От Питера до кронштадта

Что делает нормальный человек в Санкт-Петербурге? Само собой идет потолкаться в очереди в Эрмитаже, покатается на речном трамвайчике, потусуется на Дворцовой площади. Опять же в театр можно заглянуть. А меня, уж не взыщите за выражение, за каким-то делом понесло в Кронштадт. Чего я там забыл, сам не могу понять. А уж как оконфузился, и передать нельзя. Сейчас обскажу все как было. Авось вы и сами там окажитесь, так будете знать, как голову уберечь от всяких неожиданностей.

Чего мне «стрельнуло» туда поехать, сам не знаю. До сих пор название этого города встречалось мне в жизни лишь дважды. Первый раз — это было название фильма про революционеров «Мы из Кронштадта». Причем сам фильм я не смотрел, но название как-то врезалось в память. Второе упоминание — в романе Валентина Пикуля «Три возраста Окини Сан».

Из этих обрывочных сведений у меня сложился некий воображаемый образ Кронштадта. Суровый остров среди Финского залива, город-крепость, высокие волны холодного моря, база военно-морского флота, все строго и никаких, значит, хихонек и хаханек.

Каково же было мое удивление, когда я узнал, что кроме военных моряков и строгих морских офицеров с адмиралами в городе обитают вполне обычные люди. Оказывается, там есть детские сады, школы, магазины, в которых продаются батончики «Сникерс» и принимают к оплате пластиковые карты.

Полным крахом стереотипа стали сведения, что в Кронштадте, оказывается, можно купить квартиру и зажить там долго и счастливо. Для меня все это было просто невероятным поворотом. Естественно, возникло желание посмотреть своими глазами на морское чудо. Благо, околачиваясь в Санкт-Петербурге в течение двух недель, запросто можно было выкроить денек на путешествие.

Приняв решение я начал изучать маршрут.

Как добраться до Кронштадта из Санкт-Петербурга

Самый помпезный способ очутиться в Кронштадте — это конечно же поездка на метеоре. Если не заказывать экскурсию, а просто купить билет на пристани, придется расстаться с 1800 рублями. Это в один конец. В целом лихая поездка на подводных крыльях запросто выудит из вашего толстого кошелька 3600 руб.

Интересно, но некоторые туристы предпочитают именно этот способ путешествия даже зная о более дешевых альтернативах. Почему? Причин может быть несколько, но в основе почти любого довода лежит банальное слово «хочу». Желание попробовать что-то новое, ранее неведомое, порой толкает людей на невероятные траты, просто необъяснимые с точки зрения здравого смысла.

Кто-то никогда не катался на метеоре и решил побаловать свою персону. Другие имеют отличное оправдание, чтобы прикрыть собственное «хочу». Это дети. «Это не я, просто дети захотели прокатиться на скоростном корабле». Удобно, правда?

Конечно, на метеоре удобно, комфортно. Особенно если он не забит пассажирами под завязку. Необычно, опять же. Ведь некоторые люди за всю жизнь так и не удосужатся испробовать в деле судно на подводных крыльях. А иные, так и вовсе не предполагают существование подобных технических чудес.

Так что, если исключить досадные высокие траты и тот факт, что в дороге вам будут надоедать предложением купить книги, зонтики и прочую сувенирную ересь, то поездка на метеоре — это отличное, хоть и достаточно дорогое развлечение. В принципе, один раз можно проехаться.

Однако, если бы сами жители Кронштадта постоянно ездили в Санкт-Петербург и назад на метеорах, то они потратили бы на поездки все состояние, а судоходные компании немедленно превратились в самые успешные высокодоходные концерны.

Конечно же, есть альтернативы. Может быть не столь приятные и вычурные, но, зато, гораздо менее дорогие.

Возьмем хоть 101 автобус. Он уходит от станции метро «Старая деревня» и всего за 40 рублей (сорок) доставляет вас туда же, куда вы можете поехать на метеоре, заплатив в 50 раз (!) больше. Так что если хотите серьезно сэкономить, можно поехать на автобусе. Всего через час, час-десять будете на месте.

Я выбрал именно этот путь, поскольку уже имел опыт плавания на метеоре. Несколькими днями раньше мы всей семьей «сплавали» в Петергоф. Так что впечатления уже сложились, а денежки — их лучше потратить на что-то более разумное.

Дорога в Кронштадт

Пасмурным осенним утром 20 сентября я оказался на автобусной остановке. Народу собралось достаточно. Некоторые были с корзинками, сумками и прочим багажом. Автобус гордо стоял в отдалении. Нахмурившаяся под стать смурной погоде масса людей — будущих пассажиров — терпеливо дожидалась момента истины.

Неожиданно выяснилось, что поехать можно и в более комфортных условиях. Маршрутки 405 и 407 тоже шли в Кронштадт, но стоимость проезда в 70 рублей отпугивала некоторую часть пассажиров.

Увы, упомянутых маршруток в поле зрения не оказалось, зато к отправлению готовился большой, добротный «40-рублевый» автобус. Я даже уже присмотрел себе место для комфортного путешествия. То, что впереди, рядом с кабиной водителя. Там можно смотреть на дорогу и при случае сделать удачные кадры.

И все было бы хорошо, но тут с другой стороны как на беду подошел трамвай с гармошкой! Вы когда-нибудь видели такие? Я вот ни разу! Ну и естественно решил сфотографировать сие чудо-юдо колесное.

Пока примерялся, да ждал, чтобы людей в кадре было поменьше, пока выбирал угол правильный — гляжу, а автобус-то мой уже к остановке подъехал. Люди с авоськами пошли на штурм дверей, а на мое место уже — готово дело — какая-то рожа свое туловище усаживает!

Я когда это увидел, аж про трамвай забыл! Это по какому-такому праву чужие места в автобусе занимают! Ринулся я в переднюю дверь, которая для инвалидов и прочих немощных предназначена. Подскочил к детине на переднем сидении и уж хотел, было, его в шею гнать. Но другая тетенька в возрасте и вязаном платке меня опередила: «Не соизволите ли, молодой человек, местечко уступить?» — говорит.

Тот оторвал глаза от своего тыкофона (ну а как его еще назвать, если детина то и дело в экран пальцами грязными тыкал), тяжело вздохнул и сполз с сидения. Тетенька села и язвенно так замечает: «Спасибо, мол, молодой человек!».

Обиделся я тогда жутко. Мало того, что пришлось целый час ногами стоять. Так этот согнанный рядом стоял, жвачку жевал и всю дорогу с ноги на ногу переминался. Толкался. Одним словом, пожалел я тогда, что на 60-рублевой маршрутке не поехал. Вперед буду иметь в виду. И вы имейте. Только чур место впереди у окна не занимать. А то знаю я эти ваши штучки.

Ехали долго — ровно час. Сначала дорога шла по городу, потом поехали какими-то перелесками. Пейзаж за окном красивый, дорога хорошая, ровная. Не то что в некоторых городах. Например, в Ярославской области. Как там водители полмашины в виде отвалившихся запчастей не оставляют, просто удивительно.

А тут все чинно, ровно. Встречные потоки разделены лесополосой. Так что ни одна морда на встречку уж точно не выскочит даже по пьяни. А еще по каждой обочине велосипедная дорожка проходит. На фото ее нет, она дальше начинается. Прямо как в заграничных фильмах показывают.

Через некоторое время повернули на дамбу. Она соединяет Кронштадт с большой землей. Если бы не эта самая дамба, плавать бы нам на остров на метеорах, выворачивая кошельки наизнанку. Она же, дамба, спасает Санкт-Петербург от наводнений. Так что получается, что она с какой стороны не посмотри, вещь нужная.

Погода была в тот день пасмурная, но тихая, спокойная. А, поговаривают, когда вода поднимается, да еще ветер с моря, так волны чуть ли не через дорогу перекатываются. Страшно, наверное.

По разные стороны дамбы то и дело появляются островки со старыми оборонительными укреплениями — фортами. Жаль, с дороги их видно плохо. Зато по приезду можно купить морскую экскурсию и на пароходике проплыть и все как следует разглядеть.

Кронштадт — первый взгляд

В городе есть вполне современные кварталы с высотными домами. Есть Кронштадтский лицей, магазины, спортивные сооружения. Одним словом, все как в любом современном населенном пункте. Но эта часть города не столь интересна. Гораздо лучше походить по исторической части и увидеть постройки прошлого и даже позапрошлого веков. Именно туда привозит 101-й автобус.

Вообще, город относительно молодой — всего 300 лет с небольшим. Поэтому античных статуй и колонн здесь не может быть по определению. Но старые дома все же появляются — чем ближе к береговой линии, тем чаще. К 300-летию Кронштадта, а стряслось это знаменательное событие в 2004 году, в городе соорудили целый сквер с фонтаном:

От места высадки на Гражданской улице до набережной можно пройти разными путями. Мой пролег по проспекту Ленина, мимо Гостиного двора, который очень похож на подобное сооружение в самом Санкт-Петербурге:

Кстати, Гостиный двор здесь позиционируется как отдельная достопримечательность. В принципе, здание интересное. Своей прямоугольной формой и колоннами по всему периметру немного смахивает на здание торговых рядов в Суздале.

Затем я свернул на Советскую улицу и сразу попал в гущу достопримечательностей.

Во-первых, это Екатерининский парк. Он длинный, тянется узкой полоской густой зелени между Советской улицей и обводным каналом. Высокие деревья, газончики, лавочки — все это действительно действует умиротворяюще. Было бы время, можно было присесть на скамеечку, покормить голубей и полюбоваться на памятник Фаддею Фаддеевичу Беллингсгаузену (ни за что не написал бы эту фамилию правильно без образца, хотя слышал не раз), сооруженный почитателями и сослуживцами. Именно так написано на памятнике:

Но некогда, знаете ли, рассиживаться. Тем более, что рядом с парком есть еще одна достопримечательность. Длинная и необычная. Это обводный канал и нескончаемая кирпичная постройка с другой его стороны. На всякий случай обводный канал отгородили от парка забором, чтобы никто из отдыхающих случайно не свалился в воду. На отдыхе, сами знаете, всякое бывает. Пройдет, скажем, человек выпивши по берегу канала, да и сверзится в воду.

А вот как он выбираться обратно будет… на это я бы посмотрел. Один берег канала — стена из каменных блоков, другой — нескончаемое кирпичное сооружение. Эх и наплавается бедолага, пока его багром из воды не подденут, как мешок какой с грибами, и не выволокут на сухое место.

Сооружение вдоль обводного канала называют Адмиралтейством. Увы, верится в это с трудом. Уж больно потрепанный фасад:

Чуть позже мы снова увидим это здание, вернее, комплекс зданий. Только это будет уже вид сверху. Если посмотреть на здание с другой стороны, с улицы Карла Маркса, то можно увидеть более разнообразные и интересные фасады:

Жаль, что все находится в таком запущенном состоянии.

Шагая по Екатерининскому парку Кронштадта нельзя миновать так называемый Советский мост. Наверное он называется так потому, что соединяет улицу Советскую с Якорной площадью.

Перед тем, как уделить внимание Никольскому Морскому собору, давайте посмотрим на памятники, которые находятся близ Советского моста. Их несколько.

Во-первых, это корабельное орудие, установленное в честь подвига старшины 1-й статьи Ивана Тамбасова. Во время сражения 16 апреля 1943 года он ценой своей жизни спас линкор «Октябрьская революция». Будучи контуженым, он голыми руками выбрасывал раскаленные снаряды за борт. Последний снаряд взорвался в его руках. Если бы остальные снаряды остались на палубе у орудия и сдетонировали, то корабль бы неминуемо погиб. Старшина 1-й статьи Иван Тамбасов посмертно удостоен ордена Боевого Красного Знамени.

Далее неподалеку можно увидеть два огромных якоря с линкора «Октябрьская революция» (бывший «Гангут») и кусок бронированного металла с борта корабля. Толщина брони — 305 мм.:

Далее вдоль улицы Коммунистической идет знаменитая Чугунная мостовая, а вдоль стены Адмиралтейства расположена Аллея славы:

На самой Якорной площади можно увидеть вечный огонь:

И памятник Адмиралу Степану Осиповичу Макарову:

Но, конечно же, самым заметным объектом на Якорной площади является Никольский Морской собор.

Никольский Морской собор

Это монументальное здание — одна из самых интересных достопримечательностей Кронштадта. Определенно, приехать сюда стоит хотя бы ради одного только посещения этого собора. Признаюсь, ранее я никогда не бывал в столь грандиозных храмах.

Знакомство с Никольским Морским собором мы начинаем с Якорной площади. Почему она так называется, станет понятно чуть позже. Сам собор изначально строился с целью увековечить память моряков — офицеров флота. Собор строился 10 лет с 1903 по 1913 годы. Он настолько огромен, что в него одновременно вмещалось до 5000 прихожан.

В годы советской власти он был кинотеатром, клубом кронштадтской крепости и даже концертным залом. Некоторое время Морской собор был филиалом Центрального военно-морского музея. В настоящее время в нем идут службы, а на куполе воздвигнут православный крест.

Ценность собора в том, что по богатству отделки он не имел себе равных среди соборов того времени. Вот лишь некоторые фрагменты внешнего оформления:

Войдя внутрь поражаешься масштабом и красотой убранства:

По всему периметру стен первого яруса установлены мемориальные доски с фамилиями моряков и описанием их подвига. Вход в собор свободный. Для женщин на входе есть лоток с платками и кусками материала, заменяющими юбки. Это сейчас обычная практика. Я уже во многих местах видел такое.

В Морском соборе много икон и ковчегов с частицами мощей святых. Дважды в день идут службы. Время от времени формируются группы желающих подняться на колокольню.

Желая узнать побольше о соборе, а заодно обозреть окрестности с высоты 45 метров, я решил сделать пожертвование 200 рублей и тоже стал обладателем синего билетика:

Именно там, на колокольне и произошел трагикомичный случай, упоминание о котором вынесено в заголовок статьи. Но давайте не будем торопиться и посмотрим, как вообще выглядит экскурсия на колокольню.

Экскурсия на колокольню Никольского Морского собора

Стоит начать с того, что прямо у входа в собор стоит вышеуказанный ящичек для пожертвований. Служительница собора постоянно приглашает всех вновь входящих на экскурсию. Поэтому, первое, что вы услышите с соборе, это не пение церковного хора или речь батюшки, а заученную скороговорку-приглашение на экскурсию.

Сразу определитесь, хотите ли вы подняться на колокольню. Понятно, что просто так, без понимания сути экскурсии, сделать это довольно сложно. Но я затем и пишу здесь отчет, чтобы вы имели представление о том, на что вас пытаются подбить. Если вам это не нужно, то просто проходите дальше. В соборе и так есть на что посмотреть и чем восхититься.

Если же вы решили подняться, посмотрите, сколько билетов осталось в руках тетеньки-организатора. Если их еще много, экскурсия пойдет не скоро. Просто она все время говорит, что группа почти собрана и отправится на подъем всего через несколько минут. На практике группы поднимаются не по расписанию на зазывающем плакатике, а тогда, когда будут проданы все билеты. Всего их 17 штук.

На практике может оказаться, что вы купите билеты, а потом долго будете ждать начала экскурсии. Я, например, купил один из трех последних билетов и далее ждал минут десять, чтобы раскупили последние и экскурсия началась. В будние дни билеты покупаются нечасто, поскольку поток туристов меньше. В выходные будьте более внимательными. Иначе придется ждать следующей группы.

Но вот, группа собралась, служительница, что отпускала билеты, рассказывает краткие сведения о Морском соборе и далее передает нас в руки экскурсовода. Сначала подъем идет по довольно широкой лестнице. Мы оказываемся на втором ярусе собора в том месте, где обычно стоит хор.

Фото с этой точки получаются более интересными. К сожалению буквально через три минуты мы двинулись дальше, поэтому не успел поменять объектив, чтобы снять интерьер с более широким углом.

Дальше начинается подъем по более узким лестницам, идущим по внутренним стенам башни. Как результат в середине помещения образовывается довольно внушительная пропасть. Людям, опасающимся высоты, лучше держаться от нее подальше.

В самом конце подъема придется карабкаться по металлической винтовой лестнице

и пролезать в небольшое отверстие-лаз, которое служит дверью на колокольню:

Процедура подъема почему-то нравится не всем. Некоторые участники пыхтели и громко сетовали, пролезая в отверстие. Бьюсь об заклад, иные пожалели о своем решении и продолжали подъем лишь потому, что обратно никто их не поведет, а самостоятельное передвижение по колокольне запрещено правилами экскурсии. Опять же «Уплачено — приходится лезть».

После того как вы вылезете на свет Божий и выпрямитесь во весь рост, вы окажетесь внутри огромного колокола.

Чтобы обозреть окрестности придется наклоняться и пробираться к ограждению по краям башни. Здесь нас поджидал интересный исторический контраст: старый колокол соседствует на звоннице с современными громкоговорителями. Это система оповещения МЧС. Поскольку собор — самое высокое здание в городе, решено было установить громкоговорители именно здесь.

Все время, пока вы будете находиться на колокольне, на высоте 45 метров, вы будете слышать их противное шипение, временами переходящее в свист. Это так называемые «наводки» — помехи, которые возникают в радиоаппаратуре при определенных условиях.

Экскурсовод рассказывает об истории города, самого собора. Я лично слушал его очень рассеяно, поскольку основной задачей считал фотосъемку. Снимать было крайне неудобно из-за тесноты. Пока все были под колоколом, слушая речь ведущего, фотографировать окрестности было чуть проще. Но потом, когда все вышли на узенькую площадку за пределами колокола у внешнего ограждения, продираться сквозь череду людей от окна к окну стало совсем сложно. Тем не менее, кое что удалось. Жаль, что погода сделала пейзаж не столь фотогеничным, как хотелось бы.

Сразу хочу предупредить коллег-фотолюбителей с большими камерами и стеклами. На колокольне тесно, шанс «тюкнуть» объектив о какую-нибудь железку или угловатую каменюку очень высок. Поэтому будьте осторожны, прикрывайте объективы рукой, берегите их. Иначе вся эта затея может обойтись вам очень дорого.

Данный снимок проливает свет на то, почему Якорная площадь называется именно так. Стоя на самой площади вы не видите общего рисунка. Для вас там будет простое чередование белых плит и темной брусчатки. Однако, стоит подняться повыше и…

Просто удивительно, как удалось выложить такой точный огромный рисунок. Наверное кто-то стоял на этой самой колокольне и прикрикивал на рабочих, если они начинали что-то перекашивать.

Вот здание адмиралтейства, которое мы уже видели со стороны обводного канала. Оказывается и внутри царит не меньшая разруха. Жаль, можно было бы все обустроить и создать огромный музей под открытым небом. На заднем плане можно видеть Владимирский собор и новые городские кварталы.

Здесь на переднем плане современное здание кронштадтского дворца молодежи. Вдали — дамба и Финский залив. Увы, погода в тот день была вот такая, поэтому и виды получились не очень жизнерадостные:

Вот памятник адмиралу Макарову, который мы уже видели с уровня земли. Примечательно, что об открытии этого памятника я ранее читал в романе Валентина Пикуля «Три возраста Окини сан». Знаете, удивительно своими глазами видеть то, о чем когда-то читал. По сведениям, на открытии памятника присутствовал сам царь Николай II и сын адмирала Вадим Макаров. Он служил на крейсере имени своего отца. Не всем сыновьям выпадает такая честь. Неужели все описанное происходило на этом самом месте?

Обычно кажется, что значимые исторические события происходят где-то далеко. И вдруг ты сам стоишь на Якорной площади, возможно, на том же самом камне, по которому ступала нога знаменитых людей, флотоводцев, императора. Даже не верится!

С колокольни хорошо видна вторая башня собора, где расположена звонница:

Совсем немного, но очень близко виден главный купол собора:

Колокол, висевший на «нашей» колокольне, был просто огромен. Когда экскурсанты налюбовались видом окрестностей (по правде говоря, смотреть было особо не на что, кроме, может быть, якоря на площади), они собрались под колоколом, чтобы укрыться от ветра и прослушать следующую часть лекции экскурсовода. Последний строго настрого запретил всем касаться языка колокола и веревки, которая к нему идет. Звонить в колокол было не дозволено.

И тут случилось непоправимое. Решив поменять объектив на фотоаппарате, я присел к фоторюкзаку, лежащему на полу. Когда новый объектив был установлен, я выпрямился во весь рост и треснулся башкой о колокол. Причем не потихоньку, а с размаху, как полагается. Это вам кажется, что ничего страшного. А он, колокол, ответил мне тягучим, басовитым тоном. Негромкое «БОММММММ» поплыло над Якорной площадью!

Все 17 человек, которые были на колокольне, повернулись ко мне и посмотрели как на врага. Повисла напряженная пауза. На лицах людей читалась целая гамма эмоций: испуг, удивление, презрение. Потом я заметил, что некоторые бы непрочь посмеяться над ситуацией, но в силу своей сугубой воспитанности не могут этого сделать. Даже экскурсовод еле сдерживался, чтобы не прыснуть.

Что мне оставалось делать? Мне тоже стало смешно, хотя, и немного больно. Я прыснул первым. После этого в течение примерно минуты в колоколе стоял хохот. Даже сам экскурсовод, хоть и был при исполнении, и то изволил смеяться над моей оплошностью. Наверное люди, стоявшие внизу на площади, были немало удивлены, наблюдая за нами — экскурсантами.

Потом выяснилось, что звон колокола действует на человека очень благотворно и даже может лечить некоторые болезни. После этого мы уговорили экскурсовода сделать еще один БОММММ, но уже не моим затылком, а настоящим чугунным языком. Знаете, все же языком получилось звонче 🙂

На этой оптимистичной ноте и закончилась наша экскурсия. Мы стали поочередно протискиваться в небольшое квадратное отверстие, которое ведет на лестницу, бросив последний взгляд на площадку с колоколом и громкоговорителем:

Другие интересные места Кронштадта

Исполнив соло на колоколе, я решил посмотреть на другие достопримечательности Кронштадта. Безусловно, будучи в городе впервые, я не увидел всего, что хотелось бы, но некоторые вещи посетил и сейчас покажу вам их фото.

От Якорной площади можно перейти овраг по Макаровскому мосту и оказаться на Красной улице. Макаровский мост — тоже является городской достопримечательностью, хотя в нем нет ничего супернеобычного:

На Красной улице меня удивило старое здание, полностью накрытое полотном. Видимо, в нем будут или уже идут реставрационные работы:

Признаться, такого я еще не видел. Двигаясь по улицам города, можно увидеть и относительно новые здания и очень старые. Вот несколько фотографий, которые помогут получить представление об исторической части Кронштадта:

На перекрестке улиц Макаровской и Красной начинается Петровский парк:

Судя по названию улицы, красное здание слева на фото — старый оружейный арсенал, да простят меня знатоки, если ошибаюсь. Здание очень старое, почти все окна и двери закрыты решетками. Зато фасад украшают две пушки. Рядом с ними охотно фотографируются туристы, прибывающие сюда на автобусах:

А приезжают они сюда потому, что в конце Арсенального переулка находится причал для экскурсионных судов. Здесь же можно прогуляться по Петровскому парку:

увидеть памятник Петру I:

Полюбоваться набережной, военными кораблями, сфотографироваться на их фоне:

На этом моя экскурсия закончилась. Конечно же я посмотрел и показал вам далеко не все, что стоило бы. Но пора было отправляться в обратный путь. А тут еще и дождик начал накрапывать… На самом деле фотографий получилось гораздо больше. Я попытался отобрать самые удачные.

Если я снова попаду в Кронштадт, то в числе прочего обязательно зайду в Летний сад, посмотрю Петровский док и съезжу на морскую прогулку по фортам. Говорят, там есть интересные вещи, которых не увидишь с земли. Надеюсь, съезжу туда еще раз, только надо выбрать более погожий денек.

Общий финансовый итог поездки:

Билеты на автобус и жетоны на метро: 150 рублей, пожертвование в Морском соборе — 200 рублей.

Как видите, получилась вполне бюджетная экскурсия длиной в целый день. Очень важно заранее посмотреть карту, спланировать маршрут чтобы знать, куда надо идти. Иначе можно «пробЕгать» по улицам современной части города, потратить время и не увидеть самого интересного.

PS: Если у вас есть что добавить или поправить в этом отчете, не стесняйтесь, пишите Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Всякая конструктивная критика, помощь и участие в данном проекте в качестве автора всячески поощряется, а иногда и оплачивается.

Кронштадт — самостоятельная поездка

Кронштадт поистине уникальный город-порт, который сыграл немаловажную роль в судьбе России. Город был заложен Петром I на острове Котлин практически одновременно с основанием Санкт-Петербурга. С этих пор Кронштадт стал участником множества важных для страны событий. Этот населенный пункт обладает удивительной и невероятно интересной историей.

Добраться до города Кронштадт из Санкт-Петербурга довольно легко

Доезжаете до станции метро «Старая деревня», переходите на остановку общественного транспорта, расположенную за станцией метро и садитесь на обычный городской автобус №101. Стоимость 30 рублей, действует карта «Подорожник» (август 2016 г.). Если нет пробок, то доедете до центра Кронштадта за 50 минут.

Также можно доехать на следующих маршрутных автобусах:

Маршрутка 407 (79 рублей). Станция метро «Проспект Просвещения» — Кронштадт, Гражданская улица.

Маршрутка 405 (79 рублей). Станция метро «Черная речка» – Кронштадт, Ленинградская улица.

Рекомендуем вам за день до поездки позвонить в Музей истории Кронштадта и заказать пешеходную экскурсию по городу. Недорого и познавательно. Работник музея провела для нас очень интересную и подробную экскурсию по основным значимым местам исторической части города. Экскурсия длится примерно 2,5 часа.

Возьмите с собой что-нибудь перекусить, потому что в кафе пообедать недешево.

Прогулка по Кронштадту

Во время прогулки по городу становишься невольным очевидцем его мощи и несокрушимости. Только представьте дома, толщина стен и перекрытий которых достигает одного метра, поэтому совсем не слышно соседей, которые в течение длительного времени могут сверлить, штробить стену или на полной громкости петь в караоке!

В этой библиотеке Кронштадта двести лет назад были собраны самые редкие книги в Российской империи. После 1917 года книги стали изымать и рассылать по небольшим библиотекам страны.

В конце 19 века самым известным человеком в Кронштадте был отец Иоанн Кронштадтский. Он помогал бедным жителям чем только мог: нянчил детей, помогал одиноким матерям, наставлял на путь истинный пьющих. Его супруга Елизавета Константиновна просила, чтобы жалованье отца Иоанна выдавали ей, поскольку по дороге к дому он все до копейки раздавал нуждающимся. А когда деньги кончались, отдавал свою обувь и верхнюю одежду и босой шел домой.

Тихвинская часовня была заложена в 1898 году по благословению Иоанна Кронштадтского.

Что касается самого острова Котлин, то существует забавная легенда, согласно которой русские солдаты высадились на этот остров, занимаемый шведами, а те, в свою очередь, бросились к рыбацким лодкам, оставив непотушенным костер со стоящим на нем котлом. В этом котле варилась очень вкусная еда, которая по преданию была испробована самим Петром I. Согласно этой легенде остров и получил свое название от слова «котел».

Неподалеку находится карта острова с фортами, выполненная из гранита.

Дерево Кронштадта

В нескольких шагах от карты находится «глуховатое» дерево с глазами, носом и одним ухом. Здесь можно загадать желание, только обязательно хорошее — шепнуть свою просьбу дереву на ухо и обойти вокруг. Затем еще 2 раза повторить эти действия (желание должно быть одним и тем же).

Буквально в 100 метрах от волшебного дерева находится памятник маленькой рыбке колюшке (не путать с корюшкой), которая во время блокады спасла жизни тысячам людей. В мирное время эта рыбка считалась практически несъедобной, так как обладала большим количеством паразитов. Но во время войны, когда хорошая рыба была выловлена, с нее счищали все мясо, кости перемалывали в муку, из которой потом делали лепешки. Что касается мяса, то из него очень долго варили уху с большим количеством воды. Если мясо не было тщательным образом проварено, то истощенный голодом человек мог заболеть и умереть мучительной смертью. И таких случаев, к сожалению, было немало.

На устое Синего моста через Обводный канал был установлен Кронштадский футшток, от нуля которого в СССР производились измерения абсолютных высот. А в 1967 году Юрий Гагарин, гостивший в Кронштадте, увидев футшток, воскликнул: «Теперь-то я знаю, где находится «пуп Земли»!»

Работа Кроншадтского футштока основана на принципе сообщающихся сосудов.

Особое место в истории Кронштадта занимает док, который после постройки стал флагманом. Это было одно из самых грандиозных сооружений 18 века, так как в нем могли обслуживаться до 10 крупных кораблей одновременно, а сливался он около одного дня. Для сравнения, самый продвинутый док того времени мог вмещать до 4 кораблей и сливался около месяца. Говорят, что в разработке чертежей принимал участие лично Петр I.

Ну а самое интересное в Кронштадте – это форты

Самый первый возведенный форт неподалеку от Котлина назывался Кроншлот. Возводился он в зиму 1703-1704 года под руководством Александра Даниловича Меншикова.

Технология строительства была сложна. Из бревен создавался большой “ящик”, который, в свою очередь, набивался камнями. Затем их спускали на дно.

Данный форт напоминал десятигранную башню, в которой находилось огромное количество пушек.

Форт Александр I

В 1896 году этот форт исключили из оборонительных и стали использовать для медицинских целей. На нем разместили противочумную лабораторию. Форт изолировали, между ним и «большой землей» курсировал только один специально подготовленный корабль под названием «Микроб». На форт завезли около 20 лошадей, заражали их спорами чумы и после выздоравления использовали кровь животных как прививки против этой страшной болезни. Каждая лошадь за свою жизнь спасла несколько сотен тысяч людей.

Французы купили чертежи этого форта и на их основе построили свой форт «Боярд».

Форт Петр I

Если вы соберетесь совершить увлекательную водную прогулку, то не забудьте про памятник коту и псу. Этот памятник был установлен относительно недавно, но уже успел стать достопримечательностью. Ведь еще с тех времен, когда Кронштадт стал главным портом на Балтике, кошки и собаки остаются постоянными обитателями острова. Коты ловят грызунов на кораблях, собаки охраняют территорию, тем самым выполняя свою работу.

На зимней пристани можно купить билеты на обзорную прогулку, где можно поближе рассмотреть форты Кронштадта.

Ниже приведены цены, действующие в августе 2016 г.

Морской собор в Кронштадте

Морской собор святителя Николая Чудотворца, главный военно-морской храм России заложили на якорной площади Кронштадта в осенью 1902 после молебна Иоанна Кронштадтского, в присутствии вице-адмирала Макарова С.О.

Несколько лет все моряки России отчисляли целую четверть своего жалованья на строительство храма.

Освятили храм летом 1913 года в присутствии Николая II.

Во время Великой Отечественной Войны от артобстрелов Кронштадт был очень сильно разрушен, но в здание храма попали всего два вражеских снаряда и оба не разорвались.

В храме были установлены памятные пластины, на которых указаны все офицеры и матросы, погибшие со времен Петра I до 1915 года.

Все связано с морем в Кронштадте

Памятник русскому адмиралу Федору Ушакову.

Памятник первооткрывателю Новой Земли Пахтусову П.Н., учившемуся в морской академии Кронштадта.

Памятник великому русскому моринисту Ивану Айвазовскому.

Интересный факт: Айвозовский ставил свою подпись на некоторых картинах своих учеников. Это давало возможность продавать картины намного дороже, что позволяло студентам сводить концы с концами.

Памятник открывателю Антарктиды Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену.

В 1839 году вице-адмирал Беллинсгаузен был назначен военным губернатором Кронштадта. Он очень хотел благоустроить город, но денег в казне не было, тогда Фадей Фадеевич потратил на озеленение Кронштадта все свои сбережения.

Пушки на набережной Итальянского пруда.

В начале 20 века каждую зиму Итальянский пруд превращался в большой городской каток.

Рядом с прудом находится Итальянский дворец Меншикова А.Д.

В сотне метров до дворца Меншикова находится парадная Петровская пристань.

На пристани всегда много людей, пришедших посмотреть на современные военные и гражданские суда.

От пристани по главной аллее парка мы попадаем к главной достопримечательности Кронштадта — памятнику Петру Первому.

Кронштадт по праву можно назвать городом-героем. За все время существования Кронштадта к Санкт-Петербургу не прошел ни один корабль врага!

Кронштадт город морской и боевой, в нём проживают кронштадцы — народ мужественный и честный, и не любит размытости и неясности, поэтому историю приводим в конкретных цифрах и фактах, фамилиях и достижениях.

Годом основания Кронштадта считается 1704, когда был построен первый форт под названием «Кроншлот», Коронный замок и I 7 мая того же года торжественно освещен в присутствии Петра I. В 1704 – 1705 годах Кроншлот защищал страну и дал достойный отпор шведской эскадре. В 1717 — 1724 годах к форту была построена на ряжах гавань, превратившая Кроншлот в форт пятиугольного начертания со 120 орудиями.

В 1719 – 1752 годах по указу Петра Великого велось строительство первого в России уникального гидротехнического сооружения — сухого дока, предназначенного для ремонта подводной части кораблей и судов. Новый док явился воплощением смелой новаторской мысли, свидетельством того, что Россия намного опередила в этом деле европейские страны.

А в это время в 1720 году был заложен в городе Итальянский дворец князя А. Д. Меншикова по проекту архитектора И. Браунштейна. В отделке здания принимали участие итальянские мастера. С 1771 года в нем располагались Морской кадетский корпус, а затем штурманское и инженерное училища.

В 1722 – 1724 годах возводился деревянный форт «Цитадель», который в 1828 году перестроили в камне. В 1834 году Николай I переименовал его в форт «Император Петр I». В 1729 году Петр II официально утвердил герб Кронштадта. 7 мая 1780 года Екатерина II утвердила герб Кронштадта в его настоящем виде:

В первой части щита в голубом поле, серебряная башня с маяком, а во второй части, в красном поле на острове чёрный котёл, а кругом вода.

В 1783 году по указу Екатерины II в Кронштадте было начато строительство Обводного канала, складов по его внутренней стороне, Канатного завода, Сухарного завода, мастерских у Петровского дока. К 1798 году создалось Доковое Адмиралтейство. В 1799 году установили привезенную из Шотландии паровую машину для откачивания воды из бассейна Петровского дока. Она являлась одной из крупнейших в Европе. В 1791-1792 годах вблизи Кронштадтского канала была сооружена вторая паровая машина.

В 1803 году отсюда было совершена первая кругосветная экспедиция шлюпов «Надежда» и «Нева». Возглавлял экспедицию капитан-лейтенант И. Ф. Крузенштерн, он же командовал шлюпом «Надежда». Командиром «Невы» был назначен капитан-лейтенант Ю. Ф. Лисянский. Этот первый поход открыл череду многочисленных дальних плаваний русских моряков. С 1803 по 1855 год совершено 41 плавание.

В 1804 году в городе был сооружен первый в России водопровод, также была построена каменная Голландская кухня на месте деревянной, построенной в 1720-х годах. Здесь иностранные и российские повара-коки готовили пищу для моряков своих экипажей, поскольку разжигать огонь на парусных кораблях в гавани категорически запрещалось.

В 1815 год открылась 1-ая в России пароходная линия Санкт — Петербург — Кронштадт. В навигацию 1817 года стали совершаться регулярные пассажирские рейсы: по 2 в день. В 1817 году был освящен Храм во имя св. апостола Андрея Первозванного, построенного по проекту архитектора А. Д. Захарова. Собор знаменит тем, что в нем 53 года проводил богослужение святой отец Иоанн Кронштадтский.

В 1819 году с Кронштадта совершена 1-ая антарктическая экспедиция русских моряков на шлюпах «Восток» и «Мирный» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. 16 января 1820 года эта экспедиция открыла новый материк — Антарктиду.

В 1824 году город постигло самое сильное и разрушительное наводнение. В 1832 году строится Морской Арсенал, обладающий уникальными коллекциями отечественных и трофейных пушек, снарядов, ружей, знамен. В 1833 году строится Гостиный двор по проекту В.И. Маслова. В 1834 впервые в России в Кронштадте прошло испытание вооруженной ракетами подводной лодки инженера К.А. Шильдера.

В 1836 – 1845 годах построили форт «Император Александр I» по проекту инженера генерала-лейтенанта М. Г. Дестрема. В 1899 году на нем была освящена лаборатория экспериментальной медицины по изготовлению лекарственных препаратов против бубонной чумы. Подобных лабораторий в мире было только 2: одна во Франции у Парижа, вторая в Индии в Бомбее.

В 1840 году морской офицер-гидрограф М.Ф. Рейнеке установил рейку-линейку и организовал систематические замеры нуль: пункт уровня ординара воды на одном из устоев Синего моста — Кронштадтский футшток. Замеры уровня воды в Кронштадте проводятся регулярно с 1777 года, а начаты были в 1707 году, но велись не регулярно. От «нуля» футштока измеряют высоты и глубины на территории России, а также орбиты космических объектов.

В 1854 год во время Крымской войны, соединенная англо-французская эскадра в составе 80 кораблей начинает осаду Кронштадтской крепости и после неудачных попыток штурмовать Кронштадт, возвратилась домой. Несколько минных полей, по системе русского академика Б. С. Якоби, были выставлены на пути врага, впереди фортов. Это была новинка, и, пока только у русских. Английские и французские моряки прозвали эти снаряды «адскими машинками», «плавучей смертью».

В 1855 — 1856 годах ведется строительство 1,2,3 южных фортов и 1, 2, 3, 5, 7 северных фортов под руководством инженера-генерала Э. И. Тотлебена. В 1868 году М. О. Бритневым основана в Кронштадте первая в России водолазная школа. В 1866 году состоялось испытание самой большой подводной лодки того времени водоизмещением около 360 тонн с механическим двигателем по проекту служащего Кронштадтского порта И. Ф. Александровского.

В 1872 году введена традиция ежедневного холостого выстрела из полуденного орудия в 12.00. В 1874 году был построен по проекту архитектора Х. И. Грейфана Собор Владимирской иконы Божьей матери. В настоящее время является действующим храмом.

В 1896 год А. С. Попов изобрел первый в мире радиоприемник; изготовил рентгеновский аппарат для Морского госпиталя, на котором был сделан первый в России рентгеновский снимок. В 1905 году революционно настроенные матросы в Кронштадте участвовали в волнениях 1905 – 1907 годах. В 1913 году возведён по проекту архитектора В. Косякова Николаевский Морской собор — главный морской храм России.

В 1917 году жители города сыграли важную роль в истории страны и в сокрушении царской России. В 1941 году 23 сентября состоялся самый массовый налёт Люфтваффе на Кронштадт, вошедший в историю как Кронштадтское сражение. На город было сброшено более 300 бомб. В 1944 году Орденом Ленина награжден Морской завод, трудящиеся города награждены орденами и медалями за боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны.

В 1984 год в результате начала возведения дамбы остров Котлин с северной стороны был соединен с материком автомобильной дорогой. В 1999 году началась активная реставрация собора во имя Владимирской иконы Божией Матери, службы ведутся в здании храма, в нижнем приделе во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали».

В 2011 году был построен комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, открыт подводный туннель — дорога на южную сторону материка. В 2013 году состоялось торжественное открытие Кронштадтского Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца после основательной реставрации к 100-летию со дня освящения храма.

Сюда едут массово не только из России, но и со всего мира, поэтому сразу скажем, что народу в общественном транспорте может быть много, особенно в выходные и праздничные дни. Мы вам расскажем, как добраться до Кронштадта разными способами. Выбор за вами.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх