основе русской графики (до 1927 г. использовался арабский алфавит, а в период с 1927 по 1938 г. — латинский алфавит). Современный литературный адыгейский язык развивается на основе темиргойского диалекта.
Адыгейский язык относится, как и языки убыхов и абазин, к абхазско-адыгейской ветви иберейско-кавказских языков. На адыгейском языке в пределах Краснодарского края сейчас говорят более 100 тыс. человек.
Фонетика адыгейского языка характеризуется необыкновенным обилием согласных (более 60) и крайней бедностью гласных — в первичных корнях гласных только две: «э» и «ы» краткие. Однако из стяжения слогов могут образовываться и долгие: е, и, а, о, у. Обычный порядок слов в предложении: подлежащее, прямое дополнение, остальные члены, сказуемое. Глагол очень богат формами лиц, чисел, времен, наклонений, залогов. В лексике современного адыгейского языка выделяются первичные корни типа открытого слога, из сочетаний которых образуется большинство адыгейских слов.1
В период Кавказской войны в военных документах часто встречалось наименование племени хакучи, аулы которых располагались в труднодоступных горных котловинах в верховьях рек Псезуапсе и Аше. Существовавшее здесь с давних пор шапсугское Хакучинское общество, получившее название от реки Хакучипсы (приток р. Псезуапсе), с началом многолетней Кавказской войны постоянно пополнялось беженцами из различных адыгейских племен, сюда же стягивались беглые казаки и солдаты русской армии. Хакучи говорили на измененном шапсугском диалекте и этнически составляли единое целое с шапсугами. Причерноморские шапсуги Лазаревского района Большого Сочи и сейчас еще выделяют из своей среды шапсугов-хакучей.
На местах аулов бывшего Хакучинского общества в верховьях Псезуапсе и Аше сейчас никто не живет. В наше время хакучи составляют значительную часть населения Большого Кичмая, несколько семей живет в 1-ом Красноалексан-дровском ауле, а так же в ауле Куйбышевка (Карповка) в долине реки Агой, близ Туапсе.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх