Мост в риме

История создания

Римский император Элий Адриан был, как и все римские правители, не чужд любви к самому себе и, имея немалый административный ресурс, выражал её путём строительства помпезных сооружений. Одним из них был мавзолей Адриана, построенный по его приказу на берегу Тибра.

Ну а чтобы предоставить восхищенным подданным возможность поклоняться богоподобному Адриану был построен мост, ведущий от Марсово поля на одной стороне реки до мавзолея Адриана на другой стороне реки. Официальное окончание постройки датируется 134 годом нашей эры.

Подробная информация о Мавзолее Адриана (он же замок Святого Ангела) в этой статье: torome.ru/zamok-svyatogo-angela

Жителя Рима стали называли постройку мостом Элия. Эта постройка, проект которой тиражировался по всей Римской империи – массивное каменное сооружение, опирающееся на несколько арочных пролётов и облицованное белым мрамором.

Перед въездом на мост стояла столь же триумфальная арка. Но больше поражали характеристики моста Элия, как инженерного сооружения: пять арочных пролётов, длина 106 метров и ширина 20.

Но как бы не была интересна постройка, со временем она могла быть разрушена, что и случилось с большинством достопримечательностей Рима, но мост вел к стратегически важному мавзолею Адриана, который позже использовали и как базилику, и как Папскую резиденцию, и как крепость, и как тюрьму и как музей (в последние годы).

Именно поэтому мост Элио был столь нужен. Уже позже, вслед за мавзолеем наименования моста часто меняли, но, в конце концов, устоялась название «мост Святого Ангела». Но почему же именно Святого Ангела?

Мост Святого Ангела на картине Сильвестра Щедрина

Мрачные страницы моста Святого Ангела

Мост Святого Ангела – весьма своеобразное имя для сооружения, на перилах которого в Средние века вешали преступников в назидание жителям Рима. Однако всему есть объяснение. С V по XIV века постройка называлася мостом Святого Петра, поскольку вёл к одноимённой базилике (бывший мавзолей Адриана), крупнейшему в средневековой Европе христианскому храму. В середине XIV века Европа была на грани вымирания из-за эпидемии чумы. Народ тихо сходил с ума от безысходности и неизбежности смерти.

И тут Папе Григорию I привиделся на вершине мавзолея Адриана ангел, убирающий меч в ножны. Этот знак был трактован как Божественная милость, избавляющая людей от мора. Мавзолей тут же переименовали в Замок Святого Ангела, а в последующем его башню увенчали бронзовой фигурой архангела Михаила. Заодно стали точно так же звать и мост у его подножия.

Так что ангелы, стоящие на его парапете, – всего лишь позднейшее подтверждение статуса. Стоит сказать, что после этого чума действительно оставила город в покое.

Современный облик моста

На протяжении истории мост Святого Ангела не раз перестраивали, реконструировали и добавляли новые детали. Во времена ренессанса он подвергся нескольким последовательным модернизациям, придавшим ему весьма помпезный вид:

  • Во-первых, в 1450 году снесли римскую триумфальную арку, которая мешала проходу паломников, что однажды привело к давке и гибели людей. Вместо них поставили скульптуры апостолов Петра и Павла.
  • Во-вторых, в 1669 году, повелением Папы Климента IX, архитектор Бернини с учениками украсил мост десятью статуями ангелов. Фигуры получились действительно шедевральными. Но из-за того, что все они изображали «Страсти Христовы» – ангелы в развевающихся одеждах держат в руках то терновый венец, то копье, которым Спаситель был умерщвлён, а также гвозди, кнут и прочие инструменты казни и поношения – эту скульптурную группу остроумные жители Рима обозвали Breezy maniacs («маньяки на ветру»).

Сегодня мост Святого Ангела в Риме – это пешеходная зона. Ничто не помешает вам полюбоваться деталями каждого ангела или сделать селфи на их фоне. За прогулку по мосту денег не берут.

Скульптура ангела с крестом на мосту

Мост Святого Ангела или Элиев мост в Риме

Мост Святого Ангела/ponte Sant Angelo или Элиев мост, это один из самых древних пешеходных мостов Рима перекинутых через реку Тибр, возведен в 134-139 годах императором Адрианом. Изначально мост носил название мост Адриана, так как находился в непосредственной близости с мавзолеем Адриана. В настоящее время мавзолей носит официальное название замок Святого Ангела, в связи с чем и мост возле него именуют мостом Святого Ангела. Длина моста 135 метров, снаружи он облицован мрамором.

Изначально на мосту не было скульптур. Но в шестнадцатом веке образовался обычай вешать на мосту тела казненных преступников. Именно тогда на мосту появились статуи апостолов Петра и Павла. Позже к статуям двух уже установленных апостолов с подачи Бернини добавилось ещё десять статуй ангелов. Две из этих оригинальных статуй хранятся в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. По этой причине мост в народе именуют мостом Ангелов.

Именно этот мост считается самым красивым и главным мостом Рима, как магнитом притягивающим к себе сотни туристов. К тому же мост Святого Ангела является знаменитой и одной из самых посещаемых достопримечательностей Рима, излюбленным местом свадебных фотосессий.

Мост Святого ангела напрямую ведет к центральному входу в замок Сант-Анджело. О замке Сант-Анджело мы рассказывали в предыдущей статье, прочитать .

На мосту очень любят фотографироваться туристы. Именно он изображен на многих открытках и плакатах Рима.

У моста со стороны замка Святого Ангела можно видеть людей в костюмах, охрану замка и моста, и просто ряженых развлекателей честного народа надеющихся на щедрые подаяния. Наряды этих людей красивые и привлекающие к себе внимание, просто пройти мимо, не обратив на них внимания практически невозможно.

Мост Виктора Эммануила II в Риме

Мост Виктора Эммануила или как его ещё называют Эммануэля и Эммануэле второго/ponte Vittorio Emanuele II находится совсем близко от моста Ангелов, всего в нескольких шагах от него, чуть ниже по течению. Так что за раз вполне можно осмотреть сразу два самых знаменитых и красивых моста Рима.

Мост Виктора конечно тоже знаменит, но не так как мост Святого Ангела, но это не делает его менее красивым, возможно даже наоборот, смотря с какой стороны посмотреть. Это тоже пешеходный мост через реку Тибр украшенный скульптурами с обеих сторон. По краям моста установлены бронзовые статуи, изображающие Крылатую Победу с военным арсеналом, сломанными цепями и венком из цветов. На батареях центральной арки расположена мраморная скульптурная группа из аллегорических фигур, символизирующих свободу и единство. Помимо этого мост богато украшен рельефными деталями и антропоморфными изображениями.

Мост Витторио Эммануэля II назван в честь первого короля Италии. В настоящее время представляет собой памятник истории и шедевр архитектурного творчества. Он соединяет исторический центр города с Ватиканом. Мост разработан архитектором Эннио Де Росси и открыт в 1911 году в честь празднования 50-летия объединения страны.

Мост Эммануэле второго представляет собой очень массивную трехарочную конструкцию с четырьмя колоннами. Его длина составляет 108 метров, а ширина — 20 метров.

На мосту Виктора Эммануила 2 меньше народа, поэтому так комфортно гулять по нему. На мосту и возле него тоже проводят свадебные и торжественные фотосессии. Да и туристы не прочь сделать пару кадров на память))

С обоих мостов открывается прекрасный вид на реку Тибр по которой ходят прогулочные водные трамвайчики и катаются на каноэ. Вода в река конечно мутная и довольно грязная.

Река Тибр/Tiberis это третья по протяженности среди рек Италии. Сначала река носила название Альбула/ Albula, но по преданию, легендарный царь Тиберин Сильвий, девятый в списке царей Альба-Лонги, утонул в реке Альбула после чего река сразу же была переименована в его честь и с тех пор носит название Тибр.

Последние изменения: Сентябрь 30, 2018

Великолепие Вечного Города царит в самой его атмосфере. Попадая в объятия этого древнего мегаполиса начинает кружиться голова от той красоты, которую он сумел пронести через столетия и сохранить многие детали в своем первозданном виде. Одним из таких необычных мест является мост Святого Ангела в Риме.

Прохаживаясь по вымощенной булыжником мостовой, наблюдая за бурным течением Тибра и любуясь статуями ангелов на фоне древнего замка, тонущего в лучах заходящего солнца, хочется хоть на минуту вернуться на несколько столетий назад. Посмотреть одним глазком на мужественных римских воинов в блестящих доспехах, заглянуть в лавки местных торговцев и отведать настоящего крестьянского вина.

То очарование, которое дарит нам Рим, невозможно получить ни в одном другом городе. Здесь каждый камушек пропитан духом одной из величайших империй в истории человечества.

Это интересно!

Пешеходный мост Святого Ангела изначально был построен из пеперина, серого вулканического туфа, и впоследствии перестроен из травертина, более распространенного строительного материала не только в Древнем Риме, но и далеко за его приделами.


Мост Ангелов: История

Первый пешеходный мост через Тибр в этом месте был построен в 30-х годах II века при императоре Адриане и вел к построенному им же фамильному мавзолею. В древние времена по мосту часто проходили колонны пилигримов, направлявшихся непосредственно к базилике Святого Петра. Один из таких походов, в 1450 году закончился трагедией. Тогда мост не выдержал огромного наплыва паломников и рухнул, унеся за собой множество человеческих жизней. Виной тому, по свидетельству сохранившихся исторических документов, стала древняя триумфальная арка, установленная у выхода с моста и замедлявшая движение по нему. После реконструкции моста арку демонтировали.

Мост Ангелов в Риме знаменит своими прекрасными статуями, установленными на мраморных пьедесталах по обеим его сторонам. Первые скульптуры появились здесь еще в середине XVIвека. Тогда по настоянию Папы Римского Климента VII при входе на мост появились две монументальные фигуры святых апостолов — Петра и Павла. Немногим позже были установлены и другие статуи, представлявшие собой четырех евангелистов, а также персонажей из Ветхого Завета: Адама, Ноя, Авраама и Моисея.

Веком позже, когда трон Святого Престола занимал Папа Климент IX, один из главных мостов города подвергся очередной реконструкции, в результате которой на месте старых, появились новые скульптуры, продуманные Бернини и реализованные под его чутким руководством. Однако не все статуи были заменены: фигуры Петра и Павла остались в своем неизменном виде. Даже сегодня их можно увидеть именно на том месте, где они находились и несколько столетий назад.

Благодаря проекту Лоренецо Бернини, древний мост Рима приобрел особое изящество. Скульптуры ангелов, выполненные в стиле итальянского возрождения, словно небесные воины стоят на страже, оберегая город от недуга и вражеского вторжения.

Всего на мосту установлено десять фигур ангелов держащих в руках атрибуты Иисуса Христа.

  • Ангел с колонной, изготовленный скульптором Антонио Раджио.
  • Ангел с бичами, работы Лаццаро Морэлли.
  • Ангел с терновым венцом. Статуя изначально была изготовлена Лоренцо Бернини и его сыном Паоло, однако она так и не была установлена на мосту. Ее заменила копия, выполненная Паоло Нальдини, оригинал же поместили в церковь Сан Андрэа делле Фратэ в середине XVIII века.
  • Ангел, держащий плат Вероники изваял знаменитый Козимо Фанчелли.
  • Ангел, несущий одежды и игральные кости, работы Нальдини.
  • Ангел с гвоздями, которыми распяли Христа. Скульптура Джироламо Лученти.
  • Ангел с крестом, исполненный Эрколэ Фэррата.
  • Ангел со свитком. Эта скульптура также была изготовлена Бернини и его сыном Паоло и как «Ангел с терновым венцом» не была установлена на мосту. Ее также переместили в церковь Сан Андрэа делле Фратэ в XVIII веке. Однако копия, которую можно сегодня увидеть на пьедестале была выполена теми же Лоренцо и Паоло Бернини.
  • Ангел с губкой, работы Антонио Джорджетти.
  • Ангел с копьем, выполненный Доменико Гуиди.

Мост святого ангела в Риме: наследие Вечного городаСредняя оценка 5 Проголосовало 3

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Мосты Рима, рим

Замок Святого Ангела

Мавзолей

Замок Святого Ангела/Мавзолей Адриана

Castel Sant’Angelo

41°54′11″ с. ш. 12°27′59″ в. д.HGЯOL

Страна

Италия Италия

Город

Рим, Lungotevere Castello, 50, 00193

Строитель

Адриан

Дата основания

1906 и 137

Строительство

135—139 годы

Статус

Список топографических объектов и памятников Древнего Рима

Высота

48 м

Сайт

Замок Святого Ангела на Викискладе

Замок Святого Ангела (итал. Castel Sant’Angelo, лат. Castellum Sancti Angeli) — римский архитектурный памятник, также известный как Мавзолей Адриана (лат. Mausoleum Hadriani), иногда называемый Печальный Замок, представляющий собой высокое цилиндрическое здание в парке Адриано на берегу Тибра. Донжон-усыпальница, квадратный двор с окружающей его стеной и мост через реку, украшенный скульптурами, образуют городской ансамбль. Когда-то считался самым высоким зданием в Риме.

Первоначально строился по заказу римского императора Адриана как мавзолей, а также в качестве гробницы для других императоров, последним из которых захоронен Каракалла, позднее использовался римскими папами как крепость от варварских набегов. Замок внушал римлянам всю безграничную мощь Святого Престола и являлся неотъемлемым атрибутом папской власти. После того, как в 410 году крепость захватили вестготы, Сант-Анджело был полностью разорён. Варвары рассеяли прах императора по ветру, а всё, что могли унести, унесли. То немногое, что осталось, впоследствии прибрал к рукам Ватикан.

В XIV веке крепость стала замком, снаружи и внутри были проведены масштабные реконструкции. Замок прекрасно отражал всю суть папизма эпохи Ренессанса — роскошные папские апартаменты соседствовали с тюрьмой, в которой шесть лет провёл в заточении Джордано Бруно, знаменитый итальянский учёный и философ.

В настоящее время Сант-Анджeло является архитектурным памятником — Военно-историческим музеем, одним из самых посещаемых в Италии.

История

Попытка реконструкции мавзолея Адриана в Музее римской цивилизации

Император Адриан начал строить его в 135 г. как мавзолей для себя и членов своей семьи. Завершил строительство в 139 г., после смерти Адриана, его преемник Антонин Пий. Мавзолей был подобен этрусскому тумулусу: на квадратном основании (длина стороны — 84 м) был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, а на его вершине скульптурная группа — император в виде Гелиоса, управляющего квадригой. В мавзолее были установлены погребальные урны императоров, начиная с Адриана и заканчивая Септимием Севером. В те времена замок выглядел совсем по-другому. Согласно хроникам, всё строение было облицовано белым мрамором, и имело отличную от сегодняшней форму. С наступлением тяжёлых времён мавзолей укрепляли, в конечном итоге превратив его в неприступную крепость с крепостными стенами. Затем это гигантское сооружение было включено в построенные при Аврелиане стены, окружающие город, и стало использоваться в военных и стратегических целях.

Согласно преданию, в 590 г., во время эпидемии моровой чумы, папа Григорий Великий увидел на вершине крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны, что означало конец бедствия, — отсюда и произошло название — замок Святого Ангела. В средние века замок был соединён с Ватиканом пассетто, укрепленным коридором. Римские папы превратили его в настоящую крепость: Климент VII в 1527 г. укрылся в замке, когда войска императора Карла V вторглись в Рим. В осаждённом замке находился в это время и принимал самое деятельное участие в отражении атак Бенвенуто Челлини, скульптор, ювелир, автор известных мемуаров. Несколькими годами позже он был заключён в замке как узник и сумел совершить невозможное — бежал из тюрьмы. За всю историю замка это единственный человек, которому это удалось.

Большой вклад в реставрацию замка, равно как и всей жилой части Ватикана, внёс папа Александр VI Борджиа. Именно при нём были созданы многие настенные и потолочные рисунки, а также обустроен дворик имени папы. В этом дворике проходили театральные представления специально для папы Борджиа и его семьи, а также часто проходили пытки и казни, при которых папа обычно присутствовал лично.

В общем плане, с эпохи Ренессанса и до наших дней облик замка и его планировка существенно не изменились. В XVIII—XIX веках на фасадной стороне строения, прямо над балконом с мраморными колоннами, располагались часы, которые затем были убраны. Также на тыльной стороне замка до XVII века не было балкона с похожими на фасадные колоннами. С появлением широких автомобильных дорог планировка крепостных стен замка претерпела определённые изменения.

Строение

План Замка и ближайшей части городаМодель Мост и замок Святого Ангела на картине А. П. Брюллова, 1823—1826. Мост и замок Святого Ангела на картине С. Ф. Щедрина, 1823—1825.

Естественно, что сооружение, существующее почти две тысячи лет, неоднократно перестраивалось и его помещения относятся к разным эпохам.

Спиралеобразная галерея, датируемая временем Адриана, вела к залу, где находились погребальные урны.

Дворик Ангела получил такое название, поскольку в нём поместили мраморную статую XVI в., которая до XVIII столетия находилась на вершине замка. От дворика отходит анфилада средневековых залов, перестроенных в XVII в.

В зале Правосудия (Sala della Giustizia) в XVI в. проходили заседания суда. В замке есть папские апартаменты, дворик Александра VI, зал Климента VII, залы Климента VIII, лоджия Павла III и лоджия Павла IV; к последней примыкают помещения, в которых располагалась тюрьма. Здесь есть библиотека, а также зал Сокровищ и Секретный архив. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.

Папская резиденция

Ещё со времён папы Григория Великого (VI—VII век н. э.) замок Святого Ангела пребывал в статусе твердыни, неприступной крепости прямо в Ватикане. В такой крепости можно было в любой момент укрыться в случае нападения вражеских армий, что в Средневековье было явлением довольно частым. В конце XV века собор Святого Петра — сердце Ватикана — ещё строился, однако там уже проходили мессы. Рядом со строящимся храмом уже существовала Сикстинская капелла. Эти сооружения и замок Святого Ангела соединял длинный укреплённый коридор — пассетто, по которому понтифик в любое время мог безопасно попасть в замок.

Именно по этой причине ряд римских пап выбрал Сант-Анджело в качестве своей официальной резиденции. Латеранский дворец оказался в запустении, а строительство Апостольского должно было начаться только через 100 лет.

Самым известным хозяином замка Святого Ангела является, безусловно, 214-й папа римский Александр VI Борджиа. Он был инициатором многих восстановительных работ в замке. Уже к концу 1490-х годов Сант-Анджело приобрёл близкий к сегодняшнему вид.

Однако, не все преемники папы Борджиа пожелали жить в апартаментах, где происходило кровосмешение, отравления и т. п. Уже Юлий II, пришедший к власти в 1503 году, отказался использовать замок в качестве резиденции. Вновь вернулись к Латеранскому дворцу, а вскоре началось строительство Апостольского, или Ватиканского дворца, который вот уже более четырёх столетий служит официальной резиденцией для Его Святейшества.

Замок Святого Ангела остаётся молчаливым свидетелем многовековой истории, а также напоминанием о том, как могуч был Святой Престол несколько столетий назад.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх