Операция прорыв спасение китов

СССР и США сплотило спасение китов…

Текст: Елена Шпиз

Все произошло на крайнем севере Аляски в начале октября 1988 года. Семья серых китов – папа, мама и детеныш – направлялась на зимовку к побережью Калифорнии и зашли в лагуну у мыса Барроу. Однако резкое похолодание заперло выход из лагуны тяжелыми арктическими льдами, и киты оказались в плену, из которого невозможно было выбраться.

Обнаружил этих китов эскимос Рой Амаогак из одноименного городка Барроу. В то время там проживало около 3 000 человек, и почти у всех местных жителей имелось официальное разрешение бить китов с целью пропитания. Собственно, раньше они так и делали, когда киты попадали в подобную ловушку. Однако на этот раз ситуация вышла из под контроля. О ней прознали журналисты, и уже через неделю, 13 октября, о беде, в которую попали киты, знала вся Америка. В Барроу немедленно отправились координатор Greenpeace на Аляске Синди Лори и корреспонденты крупнейших телеканалов. А после того как китов показали в новостях СNN, за развитием событий в лагуне стал следить весь мир.

РЕЙГАН ОТДАЕТ ПРИКАЗ

Трудно сказать, насколько это совпадение повлияло на ситуацию, однако факт остается фактом: именно той осенью в 1988 году подходил к концу второй срок президентства Рональда Рейгана, и предвыборная гонка была в самом разгаре. Республиканская партия, к которой принадлежал Рейган, продвигала на высший пост США новую фигуру – Джорджа Буша-старшего. И участие в драматичной истории спасения китов, за которых уже переживали миллионы американцев, могло изрядно увеличить популярность нового кандидата. Во всяком случае, именно Рейган отдал приказ военным и спасателям подключиться к весьма дорогостоящей операции по освобождению китов.

СИТУАЦИЯ УХУДШАЕТСЯ

Тем временем мороз крепчал, и лед все сильнее сковывал поверхность лагуны. Положение китов становилось отчаянным, они уже не могли проломить ледяной панцирь. Когда его толщина достигла 40 см, было решено резать лед на блоки и расчищать для китов полынью. К процессу подключились все жители посёлка Барроу.

Драма у мыса Барроу разворачивалась в прямом эфире. В поселок прибыли 150 журналистов из разных стран мира и новости с места событьий поступали каждый день. Китам даже придумали имена. Спасатели окрестили их Сику, Путу и маленький Бон-Бон.

Однако, несмотря на все старания, американцы не могли помочь китам – у них просто не было мощных ледоколов. Помочь мог только советский флот. К счастью, это был третий год перестройки – момент глобального потепления отношений между СССР и США. Причем как раз незадолго до описываемых событий Рейган и Горбачев встречались в Рейкьявике, и первый президент Страны Советов перестал быть для Запада врагом. Возможно, если бы Сику, Путу и Бон-Бон попали в ледяной плен в другое время, дальнейший расклад был бы просто невозможен. Но в сложившейся ситуации Рейган все-таки взял трубку и позвонил своему советскому коллеге.

Горбачев выслушал Рейгана и пообещал сделать все возможное для спасения китов. К тому же это была прекрасная возможность показать Западу, что СССР – вовсе не Империя зла. В общем, в результате многочисленных переговоров «в верхах» 22 октября Министр морского флота СССР Юрий Вольмар позвонил во Владивосток. И именно в этот день весь мир с ужасом узнал о том, что малыш Бон-Бон, которого уже успели полюбить в разных уголках планеты, скончался от переохлаждения и недостатка кислорода.

Еще немного, и было бы поздно.

Однако Сику и Путу повезло. Оказалось, что в тот момент в Арктике как раз находились суда Дальневосточного морского пароходства: ледокол «Адмирал Макаров» и вертолетоносец ледового класса «Владимир Арсеньев». Неожиданно капитаны этих судов получили приказ следовать к берегам Аляски.

Операция по спасению китов продолжалась уже третью неделю, и положение стало критическим. Температура у мыса Барроу упала до -18 градусов по Цельсию. Американские спасатели были в отчаянии. Они начали прорубать канал для выхода китов в открытое море, но оказалось, что пространство между рифами забито стамухами – льдинами, пронзившими морскую толщу до самого дна.

И вся надежда была только на русские ледоколы. Они подошли к мысу Барроу на рассвете 26 октября. На борт «Адмирала Макарова» сразу прилетели руководители спасательной операции – Рон Моррис и командующий Северным флотом США адмирал Зигмунд Петерсен. Тогда капитан советского ледокола Сергей Решетов сказал единственную фразу: «Давайте резать лед!».

– Американцы не верили в возможности наших ледоколов, – рассказывал потом Решетов. – Но когда они посмотрели, как после двух ударов стамухи разлетелись, их мнение изменилось.

Однако «Адмирал Макаров» сумел пробить лед только до входа в лагуну. Дальше он пройти не мог, потому что было слишком мелко – глубина стала критической, всего 6-7 метров при осадке ледокола 10 метров. И вот тогда наступила очередь «Владимира Арсеньева», который практически скребся боюхом по дну, резал лед в проливе, расчищая проход к каналу, который прорубали американцы.

Вся эта адская работа закончилась только утром 28 октября. И тут появилась новая проблема: ослабленные киты не понимали, чего от них хотят люди. Тогда жители Барроу и журналисты стали толкать китов палками и руками в сторону выхода. Китов подгоняли криками, а прямо по курсу стоял местный гитарист и пытался «объясниться с китами» издавая звуки, похожие на их призывные крики…

Однако никто не увидел, как киты уходили из лагуны, ставшей для них смертельной западней. Это случилось ночью 29 октября. И рано утром вертолетная разведка донесла: киты наконец-то выбрались в открытое море! Операция «Прорыв» (Breakethrough), как ее окрестили американцы, закончилась.

Американцы потратили на операцию по спасению китов 5,5 млн. долл. С экономической точки зрения это было абсолютным безумием, но невероятной героический резонанс, который произвела операция «Прорыв» во всем мире, оказалась бесценной. Переживания за китов объединили тысячи людей из разных стран, Greenpeace набрал вес и авторитет в мире, американцы и русские стали ближе друг к другу, а Джордж Буш-старший выиграл президентские выборы в США.

За драмой, разыгравшейся у мыса Барроу, как и многие люди в мире, следил торговец произведениями искусства из маленького городка Лейк-Цюрих в штате Иллинойс Тимоти Дагген. Восхищенный тем, что совершили русские, Тимоти решил отблагодарить наших моряков и сделать им подарок от всех американцев.

Дагген разыскал в штате Миннесота скульптора Джерри Фэйбера, который работал с деревом, и сделал ему заказ: попросил сделать оригинальный памятник в честь спасения китов. Художник долго искал подходящее дерево, и в результате нашел его в резервации индейцев Чиппева. Это был 300-летний умирающий вяз, в который Джерри решил вдохнуть вторую жизнь.

Работал он в обдщей сложности три месяца, и когда скульптура была готова, мир удивился, потому что Джерри решил создать не двоих, а троих освободившихся китов, выпрыгивающих из воды. А когда его спросили почему, ответил: «Знаете, я немного сентиментален и люблю хеппи-энды. Конечно, один кит погиб, но пусть их будет трое, ведь если бы ваши парни участвовали с самого начала, третий кит, наверняка, остался бы жив…»

В США эту историю помнят до сих пор. О ней написаны книги, и на основе одной из них несколько лет назад в Голливуде сняли фильм «Все любят китов», мировая премьера которого состоялась 3 февраля 2012 года

P.S. УРОКИ ОРКИ: МЕСТЬ СРЕДИ АЙСБЕРГОВ

Как тут было не вспомнить другую, еще более драматичную картину о китах, снятую за 12 лет до описанных выше событий. Это знаменитый фильм по книге Артура Херцога «Смерть среди айсберогов», основанный на легендах эскимосов в современной трактовке. Главная линия сюжета – схватка между китом и человеком. Как будто автор хотел показать людям, что они отнюдь не хозяева природы. По крайней мере зрители изначально принимают сторону кита-убийцы, даже когда его жестокость очень напоминает человеческую…

Как известно, кит-убийца (orca) или синий кит – единственный современный представитель рода косаток. Это самое гигантское существо в мире. Самка синего кита может достигать 30 м в длину и весить более 160 тонн. Она в 25 раз крупнее самого большого обитателя суши – африканского слона. Синие киты обитают во всех морях, но чаще всего встречаются в северной части Атлантического и Тихого океанов. Даже 60-футовый кашалот не может тягаться с оркой, более того, является его главной жертвой. Известен случай, когда орка в одиночку таранил огромного кашалота со спины, пока не убил. В пасти косатки от 12-ти до 28-ми зубов на каждой челюсти. Он способен целиком проглотить дельфина. За один раз он может откусить от другого кита кусок мяса весом в 400 фунтов. Из желудка 27-футового кита-убийцы были извлечены останки тринадцати морских свиней и четырнадцати тюленей. Пятнадцатый тюлень застрял в горле орки, и кит задохнулся.

Однако орка – не просто морской хищик. Кит-убийца – умная и сильная личность океана с собственным представлением о добре и зле. Он думает, он живет эмоциями, а отнюдь не только охотничьим инстинктом и желанием как следует поесть – в отличие от акул.

«Черные горы живой плоти, взбивая сияющую гладь воды, разрезали волны. Около тридцати китов-убийц плыли быстро и грациозно. Взрослые плавно двигались вперед, а молодые резвились, бодались и толкали друг друга. Они ныряли, ударяя хвостами по воде, чтобы тут же показаться на поверхности, выпустить фонтан воды и снова нырнуть. Белые животы и пятна на черной шкуре делали их похожими на огромных клоунов-переростков.

Детеныши держались позади матерей, повторяя за ними все движения, а потом опускались кормиться. Остальные самки кружили рядом, как большие, гордые, любящие незамужние тетушки.

Сзади стаи плыли два кита, превосходящие по размерам всех остальных. Самца отличал высокий плавник необычной формы. Рядом с ним плыла беременная самка. Бок о бок они степенно продвигались вперед. Самец издал странный, высокий звук. Стадо ускорило движение. Раздавшаяся самка плыла медленно и начинала отставать. Самец тихонько подталкивал свою подругу вперед…» – так начинается книга Херцога.

А потом всю эту гармонию по собственной глупости разрушает ирландец, капитан Нолан, который занимался тем, что ловил акул и продавал их в океанариум. Он и на этот раз хотел поймать акулу, чтобы заработать деньги на ремонт своей шхуны. Однако потом неожиданно стал свидетелем невероятного зрелища: косатка спасла от огромной акулы людей в лодке. И тогда у Нолана появилась новая идея – вместо акулы поймать и продать в океанариум кита-убийцу, на котором можно было заработать гораздо больше.

В сущности, он не хотел причинить киту никакого физического вреда. Однако в результате несчастного случая Нолан погубил беременную подругу орки, и кит-убийца, еще совсем недавно спасший жизни одних людей, начинает с чисто человеческой жестокостью мстить другим.

Сначала убивает человека из экипажа Нолана, потом серьёзно повреждает его шхуну, потом устраивает блокаду рыболовецкого посёлка, где находят приют Нолан и его команда, а потом разрушает дом самого Нолана и серьезно ранит его напарницу, хотя она изначально отговаривала капитана от его затеи. Как и девшука-зоолог, которая пыталась объяснить моряку, что он недооценивает интеллект косатки, и в этом его главная ошибка…

Кит изначально в этой схватке был сильней, и в результате уничтожил своего врага, но кроме горечи от такой концовки не остается ничего. Почему-то очень хотелось, чтобы орка все-таки простил Нолана, который в сущности не был негодяем. Но увы, хеппи-энда в этой истории не получилось. Зато пищи для размышлений хватит еще на много десятков лет…

> Если вы прониклись этими историями то предлагаем вашему внимания фильм «ВСЕ ЛЮБЯТ КИТОВ»…

Необычный памятник во Владивостоке

Киты на волнах доброты.

Скульптура из дерева изображает трех серых китов, выпрыгивающих изо льда. Внизу табличка: «Дар американского народа советским людям».

В октябре 1988 года весь мир напряженно следил за ходом операции по спасению серых калифорнийских китов, попавших в ледовую западню у мыса Барроу вблизи Аляски. Американские спасатели вместе с советскими моряками – экипажами ледокола «Адмирал Макаров» и дизель- электрохода «Владимир Арсеньев» вызволили двух редких животных из ледового плена.

Житель города Лейк Цюрих из штата Иллинойс Тимоти Дагген, как и многие американцы, узнали из газет обо всех подробностях операции по спасению китов. Восхищенный мужеством и благородством моряков-дальневосточников Дагген сразу же решил их отблагодарить . Сам Тимоти Дагген аукционер. Он продавал вещи, собранные в благотворительных целях, а все вырученные средства передавал в пансионаты для престарелых, другие требующие помощи заведения.

Но как отблагодарить отважных моряков? И тут он вспомнил о скульпторе, умельце из Миннесоты Джерри Фейбере, у которого в августе 1987 года он приобрел мастерски выполненную деревянную скульптуру американского орла. Так родилась идея сделать скульптуру трех китов и подарить её городу Владивостоку — порту прописки советских судов, участвовавших в операции по спасению китов.

Сделан памятник из старинного вяза. Гигантский 300-летний вяз был найден на территории резервации индейцев Чиппева, благодаря помощи сотрудников федеральной службы лесного хозяйства США. Скульптор Джерри Фейбер долго выбирал, прежде чем остановиться именно на этом дереве. Росло оно в парке, но местные власти, учитывая ситуацию, разрешили его срубить.

Когда дерево было доставлен в город Уолкер, где живет скульптор, началось самое сложное. Нужно было добыть фотографию серого кита, но здесь помогли местные энтузиасты. Понадобилось топливо для обогрева палатки, где сушилось дерево, его бесплатно предоставила одна из местных компаний.

Тимоти Дагген прилетел из Америки, чтобы выбрать во Владивостоке место для памятника трем серым калифорнийским китам. Во время этой поездки работники Приморского краевого комитета защиты мира пригласили на борт ледокола «Адмирал Макаров» автора идеи скульптуры, где Т. Дагген показывал свои снимки готового памятника: взмывают ввысь три кита, их порыве радость, ликование, свобода, жизнь . «Совсем как настоящие, — не удержался от восклицания старший помощник капитана ледокола Александр Игоревич Пацевин. — Мне одного удалось рукой погладить, когда киты уходили по пробитому во льдах каналу. Нелегко им тогда пришлось, да и нам досталось. Несколько суток непрерывной, на пределе сил двигателя и экипажа работы. Но если бы не действовали сообща с американскими спасателями уверен — ничего бы не получилось.»

Около двух с половиной месяцев работал скульптор над памятником. Три сросшиеся могучие ветки вяза подсказали скульптору творческое решение: три устремившихся вверх кита, будто специально вынырнули из воды, чтобы отблагодарить своих спасателей. Дж. Фейбер как-то признался, что это лучшая в его жизни работа. Когда скульптура была закончена, жители собрали деньги, чтобы перевезти этот четырехметровый драгоценный груз в порт. Когда смотришь на безукоризненно точно выполненную скульптурную группу, и в голову не приходит, что инструментом Фейберу служила цепная пила. Эту «технику резьбы по дереву» он использует с 1976 года.

Когда спросили скульптора: Но почему китов все же трое? Он ответил: «Знаете, я немного сентиментален, люблю «хеппи-энды «. Конечно, один кит погиб, но пусть уже их будет трое, ведь если бы ваши парни участвовали с самого начала, третий кит наверняка остался бы жив. Я был восхищен мужеством и благородством ваших моряков. Как много могут сделать русские и американцы, когда они становятся единомышленниками! Я назвал этот памятник так: «Дружба, доверие, мир». Так любовь к природе объединяет народы.

Церемония открытия памятника была торжественной 2 июля 1989 года : во-первых, она совпала с национальным праздником США Днем независимости, во-вторых, с днем рождения города Владивостока.

Памятник разместили рядом с ДКМ (Дом культуры моряков Дальневосточного пароходства, ныне Fesco hall ). С выбранной площадки, которая, кстати, очень понравилась и Даггену, открывается прекрасный вид на Амурский залив. На церемонию открытия скульпторы приехали оба американца — аукционер Тимоти Дагген и скульптор Джерри Фейбер. А также в церемонии участвовали начальник Дальневосточного пароходства В.М. Миськов и капитаны ледокола «Адмирал Макаров» и дизель-электрохода «Владимир Арсеньев».

Спасательная операция

7 октября 1988 года охотник Рой Ахмаогак (англ. Roy Ahmaogak), эскимос-инупиат, обнаружил трёх серых китов, запертых в полынье в поле пакового льда в Море Бофорта вблизи мыса Барроу в штате Аляска. Охотник попытался при помощи цепной пилы прорезать путь во льду, ведущий к открытой воде. Соседи по деревне помогали охотнику, с помощью насосов не давая льду образоваться заново за ночь. Слух о китах распространялся в сообществе инуитов, и биологи боро Норт-Слоуп посетили место происшествия и оценили опасность. Было предложено использовать вертолёт-кран, чтобы проделать во льду отверстия с помощью 5-тонного молота.

Неделей позже в Анкоридже был снят новостной сюжет о попавших в ловушку китах. Спасатели попытались получить во временное пользование баржу из Прадхо-Бей, чтобы проломить лёд и очистить путь, однако баржа сама оказалась заперта во льдах. Положение китов привлекло ещё большее внимание СМИ, когда журналисты связались с Баро Норт Слоуп и прибыли на место происшествия.. Национальное управление океанических и атмосферных исследований выслало команду учёных-цетологов, а Государственный департамент США попросил о помощи два советских судна: ледокол «Адмирал Макаров» и судно-снабженец «Владимир Арсеньев». Киты попытались последовать по пути к выходу, но толпа журналистов заставила их вернуться. Киты были изранены острыми ледяными осколками, образовывавшимися при пробивании пути, и вода вокруг окрашивалась их кровью.

Пока киты оставались там, где их обнаружили, им были даны инуитские имена инуитск. Putu, инуитск. Siku и инуитск. Kanik и английские англ. Bonnet, англ. Crossbeak и англ. Bone соответственно. Девятимесячный младший кит (англ. Bone) умер 21 октября.

28 октября «Адмирал Макаров» проломил торос шириной около 365 метров (400 ярдов) и высотой около 9 метров (30 футов). «Владимир Арсеньев» очистил от ледяного лома проход, достаточно широкий для того, чтобы два оставшихся кита могли выбраться. К утру 29 октября, согласно данным вертолётной разведки, киты ушли в открытое море.

Операция по спасению стоила около 1 млн долларов США и критиковалась учёными.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх