Ненцы культура и традиции

Ненцы

Ненцы
ненэй ненэч

93x93px93x93px93x93px93x93px93x93px
Иван ВыучейскийАлександр ВыучейскийПрокопий ЯвтысыйАнтон ПыреркаВасилий Ледков
Самоназвание

ненэй ненэч, хасово, нещанг

Численность и ареал

Всего: 45 000
Россия Россия:
44 640 (Всероссийская перепись 2010 г.)

    • Тюменская область Тюменская область:
      31 621 (2010 г.)
      • Ямало-Ненецкий автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ:
        29 772 (2010 г.)
        • Ямальский район: 1375
      • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Ханты-Мансийский автономный округ — Югра:
        1438 (2010 г.)
    • Архангельская область Архангельская область:
      8020 (2010 г.); 8326 (2002 г.)
      • Ненецкий автономный округ Ненецкий автономный округ:
        7504 (2010 г.); 7754 (2002 г.)
      • Архангельская область без НАО:
        516 (2010 г.); 572 (2002 г.)
        • Мезенский район: 189 (2002 г.)
        • ГО Архангельск: 136 (2002 г.)
        • Лешуконский район: 40 (2002 г.)
    • Красноярский край Красноярский край:
      3633 (2010 г.); 3188 (2002 г.)
      • Таймырский Долгано-Ненецкий район: 3054 (2002 г.)
      • ГО Норильск: 59 (2002 г.)
    • Республика Коми Республика Коми:
      503 (2010 г.); 708 (2002 г.)
      • ГО Воркута: 489 (2002 г.)
        • пгт Северный: 241 (2002 г.)
        • г. Воркута: 128 (2002 г.)
        • пгт Комсомольский 81 (2002 г.)
      • ГО Печора: 46 (2002 г.)
      • ГО Инта: 42 (2002 г.)
      • ГО Усинск: 40 (2002 г.)
    • Мурманская область Мурманская область:
      149 (2010 г.) ; 163 (2002 г.)
      • Ловозерский район 106 (2002 г.)
    • Санкт-Петербург Санкт-Петербург:
      109 (2010 г.)
Археологическая культура

Кулайская, Каракольская

Язык

ненецкий, коми-зырянский, русский

Религия

шаманизм и анимизм, православие

Расовый тип

монголоиды

Входит в

самодийцы

Родственные народы

энцы, нганасаны, селькупы, камасинцы

Не́нцы (ненец. ненэй ненэч («настоящий человек»), хасово, нещанг, устаревшие — самоеды, юраки) — самодийский народ в России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Ненцы делятся на европейских и азиатских (сибирских). Европейские ненцы расселены в Ненецком автономном округе Архангельской области, а сибирские в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе Красноярского края. Небольшие группы ненцев проживают в Ханты-Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, Республике Коми.

Теории этногенеза

Теория Страленберга

Ввиду наличия на территории Саянского нагорья племён, язык которых ещё в недавнем прошлом относился к самодийским, Страленберг высказал предположение, что самоеды Саянского нагорья являются потомками самоедов приполярной зоны, где они являлись аборигенами, что с севера часть самоедов под влиянием каких-то причин двинулась на юг, заселив Саянское нагорье.

Теория Фишера — Кастрена

Противоположную точку зрения высказал историк Фишер, который предполагал, что северные самоеды (предки современных ненцев, нганасан, энцев и селькупов) являются потомками самоедских племён Саянского нагорья, продвинувшихся из Южной Сибири в более северные районы. Это предположение Фишера в XIX в. было подкреплено огромным лингвистическим материалом и обосновано Кастреном, который предполагал, что в первом тысячелетии н. э., в связи с так называемым великим передвижением народов самодийские племена были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу. В 1919 году исследователь архангельского севера А. А. Жилинский резко высказался против этой теории. Основной аргумент — такое переселение потребовало бы резкой смены типа природопользования, невозможной в короткие сроки. Современные ненцы — оленеводы, а народы, проживающие на саянском нагорье, — земледельцы(около 97,2 %)

Теория Г. Н. Прокофьева

Советский учёный Г. Н. Прокофьев, опираясь на теорию Фишера-Кастрена, внёс в неё необходимые коррективы. Согласно его предположению предками современных ненцев, нганасан, энцев, селькупов были не только самодийские племена Саянского нагорья, но также и некие аборигенные племена приполярной зоны, заселившие территорию Обь-Енисейского бассейна с древнейших времён.

В преданиях самих ненцев указывается, что когда их предки пришли на Крайний Север, они встретили там местное низкорослое племя сиртя, обладавшее некими феноменальными способностями, в частности, знавшее горное дело, и впоследствии «ушедшее под землю». Ряд исследователей связывали сиртя с носителями так называемой Усть-Полуйской археологической культуры.

Кухня

Местные жители получают мясо и жиры для питания благодаря оленеводству. Оленину подвергают часто посолу — простейшему способу консервирования для его хранения на продолжительные сроки, получившаяся солонина применяется в любом виде: сыром, копчёном, вяленом. В рационе ненцев есть и экзотические блюда, например свежая печень, почки, кровь оленя. Изысканными блюдами являются языки, сердце, сычуг.

Необходимость выжить в суровых условиях Крайнего Севера приучила его жителей питаться сырым мясом с кровью. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах, особенно С и В2, а их в оленине достаточное количество. Поэтому ненцы никогда не страдают от цинги.

Кроме оленины, здесь используются говядина и свинина, мясо морского зверя, а также пресноводная рыба: сиг, щука, нельма. Её, в основном, подвергают варке или тушению.

Жители оленьих стойбищ очень любят мясо оленя, жаренное на закрытом огне — что-то наподобие шашлыка, но не замаринованного. Излюбленными блюдами у ненцев являются строганина из сигов, оленины, печени, суп с мукой, блины с кровью, мясо тушёное с макаронными изделиями.

На гарнир предпочитают макаронные изделия; рис, овощи потребляются крайне редко.

Любимым напитком населения Севера является чай, а также компоты и морсы из брусники, морошки, черники, кисель из крахмала и ягодного сока.

Хлеб предпочитают больше ржаной.

Хозяйственная культура

Основные занятия ненцев — это оленеводство, рыболовство, охота.

Оленеводство. Ненцы с давних времён называют себя «детьми оленя». Вся жизнь их связана с оленем. В стаде выделяется вожак. Он самый красивый и крупный. Ненцы называют его «менаруй». Вожак никогда не используется в упряжке. Другие обученные олени предназначаются для езды на санях и перевозки грузов. Зимой используется от 3 до 4 оленей, а летом — от 4 до 5. Передовой олень отличается ростом, силой и понимает команду поздника. По-ненецки передовой олень — «нензаминдя». Также оленей различают по возрасту и полу. Бык — «хор», а тёлка — «яхадей». Телят начинают приучать к упряжке с 6 месяцев. Молодых оленей — самочек и самцов разделяют к концу первого года их жизни. Самых быстрых и выносливых оленей используют для езды в упряжках. Живут олени до 23 лет. Интересно то, что для езды используются только холостые олени. Они сильно отличаются по скорости бега и выносливости. Только за один день эти олени могут преодолеть с лёгкими нартами до 300 км. Но перерыв делается через каждые 25 км для отдыха, утоления жажды водой и питания оленей. Крупнотабунное оленеводство ненцев невозможно без ненецкой лайки.

Рыболовство. Ненцы — дети для рыболовства используют крючки, гарпуны и загороди. Взрослые же летом добывали рыбу сетями и неводами с лодок — колданок. Сети плетутся из конопли или тальникового лыка. Во время лова ненцы едят сырую рыбу. Зимой пробирают лёд и добывают рыбу с помощью морд, важанов и фитилей. Для приманки используются маленькие деревянные рыбки. Когда рыба подплывает, её колотят острогами.

Одежда и обувь

Природные условия Ненецкого АО и Ямало-Ненецкого АО суровы. Поэтому для жителей округа хорошая одежда всегда представляла большую ценность. Зимой она должна защищать от жестоких морозов, летом — от гнуса. Малица — нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьётся и надевается мехом внутрь, к телу. Малица украшается меховым кантом. Летом ходят в старых малицах с откинутым капюшоном, а зимой в новых малицах. В них даже совершают поездки на короткие расстояния. Малица имеет капюшон — сава. С лицевой части капюшон стягивается ремешками. К малице обязательно пришиваются рукавицы — нгоба. Их делают из лобных шкурок мехом наружу. Малица непременно подпоясывается поясом — ни. Его делают из кожи. Снаружи обшивают красным сукнами и двумя-тремя рядами медных пуговиц. Украшают пояс и подвесками из медных цепочек и ажурных блях. К поясу на цепочке пришивают ножны с ножом. В стужу, в пургу и при дальних поездках на дальние расстояния поверх малицы надевают меховой совик. Его капюшон обрамляется опушкой из песцовых хвостов. Совик бывает обычно белого цвета, но иногда его делают в шахматную клетку. Более сложной была женская одежда. Это распашная шуба — паны. Верхняя часть шубы делается из шкур с верхней части оленьих ног — камусов чёрного и белого цвета мехом наружу. Нижнюю часть шьют из песцового меха ворсом вниз. К рукавам пришивают рукавицы. Украшают паны меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Полы шубы завязываются ровдужными шнурками. Поверх паны чехол из сукна с орнаментом. Верхнюю одежду подпоясывают длинными поясами из ткани, богато украшенными медью и кисточками. Женский головной убор — меховой капор сава шьётся отдельно. В отличие от мужской одежды он не скрепляется с шубой.

Чум у ненцев

Все ненцы с древних времён живут в чумах. Для ненцев это — центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир. Наверху у чума есть отверстие, оно соответствует местоположению солнца днём, а месяца ночью. Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствует воздушной сфере, которая окутывает Землю. Чем богаче была семья, тем был и больше по своим размерам чум. У бедняков чум остроконечный, а тупоконечный, наоборот, у ненцев с хорошим достатком. Чум сооружают из жердей. Для этого необходимо 40 шестов. Потом шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Шкуры оленя сшивают в сплошные полотнища, а затем покрывают шесты. Для покрытия чума в зимнее время требуется от 65 до 75 оленей. С июня по сентябрь происходит переход с зимних нюков на летние. Диаметр чума достигает до 8 метров, в нём может находится до 20 человек.

Внутри чума каждый предмет и каждое место с древности имеет своё назначение. Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют — симзы. На нём помещают 7 голов семейных и родовых духов. У шамана в чуме симзы обязательно украшался с изображением священной птицы минлей. По симзы дым от очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту герои улетали на битвы и военные подвиги.

За симзы находится священное место — «си». Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин — это место запретное. На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи покровители очага, семьи и рода. Так же там хранятся все семейные сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов — неприкосновенны. Место «не» — для женщины, оно находится напротив си, у входа. Здесь она занимается всеми домашними хлопотами. Посередине, между не и си, находится спальное место. В изголовье кладётся пояс с амулетами и ножом. Ложась спать, мужчина укрывается женской ягушкой. Летом спальное место отгораживают пологом из ситца. Полог используют только ночью, днём его аккуратно сворачивают в рулон и закрепляют подушками. Дети лежат рядом с родителями Дальше от симзы укладывались неженатые старшие сыновья, далее — старики и другие члены семьи в том числе и гости. В чуме очень дымно, но летом дым — хорошее спасение от комаров.

Чум часто перемещался вместе со своими владельцами с места на место. Поэтому в чумах нет ни кроватей, ни шкафов. Из мебели только есть маленький столик — толь и ларь. До появления передвижных электростанций для освещения чума применялись светильники. Они делались из чаш и наполнялись рыбьим жиром, в котором погружался фитиль. Позже появились керосиновые лампы. Для потряхивание снега с обуви и подола верхней одежды у входа в чум находится колотушка.

Для маленьких детей в чуме есть люлька. Раньше младенца помещали в люльку сразу после рождения, а вынимали только тогда, когда он начинал ходить. На дно люльки насыпали древесную стружку и сухой мох. Пелёнками служили шкуры оленя и песца. Ребёнок прикреплялся к люльке специальными ремешками. При кормлении грудью мать брала ребёнка вместе с люлькой. Такие люльки используются и сегодня.

На том месте, где умирал человек, ставятся особые могильные чумики. Чум в котором во время эпидемии умирал человек, становится могильным. В этом случае с вершины этого чума снимается жимовой железный обруч.

Правила жизни в чуме.

Для женщин. В ведении женщины находится очаг. Только женщина может прикасаться к очажным шестам и к очажному крюку. Она же собирает дрова для очага, колет их, сушит у входа и разжигает огонь. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Всё пространство, кроме прихожей чума, находится под её покровительством.

Для мужчин. Мужчина при входе в чум обивает снег с обуви и одежды колотушкой. Он снимает верхнюю одежду и оставляет её на нартах. Войдя в помещение, мужчина надевает домашние кисы и домашнюю малицу.

Для гостей. Гостей мужчин укладывают на ночёвку от середины чума к симзы. Гостей-женщин размещают от середины к выходу. Место, которое занимает гость, зависит от уважения к нему.

Литература

  • Бахрушин С. В. Самоеды в XVII в. // Научные труды. М.: Изд-во АН СССР, 1955. Т. 3. Ч. 2. С. 5-12.
  • Васильев В. И. Лесные энцы // Сибирский этнографический сборник V. М. ; Л., Наука. 1963. С. 33-70.
  • Васильев В. И. Исторические предания ненцев как источник при исследовании этногенеза и этнической истории северосамодийских народов // Этническая история и фольклор. М.: Наука, 1977. С. 113—126.
  • Васильев В. И. Проблемы формирования северо-самодийских народностей. М.: Наука, 1979.
  • Васильев В. И., Симченко Ю. Б. Современное самодийское население Таймыра // СЭ. 1963. № 3. С. 9-20.
  • Васильев В. И., Туголуков В. А. Этнографические исследования на Таймыре // СЭ. 1960. № 5. С. 128—141.
  • Вербов Г. Д. Лесные ненцы // СЭ. 1936. № 2. С. 57-70.
  • Вербов Г. Д. Краткий ненецко-русский и русско-ненецкий словарь. Салехард: Тип. ред. газ. «Нарьяна Нгэрм», 1937.
  • Вербов Г. Д. Пережитки родового строя у ненцев // Советская этнография. 1939. № 2. С. 43-65.
  • Головнев А. В., Зайцев Г. С., Прибыльский Ю. П. История Ямала. Тобольск; Яр-Сале: Этнографическое бюро, 1994.
  • Головнев А. В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995.
  • Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М.: Наука, 1960.
  • Долгих Б. О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. М.: Наука, 1970.
  • Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. М.: Либерея, 1995. Т. 1.
  • Евладов В. П. По тундрам Ямала к Белому острову. Тюмень: ИПОС СО РАН, 1992.
  • Житков Б. М. Полуостров Ямал / Зап. ИРГО. Т. 49. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1913.
  • Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Сибири XVIII в. (1771—1772). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947.
  • Иславин В. И. Самоеды в домашнем и общественном быту. СПб.: Тип. Министерства государственных имуществ,1847.
  • Квашнин Ю. Н. Гыданские ненцы: история формирования современной родовой структуры (XVIII—XIX вв.). Тюмень; М.: Тип. ИНИОН РАН, 2003.
  • Курилович А. Гыданский полуостров и его обитатели // Советский Север. 1934. № 1. С. 129—140.
  • Лар Л. А. Шаманы и боги. Тюмень: ИПОС СО РАН, 1998.

  • Миненко Н. А. Северо-Западная Сибирь в XVII — первой половине XIX в. Новосибирск: Наука, 1975.
  • Обдорский край и Мангазея в XVII в.: Сб. документов / Авт.-сост. Е. В. Вершинин, Г. П. Визгалов. Екатеринбург: «Тезис», 2004.
  • Тарасов В. Сообщение о поездке на полуостров Ямал с ветеринарной экспедицией С. И. Драчинского в 1913 г. // ЕГТМ. 1914. Вып. 24.
  • Терентьев А. Погромы ненцами ясачной казны в 1641 и 1642 гг. // Советская этнография № 5-6. 1933. С. 67-76.
  • Терещенко Н. М. Ненецко-русский словарь. М.: Советская энциклопедия, 1965.
  • Турутина П. Г. Лесные ненцы: Сказания земли пуровской. Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2004.
  • Хомич Л. В. Современные этнические процессы на Севере европейской части СССР и Западной Сибири // Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. М.: Наука. 1970. С. 28-61.
  • Хомич Л. В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л.: Наука, 1976.
  • Шренк А. Путешествие к северо-востоку Европейской России. СПб.: Тип. Г. Трусова, 1855.
  • Языки и письменность самоедских и финноугорских народов // Языки и письменность народов Севера / Ред. Г. Н. Прокофьев. М. ; Л.: Учпедгиз, 1937. Ч. 1. С. 5-52.
  • Лар Л. А. Ямал Хэбидя я» — священные места на Ямале. // Вестник археологии, антропологии и этнографии (издание ИПОС СО РАН), 2004, № 4.
  • Фельдман И. «Кухня народов СССР»
  • Ненцы // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
  • Ненцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Ненцы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3.
  • Традиции и новации в культуре ненецкого этноса, Г. П. Харючи

Самодийские народы

Северная группа

ненцы • энцы • нганасаны •

Южная группа

селькупы • саянские самодийцы1• (в том числе: камасинцы1 • маторцы1 • тайгийцы1 • карагасы1, 2 • койбалы1, 3) • сойоты4 •

1 Исчезнувшие • 2 Впоследствии тюркизировались (ср.: карагасы — раннее название тофаларов) • 3 Впоследствии тюркизировались (ср.: койбалы сегодня — этногруппа хакас) • 4 Впоследствии тюркизировались, затем — бурятизировались

Конспект занятия «Быт народа Севера — ненцев»

инна ивлиева
Конспект занятия «Быт народа Севера — ненцев»

Тема «Быт народов севера- ненцев».

Образовательные задачи:

-дать представления детям о жизни и традиционных занятиях ненцев;

-продолжать знакомить с животным севера оленем, показать взаимосвязь и зависимость жизни животного (оленя) от человека и человека от животного;

-ввести в активный словарь существительные:чум, нарты, паница, малица, пимы, ягель; оленевод, чумработница;глаголы: кочевать.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать целостность восприятия,умение составлять целостной предмет из частей;

— развивать понятийность мышления, умение устанавливать последовательность действий (сбор чума) по серии картинок;

— развивать связную речь, продолжать учить составлять рассказ-описание по плану-образцу взрослого;

-развивать слуховое восприятие;

-развивать координацию движений и речи.

Воспитательные задачи:

-воспитывать чувство уважение к коренным народам, к их труду традициям

Предварительная работа:

-рассматривание фотографий, альбомов о жизни, труде людей коренных национальностей,

-рассматривание иллюстраций, модель-игрушку о северном олене;

-экскурсия в краеведческий музей,

-фотографии с изображением ненецкой национальной одежды.

Наглядный материал:

— сборный макет чума,

-иллюстрации с изображением национальной одеждой (кукла в ненецкой н одежде);

-иллюстрации с изображением оленя;

— сюжетные картинки о быте и занятии ненцев;

Раздаточный материал:

-разрезные картинки (5-6 частей) с изображением оленя;

— последовательные картинки для упражнения «Собери чум»

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог:

Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Давайте возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом, а поможет нам в этом ветерок «дружбы» .Сейчас я сделаю вдох и передам легкое дуновение на щечку своему соседу слева. Вот так! (дети по кругу передают «ветерок дружбы»). Отлично! Вот мы поздоровались и подружились.

Родина наша- это наш дом,

Где мы все вместе дружно живем?

Педагог: Ребята, что значит жить дружно?

Дети: Ответы (помогать, не обижать друг друга, не ссориться, не обзываться.)

Педагог: Молодцы, значит вы умеете дружить, дружбой дорожить.

2. Основная часть.

Педагог: В нашем округе живут люди разных национальностей (русские, ненцы, коми, украинцы, белорусы, татары, азербайджанцы,) и все они тоже живут единой, дружной семьей, проявляют к друг другу внимание, уважение, помогают друг другу в беде.

— Сегодня мы поговорим о северных коренных народах, узнаем, где они живут, чем занимаются.

— Какие национальности коренных народов вы знаете?

Дети: Ответы (если затрудняются педагог называет сам и одновременно показывает иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах- ненцев, коми).

Педагог: Сегодня мы побываем в гостях у ненцев.

Ребята, где живут ненцы? Как называется их жилище?

Дети: Ответы. (В тундре, чум)иллюстрация

Педагог: Ненцы живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а ненцам домом служит чум. Чум- это дом, он напоминает конусообразную палатку из жердей, покрытую полотнищами из оленьих шкур. Место установки определяет мужчина, а устанавливает чум женщина.

(показ макета чума, рассматривание строение чума, затем педагог показывает последовательность сборки чума).

Чуму не страшны ни ветры, ни метели, ни морозы. Чум быстро разбирается и собирается, т к ненцы не живут на одном месте, они кочуют с одного места на другое, потому что пасут оленей.

Занимается хозяйством в чуме женщина, ее называют чумработница, значит занимается работой по чуму.

Как вы думаете ребята, чем занимается хозяйка-мама в чуме.

Дети: Ответы (Готовит пищу, стирает, убирает.)

Педагог: Правильно. Хозяйка чума готовит еду, убирает в чуме, смотрит за детьми, обрабатывает оленьи шкуры, шьет из них одежду.

В тундре нет магазинов, поэтому игрушки для своих детей делают родители. Для мальчиков-лодочки, фигурки оленей, нарты, для девочек –куколок, которые изготавливают из утиных носиков, шью куколке такую же одежду, какую носят сами. (Показ ненецких игрушек)

У хозяина тоже много работы. Он ловит рыбу, занимается охотой. Но основное занятие мужчины- ненца — пасти оленей и называют его пастухом- оленеводом.

Педагог: У каждого на столах лежит четыре картинки. Внимательно посмотри и расположи картинки в правильной последовательности, что нужно сделать сначала и что потом, чтобы поставить чум.

Коррекционно развивающее упражнение «Собери чум»»( 4 картинки с изображением последовательности собирания чума)

Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, нагл. действенного мышления.

Педагог: Мы немного отдохнем, физминутку проведем.

Физминутка «Чум».

Что нам стоит чум построить (руки сцеплены над головой «крыша»)

В лесотундре из жердей. (руки в стороны)

Закрепить шкуры веревкой, (поворот вокруг себя)

Дом,мы строим со сноровкой (руки на поясе покачивания из стороны в

По привычке кочевой. сторону)

Чум готов!

Пора и печку (присед на согнутые ноги имитация «разжигаем»п ечь)

(прыжок вверх)

По -хозяйски растопить,

И на наше новоселье (поклон, руки поднимаем через стороны вверх)

Всех соседей пригласить!

Дети садятся за столы.

Педагог: На столах у вас картинки, а картинки непростые,а разрезные. Собери картинку и скажи, кто на ней изображен?

Коррекционно-развивающее упражнение «Собери целое из частей»

Педагог вносит картину «Северный олень» (читает стихотворение):

Быстро мелькают легкие тени,

Мчаться зимою в тундре олени.

Не остановятся ни на минутку,

Ноги их быстры, уши их чутки.

Педагог: Послушайте мой рассказ о жизни оленя рядом с человеком.

Самый главный помощник в тундре это олень. Олень кормит людей, мясо оленя основная пища ненцев. Олень одевает людей, из оленьей шкуры ненцы шьют себе одежду. Малица- одежда мужчин- ненцев. Паница – это женская верхняя одежда. Пимы-это обувь, которую шьют из шкуры оленя (показ слайдов). Шкура у оленя теплая и в такой одежде ненцам не страшны холода и морозы.

Олень прекрасное животное. У него крупное, овальное тело, большая голова, ветвистые рога, высокие сильные ноги, т. к оленю приходится много бегать. Кроме того, широкие копыта оленей не дают им проваливаться в снег или болото.

Их тело покрывает густая теплая шерсть, защищающая животное от холода.

Олени едят ягель- это главная пища оленей. Ягель-это белый мох, который растет в тундре. (Показ слайда) .Летом ягель просто найти, а зимой оленям приходится выкапывать копытами глубокие ямы в снегу, чтобы добраться до ягеля. Олени пасутся стадами, чтобы хватило пищи стаду, приходится оленеводам не стоять на месте, а все время двигаться. Вот почему оленеводы кочуют со своими стадами по тундре. Складывают чум и едут на другое место, Оленей запрягают, они тянут нарты, везут груз и семью оленевода. (показ макета саней). Без оленя в тундре не прожить, без оленя человек погибает. Поэтому жители тундры ценят и любят это умное животное.

Педагог вносит мнемотаблицы.

Педагог: Дети, сейчас по этим табличкам-схемам мы будем составлять рассказ про оленя.

Педагог: (разъясняет и рассказывает по таблицам рассказ)

По первой табличке нужно рассказать- кто это (Это-олень,

— по второй -где живет олень (Олень живет в тундре);

по третьей табличке рассказать о внешнем виде оленя (строение животного);

— по четвертой — чем питается олень (Олень питается ягелем, ягодами, грибами)

— по пятой как помогает олень человеку (Олень перевозит людей груз, из оленьей шкуры шьют одежду ит. д.)

Дети: Ответы (Рассказывают рассказ про оленя, при затруднении помощь педагога).

Педагог: Замечательные рассказы!

3. Итог занятия.

Педагог: А сейчас мы поиграем в занимательную игру «Слушай, вспоминай, на вопрос отвечай» .

-Дети, о каком коренном народе мы говорили на занятии?

-Где живет этот народ?

-Как называется жилище ненцев?

-Чем занимаются ненцы в тундре?

-Что такое паница (малица, пимы? Кто ее носит?

— Какое животное живет в тундре и помогает человеку?

-Чей рассказ об олене вам больше всего понравился и почему?

Дети: Ответы.

Педагог: Вот сколько нового и интересного мы узнали на занятии о жизни северного народа- ненцах и о жизни северного оленя. !

Ребята давайте послушаем детскую песню «Северный олень» Слова М. Шульгина, муз. А. Выучейской.

нарты;

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх