Политика в великобритании

Государственный строй Великобритании

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 19 ноября 2011 года.
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Политическая структура Великобритании основана на принципе квази-унитарного государства и конституционной монархии. Её система правительства (известная как Вестминстерская система) принята и в других государствах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия.

Британская Конституция не кодифицирована и имеет как письменные, так и неписьменные источники. К первым относятся Акты Парламента, а также судебные решения. Вторые именуются конституционными обычаями (конвенциями).

Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, ныне — Королева Елизавета II. Британский монарх назначает лидера победившей на мажоритарных выборах партии, премьер-министром, хотя теоретически имеет право утвердить на этот пост любого британского подданного. Монарх даёт королевское согласие на билли парламента, при этом формально имеет право отказать. Монарх может также распустить парламент по совету премьер-министра (не наблюдается на практике), но де-юре обладает властью распустить парламент по собственной воле, без согласия премьера. Прочие королевские полномочия, включая назначение министров кабинета, объявление войны и т.п., входящие в компетенцию исполнительной власти, осуществляются от имени Короны (The Crown) или Верховной государственной власти Премьер-министром. Роль Британского монарха в публичной политике, в основном, ограничена церемониальными функциями, однако монарх сохраняет некоторые исключительные королевские прерогативы.

Монарх еженедельно встречается с премьер-министром и другими членами Кабинета. Фактическим политическим лидером Великобритании является Премьер-министр, в настоящее время (с 16 июля 2016 года) — глава Консервативной партии Тереза Мэй. Носителем суверенитета Великобритании является «Королева в Парламенте».

В отличие от монархов некоторых стран Европы, королева Великобритании имеет достаточно большие полномочия.

Великобритания является постоянным членом Совета Безопасности ООН, Большой семёрки (G7), Организации экономического сотрудничества и развития.

Исполнительная власть

Функции исполнительной власти принадлежат Правительству.

Высшей инстанцией Правительства является Кабинет, назначаемый монархом. Главой Кабинета является Премьер-министр, который выбирается монархом с учётом неписанных конвенций (кандидат на пост должен быть членом Палаты общин и иметь поддержку Общин, достаточную для назначения). Затем премьер-министр выбирает остальных министров, которые и составляют Правительство и являются политическими главами Департаментов. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров.

Как и в других системах правления, исполнительная власть (собственно и называемая коллективно «правительством») несет ответственность перед Парламентом: получив от парламента вотум недоверия, правительство будет вынуждено либо уйти в отставку, либо попытаться распустить Парламент и провести всеобщие выборы. На практике члены всех основных партий Парламента строго контролируются на предмет соответствия их голосов политике их партий. Если правительство обладает подавляющим большинством, то маловероятно, что они не смогут провести законопроект через голосование.

В ноябре 2005 года правительство Тони Блэра потерпело первое поражение (предложение о продлении срока задержания террористов до 90 дней). До этого в последний раз законопроект не прошёл через Палату общин в 1986 году (один из трёх случаев в XX столетии). Правительства с незначительным перевесом, а также коалиционные, более подвержены риску потерпеть поражение. Иногда они вынуждены обращаться к крайним мерам, например, привозить на больничной кушетке заболевших членов Парламента, чтобы получить большинство голосов. Маргарэт Тэтчер в 1983 и Тони Блэр в 1997 пришли во власть с таким перевесом, что при несогласии с остальными партиями они гарантированно выигрывали практически все голосования Парламента и могли реализовать радикальные программы реформы выборов.

Законодательная власть

Основная статья: Парламент Великобритании

Палата общин

Основная статья: Палата общин

Территория Великобритании разделена на округа (constituencies), примерно равные по численности населения (определяемой Комиссией по границам), в каждом из которых выбирается один парламентарий в палату общин.

В наши дни все премьер-министры и главы оппозиции выбираются из членов палаты общин, а не палаты лордов. Александр Дуглас-Хьюм отказался от пэрства через несколько дней после вступления на пост премьер-министра в 1963 году, а последний премьер-министр-лорд до него был в 1902 году (Роберт Гаскойн-Сесил, 3-й маркиз Солсбери).

Почти всегда есть партия с большинством в палате из-за использования мажоритарной системы с одним туром голосования, которая в соответствии с законом Дюверже привела к созданию двухпартийной системы. Беспартийным (иногда в русском называемый «индепендент») в настоящее время является только один парламентарий, а представителями мелких партий — два. Обычно монарх спрашивает назначаемого для образования правительства, сможет ли он выжить в Палате общин (глава большинства может). В исключительных случаях монарх просит «сформировать правительство» с парламентским меньшинством, что требует образования коалиционного правительства. Такое бывает редко. Этого просили в 1916 у Эндрю Бонар Лоу, а когда он отказался, у Ллойд Джорджа. Заметим, что правительство формируется не по голосованию палаты общин, а просто по поручению монарха. Палата общин имеет первый шанс выразить своё доверие к новому правительству во время голосования по поводу Speech from the Throne, предлагаемой правительством программе.

Палата лордов

Основная статья: Палата лордов

Раньше это была наследственная, аристократическая палата. После реформы Мейджора и до сих пор она представляет собой «смесь» наследственных членов, епископов англиканской церкви и назначаемых членов (пожизненных пэров). В наши дни эта палата рассматривает законопроекты из Палаты общин без права на внесение поправок, а также имеет право наложить удерживающее вето — отсрочить срок действия закона на год (если это не «денежные билли» и не предвыборные обещания).

Палата лордов является также самым последним апелляционным судом Великобритании, на практике дела слушают только лорды-законники. По Акту о конституционной реформе 2005 года планируется заменить лордов на Верховный суд Великобритании.

Избирательные системы

В Великобритании используются разные системы

  • First Past the Post используется для всенародных выборов, а также при выборе местного самоуправления в Англии и Уэльсе (раньше и в Шотландии).
  • Additional Member System была введена после введения региональной автономии (devolution) в 1999 для Шотландского парламента, Уэльского собрания и Лондонского собрания.
  • Система Single Transferable Vote используется для выборов в Ассамблею Северной Ирландии и местные советы.
  • Партийные списки используются для выборов в Европейский парламент.
  • Supplementary Vote используется для выбора мэров городов, например, Лондона.

Реформа избирательного права

Акт о политических партиях, референдумах и выборах 2000 года установил правила финансирования партий и соответствующие лимиты, а также впервые в праве Великобритании признал политическую партию как юридический субъект. Для партий, претендующих на все 659 (с 2005 г. — 646) мест в парламенте, был введен потолок расходов в размере 30 тыс. ф. ст. в перерасчете на каждый избирательный округ, или около 20 млн ф. ст. в масштабах страны. Данная сумма могла быть потрачена в течение года до очередных выборов. Запрещены пожертвования в партийную казну со стороны иностранцев и анонимные пожертвования, превышающие 50 ф. ст. Стало обязательным регистрировать пожертвования на общенациональные нужды партии и её деятельность в отдельных избирательных округах, превышающие соответственно 5 и 1 тыс. ф. ст. Введена строгая система аудита партийной казны. Введен запрет на платную радио- и телерекламу партий и правила бесплатного доступа к эфиру. Была также учреждена Избирательная комиссия, в обязанность которой вошли контроль за соблюдением вышеописанных правил, мониторинг выборов всех уровней и ведение регистра политических партий. В результате увеличилось государственное финансирование оппозиционных парламентских партий: например, оппозиция Её Величества стала получать 3 млн ф. ст. в год. В 1998 году принят Акт о регистрации политических партий: те из них, которые желают участвовать в выборах, должны зарегистрировать свои названия, эмблемы и данные о своих официальных представителях в Регистре политических партий. К 2000 году в Регистр было внесено около 80 партийных наименований. Важно отметить, что процедура регистрации политических организаций в Великобритании носила заявительный характер и, как и их деятельность, обставлена минимальным количеством требований. К партиям для прохождения в парламент не предъявлялись требования по минимальному количеству членов или минимальному проценту голосов, полученных на выборах.

Судебная власть

В состав верховных судов входят: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд.

Высокий суд

Высокий суд состоит из 80 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд — главный судья), канцлерского (возглавляется вице-канцлером), по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; в принципе, каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда. Судьи назначаются из числа барристеров. Дела, которые слушаются в первой инстанции, рассматривает один судья. Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего, торгового права и т. п. Канцлерскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционный суд.

Апелляционный суд

В составе Апелляционного суда 18 судей, именуемых лорд — джастистами и возглавляемых хранителем судебных архивов. Дела рассматривает коллегия в составе трех судей. Одна из коллегий суда занимается лишь уголовными делами. Это — уголовное отделение Апелляционного суда. В отличие от коллегий, рассматривающих гражданские дела, здесь не принято, чтобы мнение судей, оставшихся в меньшинстве, становилось известным. Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционный комитет палаты лордов (в отдельных случаях стало возможным прямое обжалование решений Высокого суда). Такое обжалование носит исключительный характер: палата лордов выносит не более 30-40 решений в год. Дела рассматриваются минимум тремя лордами по апелляции. Каждый отдельно высказывает своё мнение по делу. Судьи палаты лордов как таковые или совместно с судьями заморских территорий образуют Судебный комитет Тайного совета. На таком уровне рассматриваются жалобы на решения верховных судов заморских территорий и государств — членов Содружества, поскольку эти государства не исключают подачи такой жалобы.

Суд короны

Суд короны — это новое образование, созданное актами о суде 1971 года. Он рассматривает уголовные дела. Его состав многообразен. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать:

  1. окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств);
  2. судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда);
  3. адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристеры или солиситор);
  4. исполняющий обязанности судьи.

Барристеры

Барристеры — юристы, имеющие исключительное право выступать в высших судебных инстанциях (также вправе выступать в судах низших инстанций). Солиситоры — более многочисленная категория юристов, дают консультации своим клиентам, готовят к слушанию гражданские и уголовные дела в интересах своих клиентов, выступают от имени обвинения или защиты, а также в качестве представителей интересов сторон в судах низших инстанций. Если обвиняемый не признает себя виновным, в рассмотрении дела участвуют жюри присяжных.

Суды графств

Помимо высоких судов в Англии действуют разнообразные нижестоящие инстанции, которые рассматривают около 90 % всех дел. Важнейшие низшие суды по гражданским делам — это суды графств. Они рассматривают дела с суммой иска до 1000 ф.ст. Малозначительные дела (цена иска менее 11 ф.ст.) могут рассматриваться помощником судьи. Малозначительные уголовные дела подлежат ведению магистратов — простых граждан, на которых возложена роль мировых судей. Их общее число около 20 000; это не профессиональные юристы, вознаграждения они не получают.

Административные суды (трибуналы)

В Великобритании есть административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции. Трибуналы специализированы в соответствии с профилем «своего» органа исполнительной власти: они рассматривают вопросы, связанные с налогами, здравоохранением, трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые гражданские. Состоят не из государственных служащих (судей), а из общественных деятелей, юристов. Деятельность трибуналов существенно ускоряет решение текущих и неотложных вопросов (например, о зарплате). Их решения не окончательны и могут быть обжалованы в суд. В Шотландии действует своя система права и судов.

Гражданская служба

Основная статья: Гражданская служба

Гражданская служба Великобритании — постоянная политически нейтральная организация, которая поддерживает министерства правительства при исполнении их обязанностей, независимо от политической партии. В отличие от прочих демократий, служащие остаются после смены правительства.

Ядро гражданской службы организовано в виде множества Государственных департаментов. Каждый департамент политически возглавляется одним значимым и небольшой командой малозначимых министров. В большинстве случаев министр называется государственным секретарем и членом Кабинета. Административное управление департамента возглавляется ведущим гражданским служащим, в большинстве департаментов называемым постоянным секретарем. Большинство персонала гражданской службы работают на самом деле в исполнительных агентствах, отдельных организациях, подотчётных Департаменту государства.

«Уайтхолл» часто является синонимом ядра Гражданской службы, потому что у большинства департаментов штаб-квартиры находятся по этому или близлежащим адресам на улице Уайтхолл.

antizoomby

В то время как Oxfam заявляет: «экономические, этические и финансовые аргументы в пользу перемен не могут быть сильнее», Соединённое королевство (СК) нуждается не только в политических переменах для исправления «противоречивых материалистических ценностей», оно нуждается в гуманитарных ценностях, которые смогут объединить людей и возродить доверие.
Валовой внутренний продукт (ВВП) 2014 года составлял в США 2,94 трлн. долларов, СК занимает пятое место по этому показателю, после Германии и Японии. Но королевство страдает от острого неравенства доходов, и, по данным агентства Oxfam (которое собрало информацию о бедности), «каждый пятый британец (20%) живёт ниже официальной черты бедности, это означает, что каждый день они должны бороться за существование».
Консервативное правительство неоднократно заявляло, что горькое лекарство жёсткой экономии крайне необходимо для «балансировки развалившегося бюджета», это «правильное действие», да, это больно, но «мы все должны быть вместе». Наш экономический план «работает», безработица и инфляция «снижается», а экономика «растёт быстрее», чем в любой другой промышленно развитой стране.
Бедные становятся беднее.
Поверив в эти «хорошие новости», можно было бы надеяться, что вскоре британцы заживут богато. Однако, до этого очень далеко. Проведя тщательное исследование, независимый проект «Бедность и социальное отчуждение (Poverty and Social Exclusion, PSE)» пришёл к выводу, что нынешняя бедность в Британии — «худшая за последние 30 лет» — количество бедных людей «удвоилось с 1983 года».
Выводы PSE резко противоречат позитивным разглагольствованиям «Кэмерона и компании», но они всего лишь подтверждают результаты исследований Oxfam и Barnardo, которые отмечают, что «около 3,7 млн. детей СК живут в бедности». Это более четверти детей этой страны.
«Бедность» — расплывчатый термин, а «серьёзная бедность» — ещё более расплывчатый. Различные правительства используют различные критерии для определения беден или нет какой-то человек, и эти критерии должны, прежде всего, отвечать интересам правящей партии. Правительство СК пользуется тривиальным и поверхностным методом: если семья зарабатывает «меньше 60% от среднего дохода (26000 фунтов стерлингов), то это бедная семья». Это примитивный и узкий подход, — считает PSE, — «это произвольное определение давно раскритиковано». PSE определяет бедность намного шире – на основе «согласованного метода». В него входят показатели «множественных лишений и дохода», минимальных «приемлемых жизненных стандартов», а также социального отчуждения. Для объективного учёного это более умный и системный подход.
Детальный доклад PSE полон удручающих подробностей: согласно статистики «треть населения СК сталкивается со значительными трудностями, и приблизительно четверть живёт в неприемлемо низких условиях жизни»; «4 миллиона детей и взрослых питаются плохо»; «1,5 миллиона детей живут в семьях, которые не могут позволить себе отапливать свои квартиры и более 2,5 миллионов детей живут в сырых помещениях».
Бедность оказывает на детей острое и длительное влияние, увековечивая социальную несправедливость и неравенство. Это главная проблема для СК. Благотворительная организация Barnado исследовала воздействие детской бедности на их образование и медицинское обслуживание. Она обнаружила, что бедные дети хуже учатся в школе – всего лишь 5% самых бедных «хорошо успевают по итогам первого года обучения (5-6 лет), по сравнению с 70% других детей. Бедные подростки хуже сдают экзамены, и, следовательно, не могут поступить в университет, т.е. им сложнее получить хорошую работу с высокой зарплатой, что мешает им выбраться из нищеты».
Состояние с медициной намного хуже. «Для нижних социальный групп младенческая смертность на 10% выше среднего показателя, а трехлетние дети, живущие в семьях с доходом ниже 10000 ф.ст. в год, в 2,5 раза чаще страдают хроническими заболеваниями, чем дети из финансово обеспеченных семей». Эти кошмарные факты указывают на последствия экономической идеологии правительства.
Речь идёт о неолиберальной стратегии, пущенной в оборот в 1980-х при правлении Маргарет Тэтчер. Эта стратегия сопровождалась «финансовой либерализацией, разрушением социального обеспечения и дерегуляцией рынка труда». Неразумные реформы продолжились при правлении «новых либералов» Тони Блэра, что «привело к резкому росту количества бедных людей, которое увеличилось с 7,3 млн. в 1979 году до 13,5 млн. в 2008 году» и увеличило доходное неравенство. Guardian пишет, что самый богатый 1% страны «имеет столько же богатства, что сколько и 55% самых бедных людей», и, в соответствии с экономическими планами правительства, это неравенство будет расти.
Неравенство – неизбежное следствие несправедливости, присущей неолиберализму. Чем сильнее экономика связана принципами неолиберальной идеологии, тем шире разрыв неравенства. Разговоры об «эффекте просачивания» оказались пустой фантазией, сфабрикованной богатыми для покорности бедных. Богатство, возможности и влияние по-прежнему остаются наверху, — как пишет Арундати Рой, — «просачивание вниз не работает, работает только высасывание наверх».
Неравенство – причина всех социальных недугов: от подростковой беременности, убийств, депрессии и недоверия до неграмотности, ожирения, наркотической и алкогольной зависимости. Директора крупнейших корпораций получают в 100 раз больше среднего английского работника. Поразительно, что в этой стране нет массовых народных протестов. Но большая часть работников слишком отягощена тяжёлым рабочим графиком и финансовым стрессом, и не способна на оправданное восстание. И конечно телевидение, плохое питание и прочие отвлекающие факторы гарантируют, что социальное неравенство, а также поразительная бедность и эмоциональная пассивность будут сохраняться в этой стране.
Директора получают в 100 раз больше среднего работника – это абсолютно безнравственно, несправедливо и бессмысленно. Доходы в организациях и компаниях, неважно больших или маленьких, должны распределяться среди работающих в них людей чуть справедливей. Сокращение самых высоких зарплат и перераспределение денежных ресурсов среди самых низкооплачиваемых работников – один из позитивных шагов. В некотором смысле, это делается в скандинавских странах, в которых неравенство находится на низком уровне, государственная помощь велика, а социальных проблем существенно меньше.
Идеологические проблемы.
В результате финансового кризиса 2008 года по всей Европе (в Испании, Португалии, Греции и т.д.) вводятся меры жёсткой экономии, а с 2010 года жёсткая экономия стала главным инструментом для борьбы с экономическим коллапсом в СК. Заявленная цель консервативной программы – «сокращение дефицита… восстановление доверия к рынкам и рост экономики».
Эта односторонняя методика включает в себя экстремальные сокращения в государственном секторе (в том числе уничтожение более 1 миллиона рабочих мест к 2018 году и замораживание зарплат); серьёзные сокращения социальных пособий; увеличение налогов («на каждые 100 ф.ст. сокращений дефицита приходятся 85 ф.ст. за счёт сокращений расходов, а 15 ф.ст. – за счёт увеличения налогов», — отмечает Oxfam). Консервативные меры жёсткой экономии – это «война против бедных» и главная причина резкого роста бедности, включая детскую бедность и бездомность.
Правительство предлагает сократить к 2017-2018 финансовому году 12 млрд. ф.ст. социальных расходов, и уже произвело значительные сокращения. Были сокращены налоговые льготы, все пособия заморожены на 4 года, несмотря на инфляцию, и уменьшена общая сумма пособий. Самые уязвимые члены общества (и прежде всего женщины и дети) стали жертвами агрессивной и негативной политики. Несмотря на обещания покончить с бедностью к 2020 году, «в категорию бедных дополнительно попадёт один миллион детей» – из-за социально противоречивой и несправедливой политики, не считая «1,5 млн. взрослых работоспособного возраста, которые добавятся к этому времени к существующим беднякам».
Нам постоянно говорят, что жёсткая экономия – неприятный путь к «длительному экономическому росту» и «Земля Обетованная Нулевого Дефицита». Идеологический рай, как обещают консерваторы, с лихвой окупит все трудности, разрушения социальной помощи и личные страдания, возникшие на этом пути. Общественные страдания, о которых премьер-министр и его приятели-миллионеры ничего не знают, продолжают усиливаться, но мифическая «Земля Нулевого Дефицита» всё не приближается. На самом деле, бюджетный дефицит СК в этом году составил 4,9% ВВП или 88 млрд. ф.ст., а правительственный долг — 1,5 трлн. ф. ст. — это в два раза больше, чем было в 2010 году, до прихода к власти консервативного правительства.
Жёсткая экономия, по словам нобелевского лауреата Джозефа Стиглица, «оказалась провальной» и «привела к неравенству, которое продляет экономическую слабость и без необходимости создаёт многолетние страдания безработных и бедных». Он отмечает, что «нет такой крупной экономики, которая выросла бы благодаря жёсткой экономии». Если политика жёсткой экономии будет продолжаться в Британии и в других европейских странах, то неравенство будет расти, а с трудом завоеванные социальные льготы будут ликвидированы, и целое поколение столкнётся с безнадёжной бедностью.
Необходимы реальные альтернативы.
Неолиберальные верующие часто поют псалмы о том, что не существует альтернативы их специфическим экономическим догматам. Эта модель удовлетворяет их интересам, и по понятным причинам, они очень привязаны к ней. Жёсткая экономия используется для усиления концентрации богатства и ослабления большинства населения. Хорошо отрепетированные партийные разглагольствования — «либо увеличение долга, либо жёсткая экономия, мы должны жить по средствам» — просты, когда ваши средства выражаются миллионами, и сложны, когда их нет, а ваши пособия уменьшаются, и вы не можете купить еду и обогреть свою квартиру.
Если мы хотим создать справедливое общество, нам нужен совершенно новый подход к управлению экономикой. Подход, который не ограничен идеологией, основан на принципе распределения, удовлетворяет нуждам и правам большинства, и не только основным потребностям на еду и приют, но и праву вырасти человеком.
В то время как Oxfam заявляет: «экономические, этические и финансовые аргументы в пользу перемен не могут быть сильнее», нам нужны не просто политические перемены, но и срочные системные перемены, позволяющие отказаться от материалистических ценностей, которые поощряют эгоизм. Нам нужен новый путь, который связан с гуманитарными ценностями, объединением людей и взаимным доверием.

Метки: Англия, бедность, дети, империя, кризис, медицина, налоги, неолиберализм, статистика, студенты, школы

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх