Научный комплекс

Гипермаркет знаний>>География>>География 9 класс>>Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география, Научный комплекс

Важнейшие межотраслевые комплексы

России и их география
Вместо отраслевых подходов в экономике и в география стали использовать межотраслевые. Это связано с тем, что все более усложняющиеся межотраслевые связи не вписывались в ведомственные рамки. Они связывают группы отраслей в блоки, выполняющие общую народнохозяйственную функцию (табл. 14, рис. 25).

Таблица 14

Межотраслевые комплексы России

Межотраслевые комплексы Хозяйственные функции
Научный Осуществление всех видов работ по получению, хранению и распространению научных знаний
Военно-промышленный Обеспечение вооруженных сил новейшей военной техникой, вооружением, боеприпасами; гражданского производства — высокими технологиями
Машиностроительный Обеспечение всех отраслей промышленности, сельского хозяйства и населения разнообразными машинами и механизмами
Топливно-энергетический Производство и распределение энергии в разнообразных видах и формах
Металлургический, химико-лесной Производство разнообразных конструкционных материалов и химических веществ
Агропромышленный Производство, переработка и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции
Инфраструктурный Оказание разнообразных услуг производству и населению

§ 13. Научный комплекс
Российская ученые и ее выдающиеся ученые внесли огромный вклад в развитие мировой цивилизации. В XX в. особенно велики их заслуги в освоении космоса, в разных направлениях физики, геологии, хирургии и т. д. Общее число занятых в научном комплексе России составляло в 1990 г. около 3,5 млн чел., из них непосредственно научными исследованиями занималось около 1 млн ученых- исследователей, или около 18% научных работников мира.

В связи с сокращением числа научных организаций и недостаточным финансированием науки численность работающих в ней значительно сократилась. Особенно резко уменьшилось число вспомогательного и обслуживающего персонала, не связанного непосредственно с научными разработками (табл. 15, 16). С этим связаны выезд ученых за границу («утечка умов») и их переход на другую работу.

Рассмотрим основные блоки, образующие научный комплекс России (рис. 24). Среди них выделяется своей мощью (около 60% научных кадров) группа отраслевых научных, конструкторских и проектных организаций и опытно-промышленных предприятий. С отраслевым сектором непосредственно был связан сектор заводской науки. Значительная доля этих организаций обслуживала оборонный комплекс. Это одна из причин того, что достижения науки слабо внедрялись в гражданскую экономику. Вторая группа — научно-исследовательские учреждения Российской академии наук, они в большей мере занимаются теоретическими вопросами науки и имеют небольшую экспериментальную базу. В них занято около 10% научных работников.

Таблица 15
Организации, выполнявшие исследования и разработки

Организации 1992 г. 2007 г.
Всего 4555 3957
В том числе:
научно-исследовательские организации
2077 2036
конструкторские бюро 865 497
проектные и проектно-изыскательские организации 495 49
опытные заводы 29 60
высшие учебные заведения 446 500
промышленные предприятия 340 265
прочие 303 550

Таблица 16
Персонал, занятый исследованиями и разработками (на конец года), тыс. чел.

Персонал 1992 г. 2007 г.
Всего 1533 801
В том числе: исследователи 804 393
техники 181 65
вспомогательный персонал 382 208
прочие 166 136

Наконец, третья группа — научные учреждения высших учебных заведений(кафедры, лаборатории, научно-исследовательские институты), библиотеки, музеи, архивы. Эти научные учреждения тоже имеют недостаточную экспериментальную базу.

Какова же география российской науки? Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях (рис. 26). Это объясняется множеством причин.

Во-первых, исторической — учреждения науки и образования в России первоначально создавались в столичных городах. Во-вторых, в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок — предприятия наукоемких отраслей промышленности и оборонного комплекса.

В-третьих, для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются. Поэтому они взаимопритягивают друг друга, способствуя территориальной концентрации науки. Крупнейший центр науки и образования России — Москва. Здесь ведутся исследования практически по всем важнейшим научным направлениям. На территории города расположено более 1200 организаций науки и научного обслуживания. Среди них Российская академия наук, несколько специализированных академий (медицинская, сельскохозяйственная, естественных наук, строительства и архитектуры, технологических наук, образования и т. д.), 80 академических институтов. В Москве осуществляется более 40% всех научных исследований России, в том числе более 30% проектных и прикладных работ. Здесь работают почти 30% докторов наук, 20% кандидатов наук страны, готовятся кадры научных работников для всей России и для ряда независимых государств Содружества (СНГ). Значительное число научных центров окружают Москву (это Дубна, Пущино, Черноголовка, Троицк, Обнинск, Жуковский, Зеленоград и др.).

Второй по значимости научный центр России — Санкт-Петербург — сосредоточивает 12% научных кадров России. Ученые исследуют проблемы энергетики, ядерной физики, медицины, геологии и горного дела, Арктики и Антарктики. Большое место занимает наука, связанная с оборонным комплексом. Здесь действует несколько сотен научных учреждений, в том числе академические и отраслевые институты.

Всего же в Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах Московской и Санкт-Петербургской агломераций концентрируется 2/3 научных кадров России. Таким образом, налицо огромные диспропорции в географии науки России. Правда, сейчас положение несколько меняется, поскольку научные, в том числе академические, центры созданы на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск, Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Владивосток, Хабаровск). Крупными научными центрами России стали Самара, Саратов, Казань, Нижний Новгород, Ростов-на- Дону.

География науки, особенно технической, может существенно измениться в связи с созданием так называемых технополисов. Основу технополиса представляет научный центр, выступающий в роли «инкубатора» новых идей (рис. 27). Эти идеи в дальнейшем подхватываются опытными предприятиями пояса внедрения, которые воплощают их в готовое изделие, разрабатывают технологию его производства. Далее эта технология передается на крупные промышленные предприятия.

Преимущество подобного соединения науки и производства в быстром внедрении в жизнь новых научных достижений.

В Российской Федерации технополисы уже создаются в Подмосковье (Зеленоград, Троицк, Жуковский). Кроме того, в оборонном комплексе России сформировалось много научных центров, имеющих не только научные институты, лаборатории, конструкторские бюро, но и опытные промышленные предприятия. Таких закрытых городов — десятки (с общим числом жителей около 700 тыс. человек).

Следовательно, технополисы — это центры, объединяющие учреждения науки (в том числе оборонной) с наукоемкими предприятиями промышленности.
Вопросы и задания
1. Какие секторы входят в состав научного комплекса?
2. Какова география научного комплекса России?
3. Какие изменения произошли в научном комплексе России за годы реформ?
4. Что такое технополис? Какое значение будут иметь технополисы при переходе России в постиндустриальное общество?
География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. — 17-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. — 285 с.: ил., карт.

Рефераты, домашняя работа по географии , учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы

Научный комплекс и его современное состояние

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиал г. Перми

Кафедра Экономики и менеджмента

Оценка _______________________

Подпись преподавателя _________________

«___» __________ 20__г.

Научный комплекс и его современное состояние

Курсовая работа

по Национальной экономики

Груздева Татьяна Евгеньевна

студента курса 5, группа НЭ- 43

Специальность: национальная экономика

Руководитель:

Доброва Н. М.

Пермь 2011

1). Введение……………………………………………………………………………………

2). Глава 1. Научный комплекс и его современное состояние……………………………

3). Глава 1.1. Сущность и классификация науки…………………………………………

4). Глава 1.2. Наука в системе государственных приоритетов…………………………

5). Глава 1.3. Современное состояние научного комплекса……………………………

6). Глава 1.4. Организационные формы управления научным комплексом………….

7). Глава 2. Финансирование научного комплекса………………………………………

8). Глава 2.1. Механизм финансирования расходов на науку. Оценка результатов научной деятельности………………………………………………………………………

9). Глава 2.2. Законодательная и нормативная база развития науки………………….

10). Глава 3. Современное состояние научного комплекса в России…………………..

11). Заключение……………………………………………………………………………

12). Список литературы…………………………………………………………………..

Введение

Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.

Российский научный комплекс является одним из крупнейших в мире. Он есть звено в единой цепи науки, как института, призванного служить на благо человечества и во имя его развития. В этой работе я попытаюсь наиболее точно отразить состояние нашей научной отрасли, показать ее основные проблемы и достижения, указать основные места концентрации наукоемких производств, в общем, и отдельно по конкретным отраслям. В нашей стране основные достижения в области наукоемкого производства были достигнуты на поприще военно-промышленного комплекса и в области космического ракетостроения.

Наши отечественные достижения в основном связаны с этими двумя направлениями производства техники и технологий. Сегодняшняя экономическая ситуация в стране поставила военно-промышленное производство в очень тяжелое экономическое положение. Конверсия предприятий ВПК приводит к структурным изменениям в экономике в целом, что вносит свои изменения на экономическую карту страны практически ежедневно. В связи с распадом бывшего СССР Россия потеряла доступ к одному из крупнейших космодромов мира – Байконуру. Теперь это территория Казахстана и Россия вынуждена арендовать этот крупнейший в мире космический порт. Все эти проблемы, несомненно, сказываются на общем состоянии российской науки. Остаточное финансирование со стороны государства негативно сказывается в первую очередь на благосостоянии деятелей науки.

Не исчезла проблема “утечки мозгов” за границу. Специфика научного рынка в реально сложившихся у нас условиях определяется многими факторами. Среди основных из них можно выделить следующие:

— слабую интеграцию с мировым рынком;

— недостаточную заинтересованность производственных организаций во внедрении научных новшеств и изменении сложившихся технологий;

— отсутствие механизма передачи результатов академической науки в отраслевую;

— практическое отсутствие государственной и иных видов поддержки предпринимателей в науке;

— низкие темпы обновления основных фондов;

— низкий уровень ресурсного обеспечения исследований и разработок;

— низкий, по мировым стандартам, уровень материального обеспечения ученых и специалистов, занятых в сфере науки.

Но, тем не менее, отечественный научный комплекс продолжает жить и даже развиваться! Есть крупные достижения в различных областях и отраслях науки. Это еще раз указывает на огромный умственный потенциал нашей страны. Россия была, есть и будет великой научной державой мира. Научный комплекс является двигателем отечественных отраслей промышленности. Внедряются и осваиваются научно-исследовательские разработки в различных областях промышленности. Дальнейшее развитие научно-исследовательской базы будет залогом того, что и в следующем тысячелетии Россия будет являться крупнейшей сверхдержавой на политической карте мира.

Глава 1. Научный комплекс и его современное состояние.

Глава 1.1 Сущность и классификация науки.

Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.

В сфере материального производства создаются материальные ценности на основе использования тех знаний, которые были получены ранее. В процессе научной деятельности, особенно на стадии доведения теоретических знаний до уровня практических рекомендаций, предполагается проведение экспериментальных разработок, создание образцов новой техники и технологий, которые принимают материально-вещественную форму. Эти экспериментальные разработки, прошедшие все стадии испытаний и экспертизы, передаются в сферу материального производства для их широкого тиражирования (промышленное освоение), они революционизируют, преобразуют производство, умножают его возможности в области наращивания объемов производства, обновления и расширения ассортимента и улучшения качества продукции, делая ее конкурентоспособной и реализуемой на мировом рынке, тем самым обеспечивая науку всеми необходимыми ей материальными и финансовыми ресурсами, без которых процесс ее развития был бы не только неэффективен, но и практически невозможен.

Все это дает основания для отнесения науки к производительным силам общества в качестве его важнейшей компоненты, революционизирующей весь процесс общественного производства. Научная продукция строго индивидуальна не только по процессу ее получения, но и по результатам. Создаваемый научный продукт должен обладать специфическими свойствами, которые обеспечивали бы в процессе целесообразного использования этого продукта экономический или социальный эффект в той сфере деятельности, для которой он предназначен. Труд ученых представляет собой творческую деятельность, характеризующуюся новизной мышления, оригинальностью решений и уникальностью. Важнейшим отличительным признаком научного труда является неопределенный, вероятностный характер получения положительного результата, т. е. наличие определенного риска.

Наука является одним из видов духовной деятельности, включающей и другие формы общественного сознания: литературу, искусство, мораль и т. п., для которых характерны свои способы отражения объективного мира посредством образов и художественных форм. Искусство и другие формы общественного сознания являются объектами научных исследований, в процессе развития науки из нее выделяются специализированные области знаний, изучающие искусство и другие формы общественного сознания, раскрывающие закономерности их развития. Следовательно, наука и другие отрасли интеллектуальной деятельности тесно взаимосвязаны, и в процессе их координации обеспечивается гармоничное развитие человеческой личности, способной успешно решать различные задачи во всех сферах человеческой деятельности.

Современная наука начала формироваться под влиянием потребностей развивающегося производства. В развитии современной науки все более ощутимую роль начинает играть эксперимент, который становится одним из ведущих методов научных исследований. В общественном сознании наука становится важнейшей ценностью, областью интеллектуальной деятельности, развитие которой определяет перспективы всего общественного развития, эволюцию общественного сознания.

Авангардная роль науки в развитии человеческого общества определила ее место в системе общественных приоритетов: в современных условиях все страны мира считают развитие науки важнейшей стратегической задачей общегосударственного значения.

В связи с этим стратегические задачи государственной политики в области науки должны быть нацелены на:

— укрепление и развитие научно-технического потенциала государства и, в первую очередь, в приоритетных ее направлениях;

— создание условий для возникновения и эффективного функционирования рыночной среды, тех рыночных регуляторов, которые определяли бы спрос и предложение на рынке научно-технической продукции;

— интеграцию отечественной науки в мировое сообщество, увеличение объема и улучшение обмена информацией и технологиями;

— согласованное развитие науки и образования, создание целостной системы подготовки высококвалифицированных научных кадров всех уровней и по всем направлениям научной деятельности;

— разработку и внедрение в сферу науки эффективно действующего мотивационного механизма, использовав для этих целей финансовые средства государственного, общественного и частного секторов экономики.

Реализация указанных задач в долгосрочной перспективе будет способствовать эффективному развитию научной деятельности в академическом, вузовском и отраслевом секторах науки.

В зависимости от предмета научного познания и методов исследования наука подразделяется на три группы или подсистемы: естественные, общественные и технические науки. Границы между этими подсистемами в определенной мере условны — некоторые отрасли научных знаний находятся на стыке этих наук: бионика, техническая эстетика, экономическая география и т. д.

По отношению к непосредственной человеческой деятельности наука подразделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная наука исследует общие законы развития природы, общества, человеческого мышления. Прикладная наука стремится к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества. Если фундаментальная наука занимается разработкой проблем, имеющих в основном познавательное значение, то прикладная наука занимается преимущественно решением практических проблем, таких, как внедрение наукоемких высоких технологий, конкурентоспособных на мировом уровне. Разумеется, грани между фундаментальной и прикладной науками в определенной мере условны: в процессе выполнения исследований в области фундаментальной науки могут быть получены результаты, имеющие исключительно важное прикладное значение; в свою очередь, прикладные исследования могут завершиться научными открытиями, имеющими фундаментальное теоретическое значение. Но такие случаи являются исключением из правила и не отрицают важности и необходимости разграничения фундаментальных и прикладных наук.

Фундаментальная наука развивается с определенным опережением по сравнению с прикладной наукой. Между фундаментальными и прикладными науками должно быть определенное соответствие, при котором достигалось бы опережающее развитие фундаментальных исследований и вместе с тем обеспечивалось прикладное использование их результатов.

По своей природе процесс развития науки бесконечен, в силу чего невозможно в обозримой перспективе конкретно определить все его формы и взаимосвязи.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх