Почему Москва белокаменная

Почему москву называли белокаменной?

Белокаменная летопись на Руси начинается с 1165 года – со времен постройки по велению князя Андрея Боголюбского храма Покрова на Нерли.
В отличие от сооружений Киевской Руси, где использовался кирпич-плинфа, во владимирско-суздальских и московских сооружениях с XIII-XIV веков использовались блоки белого камня. В Подмосковье стимулом к интенсивной добыче белого камня, так называемого мячковского известняка и доломита, послужило решение Дмитрия Донского окружить Кремлевские постройки каменной стеной.
С тех пор Москва получила эпитет – «белокаменная». Природный белый камень с честью выдержал испытания веками. Величественные белокаменные сооружения с резными украшениями и орнаментами уже более восьми столетий воплощают эстетическую самобытность и техническое мастерство русских зодчих. Белые известняки, желтые доломиты, бежевые песчаники придают строгость и индивидуальность фасадам и интерьеру зданий. В камне есть то, на чем всегда можно остановить взгляд. Элементы белого камня великолепно подчеркивают «главные линии» фасадов, хорошо сочетаясь с облицовочным кирпичом, штукатуркой, деревом. Изделия из камня Русской платформы неповторимы и индивидуальны. Они являются символом долговечности, прочности и красоты.
Архитектурный ансамбль Москвы складывался веками. И в течение многих столетий, начиная с XIV века, белый камень был обязательным элементом архитектуры. Значение его со временем менялось. Он присутствует и в сооружениях, возведенных в стиле нарышкинского барокко, где белокаменные детали сочетались с красным кирпичом, что можно видеть, например, в таких постройках, как церковь Покрова в Филях или колокольня Новодевичьего монастыря. Широко применялись белые известняки и в период московского ампира, особенно в первой четверти XIX века, когда из него делали колонны и цоколи зданий.
Мячковские известняки белого и желтого тонов являются отличным материалом для резных изображений и скульптуры. Владимирские «камнесечцы» использовали это свойство наилучшим образом. Прекрасны декоративные белокаменные барельефы и узоры Георгиевского собора в Юрьеве-Польском Владимирской области – одного из последних белокаменных сооружений Древней Руси, построенных до татаро-монгольского нашествия.
Наиболее значимым сооружением, где белокаменная резьба создает необычную торжественную красоту, является белокаменная церковь в с. Дубровицы, близ г. Подольска. Её стены от цоколя до купола возведены из блоков белого известняка. Белокаменные листья и грозди винограда бесконечными рядами вьются по стенам, придавая им легкий и радостный вид. Резной белый камень четким ритмом повторения выпуклых квадров-рустов превращает мощные высокие стены в гигантскую каменную филигрань, покоряющую необыкновенным изяществом, несмотря на внушительные размеры храма. Облицовка из камня сродни работе художника. Она предполагает подбор цветовых переходов, при которых «играет» каждый ее элемент. Кажется, что искусство безымянных московских мастеров-каменотесов преодолело все трудности, связанные с применением каменного материала.
Во второй половине XV века в Москве белый камень начинает использоваться в барельефах. В этот период зодчим и скульптором Василием Дмитриевичем Ермолиным выполнены два белокаменных барельефа, которые установлены на Фроловой (ныне Спасской) башне Московского Кремля. Барельеф, изображающий Георгия Победоносца (герб города Москвы), был установлен в 1446 г. с наружной стороны ворот, а барельеф с фигурой Дмитрия Солунского – покровителя великих русских князей (в его честь был назван Дмитрий Донской) – в 1466 г. со стороны, обращенной в Кремль. Однако, наиболее широкое применение в скульптуре белый камень нашел в первой трети XIX века. Наиболее видным мастером, создавшим прекрасные образцы белокаменной скульптуры, в Москве был Иван Петрович Витали (1794-1855 гг.), автор более трехсот произведений монументального искусства, выполненных в камне.
Сейчас Москва возвращает свой первоначальный белокаменный колорит. К сожалению, несмотря на развитие индустриальных методов изготовления элементов из белого камня, реставрация в Москве и загородное строительство в ближнем Подмосковье испытывает дефицит в квалифицированных белокаменщиках (резчиках по камню), скульпторах и каменотесах, способных реализовать под ключ крупные проекты каменных облицовок фасадов.
Проблемой для многих архитектурных фирм является оптимальный подбор камня. Как указывали П.В. Флоренский и Л.И. Звягинцев, надежность работы известняков в фасадах зданий будет максимальной в том случае, если каменный материал выбран в соответствии с условиями, в которых он будет служить.
В последние годы в области белокаменных работ произошел поворот к лучшему. В Москве появились крупные бригады белокаменщиков, способные реализовать проекты реставрации и строительства любой степени сложности. Работы части из них, с некоторыми техническими и историческими комментариями, приведены ниже. Постепенно решается и проблема расширения ассортимента известняков, доломитов и песчаников Русской платформы для строительных и реставрационных работ.

Немного истории.Почему Москву называют белокаменной?

Белохрамовая

Белый камень — известняк, добывавшийся на территории Московского княжества — еще несколько веков назад стал популярным строительным материалом для некоторых зданий и укреплений, находившихся на территории современного центра столицы.

Первые белокаменные строения Москвы — храмы. В 1326-1327 годах в столице выстроили первый каменный храм, расположенный на территории нынешнего Московского Кремля, — одноглавый Успенский собор.

С этим событием был связан переезд в Москву митрополита — главы Русской православной церкви, резиденция которого до ордынского нашествия находилась в Киеве, а затем была переведена во Владимир.

«В начале XIV века Тверское княжество соперничало с Московским. Тверь вполне могла бы стать столицей Русского государства, поэтому князь Иван Данилович Калита был заинтересован в переносе митрополии в Москву. По легенде, русский митрополит Петр хотел, чтобы в Москве был такой же прекрасный архиерейский собор, как и во Владимире. И Иван Калита пообещал ему построить такой же прекрасный храм, какие издавна строили во Владимиро-Суздальской Руси. После того, как это произошло, митрополия была перенесена, что повысило политический статус Московского княжества», — рассказывает заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы Екатерина Святицкая.

В 1330-м году по приказу Ивана Калиты в камне был отстроен и собор Спаса на Бору, в 1333-м возвели Архангельский собор, ставший усыпальницей московских великих князей. Это были еще небольшие одноглавые соборы.

Джильбертсон «Колокольня Ивана Великого и Архангельский собор Московского Кремля»

Белостенная

Начиная с XIV века белый камень использовался для строительства московских крепостных сооружений — стен, башен, мостов. Он шел и в основание стен, и в забутовку. Но полностью белокаменными были только стены Кремля второй половины XIV века.

В 1360-х годах территория старейшего района города была обнесена белокаменными укреплениями: был возведен Кремль — детище эпохи правления князя Дмитрия Донского. Белокаменные стены сменили прежние дубовые.

«Строительство белокаменного Кремля, начавшееся в 1367 году, вряд ли было личной инициативой семнадцатилетнего князя Дмитрия Ивановича, а было предпринято по совету его мудрых наставников. Тем не менее, мы говорим: «кремль князя Дмитрия Донского». Известняк для белокаменного строительства добывали в каменоломнях на Москве-реке, у села Мячково. Были выходы известняка и в других местах, например, в районе современного Дорогомилова, но, по мнению специалистов, там он был не лучшего качества», — объясняет Екатерина Святицкая.

Белокаменные стены Кремля простояли чуть больше ста лет. Их сменили привычные нам стены из красного кирпича.

Аполлинарий Васнецов «Московский Кремль при князе Дмитрии Донском».

Сегодня первые каменные кремлевские стены можно увидеть в Музее Москвы на картине Аполлинария Васнецова, младшего брата известного живописца Виктора. Художник написал Кремль князя Дмитрия Донского в 1920-х: мощные крепостные стены, за которыми спряталась деревянная застройка княжеской резиденции. Здесь же, в музее, представлена их объемная реконструкция на небольшом макете.

В конце XV — начале XVI веков в Москве активно строили из кирпича. Но основания новых московских крепостных стен (например, китайгородской) по-прежнему делали из белого камня. Известняковыми плитами часто облицовывали внешнюю часть стен.

Новые страницы в белокаменную летопись столицы вписывают итальянские архитекторы: в это время они строят многоглавые храмы на Соборной площади Кремля.

Так, итальянец Петрок Малый, строивший китайгородскую стену, по замечаниям некоторых исследователей, был и автором архитектурного решения белокаменной церкви Вознесения Господня в Коломенском (20-30-е годы XVI века).

В конце XVI века в Русском государстве появляется специальный Приказ каменных дел — государственный орган, который руководил строительными работами. Каменный приказ контролировал крупное строительство по всему городу, получал от казны финансирование на его проведение, нанимал мастеров — каменщиков.

В. Орлов «У стен Белого города на Яузе».

Уже после смерти Ивана Грозного , с приходом на престол его преемника Федора Ивановича Москва начала застраиваться третьим «белым» кольцом, Белым городом.

Новая крепостная стена, сложенная уже из кирпича, получила свое название не только по цвету (кирпич, кстати, белили для красоты и сохранности): некоторые историки связывают название «белый» с особым статусом земель внутри Белого города, где проживали «бельцы» — население, освобожденное от уплаты некоторых налогов.

Древнейшее из сохранившихся за пределами Кремля белокаменных строений Москвы — Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, творение зодчих XV века. На рельефах храма все еще видны зооморфные фигуры и композиции из каменных растений. В росписи внутреннего убранства собора принимал участие Андрей Рублев.

Самое возрастное официальное представительство иностранной державы в Москве — Палаты Старого Английского двора на Варварке — тоже было выстроено из белого камня. Правда, уже в начале XVI века. Сегодня это здание имеет статус одного из старейших в Москве. История дома связана с зарождением англо-русских отношений во время правления царя Ивана IV и королевы Елизаветы I.

Палаты Старого Английского двора на Варварке.

В XVII веке во время правления Михаила Федоровича Романова московские каменщики были расселены по слободам. Память об этом сохранилась в названиях московских улиц: в Таганском районе, где раньше жили мастера каменных дел, есть улицы Малые и Большие Каменщики, а в районе Старого Арбата и Смоленской площади проходит переулок Каменная слобода.

«По приказу Михаила Федоровича в Москву выписывались и самые лучшие мастера по каменному делу из Кирилло-Белозерского монастыря (нынешняя Вологодская область). Они обнесли белокаменной стеной Новоспасский мужской монастырь», — рассказывает Екатерина Святицкая.

Белый камень использовался и для строительства палат и домов, однако гораздо реже, чем дерево. И дело было не только в высокой стоимости каменного строительства. Как правило, даже дома богатых москвичей были каменными только наполовину. Первый этаж мог быть выстроен из известняка, второй — из дерева, ведь в деревянной части дома было теплее.

Новоспасский мужской монастырь.

Белый камень использовался и в быту. Каменщиком мог стать даже тот, кто не занимался каменотесным ремеслом профессионально. Простой горожанин сам вытесывал грузила для рыболовной сети, жерновцы для мельниц. Купец же заказывал каменотесу торговые пломбы для маркировки тюков с товаром. Такая пломба с надписью «Иваньские кладези» экспонируется на выставке «История Москвы для детей и взрослых» в Музее Москвы. Из известняка делали даже пушечные ядра: так старались экономить дорогой металл.

В XVII — XVIII веках многие столичные белокаменные строения меняют свой вид, перестраиваются и даже сносятся, но и сегодня археологи находят в московской земле фундаменты и фрагменты архитектурных сооружений из белого камня. А значит, величать Москву Белокаменной можно будет всегда.

Это поэтичное название столицы России пришло к нам из глубины веков, и теперь уже никто точно не скажет, кто первый назвал Москву белокаменной. Известно, что великие князья и бояре любили строить свои дома и церкви из белого камня или украшать их белокаменными фигурами. Так что в древней Москве сооружения из белого камня были не редкостью.
Свою лепту в это название мог внести и Московский Кремль. Вначале кремлевская стена представляла собой обычный частокол, в 1339 году Кремль был уже обнесен рубленой дубовой стеной, которая при великом князе Дмитрии Донском с 1363 года была заменена невысокой каменной стеной, а впоследствии — мощной белокаменной.
Со временем город разрастался, и, чтобы защитить его от набегов враждующих соседей, необходимо было строить новые укрепления. С этой целью вокруг города копали глубокие рвы. Один из них проходил от Кучкова поля до реки Неглинной, которая теперь полностью находится под землей. В XVI веке вдоль всего рва была возведена стена, ее основание тоже частично было сложено из белого камня, а постройки внутри нее именовались Белым городом.
Спустя 200 лет стена Белого города была снесена, и сам Белый город перестал существовать. На его месте было разбито десять бульваров, которые полукольцом огибают Москву до сих пор. Теперь о бывшей стене Белого города напоминают современникам только названия ворот, которые в те времена находились в местах пересечения города с главными дорогами, ведущими от Кремля. Сейчас ворот никаких нет, а названия остались — например, Никитские ворота, Покровские, Мясницкие…
Приверженность к белому камню сохранялась в Москве и в более поздние времена. Так, при строительстве шатрового верха Спасской башни Кремля в 1625 году ее украсили белокаменными человеческими фигурами. Правда, обнаженные фигуры никогда еще до этого не украшали московские здания (это считалось неприличным), и царь приказал одеть эти фигуры в кафтаны-однорядки.
Сейчас в Москве зданий из белого камня не строят, но название «Москва белокаменная» живет и, надо полагать, останется навсегда, как память о прошедшем.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх