Расстояние гатчина Санкт-Петербург

Добираемся электричкой

Раньше в Гатчину на электричке можно было отправиться с двух вокзалов — с Балтийского и Варшавского. Но впоследствии последний объект утратил свое прямое назначение (а именно, для обслуживания пассажиров) и сейчас используется исключительно как архитектурный памятник и ТРК (торгово-развлекательный комплекс). В настоящее время через территорию города проходят три ж/д магистрали:

  • Санкт-Петербург – Гатчина – Варшавская,
  • Северная столица – Гатчина-Балтийская,
  • Мга – Новгород.

Итак, если вы хотите поехать в Гатчину на электропоезде, то отправляетесь на Балтийский вокзал и приобретаете билет (его стоимость составляет порядка 100 рублей) либо на электричку Гатчинского направления (с прибытием на станцию Гатчина), либо Лужского направления (то есть, конечная станция Луга). Это только с первого взгляда кажется все сложно, а по факту достаточно просто. В первом случае вам надо выйти на станции Гатчина-Балтийская, а во втором – Татьянино или Гатчина-Варшавская. Продолжительность поездки составляет порядка 60 минут.

На заметку! Как правило, электропоезда отправляются с интервалом, который варьируется от 45 минут до 1 часа. Но бывают и более длительные, составляющие 2-3 часа. Поэтому перед поездкой лучше поинтересоваться графиком движения электричек, чтобы потом не было неожиданностей.

Чем хорош электропоезд в направлении Гатчина – Санкт-Петербург? А тем, что вы сразу же прибываете к главным достопримечательностям города. Например, если вы выходите на станции Гатчина-Балтийская, то всего в 400 метрах от вас находится «главная жемчужина» города. Это Большой Гатчинский дворец.

На заметку! Если вы сели на электричку Лужского направления, то лучше выходите на станции Татьянино, так от нее легко пешком (по Соборной улице) добраться до паркового ансамбля. Если проедете дальше и выйдете на станции Гатчина-Варшавская, то, пройдя всего порядка 200 метров, сможете начать осмотр достопримечательностей с Приоратского парка. Тоже неплохо.

А почему бы не воспользоваться автобусом или маршрутным такси?

А действительно. Доезжаете на метро до станции «Московская», выходите наверх и следуете на улицу под таким интересным названием, как Демонстрационный проезд. Она находится сразу же за «Поющими фонтанами» на Московской площади. То есть обходите памятник В. И. Ленину со спины и как раз оказываетесь на этой улице, с которой и отправляются автобусы по маршруту Санкт-Петербург – Гатчина, а также в Пушкин и Павловск.

Все просто. Кстати, маршрутные такси стартуют отсюда же:

  • Автобус № 431. Отправляется каждые 45-50 минут. Проехав на автобусе дальше и выйдя на улице Леонова, вы сможете начать осмотр достопримечательностей с Приоратского дворца и прилегающего к нему парка.

На заметку! Этот автобус представляет собой социальный маршрут Гатчина – Санкт-Петербург. Поэтому он тормозит практически на каждой остановке. Если вы располагаете достаточным количеством времени и являетесь человеком терпеливым, то можете смело садиться в этот автобус.

  • Маршрутные такси № К-18 и № К-18а. Они стартуют каждые 30 минут и довезут вас до станции Гатчина-Балтийская. Причем, на маршрутке № К-18а вы доедете непосредственно до Гатчинского дворца. А вот если приедете на № К-18 или автобусе № 431, вам сначала придется, выйдя на улицу Соборную, пройти пешком через Гатчинский парк и только потом лицезреть главную достопримечательность города.
  • Маршрутка № 100. Отправляется каждые 15-20 минут и довезет вас до станции Гатчина-Варшавская.

Важно! Время в пути на автобусе или маршрутке составляет порядка 50 минут, а стоимость — от 70 до 80 рублей. Режим работы — с 6:00 и до 23:00.

Чем хороша поездка Санкт-Петербург — Гатчина автобусом? А тем, что если у вас возникло желание осмотреть достопримечательности прямо на въезде в город или в центре, то вы можете попросить водителя остановиться, и он сделает это по требованию пассажира.

Немного истории

Точная дата возникновения Гатчины историкам доподлинно неизвестна. Но что они могут утверждать с уверенностью, так это то, что давным-давно на плодородных землях по обоим берегам реки Ижоры, изобиловавшей разнообразной рыбой, обосновались такие племена, как угорские и ижорские. Именно они составляли основную часть населения. Местность, получившая название Ижорская земля и входившая в состав Новгородских владений, была богата лесами, в которых было много зверя и птицы.

Наличие реки, позволяющей развивать торговлю, а вследствие этого и все остальное, делало местность весьма привлекательной для иноземных захватчиков (например, шведов или литовцев), которые многократно пытались завладеть землей Ижорской, а ее жителей путем обращения в свою веру подчинить и обложить данью. Но «быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается». Поэтому и были разбиты шведские войска в 1240 году Великим князем Александром Невским, возглавляющим ижорцев и ополченцев новгородских. Правда, это не охладило воинственный пыл иноземцев, и они еще в течение многих столетий пытались осуществить свои захватнические планы.

В конце XV века все владения Великого Новгорода и земля Ижорская полностью отошли Московскому княжеству, а в 1708 году территория современной Гатчины вошла в состав Петербургской губернии под названием Гатчинской и стала любимым местом для отдыха императорской семьи и ее свиты. Далее, в 1783 году, Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу у наследников Петра I и подарила ее Великому князю, будущему Императору Павлу Петровичу. Современный внешний вид Гатчине придали европейские архитекторы, которых пригласил для строительных работ граф Орлов.

Важно! В 1796 году после коронации Павла Гатчина получила статус города и стала императорской резиденцией.

В 1853 именно через Гатчину проходила линия Варшавской железной дороги. В 1910 году в этом городе появился аэродром, на котором братья Нестеровы осуществили впервые демонстрацию своих воздушных полетов, и произошло открытие первой в России Воздухоплавательной школы.

Во время Гражданской войны памятники архитектуры Гатчины мало пострадали, чего нельзя сказать о Второй мировой войне (то есть, Великой Отечественной), когда и парки, и дворцы подверглись сильнейшему разрушению, и их пришлось долго и кропотливо восстанавливать.

Такая интересная историческая судьба города делает привлекательным экскурсии в направлении Гатчина — Санкт-Петербург для туристов.

Как вас теперь называть

Начиная с 1923 года и по 1944-й город несколько раз переименовывали: сначала его называли Троцком, затем Красногвардейском и только потом Гатчиной. Вот такие метаморфозы за такой короткий период (в историческом плане).

Почему Троцк? Это название город получил в честь активного участника оборонительных действий в Петрограде в 1919 году Льва Давыдовича Троцкого, который к тому же в 1917 году успешно отразил атаки Керенского. За эти заслуги и было принято такое историческое решение о переименовании Гатчины в Троцк. Затем Троцкий впал в немилость, был снят со всех занимаемых постов, отправлен в ссылку, а в 1929 году даже выдворен за пределы страны. Именно в это время город переименовали в Красногвардейск.

В военном 1942 году фашисты попытались переименовать город на немецкий лад и стали называть его Линдеманнштадт (в честь командующего 18-армией Линдемана). Но это название так и не было принято жителями Красногвардейска. Именно в этот период город подвергся сильнейшему разрушению, но выстоял. А в 1944 году историческая справедливость была восстановлена, и городу вернули его первоначальное название — Гатчина.

В заключение

Посмотреть достопримечательности Гатчины (особенно в летнее время) стоит не только гостям славного города Санкт-Петербурга, но и коренным жителям Северной столицы. Времени займет не очень много, а впечатлений будет масса. Гатчина ждет вас!

Археологические находки на территории Гатчины отсылают к XIII веку, но впервые о здешнем поселении упоминается в «Новгородской писцовой книге» в 1500 году:

село Хотчино над озерком Хотчиным, входившее в Водскую пятину Новгородской земли.

История названия населённого пункта имеет несколько версий. По одной из них оно произошло от сокращённой формы древнерусского имени «Хот» от Хотчен, Хотимир, Хотен, Хотчена или Хотина, по другой — от древнефинского слова «хатша» — «пожога»; участок, где лес сожжён под пашню.

По языческой версии, на месте Гатчины в старину располагалось капище языческой богини «Хочены». Возможно, название произошло от слова «гать» — дорога, проложенная через топкое место, и «чинная» — важная, добротная. Также имеет право на существование версия, высказанная поэтом В. Г. Рубаном в угоду прусским вкусам императора Павла I, название Гатчина произошло от немецкого выражения «Hat Schöne» что означает — имеет красоту.

Далее в 1618—1623 годах в шведских «Писцовых книгах Ижорской земли» упоминается Хотчино как деревня «Hotzino by» в Дягилинском погосте. Почему в шведских? Дело в том, что на продолжении нескольких столетий эти земли вместе с селом Хотчино были предметом земельных споров между Россией и Швецией.

В 1617 году согласно Столбовскому мирному договору эта местность отошла шведам. В 1702 году в ходе Северной войны село Хотчино и её окрестности вновь перешли во владении России. К этому времени название Хотчино трансформировалось в свою современную форму Гатчина, но и старая форма среднего рода продолжала использоваться вплоть до начала XX века.

В 1765 году Екатерина II подарила обширное Гатчинское имение своему фавориту, графу Григорию Орлову. В 1766 – 1781 годах здесь возвели Большой Гатчинский дворец по проекту архитектора Антонио Ринальди, также разбили пейзажный парк и обустроили охотничьи угодья.

В 1783 году Гатчина перешла во владение великого князя Павла Петровича. Он нанял архитектора — Винченцо Бренна, по его проектам были созданы многие парковые постройки. В 1795 году во Дворце провели реконструкцию. В 1796 году Павел I присвоил Гатчине статус города.

В 1798 году был построен Приоратский дворец по проекту архитектора Николая Львова. Именно это сооружение стало одним из символов Гатчины. С 1801 года Гатчиной владели: сначала вдова Павла I, императрица Мария Фёдоровна, затем российские императоры — Николай I, Александр II, Александр III.

В 1853 году в Гатчину провели железную дорогу. В 1881 году впервые в Российской Империи в Гатчине появилось уличное электрическое освещение. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Гатчину признали самым благоустроенным из малых городов России.

В 1910 году в Гатчине был сооружён первый в России военный аэродром, полёты в Гатчине совершали Пётр Нестеров, Лидия Зверева и другие известные лётчики.

В 1917 году вышел приказ Временного правительства о создании в городах дворцового ведомства Петергофе, Царском Селе и Гатчине художественно-исторических комиссий

для приема, регистрации и систематизации как с художественной, так и с хозяйственной стороны всех движимых и недвижимых имуществ бывших дворцовых управлений.

19 мая 1918 года — Гатчинский замок открылся для посетителей. Во время Гражданской войны Гатчина была местом боёв между войсками генерала Юденича и Красной армией. В Великую Отечественную войну Дворцово-парковый ансамбль Гатчины получил значительные разрушения.

После войны в городе возвели новые жилые микрорайоны, промышленные предприятия, появился институт ядерной физики. Восстановление дворца началось лишь в 1976 году. В 1985 году открылись для посещения первые восстановленные залы Гатчинского дворца. В 1993 году завершили расчистку легендарного подземного хода, и здесь снова зазвучало эхо.

В 1999 году по итогам Всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город России» — Гатчина заняла 1-е место среди городов численностью жителей до 100 тысяч.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх