Обитатели океанских глубин

Марианская впадина. Загадки подводного мира.

Марианская впадина, или Марианский жёлоб — океаническая впадина на западе Тихого океана, являющаяся глубочайшим из известных на Земле географических объектов.
Впадина протянулась вдоль Марианских островов на 1500 км; она имеет V-образный профиль, крутые (7—9°) склоны, плоское дно шириной 1—5 км, которое разделено порогами на несколько замкнутых депрессий. У дна давление воды достигает 108,6 МПа, что более чем в 1100 раз больше нормального атмосферного давления на уровне Мирового океана. Впадина находится на границе стыковки двух тектонических плит, в зоне движения по разломам, где Тихоокеанская плита уходит под Филиппинскую плиту.
Исследования Марианского желоба были положены английской экспедицией судна «Челленджер», проводившей первые системные промеры глубин Тихого океана. Этот военный трехмачтовый корвет с парусным оснащением был перестроен в океанографическое судно для гидрологических, геологических, химических, биологических и метеорологических работ в 1872 г. Также значительный вклад в изучение Марианского глубоководного желоба был сделан советскими исследователями. В 1958 г. экспедиция на «Витязе» установила наличие жизни на глубинах более 7000 м, тем самым опровергнув бытующее в то время представление о невозможности жизни на глубинах более 6000-7000 м. В 1960 г. было проведено погружение батискафа «Триест» на дно Марианского желоба на глубину 10915 м.
Регистрирующий звуки прибор стал передавать на поверхность шумы, напоминающие скрежет зубьев пилы по металлу. В то же время на мониторе телевизора появились неясные тени, похожие на гигантских сказочных драконов. У этих существ было по несколько голов и хвостов. Через час ученые американского научно-исследовательского судна «Гломар Челленджер» забеспокоились, что уникальная аппаратура, изготовленная из балок сверхпрочной титаново-кобальтовой стали в лаборатории НАСА, имеющая шарообразную конструкцию, так называемый «еж» диаметром около 9 м, может остаться в бездне навечно. Было принято решение поднять ее немедленно. «Ежа» извлекали из глубин более восьми часов. Как только он появился на поверхности, его немедленно положили на специальный плот. Телекамеру и эхолот подняли на палубу «Гломар Челленджера». Выяснилось, что прочнейшие стальные балки конструкции были деформированы, а стальной 20-сантиметровый трос, на котором ее опускали, оказался наполовину перепиленным. Кто пытался оставить «ежа» на глубине и зачем – абсолютная загадка. Подробности этого интереснейшего эксперимента, проведенного американскими океанологами в Марианской впадине, были опубликованы в 1996 году газете «Нью-Йорк Таймс» (США).
Это не единственный случай столкновения с необъяснимым в глубинах Марианской впадины. Нечто подобное случилось с немецким научно-исследовательским аппаратом «Хайфиш» с экипажем на борту. Оказавшись на глубине 7 км, аппарат неожиданно отказался всплывать. Выясняя причину неполадок, гидронавты включили инфракрасную камеру. То, что они увидели в последующие несколько секунд, показалось им коллективной галлюцинацией: огромный доисторический ящер, впившись зубами в батискаф, пытался разгрызть его как орех. Опомнившись, экипаж привел в действие устройство именуемое «электрической пушкой». Чудовище, пораженное мощным разрядом, скрылось в бездне.
Необъяснимое и непостижимое всегда привлекало людей, поэтому ученые всего мира так хотят ответить на вопрос: «Что таит в своих глубинах Марианская впадина?»
Могут ли обитать на такой огромной глубине живые организмы, и как они должны выглядеть, учитывая то, что на них давят огромные массы океанических вод, давление которых превышает 1100 атмосфер? Сложностей, связанных с исследованием и постижением существ, обитающих на этих невообразимых глубинах, достаточно, но изобретательность человека не знает границ. Долгое время океанологи считали безумием гипотезу о том, что на глубинах более 6000 м в непроницаемом мраке, под чудовищным давлением и при температурах, близких к нулю, может существовать жизнь. Однако результаты исследований ученых в Тихом океане показали, что и в этих глубинах, намного ниже 6000-метровой отметки, существуют огромные колонии живых организмов погонофоры ((рogonophora; от греч. pogon — борода и phoros — несущий), тип морских беспозвоночных животных, обитающих в длинных хитиновых, открытых с обоих концов трубках). В последнее время завесу тайны приоткрыли пилотируемые и автоматические, сделанные из сверхпрочных материалов, подводные аппараты, оснащенные видеокамерами. В результате было открыто богатое сообщество животных, состоящее как из известных, так и менее привычных морских групп.
Таким образом, на глубинах 6000 — 11000 м обнаружены:
— барофильные бактерии (развивающиеся только при высоком давлении),
— из простейших — фораминиферы (отряд простейших подкласса корненожек с цитоплазматическим телом, одетым раковиной) и ксенофиофоры (барофильные бактерии из простейших);
— из многоклеточных — многощетинковые черви, равноногие раки, бокоплавы, голотурии, двустворчатые и брюхоногие моллюски.
На глубинах нет солнечного света, отсутствуют водоросли, соленость постоянная, температуры низкие, обилие двуокиси углерода, громадное гидростатическое давление (увеличивается на 1 атмосферу на каждые 10 метров). Чем же питаются обитатели бездны?
Источники пищи глубинных животных — бактерии, а также дождь «трупов» и органический детрит, поступающие сверху; глубинные животные или слепые, или с очень развитыми глазами, часто телескопическими; многие рыбы и головоногие моллюски с фотофторами; у других форм светится поверхность тела или ее участки. Поэтому облик этих животных так же ужасен и невероятен, как и условия, в которых они живут. В их числе — устрашающего вида черви длиной 1.5 метра, без рта и ануса, осьминоги-мутанты, необыкновенные морские звезды и какие-то мягкотелые существа двухметровой длины, которых вообще пока не идентифицировали.
Итак, человек никогда не мог устоять перед стремлением исследовать непознанное, а стремительно развивающийся мир технического прогресса позволяет все глубже проникать в тайный мир самой негостеприимной и непокорной в мире среде — Мирового океана. Предметов для исследований в Марианской впадине хватит еще на долгие годы, учитывая то, что самая недоступная и загадочная точка нашей планеты, в отличие от Эвереста (высота над уровнем моря 8848 м), была покорена лишь однажды. Так, 23 января 1960 года, офицер военно-морских сил США Дон Уолш и швейцарский исследователь Жак Пикар, защищенные бронированными, 12-сантиметровой толщины, стенками батискафа под названием «Триест», сумели опуститься на глубину 10915 метров.
Несмотря на то, что ученые сделали огромный шаг в исследованиях Марианской впадины, вопросов не уменьшилось, появились новые загадки, которые еще предстоит разгадать. А океанская бездна умеет хранить свои тайны. Удастся ли людям в ближайшее время раскрыть их?
Единственное погружение человека ко дну Марианской впадины было совершено 23 января 1960 года лейтенантом ВМС США Доном Уолшем и исследователем Жаком Пикаром на батискафе Триест. Приборы зафиксировали рекордную глубину — 11 521 метр (скорректированная цифра — 10 918 м). На дне исследователи неожиданно встретили плоских рыб размером до 30 см, похожих на камбалу.
Японский зонд Kaikō, который был спущен в район максимальной глубины впадины 24 марта 1997 года, зафиксировал глубину 10 911,4 метра.
31 мая 2009
на дно Марианской впадины погрузился автоматический подводный аппарат Nereus. Аппарат опустился на глубину 10 902 метра, где снимал видео, сделал несколько фотографий, а также собрал образцы отложений на дне.
>> интересно а как человека погружали на глубину 10920 м. да ещё и в 1960 году?
> Как-как… Ноги в ведро с цементом и на дно.
23 января 1960 г Жак Пиккар и лейтенант ВМС США Дональд Уолш в батискафе „Триест» наглубине 10919 м достигли дна Марианской впадины —самом глубоком месте Мирового океана. Температура воды на этой глубине была 2,4° С (минимальная температура, равная 1,4° С, наблюдалась на глубине 3600 м).Сконструировал и разработал батискаф „Триест» отец Жака, знаменитый швейцарский исследователь стратосферы Огюст Пиккар.
Батискаф «Триест» перед погружением, 23 января 1960 года.
Внутри было конечно же тесновато.
Размеры капсулы, в которой размещались исследователи внутри батискафа, невелики по отношению к размеру субмарины в целом. В частности, ее заметно превосходят резервуары с металлическим балластом, один из которых виден слева вверху.
Триест, подобно другим батискафам, представлял собой герметичную стальную гондолу сферической формы для экипажа, прикреплённую к большому поплавку, наполненному бензином для обеспечения плавучести. На наружной стенке батискафа «Триест» была закреплена модель наручных часов Deep Sea. Высокая степень водозащиты, обеспечивалась не только герметичным корпусом, но и специальной жидкостью, заполнявшей внутреннюю камеру часов вместо воздуха.
Батискаф плавает по принципу утюга. В надводном состоянии его удерживает находящийся над гондолой с экипажем громадный поплавок, заполненный бензином. Поплавок имеет и еще одну важную функцию: в подводном положении он стабилизирует батискаф по вертикали, предотвращая раскачивание и переворачивание. Когда из поплавка начинают медленно выпускать бензин, который замещается водой, батискаф начинает погружение. С этого момента у аппарата только один путь — вниз, на дно. При этом, естественно, возможно и перемещение в горизонтальном направлении при помощи приводимых в движение двигателем гребных винтов.
Для того чтобы подняться на поверхность, в батискафе предусмотрен металлический балласт, который может быть дробью, пластинками или болванками. Постепенно освобождаясь от «избыточного веса», аппарат поднимается. Металлический балласт удерживается электромагнитами, так что если с системой энергоснабжения что-то случается, то батискаф сразу, словно стартующий в небо аэростат, «взмывает» вверх.
Одним из достижений этого погружения, благотворно повлиявшим на экологическое будущее планеты, стал отказ ядерных держав от захоронения радиоактивных отходов на дне Марианской впадины. Дело в том, что Жак Пикар экспериментально опроверг бытовавшее в то время мнение о том, что на глубинах свыше 6000 м не происходит восходящего перемещения водных масс.
Если сравнивать с Эверестом, то сравнительная картинка будет именно такая.

Неразгаданные тайны Бермудского треугольника

Ученные разгадали не все тайны океана, Бермудский треугольник хранит множество из них. До сих пор большинство воздушных и морских судов, исчезнувших в аномальной зоне, так и не было найдено. А предположений о том, что с ними случилось, бесчисленное множество.

  • Одна из версий основана на том, что Бермудский треугольник находится на месте бывших вулканов. И при небольших сейсмических колебаниях со дна поднимаются пузыри, наполненные метаном. Они могут достигать больших размеров и, попадая между ними, судно перестает держаться на плаву и идет ко дну. А в случае попадания в сам пузырь весь экипаж умирает от отравления газом. Остается лишь пустой корабль, дрейфующий в открытых водах океана.
  • Еще одной версией разгадки тайны океанов является присутствие в аномальной зоне инфразвуковых волн. Попадая под их влияние, человек не может сосредоточиться, его одолевает паника и могут даже появиться галлюцинации. Под таким давлением члены экипажа не выдерживают и бросаются за борт, что и приводит к их гибели.
  • Существует предположение, что Бермудский треугольник является базой НЛО. Зафиксировано несколько случаев, когда очевидцы рассказывают о появлении круглых летающих объектах. Они либо скрывались под водой, либо, выйдя из нее, исчезали за горизонтом.

И это далеко не все версии исчезновения людей, попавших в Бермудский треугольник. Тайна глубин океана когда-нибудь будет открыта.

Чудовище из бездны

Люди рассказывают невероятные истории, в которых моряки видели в районе Бездны Челенджера большое чудовище. Хорошо рассмотреть его не удавалось, но появление морского обитателя не осталось незамеченным. По рассказам очевидцев, был создан сценарий документальной ленты «Тайны океана», фильм оказался интересным и привлек много внимания к неразгаданному явлению.

Во время одного из научных погружений ученые расслышали звук, напоминающий скрежет метала, а камеры зафиксировали появление необычной тени, напоминающей дракона из сказки. Немного поразмыслив и решив не рисковать дорогостоящим оборудованием, аппарат подняли на поверхность. Каково же было удивление всех членов команды, когда они увидели, как суперпрочный металл аппарата был деформирован, а стальной трос шириной 20 см оказался наполовину перепилен. Кто или что желало оставить навсегда модуль на дне Марианской впадины, остается загадкой, ответ на которую человечество неизвестно когда получит, и получит ли вообще.

Подводный мир поражает своими размерами, в нем таится множество загадочного и необъяснимого, но хочется верить, что когда-нибудь ученые смогут разгадать все секреты и тайны мировых океанов.

Исследования морских глубин

Около 90% морского дна по нынешний день не освоено, но в последние годы полным ходом идет прогресс в разработке способов покорения океана. Наводные суда по-прежнему выполняют роль первой степени. Можно узнать многое, везя приборы на буксире корабля, собирая различные образцы в емкости, поднимая исследовательские материалы со дна океана. Буйки, расположенные недалеко от берега передают и обрабатывают информацию, переданную по радио; космические спутники сообщают такие данные, как появление ледяного покрова, изменение температуры, высоты волн.
Маленькая, маневренная аппаратура для исследования морских глубин стала разрабатываться из-за нужды в морской нефти. Ученый Жак Кусто смоделировал и построил самый первый аппарат, носящий название «Ныряющее блюдце» в 1959 году. Аппаратура для исследования морских глубин состоит из наружной обивки, способной выдерживать большое давление на глубине, иллюминаторов, наружного переднего освещения, камер различных манипуляторов, и других датчиков.

Не малую пользу под водой приносят роботы или устройства с управлением, обычно привязанным к кораблям, с которых идут команды посредством радиоволн. Подводные аппараты и устройства с управлением на дистанции используются для прокладки трубопроводов, а так же для работ по ремонту, фотографии, сбору проб со дна, высадки ныряльщиков на глубине и многих других подводных операций.
Подводные лодки.
На океанической поверхности балластные цистерны подводной лодки полны воздуха. При погружении открываются клапаны цистерн, выпуская содержащийся там воздух, а потом вода заполняет их через отверстие в днище лодки. Для того чтобы оказаться на поверхности, в верхнюю часть цистерн впрыскивают сжатый воздух под огромным давлением , вытесняя воду. Как правило, на подводных лодках используют дизельные двигатели у поверхности воды и батареи на аккумуляторах при погружении на большие глубины. Атомные подводные лодки могут обходиться без дозаправки топливом месяцами. Пресная вода и кислород для экипажа добываются из моря. Самая первая на земле атомная подводная лодка под названием «Наутилус» была сделана в США в 1954 году, которая совершила путешествие через весь Северный полюс под кромкой льда. Аппаратура для исследования морских глубин в виде атомных подводных лодок остается популярна и по сей день.
Глубоководное погружение.
Батисфера, подвешенное на тросах, должно иметь крепкую наружную обшивку, чтобы выдерживать давление воды, средства для управления подъемной силой и регуляции расстояния до поверхности, а так же систему двигателей. Батисфера являлась неким стальным тяжелым шаром, который можно было бы спускать и поднимать на тросе с самого судна. Батисфера достигла наибольшей для того времени глубины в 30-х годах XX века — 900 метров. Такая аппаратура для исследования морских глубин, как Батискаф FNRS-З, снабжался двигателем на бензине и сбрасывал с борта железные ядра, при нужде подъема на поверхность. А в 1960 году батискаф «Триест» с размером экипажа в три человека в 1960 году смог погрузится на 11 300 метров и достичь дна Марианской впадины, самой глубокой точки Мирового океана.
Путешествия Челленджера.
Судно «Челленджер» совершило множество глубоководных исследований более чем в 300местах всех океанов. Проводились замеры глубины с помощью эхолота, а так же были взяты пробы отложений у дна, воды и образцы различных видов животных и растений. Аппаратура для исследования морских глубин, которой пользовались на Челленджере, показалась бы сегодня чрезвычайно примитивной, но собранная тогда информация смогла обеспечить основу для большого разнообразия сегодняшних сведений о мировом океане.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх