Ориентация на потребителя отрасли машиностроения

Факторы
размещения отраслей машиностроения

Машиностроение — главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны. В развитых странах на долю машиностроения приходится 25-35% ВВП и примерно столько же от общей численности занятых в экономике. Особенностью машиностроения развитых стран является растущее многообразие продукции машиностроения, ее высокое качество и конкурентоспособность. Доля машиностроительной продукции в экспорте Японии составляет 65%, США, Германии, Швеции — 45-48%.

Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Почти 90% продукции МК производится в европейской части России. В Сибири и на Дальнем Востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и литейного оборудования. Рациональность дальнейшего размещения предприятий МК в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. Здесь можно создавать энерго- и металлоемкие отрасли.
Машиностроительный комплекс – важнейший комплекс, играющий огромную роль в производственном процесса, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою отраслевую структуру, специализацию внутри нее и отличительные особенности. На его развитие и размещение оказывает влияние гамма факторов. Развитие и размещение его отраслей базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народного комплекса. Принципы развития и размещения преломляются в общих и специфических факторов, оказывающих влияние на развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса:
• Природные условия, география природных и сырьевых ресурсов.
• Объемы капитальных вложений, источники финансирования.
• Специализация и уровень развития хозяйств экономических районов.
• Базовый уровень развития науки и техники.
• Пути сообщения и транспортная сеть.
• Трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации.
• Формы организации производства
• Масштабы, структура и география потребления продукции.
• Транспортабельность сырья и готовой продукции.
• Экологическая обстановка в регионе.

География машиностроения определяется целым рядом факторов.

Наукоемкость. Современное машиностроение в своем развитии опирается, прежде всего, на передовую науку. Поэтому предприятия его наиболее прогрессивных и сложных отраслей (электроники, радиотехнической, авиакосмической и атомной промышленности) концентрируются в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и т. д.).

Ориентация на научный потенциал — ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий. Но доля наукоемких отраслей в машиностроении России пока очень низка — всего 20%.

Военно-стратегический фактор. Значительная часть машиностроительных предприятий выпускает оборонную продукцию.
Поэтому при их размещении учитываются интересы национальной безопасности. Такие предприятия, как правило, удалены от границ. Многие из них расположены в городах, доступ в которые ограничен (Саров, Новоуралъск, Снежинск и др.).

Трудоемкость. Производство машин требует больших затрат труда. Например, для изготовления ткацкого станка необходимо затратить 1000 часов рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. С учетом данного фактора размещена почти 1/4 часть машиностроительных предприятий страны. Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), приборостроению (Воронеж, Пенза, Рязань).

Металлоемкость. Производство некоторых видов машин (металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования) требует много металла. Поэтому предприятия, выпускающие их, ориентированы на металлургические базы. К ним тяготеет примерно 1/8 машиностроительных предприятий. Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Иркутск, Красноярск).

Трудоемкость и металлоемкость в машиностроении находятся между собой в определенной зависимости. Их сочетание влияет на размещение предприятий различных машиностроительных отраслей.
Специализация и кооперирование. Машины состоят из множества деталей. В электровозе, например, их 250 тысяч. Изготовить все на одном предприятии невозможно. Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях, которые для выпуска готового изделия устанавливают кооперационные связи.
Поэтому в машиностроении, как правило, создаются не обособленные предприятия, а их взаимосвязанные комплексы. Они состоят из групп заводов, большая часть из которых — заводы-филиалы, поставляющие детали и оборудование для сборочного завода. Сборочные производства размещают в районах с экономико-географическим положением, благоприятным для организации кооперирования. Например, автомобилестроительные заводы — в Европейском Центре и Поволжье.
В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация. Она привела к сильной монополизации производства. Например, пока только одно предприятие в России выпускает магистральные тепловозы (Коломна), картофелеуборочные комбайны (Рязань).
Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин (или их деталей) осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.
Ориентация на потребителя. Продукция машиностроения очень разнообразна. Многие машиностроительные предприятия (примерно 1/5 от их общего числа) ориентированы на потребителей продукции, поскольку ее сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров. Так, тракторы для вывозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), зерноуборочные комбайны — на Европейском Юге (Ростов-на-Дону).

Степень влияния конкретных факторов на размещение машиностроения

Отрасли промышленности и производстваРесурсыРайоны потребления продукции
сырьевыеТопливно-энергетическиетрудовые
Машиностроение:
Тяжелое
Локомотивостроение
Судостроение
Автостроение
Станкостроение
Приборостроение
С/х машиностроение
Решающее
Сильное
Отсутствует
Отсутствует
Слабое

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Слабое
Слабое
Слабое
Решающее
Сильное
Решающее
Слабое
Слабое
Отсутствует
Решающее
Отсутствует
Сильное
Отсутствует
Решающее

Машиностроительный комплекс

Комплекс машиностроения – это довольно емкое межотраслевое образование, охватывающее металлообработку и машиностроение. В машиностроение также входят специализированные отрасли, сходные по используемому сырью и технологии. Размещение и развитие отраслей машиностроительной промышленности строится по тем же принципам, что и во всех отраслях промышленного комплекса.

Исходя из взаимодействия таких факторов, как трудоемкость и материалоемкость, выделяют: общее, среднее и тяжелое машиностроение. Факторы размещения машиностроительного комплекса можно выделить следующие:

  1. Природные условия, и обусловленная этим география сырьевых и природных ресурсов.
  2. Объем капитальных вложений и источники финансирования.
  3. Уровень развития и специализация хозяйств в различных экономических районах.
  4. Уровень базового развития науки и техники.
  5. Специализация и кооперирование.
  6. Транспортная сеть и пути сообщения.
  7. Уровень квалификации и состав трудовых ресурсов
  8. Форма производства.
  9. Структура и масштабы потребления готовой продукции.
  10. Транспортабельность готовой продукции и сырья.
  11. Экология региона.

Технико-экономическая специфика производства напрямую влияет на размещение машиностроительных предприятий. Прежде всего, на это влияют такие особенности как конструкционная сложность изделий, выпускаемых производством, а также широкое развитие кооперирования и специализации. Многие отрасли, по характеру технологического процесса производства, тяготеют к районам повышенной технологической культуры, которые обеспечены качественно подготовленными технологическими кадрами. Это решающие факторы размещения точного машиностроения. Потребительский фактор в тяжелом машиностроении оказывает большее влияние на размещение производства, чем фактор сырьевой. Оптимальным вариантом в данном случае будет совпадение места потребления и источников сырья.

Отрасли машиностроения

Далее рассмотрим некоторые факторы размещения отраслей машиностроения подробнее:

  • Наукоемкость. Наука является опорой большинства современных отраслей машиностроительного комплекса. Предприятия, относящиеся к технически сложным и наиболее прогрессивным отраслям, сконцентрированы в центрах с наиболее развитой научной базой, например Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург и т.д. Это такие отрасли, как электроника, приборостроение, радиотехническая промышленность, авиакосмическая и т.д. Доля этих отраслей в машиностроении России пока довольно низка, составляет она 20%.
  • Трудоемкость. Для производства сложных и точных машин необходимы большие затраты квалифицированного труда. Например, для того чтобы изготовить ткацкий станок, нужно затратить около 1000 часов рабочего времени, а ракетный и авиационный двигатель собираются значительно дольше. Решающими факторами для размещения таких отраслей являются высокая концентрация населения и квалификация служащих и рабочих. Это определяет место размещения практически четверти машиностроительных предприятий в стране. Максимально трудоемкими являются станко- и приборостроение.
  • Специализация и кооперирование. Машины являются невероятно сложными техническими устройствами, они состоят из множества мелких деталей. В электровозе, например, их 250 тысяч. Их изготовление на одном заводе процесс невозможный. Производятся отдельные части машин на заводах, специализирующихся на их производстве. После этого осуществляется сборка готовых изделий. Для этих целей созданы комплексы взаимосвязанных предприятий. В их состав входят заводы-филиалы, поставляющие готовые детали и оборудование, и головной сборочный завод. Такая взаимосвязь называется кооперированием. Оно осуществляется и между предприятиями, входящими в одну отрасль, и с заводами, которые относятся к другой отрасли. Основные факторы, влияющие на размещение машиностроения в этом случае, это местонахождение таких предприятий внутри одного экономического района и уменьшение дальности перевозок. Это обеспечивает комплексное развитие хозяйства.
  • Транспортный фактор. Важность транспортного фактора определяется широким развитием кооперации. При этом возникает необходимость перевозки машин и их деталей.
  • Металлоемкость. Металла требуется, для производства оборудования, очень много. Предприятия, которые его выпускают, стремятся быть ближе к металлургическим базам. Крупнейшие заводы, относящиеся к тяжелому машиностроению, располагаются в Сибири (Красноярск, Иркутск) и на Урале (Екатеринбург).
  • Ориентация на потребителя. Машиностроительные предприятия, которые производят продукцию малотранспортабельную, в связи с ее большим весом и крупными размерами, находятся в районах потребления. Это сельскохозяйственное машиностроение, производящее комбайны и другую технику, предприятия, производящие машины для лесной промышленности, горное оборудование и т.д.
  • Военно-стратегический фактор. Этот фактор важен для заводов, которые выпускают оборонную продукцию. При их размещении учитываются интересы государственной безопасности. Они должны быть удалены от территориальных границ государства. В города, где находятся эти предприятия и, разумеется, на сами предприятия, доступ ограничен.

В этой статье мы постарались подробно изложить факторы размещения предприятий машиностроения.

Факторы размещение машиностроения

Наукоемкость
Большинство современных отраслей машиностроения в своем развитии опираются на науку. Предприятия технически сложных и наиболее прогрессивных отраслей (электроника, радиотехническая, авиакосмическая, приборостроение и др.) сосредоточены в центрах с развитой научной базой (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и т.д.) Но доля таких отраслей в машиностроительном комплексе России пока очень низка, она составляет всего 20%.
Трудоемкость
Производство сложных и точных машин требует больших затрат квалифицированного труда. Например, для изготовления ткацкого станка необходимо затратить 1000 часов рабочего времени, а авиационный и ракетный двигатель собираются еще дольше. При размещении такие отрасли ориентируются на районы с высокой концентрацией населения, а особенно важным фактором является квалификация рабочих и служащих. Данный фактор определяет размещение почти каждого четвертого машиностроительного предприятия в стране. Самой высокой трудоемкостью отличается станко- и приборостроение.
Специализация и кооперирование
Машины – сложные технические устройства и состоят они из множества деталей, например, в электровозе их 250 тысяч. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных заводах, а затем осуществлять сборку готовых изделий. Поэтому создаются взаимосвязанные комплексы предприятий. Они состоят из головных сборочных заводов и заводов-филиалов, поставляющих детали и оборудование. Такие взаимосвязи называют кооперированием. Оно может осуществляться как между предприятиями одной отрасли, так и с заводами других отраслей. Наиболее выгодно кооперирование внутри одного экономического района, это сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Но в производстве сложных машин могут участвовать десятки предприятий, расположенных в разных частях страны. Например, в создании стратегической атомной подводной лодки участвуют около 2000 поставщиков деталей, узлов и агрегатов. Из них 1300 находятся на территории России, а остальные за ее пределами. Слишком узкая специализация может привести к появлению монополистов. Доля таких предприятий в российском машиностроении всего 2%, но они производят почти 1/3 всей продукции комплекса. Например, только одно предприятие выпускает швейные машины (Подольск), станки для паркетного производства (Петрозаводск), мотороллеры (Тула), фотоаппараты (Санкт-Петербург).
Транспортный фактор
Широкое развитие кооперации и необходимость перевозки машин или их деталей определяют важность транспортного фактора. Машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.
Металлоемкость
Производство различного оборудования требует много металла. Поэтому предприятия, выпускающие его, тяготеют к металлургическим базам. Самые крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург) и в Сибири (Иркутск, Красноярск).
Ориентация на потребителя
Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию (из-за большого веса или крупных размеров), размещаются в районах потребления. К ним относятся сельскохозяйственное машиностроение (комбайны и прочая техника), производство машин для лесной промышленности, горное оборудование и др. Примерно 20% предприятий комплекса ориентировано на потребителя.
Военно-стратегический фактор
Военно-стретегический фактор имеет значение для заводов, выпускающих оборонную продукцию. При их размещении важно учитывать интересы национальной безопасности, и они, как правило, удалены от государственных границ. В большинстве случаев доступ в такие города и, тем более, на предприятия ограничен.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх