Монастырь новый афон

Монастыри Святой Горы Афон

Великая Лавра

Афонская монашеская «республика» юрисдикционно принадлежит Вселенскому Патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ, в данный момент Родопольский Хризостом (ему можно писать по адресу: Megisti Laura, 63086, Karyai, Mount Athos).

Поскольку Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства. Верховным органом самоуправления Святой Горы является Священный Кинот, состоящий из представителей всех 20-ти монастырей Афона, которые каждый год избираются своими монастырями.

Монастырь Ватопед

Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия, состав которой меняется каждый год – первого июня. Все монастыри делятся на пять групп – в каждой группе по четыре монастыря.

В первую группу входят: Великая Лавра, Дохиар, Ксенофнт, Эсфигмен.
Во вторую: Ватопед, Кутлумуш, Каракалл, Ставроникита.
В третью: Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра.
В четвертую: Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат.
В пятую: Дионисиат, Зограф, святого Пантелеимона, Констамонит.
Каждый год одна из групп составляет Священную Эпистасию. Представитель первого монастыря каждой группы является председателем Эпистасии.

Список монастырей Святой Горы:
1. Великая Лавра. Осн. в 963 г., престольный праздник 5/18 июля, в день преп. Афанасия Афонского. Игумен: архим. Филипп. Тел. (30-377) 22586, 23760. Факс (30-377) 23761-2.
2. Ватопед. Осн. в 972 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения. Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23219. Факс (30-377) 23781.
3. Иверский. Осн. в 972 г., престольный праздник 15/28 августа, в день Успения. Игумен: архим. Василий. Тел. (30-377) 23643. Факс (30-377) 23248.
4. Хиландар (сербский). Осн. в 1197 г., престольный праздник 21 ноября/4 декабря, в день Введения во Храм. Игумен: архим. Моисей. Тел. (30-377) 23797, 23760. Факс (30-377) 23108.
5. Дионисиат (св. Дионисия). Осн. в 1375 г., престольный праздник 24 июня/7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи. Игумен: архим. Петр. Тел. (30-377) 23687. Факс (30-377) 23686.
6. Кутлумуш. Осн. в конце тринадцатого века, престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня. Игумен: архим. Христодул. Тел. (30-377) 23226. Факс (30-377) 23731.
7. Пантократор (Вседержитель). Осн. в 1363 г., престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня. Игумен: архим. Виссарион. Тел. (30-377) 23253. Факс (30-377) 23685.
8. Ксиропотам. Осн. в десятом веке, престольный праздник 9/22 марта, в день Сорока мучеников Севастийских, и 14/27 сентября, в день Воздвижения Креста. Игумен: архим. Иосиф. Тел. (30-377) 23251. Факс (30-377) 23733.
9. Зограф (болгарский). Осн. в десятом веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в день св. Георгия Победоносца. Игумен: архим. Амвросий. Тел. (30-377) 23247.

Монастырь Дохиар

10. Дохиар. Осн. в десятом веке, престольный праздник 8/21 ноября, в день Архистратига Михаила, и 1/14 октября, в честь иконы Б.М. Скоропослушницы. Игумен: архим. Григорий. Тел. (30-377) 23245.

11. Каракалл. Осн. в конце десятого века, престольный праздник 29 июня/ 12 июля, в день апп. Петра и Павла. Игумен: архим. Филофей. Тел. (30-377) 23225. Факс (30-377) 23746.
12. Филофей. Осн. в 990 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения, и 24 августа/6 сентября в день преп. Козьмы Этолийского. Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23256. Факс (30-377) 23674.
13. Симонопетра. Осн. в 1257 г., престольный праздник 25 декабря/7 января, в день Рождества Христова, и 22 июля/4 августа, в день св. Марии Магдалины. Игумен: архим. Эмилиан. Тел. (30-377) 23254. Факс (30-377) 23722.
14. Св. Павла. Осн. в десятом веке, престольный праздник 2/15 февраля, в день Сретенья, и 28 июля/10 августа, в день св. Павла Ксиропотамского. Игумен: архим. Парфений. Тел. (30-377) 23250, 23609. Факс (30-377) 23355.
15. Ставроникита. Осн. в 1541 г., престольный праздник 6/19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца. Игумен: архим. Тихон. Тел. и факс (30-377) 23255.
16. Ксенофонт (преп. Ксенофонта). Осн. в одиннадцатом веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в св. Георгия Победоносца. Игумен: архим. Алексий. Тел. (30-377) 23249. Факс (30-377) 23631.
17. Григориат (преп. Григория). Осн. в 1345 г., престольный праздник 6/19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца. Игумен: архим. Георгий. Тел. (30-377) 23218, 23669, 23670. Факс (30-377) 23671.
18. Эсфигмен. Осн. в одиннадцатом веке, престольный праздник в день Вознесения Господня. Тел. (30-377) 23796. Эсфигменский монастырь не поминает Вселенского патриарха, а также не имеет канонического общения с другими монастырями Святой Горы. Канонически он связан с греческими раскольниками – так называемыми «старостильниками».
19. Св. Пантелеимона (русский). Осн. в начале десятого века, престольный праздник 27 июля/9 августа, в день св. Пантелеимона. Игумен: архим. Иеремия. Тел. (30-377) 23252.
20. Констамонит. Осн. в одиннадцатом веке, престольный праздник 27 декабря/9 января, в день св. вмч. Стефана. Игумен: архим. Агафон. Тел. (30-377) 23228.

Все монастыри Святой Горы к настоящему времени являются общежительными. Всего на Афоне проживает ок. 1500 монахов, включая келлиотов и скитских насельников.

Все клирики, желающие посетить Святую Гору, должны получить благословение Вселенского Патриарха. Это делается с целью недопущения на Афон неканонически рукоположенных клириков. Остальные паломники, желающие посетить Святую Гору, должны предварительно получить разрешение в Бюро паломников в Салониках. Это несложная процедура, занимающая немного времени. Бюро находится по адресу: Салоники, бульвар Караманли. Добираться на автобусах 173, 546, 38. Тел. (30-31) 833733, 861611. Поскольку правила выдачи разрешений время от времени меняются, мы рекомендуем желающим предварительно позвонить в Бюро и узнать, что необходимо иметь для получения разрешения. Также перед поездкой на Святую Гору необходимо созвониться с каким-либо из монастырей и договориться, чтобы этот монастырь Вас принял. Это особенно важно в периоды Пасхи и Рождества, когда существует большой наплыв паломников. Договариваться с монастырями необходимо потому, что у них не всегда существует достаточно мест для приема посетителей. Телефоны монастырей приведены выше.

Порт города Кария

В Салониках автобус до Урануполя, из которого отправляется корабль к монастырям, отходит в 6 часов утра от автостанции «КТЕЛ Халкидикис». Автобус приходит в Урануполь незадолго до отхода корабля. За это время все паломники со своими разрешениями должны прийти в Бюро паломничеств, которое находится недалеко от остановки автобуса, по правую сторону вдоль берега моря. Здесь они на основании разрешений и наличия свободных мест в монастырях (монастыри каждый день подают список с фамилиями людей, забронировавших в них места, поэтому предварительный звонок в монастырь крайне рекомендуется) покупают «диамонитирион». Он стоит порядка 20 долларов США. «Диамонитирион» дает право на пребывание на Афоне в течение 4-х дней. Продлить его можно в Протате в Кариях. В монастырях часто (хотя и не всегда) просят предъявить этот

Протат

С «диамонитирионом» необходимо идти на корабль, который перевозит паломников к монастырям Дохиар, Ксенофонт, Св. Пантелеимона, к пристани Зографского монастыря, от которой путь к Зографу и Костамониту. Корабль доходит до Дафни – главного Афонского порта. Здесь его ждут автобусы, которые перевозят желающих до Карий, откуда они могут добраться до своих монастырей. В Кариях паломников ожидают машины из некоторых монастырей. Плата за перевозку может быть достаточно высокой – в зависимости от количества пассажиров. Желающих путешествовать по морю далее, особенно к монастырям Симонопетра, Григориат, Дионисиат, св. Павла, скиту св. Анны и т.д. к приходу корабля из Урануполя ждет меньший корабль, котороый, в случае хорошей погоды, идет к Кавсокаливскому скиту, а в случае больших волн, только до Святой Анны.

Кроме монастырей и скитов, на Афоне функционирует богословское училище – так называемая «Афониада», основанная в 1749 году. С 1953-го года она расположена в Кариях.

Афонские монастыри имеют несколько подворий за пределами Святой Горы. Самое известное из них – женский монастырь Ормилия, являющийся подворьем обители Симонопетра. Здесь подвизается свыше ста монахинь. Игуменья монастыря монахиня Никодима. Адрес: 63071, Ormylia Chalkidikis. Тел. (30-371) 41278.

С высоты птичьего полета монастырский комплекс в подножье Афонской горы Абхазии кажется сказочным замком, прекрасным и небесным.

Симоно-Кананитский мужской монастырь в Новом Афоне — христианская святыня, возведенная в XIX столетии на месте античного торгового пункта Трахея, ныне хранительница и место паломничества христиан. Священная Митрополия Абхазии считает абхазскую жемчужину христианства своей кафедрой.

Исторические сведения о древнем Афоне

Новоафонская Симоно-Кананитская мужская обитель официально была основана в 1875 году насельниками из Пантелеймоновского монастыря, находящегося в греческом старом Афоне.

Античные поселения на Новом Афоне Абхазии известны с III века, как торговые центры, в которые заходили суда с товаром. На основе развития торгово-экономических связей поселение развивалось и богатело.

Новоафонский мужской монастырь, Абхазия

  • В IV веке здесь была построена крепость на горе Иверии для городской защиты, внутри которой возводится храм апостола Симона Кананита, святого, жившего в первом веке и погибшего от рук римских воинов. По преданию именно благодаря защите Иверской иконы Богородицы эта местность была освобождена от нашествия арабов.
  • Анакопия в восьмом веке являет собой столицу края и резиденцию дворян Грузии и Осетии.
  • В XIV веке генуэзцы начинают осваивать этот регион, появляется Римская дозорная башня, и весь внутренний комплекс крепости модернизируется, ибо среди местного населения укоренилось христианство.
  • В ХІХ столетии царским правительством были выделены средства для постройки мужского монастыря на месте античных построек и пещеры Симона Кананита.

Афонские старцы неслучайно выбрали это место. В крепости Анакопии до строительства мужского монастырского комплекса на Новом Афоне уже велись богослужения в двух соборах, ибо более половины населения были христианами. В горных гротах и пещерах жили отшельники. Апостола Симона Кананита в Абхазии называют пасынком Божьей Матери.

Начало строительство предполагало совершить грандиозные подготовительные работы. По проекту будущая абхазская святыня должна была стоять на некой вершине, поэтому монахам следовало титанически трудиться, чтобы снять землю, камни и выровнять площадь. При этом следует учесть, что у них не было ни дорог, ни транспорта.

Неовизантийский стиль будущего монастырского комплекса сам по себе предусматривал большой размах, ибо на церемонии освящения будущего строительства присутствовал царь Александр Третий с царицей, которым было дано право положения первого камня в основание храма св. Пантелеймона.

Церковь святого Пантелеймона в Новоафонском монастыре

Куранты с музыкой, преподнесенные царской семьей в дар храму в 1888 году, сохранились до настоящего времени в рабочем состоянии.

Святыней новопостроенного собора стал крест, хранящий частицы Креста Господнего.

От морского порта до Новоафонского монастыря вела царская аллея, по которой можно пройти и сейчас при посещении новоафонского комплекса.

В начале XX столетия мастерами из Палеха была выполнена богатейшая роспись храма св. Пантелеймона, который ныне представляет последний памятник русской школы иконописи.

Интересно! До революции Новоафонский мужской монастырь являлся центром христианства в Грузии.

К храмам были выстроены пристройки, трапезная, часовня, высокая колокольня, заводы, территорию монастыря украшают сады и парки.

В 1924 году паломнический центр, до этого часто посещаемый царской семьей, был закрыт на 70 лет.

В конце XX века территория Нового Афона привлекала туристов за счет открытия здесь карстовых пещер и источников минеральных вод. Властями того времени оборудуются искусственные входы, строится подземная железная дорога для приема туристов.

Только в феврале 2011 года христианская святыня была возвращена церкви правительством Абхазии, ее наместником был назначен Давид Сарсания.

Святыни

Посетители монастыря Симона Кананита спешат с молитвой к иконе святого Пантелеймона, на которой представлены сцены из жизни целителя.

Важно! Уникальность этого образа в том, что он был написан в подарок царской семье в день коронации царя Николая Второго и его жены императрицы Александры.

Внимательно присмотревшись, можно увидеть следы распила, при помощи которого воры хотели разделить святыню на части и вывезти за границу. После закрытия мужского монастыря святой образ Пантелеймона путешествовал из Грузии в Украину, оттуда в Россию и вернулся в обитель только в 2009 году.

Уникальная икона Богородицы «Избавительница» представлена ликом Божьей Матери с Младенцем, по обе стороны от Нее стоит апостол Симон Кананит с одной стороны, а с другой — целитель Пантелеймон.

Икона Божией Матери «Избавительница»

Написанная в стенах Ново-Афонского монастыря, икона после 1924 года хранилась у майкопского протодиакона Сапсая, в родную обитель была возвращена в 2000 году. Поклониться святому лику «Избавительница» можно в церкви апостола Андрея Первозванного.

Уникальный святой образ Богородицы на иконе «Анакопийская». Иконописец разделил его на 2 части. В верхней мы видим Божью Матерь с Младенцем в окружении Ангелов, внизу изображен монастырский комплекс и дано описание событий VIII века.

Покоривший Грузию, арабский завоеватель Мурван «Кру», что переводится, как глухой к состраданию, взял в осаду Новый Афон. В анакопийской крепости перед иконой Богородицы в тот момент молились все, от царя до монаха, и Господь послал на арабов кровавую холеру, от которой умерло 35 тысяч захватчиков. Остальные 3000 погибли от меча абхазцев.

Оригинал святого лика утерян, но существуют списки, один из них можно увидеть в главном храме абхазской святыни, в соборе святого Пантелеймона.

Икона Богородицы «Пицундская» отличается от оригинала изображением нижних фигур. В центральной части иконы мы видим Божью Матерь во весь рост Младенцем на левой руке. Сверху изображены архангелы Михаил и Гавриил. В нижней части ранее изображались преподобный Иоанн Креститель и Иоанн Златоуст, на образе, хранящемся в Андреевском храме св. Андрея, в нижней части нарисован Симон Кананит и Андрей Первозванный.

Чудотворные иконы приходят на помощь по молитвам:

  • о даровании исцеления;
  • избавления от душевных мук;
  • о помощи во время несчастий и природных катаклизмах;
  • освобождения от зависимостей, наркотических, алкогольной и других;
  • укрепления христианской веры.

Интересно! Частицы Древа Креста Животворящего и ковчежец с мощами Симона Кананита являются святыней кананитского монастыря в Новом Афоне.

Как добраться

Новый Афон находится в 20 минутах езды из Сухуми, расстояние между ними 21 километр.

Монастырский комплекс виден из любого места города. Доехать в историческую часть Афона можно от центральной площади.

Пещера апостола Симона Кананита

По желанию посетителей попасть в Ново-Афонский монастырь можно через посещение новоафонской пещеры или же отправиться к водопаду, и оттуда перейти к святыне.

Внимание! Посетить монастырь можно ежедневно, кроме понедельника и вторника.

Он открывается для туристов в 12.00, до 18.00 посетители могут наслаждаться святыми местами и красотой гор, и крутым спуском к морю.

Богослужения начинаются в 7 часов утра.

По желанию и предварительной договоренности православные могут в стенах святой обители принять крещение, пойти на исповедь и повенчаться.

Существует предание, что прошедший от начала до конца по дороге, выложенной булыжником, известной, как «Тропа грешников», очищается от всех своих грехов.

Сочинские туристические агентства организуют в Новый Афон паломнические туры.

Новоафонский монастырь в Абхазии

Новый Афон. Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита. Собор Пантелеимона Целителя.

Обитель в Абхазии была основана выходцами из русского Пантелеймонова монастыря на Афоне в 1875 году. В 1888 году архитектору Н.Н. Никонову, который ранее участвовал в проектировании и строительстве подворий монастыря в Петербурге, был заказан проект не только главного храма св. Пантелеймона, но и всего монастырского ансамбля, включающего кельи монахов, другие храмы, колокольню и хозяйственные помещения. Работе над проектом монастыря и его осуществлением зодчий посвятил более пятнадцати лет.

По своим архитектурным достоинствам монастырский ансамбль выделялся среди других возводимых обителей и был одним из самых грандиозных произведений византийского стиля. Основным сооружением, по замыслу автора проекта, стал храм св. великомученика Пантелеймона. Главным нововведением архитектора, редко встречающимся в сооружениях византийского стиля, было расположение четырех боковых глав: они были установлены не по диагонали, как было принято в русской архитектуре, а по осям пространственного креста. Этот прием еще больше сближал архитектурный облик храма с традициями греческого зодчества. Архитектор предусмотрел в проекте много новшеств для удобства монастырской братии. Пространство интерьера значительно увеличилось за счет создания хоров. Расширен был объем центральной апсиды, предусмотрены боковые входы в жертвенник и дьяконник. Храм окружают двухэтажные корпуса с куполами домовых храмов и высокой колокольней над входом в монастырь. Были заложены еще три храма – в честь Вознесения Господня, в память св. апостола Андрея Первозванного и во имя Всех Святых Афонских. Особенно удачно был найден силуэт архитектурного комплекса, великолепно воспринимавшийся как с большого расстояния, по мере приближения к берегу, так и при подходе к монастырю, на фоне горного пейзажа. Будучи заложен в 1888 году в присутствии императора Александра III, Пантелеймоновский храм возводился довольно долго и был освящен лишь 29 сентября 1900 г. Роспись интерьера осуществлялась позднее: в 1911–1914 годах по проету Н.Н. Никонова и живописцев А.В. Серебрякова и М.В. Молова.

По книге Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина ХIХ – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект-2003», «Лики России». 2005.

Грандиозный Пантелеимонов собор, который в длину имеет 53,3 метра, а в ширину – 33,7, венчают пять сияющих куполов. Его архитектуру относят к так называемому ново-византийскому стилю, который был широко популярен в русском церковном зодчестве на рубеже XIX и XX веков. До начала периода лихолетья внутренние стены собора украшала богатая роспись палехских мастеров и известных московских художников Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Интересно, что фрески были выполнены в голубых, коричневых и золотистых тонах, что не очень характерно для того времени. Также специалисты отмечают, что при фрески собора были сознательно допущены отходы от канонов иконописи, что особенно заметно в изображении Марии Магдалины, которое, по легенде, выполнил известный русский художник М.В. Нестеров, а также в сцене Страшного суда неизвестного мастера. Таким образом, настенные росписи Пантелеимонова монастыря являются практически последним памятником русской церковной иконописной школы, аналогов которому нет нигде в мире.

История основания Новоафонского монастыря

В 1874 г. монахи Пантелеимоновского монастыря, что находится на греческом Афоне, получили от царского правительства территорию современного Нового Афона и внушительную сумму денежных средств для строительства нового монастырского комплекса. Работы было немало: предстояло частично снести гору, чтобы подготовить площадку, убрать тонны земли, а также соорудить какое-либо подобие подъездной дороги.

Среди живописных горных пейзажей Абхазии на солнце сверкают золотые купола Новоафонского монастыря Святого апостола Симона Кананита. История этой святой обители уходит в далёкое прошлое.

С 1877 по 1878 гг., на время русско-турецкой войны, строительство монастыря было заморожено (недостроенная обитель в эти годы была ещё и разграблена), после войны возобновилось и окончательно завершилось только в 1900 г. Кстати, чудесный «Русский Афон» стал местом паломничества задолго до завершения строительных работ. Сюда приезжало огромное количество купцов и торговцев, которые стремились поддержать монастырь материально.

Среди посетителей числится и сам император Александр III с семьёй, он даровал куранты, которые впоследствии украсили одну из колоколен Новоафонского монастыря.

О визите императора напоминают и другие памятные знаки: часовня, которая была построена на месте встречи монарха и настоятеля Новоафонского монастыря, и так называемая царская аллея — бульвар с кипарисами, протянувшийся от морского причала до самого монастыря.

Торжественное освящение Новоафонского монастыря, на которое прибыли порядка 20 тыс. паломников, состоялось 28 сентября 1900 г. На этом благоустройство обители не закончилось: монахи неустанно работали без сна и отдыха, чтобы монастырь стал не просто цитаделью духовности, но и настоящим символом процветания православной веры в Российской империи. В те годы монастырь переживал период своей бурной популярности и считался крупнейшим православным монастырем России и духовным оплотом Кавказа.

Однако ветер не самых приятных перемен не заставил себя ждать: грянула Октябрьская революция. Во времена советской власти монастырь пришел в запустение, дом игумена был разорён и разрушен, на его месте появилась дача Сталина, по соседству построили дом для Берии, в соборе открыли краеведческий музей. Затем последовали грузино-абхазские конфликты и войны, пострадавший от многочисленных обстрелов монастырь переквалифицировался в госпиталь. Пережив все эти невзгоды, в 1994 г. Новоафонский монастырь всё же смог вернуться к жизни и понемногу стал налаживать свой быт.

Реставрация внутренних храмовых покоев, различных хозяйственных и церковных зданий, а также собора Святого Пантелеимона не завершается по сей день.

Построенный согласно неовизантийским канонам, Новоафонский монастырь эффектно выделяется на фоне традиционной русской церковной архитектуры. Целых шесть храмов относится к новоафонскому монастырскому комплексу: надвратный храм Вознесения Господня, храм Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм мученика Иерона, церковь иконы Божией Матери «Избавительница» и самое грандиозное сооружение — Пантелеимоновский собор.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх