Сайт воронцовского дворца в алупке

Воронцовский дворец в Крыму (Алупка)

На берегу Черного моря расположен величественный памятник архитектуры XIX века – Воронцовский дворец. Его строительство шло 20 лет и завершилось в 1848 году под руководством придворного британского архитектора именитого Эдварда Блора. Шедевр эпохи романтизма был задуман в качестве резиденции графа Михаила Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края.

Место под строительство дворца граф выбрал сам – на красивом мысу у горы Ай-Петри в Крыму. Автор искусно совместил английский и неомавританский стили с готикой и блестяще вписал здание в существующий ландшафт. Блор никогда там раньше не был, но по зарисовкам «развернул» здание так, что его контур совпадает с очертанием гор.

В строительстве здания применяли диабаз – камень зеленовато-серого цвета. Его добывали в местных краях. Рисунки в оформлении здания были очень сложными, камень мог треснуть при обработке, поэтому проводить каменотесные работы вызвали лучших мастеров, которые строили храмы в Центральной России.

Так в непримечательном и малоизвестном до этого момента татарском селе Алупка появился замок из пяти корпусов с многочисленными переходами, лестницами и двориками. У парадной лестницы расположилась Львиная терраса. Шесть львов «восседают» по обе стороны великолепной лестницы из белого мрамора – один «спит», другой «пробуждается», остальные «бодрствуют» и «рычат».

Воронцовский дворец стал первым в России, в котором построили водопровод с горячей водой и систему канализации.

На строительство дворцового комплекса ушла огромная по тем временам сумма – около 9 миллионов рублей серебром. Но она была по плечу графу Воронцову – богатейшему помещику Российской империи.

История создания

История Воронцовского дворца тесно связана с событиями в стране. Вскоре после заселения графу пришлось покинуть новый дом в связи с назначением на Кавказ. Дворец менял своих хозяев – в разные годы в нем жили дочь графа Софья Михайловна, сын Семен Михайлович, вдова Мария Васильевна. В 1880-х годах здание опустело и было брошено.

В начале 20 века родственники Воронцовых – Дашковы устроили там санатории и пансионы. После революции земли были национализированы. В 20-х годах, как и в некоторых других крупных дворянских усадьбах на южном берегу Крыма, там был создан музей, получивший название Алупкинский. Коллекция музея сильно пострадала в Великую Отечественную войну. Фашисты вывезли более 500 произведений живописи и графики, не многое потом удалось вернуть обратно.

После войны во дворце расположилась государственная дача НКВД. И, наконец, в 1956 открылся Крымский государственный музей изобразительного искусства, который позже вошел в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. Сегодня там размещены коллекции картин, скульптур и прикладного искусства, старинные документы, рассказывающие о строительстве дворца.

Выставки и экспозиции

Выставки и экспозиции размещены во многих помещениях Воронцовского дворца – в залах, Шуваловском флигеле, Гостевом корпусе, Хозяйственном корпусе, конферен-зале.

Так, гости могут посмотреть экспозиции «Парадные залы Главного корпуса», «Дом графа А.П. Шувалова», «Квартира Дворецкого», «Скульптура Южных террас», «Воронцовская кухня», выставки «Под платаном», «Фарфоровая кладовая» и другие.

Приемлемые цены доступны всем категориям посетителей. Стоимость билета для взрослых составляет от 50 до 300 рублей, для студентов, пенсионеров и детей от 16 до 18 лет – от 25 до 150 рублей. «Единый билет» стоит 650 и 325 рублей соответственно.

Например, на постоянной основе в музее работает экспозиция «Парадные залы Главного корпуса Воронцовского дворца». Эти помещения практически не изменились с давних времен. Отделка, мебель, даже портреты на стенах сохранили свой первоначальный вид в традиционной английской манере. Во время экскурсии гости увидят парадные залы главного корпуса, Китайский кабинет, вестибюль, Голубую гостиную, Зимний сад, Парадную столовую, бильярдную.

В кухонном здании Хозяйственного двора расположилась экспозиция «Воронцовская кухня». В этой части дворца прислуга не только работала, но и жила. Посетителям открыты три помещения этого корпуса, в которых можно познакомиться с интерьером дворцовой кухни. Первый зал просторный, расположен на территории в 60 квадратных метров и в высоту двух этажей. В центре стоит чугунная плита, украшенная литым орнаментом. Старинные посуда, раковина, самовары, кулинарные книги, интерьер кладовой создают яркое незабываемой впечатление.

В конференц-зале дворца открыта выставка «Заповедная Таврида». Она будет работать до 31 марта 2018 года. Посетители смогут увидеть 60 произведений искусства из фондов музея, их авторы – отечественные и зарубежные художники. На картинах изображены нереальной красоты природа Крыма и дворцы, парки, городские улицы, памятники археологии. Работы были созданы в первой половине XIX века, в конце XIX – начале XX века, в советское время. Все они представляют собой наследие крымчан, которое хранится для последующих поколений.

Выставки в Гостевом (Шуваловском) корпусе включают в себя коллекции «Дар профессора В.Н. Голубева», «Парижский архив», «Кабинет графа И.И. Воронцова-Дашкова» и «Кабинет коменданта Гос. Дачи».

Воронцовский дворец-музей

На южном берегу Крыма, в центре Алупки, в роскошной зелени старинного парка возвышаются стены величественного Воронцовского дворца – уникального памятника архитектуры первой половины 19 века. По сей день он поражает современных зрителей своеобразностью архитектурных форм. Многие поколения любителей прекрасного восхищается оригинальной планировкой, интересным стилевым решением каждого из корпусов, мастерством, с которым выложены стены и отделкой внутренних помещений. Воронцовский дворец-музей – это результат талантливого труда сотни крепостных и вольнонаемных рабочих: каменщики, резчики, лепщики, столяры кропотливо вкладывали в него свой труд. Рельеф местности настолько искусно приспособлен к архитектуре, что порой кажется будто дворец вырастает из окружающей его природы.
Дворец был построен в качестве летней резиденции известного государственного деятеля России, генерала-губернатора Новороссийского края Воронцова М.С. Проект к постройке выполнил английский архитектор Эдуард Блор, ставший впоследствии придворным архитектором короля Георга и королевы Виктории. Уникальность проекта заключалась не только в предложении Блором совершенно новых, отличных от классицизма, архитектурно-строительных принципов, но также и то, что лично в Алупку Блор ни разу не приезжал. Все сведения о рельефе и особенностях местности он получал по почте. Современники поражались идеальной вписанности Воронцовского дворца в окружающий пейзаж и называли проект Блора «озарением зодчего».


Задний фасад Воронцовского дворца и его западную часть архитектор спроектировал в неоготическом стиле. Если взглянуть на корпус дворца со стороны гор, то он напоминает суровый загородный замок английского аристократа. Романтический антураж удачно дополняют многочисленные башни и башенки, резные карнизы, купола и шпили, каминные трубы, окна-бойницы и лестницы.

А южный фасад, открытый в сторону моря, выполнен в пышном восточном стиле и при любой погоде имеет нарядный и праздничный вид. Перед фасадом находится Львинная терраса, по маршам монументальной лестницы установлены три пары львов из белого мрамора работы итальянских мастеров.

Воронцовский дворец-музей украшает и великолепный Зимний сад, являющийся неотъемлемой частью парадных европейских дворцов 19 века. В Зимнем саду и на террасе портала Южного фасада находятся скульптурные изображения династии Воронцовых, а также копии скульптур античных мастеров. Голубую гостиную и залы украшает живопись итальянских, русских, французских и английских художников.
Три поколения Воронцовых вплоть до революции 1917 года оставались владельцами Алупки. После установления в Крыму советской власти началась новая жизнь дворца, уже вплотную связанная с историей музея. В те годы в ряде дворцов на южном берегу Крыма были созданы музеи. В 1921 году Воронцовский дворец-музей принимает первых посетителей – лечащихся в только что открывшихся санаториях красноармейцев. Коллективом музея проводились археологические раскопки, сборы экспонатов, публикации отдельными изданиями научных трудов.
Процесс систематизации и изучения этнографии края прервала начавшаяся Великая Отечественная война. Обстановка, сложившаяся в Крыму не позволила эвакуировать экспонаты из Алупки и они попали в руки немецких войск. Подготовленные к вывозке ящики таки остались лежать в порту, частично экспонаты были разграблены, частично возвращены на место: германские военные чины решили открыть в залах дворца музей для офицеров вермахта. Позже наиболее ценные вещи были все-таки увезены в Германию, а общая сумма ущерба нанесенного Воронцовскому музею за годы войны, составила около пяти миллионов рублей того времени. При отступлении гитлеровские войска собирались подорвать дворец-музей, но стремительное наступление Приморской армии и Ялтинского партизанского отряда спасло великолепное здание от разрушения.

В феврале 1945 года в Ялте проходила конференция глав трех союзных держав – СССР, США и Великобритании. В Воронцовском дворце-музее была размещена английская делегация. И именно здесь, 8 февраля 1945 года, участники конференции окончательно определились с числом стран-участниц учредительной конференции ООН, временем и местом созыва.
После войны, Воронцовский дворец-музей несколько лет был дачей для государственных чиновников, а после смерти Сталина, в 1953 году во дворце организовали санаторий. Все эти новые веяния плачевно отразились на, и без того изрядно поредевшей, коллекции музея. Поэтому в 1956 году постановлением правительства решено было возобновить деятельность музея и коллективу музея пришлось начинать собрание экспонатов заново. Часть из них так и удалось вернуть, экспонаты разошлись по всей стране и остались в экспозициях разных музеев. Из тридцати тысяч библиотечного фонда, отправленного в Москву, в Воронцовский дворец-музей вернулось только восемь тысяч книг, чертежей и гравюр.
На сегодняшний день коллективом музея восстановлены убранства парадных интерьеров, в залах Шуваловского корпуса открыты для посетителей постоянные выставки живописи и графики из музейных фондов и переданных в дар музею из коллекции профессора Голубева. Количество экспонатов основного фонда музея достигло двадцати тысяч.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх