Кто построил пума пунку

masterok

Знаменитый археологический комплекс Тиауанако в Боливии ныне представляет из себя две обособленные зоны. Значительная часть мегалитических сооружений сконцентрирована в единой – основной зоне, отдельно от которой – примерно на расстоянии восьми сотен метров – располагается объект под названием Пума-Пунку.

Довольно длительное время на Пума-Пунку не проводилось масштабных археологических работ. Все это время исследователи могли видеть лишь незначительную часть конструкций, которая не давала сколь-нибудь полного представления об исходном виде сооружения. Вследствие этого и с легкой руки Артура Познанского – боливийца польского происхождения, который посвятил изучению Тиауанако почти всю свою жизнь – прижилась выдвинутая им еще сто лет назад (и как теперь ясно – ошибочная) гипотеза о том, что Пума-Пунку представлял из себя некое портовое сооружение, располагавшееся в глубокой древности на берегу озера Титикака.

Давайте изучим это загадочное сооружение подробнее и ознакомимся с самыми невероятными версиями …

Фото 2.

Ныне озеро Титикака находится в трех десятках километров от Пума-Пунку. Соответственно, это привело к версии о сильном обмелении озера, которое ранее будто бы доходило до Тиаунако. Однако во второй половине ХХ века в результате подводных исследований на дне Титикаки были обнаружены остатки древних сооружений, что требовало уже не уменьшения, а увеличения глубины озера со временем. Складывалось явное противоречие, разрешить которое пытались гипотезой о периодических колебаниях уровня воды в Титикаке с довольно большим размахом по амплитуде.

Фото 3.

В ходе же раскопок, начатых ближе к концу ХХ века и периодически продолжающихся до сих пор, удалось примерно восстановить исходный облик Пума-Пунку, который оказался группой сооружений на холме (судя по всему, искусственного происхождения), обнесенном каменной кладкой и возвышающемся над окружающей местностью в форме объемной буквы «Т» с утолщенной «ножкой». Так что это никоим образом не могло быть портом на берегу озера – если бы сюда дошла вода, то она обступила бы Пума-Пунку со всех сторон, и комплекс превратился бы просто в изолированный островок.

Увы. Несмотря на все это, утверждение о Пума-Пунку как о древнем порту на берегу озера Титикака продолжает кочевать из книги в книгу…

Фото 4.

Каменная облицовка холма выполнена в виде двух отчетливо просматривающихся ярусов кладки из прямоугольных блоков относительно небольшого размера – всего по несколько десятков, максимум сотен килограмм. Блоки тщательно подогнаны друг к другу без какого либо раствора.

На первый взгляд, облицовка не вызывает особого интереса. Но более детальный ее осмотр – особенно на нижнем ярусе, где она лучше сохранилась – выявляет целый ряд любопытных и даже странных деталей.

Во-первых, основная масса блоков выполнена весьма качественно в форме прямоугольных параллелепипедов с очень ровными – порой даже отшлифованными – гранями. Однако то тут, то там в кладке встречаются блоки, которые либо с торцевой, либо с верхней стороны ровных граней не имеют – они как будто не обработаны до конца.

Во-вторых, при общем весьма качественном выравнивании облицовки попадаются блоки, которые либо чуть выступают из кладки, либо слегка «вдавлены» внутрь ее. Причем это «гуляние» носит характер не повреждений со временем (например, из-за землетрясений), а изначальной погрешности. Возникает ощущение, что строителям важно было выдержать лишь общую линию периметра, а «мелкие детали» были не важны.

Подобное, впрочем, вполне логично, если, скажем, нижний ярус представлял собой нечто типа фундамента, погруженного ниже уровня земли. Такому предположению соответствует хорошая сохранность блоков, которые таким образом могли быть были защищены от воздействия внешних факторов, соответственно и от эрозии.

Но фундаментом чего могла служить кладка нижнего яруса?.. Не ясно…

Фото 5.

В-третьих, верхний уровень кладки (нижнего яруса) образован монолитами, которым зачем-то придана форма двух ступенек, а затем на нижнюю из этих двух ступенек были уложены дополнительные блоки. Цель этого явно преднамеренного конструктивного решения также абсолютно не ясна. А ведь оно требует весьма немалой дополнительной работы. И эту загадку лишь усиливает наличие на этом уровне периодических «вставок-замков», которые явно служили для укрепления кладки и не имели какого-либо двухступенчатого края.

В-четвертых, верхняя грань двухступенчатых монолитов чаще всего не обработана до конца. Возникает ощущение какой-то незавершенности работы, подкрепляемое наличием кое-где блоков, на которых не доделаны даже ступеньки…

Фото 6.

Те блоки облицовки холма, которые имеют совершенную форму и очень ровные грани, производят впечатление, что они вышли из-под какого-то современного камнерезного станка. А то, что в кладке среди ровных блоков встречаются недоделанные, приводит к мысли, что строителям создание ровных блоков не составляло особых проблем. Ровная форма и отшлифованные грани были «автоматическим» результатомтой технологии, которая была использована при изготовлении блоков. Отдельных трудозатрат от строителей они не требовали, а потому их не жалко было поставить в кладку рядом и с теми блоками, которые имели отдельные невыровненные грани.

Подобное абсолютно немыслимо при ручной работе простейшими инструментами, которые имели индейцы на данной территории к моменту прихода испанцев. Это возможно лишь в случае машинного производства. Так что речь однозначно должна идти о высоко развитой в техническом отношении цивилизации, а вовсе не о некоей индейской «культуре Тиауанако», которой историки приписывают создание Пума-Пунку.

Впрочем, индейцы тут тоже приложили свою руку – они занимались частичной реставрацией древнего сооружения. Это особенно заметно на восточной стороне холма, где его облицовка сложена из совершенно произвольной формы блоков, обломков и даже просто битого камня. В кладке оказался даже обломок перекрытия ворот, который индейцы уложили сюда, перепутав верх с низом.

Фото 7.

Однако ровно и качественно выглядит лишь южная сторона холма, которую археологи явно подчистили для того, чтобы дать возможность туристам полюбоваться его исходной формой. Противоположную же северную сторону они хоть и раскопали, но оставили целый ряд блоков, то что называется, «in situ» – то есть в том положении, в каком их и обнаружили. Для того, чтобы сохранить их положение, они даже оставили под ними своеобразные «столбики» грунта, на которых ныне блоки и удерживаются. Благодаря этому археологи как будто «сфотографировали состояние, в котором застали останки древнего сооружения. И это –состояние полного хаоса в результате тотального разрушения!..

Хорошо видно, что облицовка холма осталась практически неповрежденной. Разрушено было нечто, что находилось выше. В том числе и какие-то конструкции, которые располагались на холме. В этом, впрочем, можно убедиться, поднявшись на сам холм.

Аналогичный хаос тотального разрушения просматривается и там, где сделан раскоп в центре холма на его вершине. Большой каменный блок так и остался тут лежать посередине раскопа в том состоянии, в каком и оказался как будто после невероятных кульбитов в воздухе, хотя весит он десятки тонн. А из стен раскопа выглядывают части блоков, которые также лежат в хаотически беспорядочном положении.

Фото 8.

Что могло вызвать такие масштабные разрушения?..

Человек не стал бы устраивать хаос подобного уровня. После его действий остались бы достаточно компактные груды развалин, которые археологи довольно легко восстанавливают, а тут они даже не берутся за какую-либо реконструкцию, поскольку при такой степени разрушения оказались уничтоженными практически все следы каких-либо начальных форм (за исключением разве что кладки по периметру холма).

Фото 9.

«Компактные» последствия были бы и при землетрясении. Даже при довольно крупном. Холм тут очень невысокий, и даже при значительных подвижках земли блокам просто некуда особо сильно разлетаться.

Из естественных причин остается только воздействие какого-то мощного водного потока. Например, в ходе событий Всемирного Потопа, когда на Южную Америку со стороны Тихого океана обрушилась огромная цунами, следы которой нам попадались в Ольянтайтамбо и в окрестностях плато Наска (см. ранее).

Ранее я уже упоминал, что археологи достаточно давно обнаружили и в этом регионе свидетельства какой-то глобальной катастрофы, похожее на воздействие мощного селя. Найденные ими фрагменты скелетов людей и животных нередко лежали в хаотическом беспорядке вместе с обработанными камнями, инструментами, озерным песком и простой щебенкой. И исследователи давно уже обратили внимание на то, что общая картина выглядит так, как будто все это волокла, ломала и сваливала в кучу какая-то сила, похожая на потопную цунами, которая дошла сюда со стороны Тихого океана. На эти же события указывает и наличие в озере Титикака представителей не только пресноводной, но и морской флоры и фауны. И даже высота почти в четыре километра тут особым препятствием не является, ведь цунами вполне могла достигать нескольких километров в высоту и прорваться сюда через горную цепь, используя перевалы.

Фото 10.

Так что на Всемирный Потоп можно было бы списать и разрушения в Пума-Пунку. Однако этому мешает сразу два момента.

Во-первых, согласно местным преданиям, Тиауанако (частью которого является Пума-Пунку) – столица Виракочи. Бога, который правил тут не до, а после Потопа.

А во-вторых, судя по всем имеющимся тут геологическим признакам, плато Альтиплано само как таковое образовалось именно в ходе событий Всемирного Потопа (см. ранее). Цунами, прорвавшая сюда, принесла с собой массу обломочного материала, земли и глины. Все это застряло между двумя горными цепями и осело вниз, образовав в дальнейшем плоскую поверхность Альтиплано. А Пума-Пунку стоит как раз на этой поверхности. И более того: сооружения из каменных блоков были размещены на холме, который состоит из того самого селевого материала, принесенного потопной цунами. Так что послепотопное происхождение Пума-Пунку несомненно. Будь иначе, его руины оказались бы не на поверхности, а на значительной глубине (в десятки, а то и сотни метров) – под всем тем мощным осадочным слоем, который образует плато Альтиплано.

Фото 11.

Впрочем, не проходит тут и версия какого-то иного – более позднего – водного катаклизма, поскольку картина разрушений в Пума-Пунку имеет ряд деталей, которые не согласуются с воздействием водного потока.

Прежде всего: в общей картине разрушений нет ни малейших признаков «перекоса» в конкретную сторону, которая соответствовала бы направлению движения воды. В Ольянтайтамбо (см. ранее) такой «перекос» буквально бросается в глаза, и по нему даже удается восстановить ход потока. А тут ничего подобного нет – в Пума-Пунку блоки разбросаны практически равномерно в разные стороны, хотя водный поток неизбежно сносил бы их по ходу своего движения.

Все гораздо больше напоминает последствия не водного катаклизма, а взрыва!.. Причем, даже не одного, а целой серии взрывов!..

Фото 12.

На это указывает, например, расположение блоков на северной стороне холма, где сначала кладку облицовки накрыло слоем грунта – взрыв не достиг цели, но взметнул в воздух массу земли, которая и накрыла эту кладку. И лишь затем последующим взрывом (или взрывами) была разрушена какая-то стоявшая на холме конструкция из каменных блоков, которые упали поверх слоя грунта, снесенного вниз первым взрывом.

Взрывной характер разрушений особенно наглядно прослеживается в восточной части на поверхности холма, где располагалась платформа из громадных блоков, вес которых доходит до четырехсот тонн. Эта платформа испытала явно какое-то точечное воздействие, эпицентр которого легко определяется по «провалу» чуть к югу от ее центра. Здесь от многотонной плиты, ранее составлявшей часть платформы, ныне остался только кусок, который выглядывает из земли под наклоном примерно в 45 градусов к горизонту.

Фото 13.

Если бы имело место воздействие водного потока – он снес бы все. Если б было землетрясение – сдвинулись бы все блоки платформы. Здесь же только один из блоков вырван из общей кладки, а остальные так и остались на своих местах. Подобные последствия могли быть только при взрыве. Причем – если учесть вес блоков платформы и положение оставшегося куска – при взрыве весьма немалой мощности!..

Судя по всему, эта платформа служила фундаментом какого-то сооружения, обломки которого разбросаны вокруг. И если исходить из того, что здесь (как и в других местах Пума-Пунку) археологи работали с минимальным нарушением первоначального положения камней, то взрыв не только разрушил сооружение, но и отбросил составлявшие его блоки на значительное расстояние. Вокруг разрушенной части платформы нет ни блоков, ни их осколков – они все чуть поодаль и расположены фактически кругом вокруг эпицентра, как и должно быть при взрыве.

Фото 14.

Если же оценивать картину разрушений в целом, то взрыв (или даже несколько взрывов) полностью разнес конструкции, находившиеся на холме, и практически не повредил кладку по его периметру. Все очень сильно напоминает последствия прицельного точечного ракетного удара!..

Впрочем, к этому времени у нас уже практически сложилось мнение о том, в Южной Америке мы имеем дело со следами глобального вооруженного конфликта между представителями древней высоко развитой цивилизации, который вошел в древние легенды и предания наших предков и называется «Войной Богов». Современное же состояние Пума-Пунку окончательно убедило нас в том, что «боги», создавшие сооружения на южноамериканском континенте, в этом вооруженном конфликте не просто принимали участие, но и оказались проигравшей стороной, поскольку нигде – ни в Саксайуамане («Взорванный Храм»), ни в Кенко, ни тем более в Пума-Пунку и на основном комплексе Тиауанако (см. далее) мы не обнаружили абсолютно никаких признаков, которые указывали хотя бы на попытки древней высоко развитой цивилизации восстановить разрушенное в ходе «Войны Богов».

Фото 15.

В том же, что мы имеем дело со следами именно высоко развитой в техническом отношении цивилизации (причем очень высоко развитой), в Пума-Пунку сомнений не возникает абсолютно никаких. Те образцы обработки камня, которые находятся здесь, выходят за все мыслимые рамки возможностей тех простейших технологий и инструментов, которые имелись у индейцев Южной Америки, равно как и за рамки возможностей вообще ручной обработки.

Между тем за несколько часов нашего пребывания в Пума-Пунку сюда не заглянул ни один турист, хотя за это время прибыло десятка два-три автобусов из Ла-Паса. Организованных экскурсий сюда не водят, так что Пума-Пунку чаще всего пустует. Все туристы дружно устремляются только на основную часть комплекса Тиауанако. А зря!.. Ведь именно в Пума-Пунку находятся, пожалуй, самые впечатляющие примеры высокотехнологичной обработки гранита.

Пума-Пунку просто поражает качеством обработки поверхностей, граней, внешних и внутренних углов. Даже с точки зрения возможностей современной промышленности, трудно представить как были сделаны некоторые блоки. Вырезы всевозможной формы, ниши, фигурные уступы и прочие весьма непростые элементы выполнены с великолепным качеством. Мастеров абсолютно не смущало, что они работают со столь твердой породой как андезит – тут просто виртуозная техника работы с камнем.

Фото 16.

Фото 17.

Формы настолько поразительны, что временами возникает ощущение отливки из бетона. Но если б было так, то и вопросов не возникало бы… Однако могу лишь расстроить многочисленных сторонников ставшей ныне весьма популярной бетонной версии – тут именно работа по камню. На фотографиях, полученных с помощью макросъемки, видны отчетливые следы механической обработки – более твердые включения срезаны вместе с остальным материалом чем-то типа пилы или фрезы. Если бы речь шла об отливке бетона в специальные формы, то твердые вкрапления не имели бы таких надрезов, а просто опускались бы вглубь раствора, сохраняя свою целостность.

Так что это вовсе не бетон, а андезит – местная разновидность гранита, который доставлялся из каменоломен в полусотне километров отсюда. И мы имеем дело не с отливкой, а с механической обработкой природных материалов. А если учесть, что андезит – весьма твердая горная порода, качество обработки – фантастическое и нередко даже превышает возможности современных технологий.

Фото 18.

Впрочем, тут есть и другие следы именно механической обработки. Например, рядом с платформой из громадных плит стоит гранитный блок с ровным вертикальным надрезом, очень похожим на надрезы на скале в Ольянтайтамбо (см. ранее). Правда, тут он одинарный, а не двойной, как в Ольянтайтамбо. Зато этот надрез сопровождается еще и целым рядом регулярных круглых отверстий (точнее: углублений), имеющих диаметр всего в пару миллиметров и уходящих вглубь блока примерно на сантиметр.

Фото 20.

Найти сколь-нибудь вразумительные версии ответа на вопрос, зачем кому-то могло понадобиться сделать подобный надрез с отверстиями, мы не смогли. Встречается утверждение, что детали южноамериканских конструкций в древности украшались золотом, и эти отверстия могли бы служить для крепления таких декоративных элементов, но далеко не всегда конфигурация расположения углублений соответствует такой функции. Поэтому мы сошлись лишь на том, что будем условно считать их «отверстиями для крепления сетки, защищающей от больших комаров»…

Еще один блок с аналогичными надрезами и отверстиями лежит неподалеку (совсем рядом с раскопом на вершине холма). Явно выполненный с использованием тех же самых инструментов, он озадачил еще больше. Две параллельные прорези начинаются фактически из ниоткуда – не от края, а с совершенно произвольного места на блоке. Отверстия же располагаются на разных гранях блока, образуя совершенно бессмысленную цепочку криволинейной формы. Вдобавок этот блок имеет по центру фигурный вырез под крепление какого-то силового элемента (типа стяжки), способного выдерживать явно весьма значительную нагрузку.

Фото 21.

Если цель подобных «изысков» изготовителей этих блоков так и осталась полной загадкой, то в использовании тут именно механических инструментов сомнений у нас не было никаких – слишком ровные прорези и углубления, а также кромки у них. Ничего подобного никакими «ударными» методами с применением простых медных и бронзовых инструментов, которые были у местного населения в древности, изобразить просто физически невозможно. Более того, начало прорезей «из ниоткуда» на втором блоке указывает на использование чего-то именно типа дисковой, а не прямой пилы…

Так что тут мы имеем совершенно явные признаки присутствия высоко развитой в техническом отношении древней цивилизации. Причем, если ориентироваться на легенды и предания, то очень и очень древней, поскольку «Войну Богов» можно примерно отнести к периоду VII-V тысячелетия до нашей эры. Великолепная же сохранность граней и углов на многих каменных блоках Пума-Пунку, несмотря на их весьма почтенный возраст, обуславливается тем, что все это время они не подвергались разрушительному воздействию эрозии благодаря тому, что находились под землей – их только недавно откопали археологи.

Фото 22.

Хотя археологи так и не смогли восстановить хотя бы приблизительно сооружения на холме, любопытство буквально раздирает. Так и хочется узнать, что же именно могло располагаться тут такое, чтобы быть подвергнутым столь массированному удару в ходе «Войны Богов».

Естественно, что прежде всего привлекают к себе внимание мощные плиты, располагающиеся в восточной части холма. Они резко выделяются на общем фоне своими размерами. Вдобавок именно вокруг этого места разбросаны блоки наиболее причудливой формы, требующей для своего создания весьма изощренных технологий.

Фото 23.

Практически не вызывает сомнений, что массивные плиты служили фундаментом для некоей конструкции. Причем фундаментом, который должен был обеспечить прочность и надежность всего сооружения в столь сейсмоопасном регионе. Для этого блоки платформы были дополнительно соединены между собой специальными металлическими стяжками – причем не только и не столько привычной для Южной Америки «Т»-образной формы, сколько более похожими на толстые скобы.

Впрочем, выемки под стяжки есть и на массе других блоков, которые составляли ранее уже не фундамент, а конструкции наверху. И эти выемки тут имеют самую разнообразную форму (есть даже такие, которые напоминают выемки под современную арматуру).

Археологи нашли некоторые стяжки. Согласно доступной информации, анализ химического состава металла стяжек дал весьма неожиданный результат: к меди было добавлено по два процента мышьяка и никеля. В принципе, теоретически в этом не должно было быть чего-то странного, поскольку мышьяковистая бронза выплавлялась с давних времен (мышьяк существенно снижает температуру плавления руды), а никель – довольно распространенный элемент в природе. Проблема в том, что в Боливии до сих пор так и не найдено ни одного месторождения, которое содержало бы все эти три элемента – тем более в соответствующих пропорциях. Зато в ходе исследований по определению содержания изотопов других элементов выяснилось, что древние местные индейские изделия из этого сплава (считавшегося ранее типичным для данного региона) были получены… путем переплавки таких стяжек!..

Фото 24.

Судя по разнообразию форм, стяжки не изготавливались заранее – расплавленный металл заливался в углубления непосредственно на месте монтажа. А форма и толщина стяжки задавалась, исходя из той нагрузки, которую должна была выдерживать стяжка. И вполне естественно, что самые широкие выемки видны именно на плитах, ранее составлявших фундамент сооружения.

Фото 25.

Что же находилось на столь мощной платформе в Пума-Пунку?..

У историков и археологов, когда они сталкиваются с мегалитическим сооружением, ответ заранее готов – это был храм или какая-то другая постройка культового назначения. Иного они и предположить не могут…

Однако если мы ведем речь о высочайших технологиях в обработке твердых пород камня и мощных взрывах в результате ракетных ударов, версия храма представляется по меньшей мере не очень уместной. Для высоко развитой цивилизации реальных живых «богов» нужно подыскивать все-таки что-то другое…

Вследствие сильного разрушения, разбросавшего блоки конструкции по большой площади, восстановить первоначальный вид сооружения, стоявшего некогда на платформе, вряд ли представляется возможным. Но зато можно высказать некоторые соображения о его функциональном назначении…

Внимание исследователей уже давно привлекает весьма необычная форма некоторых блоков, находящихся в непосредственной близости от платформы. И особенно тех, которые напоминают букву «Н». Мало того, что они имеют ниши снизу и сверху – в центре этих ниш сделаны еще дополнительные углубления, которые, на первый взгляд, производят впечатление сугубо декоративных элементов.

Фото 26.

Пожалуй, тут проблема даже не в том, что изготовление этих ниш с «декоративными» углублениями требует очень немалых трудозатрат. Древние мастера могли делать и не такое, явно не испытывая особых затруднений с обработкой таких твердых пород камня, – примеров тому предостаточно.

Дело в том, что для основной массы мегалитических сооружений в Южной Америке характерна так называемая полигональная кладка, в которой чуть ли не каждый блок имеет свой размер и свою форму. Возводить кладку из подобных «разношерстных» блоков для древних строителей было делом не только обычным, но и целесообразным, поскольку обеспечивало высокую сейсмоустойчивость сооружений. А в Пума-Пунку мы сталкиваемся с принципиально иным подходом, где присутствует явная стандартизация и унификация – блоки в форме буквы «Н» чрезвычайно похожи друг на друга не только по форме, но и по размерам (как в целом, так и в деталях).

Поскольку эти блоки сильно напоминают детский конструктор (или игрушку «Лего», как его принято сейчас называть), постольку исследователи уже давно высказывали предположение, что они использовались для создания каких-то составных конструкций. Но каких?..

И тут возникала дополнительная проблема: по всем соображениям, в ниши явно что-то вставлялось (эта версия буквально напрашивается), однако того, что могло бы в них входить – то есть так называемых ответных частей конструкции – в Пума-Пунку нет. Причем нет вообще ничего хоть сколь-нибудь похожего на такую ответную часть.

Фото 27.

Вдобавок, для варианта с ответной частью из того же камня (что также напрашивается в первую очередь) абсолютно не ясна функция «декоративных» углублений в нишах. Вроде бы они могли служить для сцепления с ответной частью, у которой в таком случае должны были быть соответствующие по форме выступы, но тогда процесс монтажа должен был сопровождаться фронтальным совмещением двух блоков. Между тем, при внимательном осмотре ниш обнаруживается, что их боковые стенки вовсе не перпендикулярны поверхности блока, а чуть расширяются вглубь. Такое увеличение ширины ниши вполне целесообразно в том случае, если ответная часть имеет соответствующую форму с чуть «скошенными» боковыми поверхностями, поскольку в этом случае обеспечивается дополнительная сцепка блоков. Но вот беда – при обеспечении этой дополнительной сцепки блоки не могут перемещаться во фронтальном направлении (которое необходимо для сцепки блоков за счет «декоративного» углубления и ответного выступа), и ответная часть должна заходить в нишу не с фронтальной стороны, а с торца!.. Получается, что один функциональный элемент противоречит другому. Либо не нужно увеличение ширины ниши, либо лишними оказываются «декоративные» углубления… Но есть-то оба элемента!.. Как быть?..

На самом деле ответ находится довольно легко, если отказаться от идеи, что ответная часть была из камня и вообще была монолитной. Эта ответная часть действительно имела форму, которая соответствовала именно расширяющейся вглубь нише, и вставлялась с торца. Но на тыльной (задней) стороне ответной части былпружинный замковый механизм, который соответствовал по форме «декоративному» углублению и действовал по принципу всем знакомого замка на сумках и портфелях – при нажатии на замок он утапливался внутрь, и ответную часть можно было вставлять с торца в нишу блока с формой буквы «Н», а при достижении замком «декоративного» углубления пружина распрямлялась, и замок заходил в углубление, обеспечивая таким образом фиксацию ответной части и предотвращение ее от самопроизвольных торцевых перемещений. А если сделать замок чуть скругленным с краев, то ответная часть будет не только вставляться в «букву Н», но и при необходимости выниматься оттуда, если приложить к ней соответствующее усилие…

Фото 28.

Аналогичный принцип конструкции используется сейчас, например, в военной технике, когда сложная аппаратура и оборудование собирается на специальной раме (или корпусе) из отдельных блоков, которые при необходимости быстро снимаются и вставляются в стандартизированные места крепления…

И тогда все сходится. Блоки в форме буквы «Н» (располагавшиеся, скорее всего, «лежа на боку», а не так, как их сейчас поставили археологи) выполняли роль рамы или корпуса для аппаратуры стандартизированных габаритов. Ниша служила для помещения в нее этой самой аппаратуры. Расширение ниши предотвращало выпадение аппаратуры из «рамы». А «декоративные» углубления были вовсе не декоративными, а выполняли функцию ответной части пружинного замка, окончательно фиксировавшего аппаратуру на положенном ей месте.

Потому-то мы и не находим сейчас никаких ответных частей в Пума-Пунку, что оборудование, явно имевшее немалую ценность, отсюда давно увезли, а «монтажную раму» в виде каменных блоков с формой буквы «Н» бросили за ненадобностью – никакой ценности эта «рама» явно не представляла. И сделали это, скорее всего, «боги»-победители. Трофеи есть трофеи. Вдобавок, не бросать же сложную аппаратуру (пусть и поврежденную) на растерзание «говорящим мартышкам»…

Кстати, попутно можно объяснить и то, что такие блоки сконцентрированы именно возле платформы – нигде в других местах Пума-Пунку их нет. Основное оборудование – как это часто практикуем и мы – было собрано в одном месте.

Фото 29.

Итак, мы получаем версию, что в Пума-Пунку находилось какое-то сооружение, напичканное сложной аппаратурой. Что именно это была за аппаратура – мы можем только гадать. Точно так же, как можем лишь гадать о том, чем было сооружение в Пума-Пунку – пунктом космической связи, станцией слежения, вычислительным центром, научной лабораторией или чем-то еще. Как бы то ни было, этот объект представлял некий стратегический интерес в «Войне Богов», поскольку был явно целенаправленно уничтожен в ходе боевых действий…

Наверняка, найдется читатель, который скажет: «Ну зачем придумывать какую-то «Войну Богов» с ракетными ударами?.. Прилетел простой метеорит – разнес Пума-Пунку. И все!..»

Однако это – далеко не единственный объект в Южной Америке со следами целенаправленных взрывов. Часть из них уже упоминалась ранее – это чульпы в Силустани, «Взорванный Храм» в Саксайуамане, Кенко-1 и Кенко-2. А за следующим примером даже не надо далеко ходить – всего-то пройти те самые восемьсот метров, которые отделяют Пума-Пунку от основного комплекса Тиауанако.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

Фото 39.

Фото 40.

Фото 41.

Фото 42.

Фото 43.

Фото 44.

Фото 45.

источники

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D0%BC%D0%B0_%D0%9F%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%83

Давайте я вам напомню еще несколько загадочных сооружений древних: вот например Самое старое сооружение в мире, а вот Тайны долины Бру-на-Бойн. Вспомните еще про Загадочные пещеры Барабар и мегалиты лемурийских великанов. А вот Древняя и загадочная Мальта и Древняя Пальмира Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=56190Tags: Боливия, Древности Subscribe to masterok

Кто создал каменные блоки Пума Пунку в Боливии?

В Боливии на плато Альтиплано, недалеко от озера Титикака и загадочного древнего города Тиауанако, расположены развалины Пума Пунку. Это название переводится с местного языка кечуа как «врата (или дверь) пумы». Сегодня от некогда величественного сооружения остались только многочисленные каменные плиты.

Развалины Пума Пунку были открыты во времена конкистадоров, завоевавших Южную Америку. Впервые о них сообщил в Испанию епископ Ла Паса Антонио де Кастро-и-дель-Кастильо в 1651 году. Епископ, знакомый с местными легендами индейцев, уверенно относил строительство сооружений к незапамятной древности. А точнее — к допотопной эпохе, когда на Земле жили великаны. Кто, кроме гигантов, мог перемещать и обрабатывать огромные каменные монолиты?

Под гнетом веков

Индейцы считали Пума Пунку священным местом. Легенды гласили, что бог Виракоча сошел с небес на землю именно там. А потом построил Тиауанако и сделал его своей столицей. Епископ, конечно, в бога Виракочу не верил. Для него развалины Пума Пунку выглядели скорее как языческое капище. Но в древности построек Антонио де Кастро ничуть не сомневался.

Индейские мифы говорили, что сначала появился Виракоча и построил Тиауанако, а потом случился Всемирный потоп. Епископ сопоставил индейские легенды о потопе с библейскими сведениями. Вот почему он и отнес создание мегалитов к допотопным временам.

Когда-то Пума Пунку стоял на насыпном холме, говорят археологи. Некоторые добавляют — на искусственном глиняном холме. Постройки на холме окружали мощные каменные стены, собранные, как в детском конструкторе, из однотипных каменных блоков. За стенами располагались странные сооружения, имевшие Т-образную форму.

С датировкой этих объектов происходит большая путаница. Одни ученые относят основание Пума Пунку к VI веку, другие — ко II тысячелетию до нашей эры. Существует еще мнение боливийского археолога Артура Познански, который заявлял, что развалинам Пума Пунку 17 тысяч лет. Познански делал выводы на основе астрономических расчетов, которые якобы показывали, что сооружения были ориентированы на звездное небо 17-тысячелетней давности.

Радиоуглеродный анализ показал дату около 1500 года до нашей эры. Но большинство специалистов традиционно сокращают возраст руин до 500-700 лет. Самое интересное, что под Пума Пунку нет никакого культурного слоя, он покоится на пластах эпохи плейстоцена.

Кем был построен Пума Пунку — такая же загадка, как и то, когда он был основан. Была попытка связать мегалиты с известными южноамериканскими племенами. Но местные индейцы отрицали свою причастность к постройке Пума Пунку. Они в прежние годы пытались собрать из разбросанных вокруг холма камней хоть какие-то строения, даже вытесывали похожие на упавшие на землю блоки. Но делали это очень грубо, неумело и в конце концов работу забросили.

Когда же пришли европейские археологи (начало планомерных раскопок Пума Пунку относится к середине XX века), искусственный холм уже был полностью разрушен, всюду лишь беспорядочно валялись многотонные каменные монолиты…

Взрыв из прошлого

На первый взгляд, каменные блоки лежали совершенно беспорядочно. Но эта беспорядочность тоже вызывала немало вопросов. Первый из них: каким образом был разрушен Пума Пунку? Он сразу поставил ученых в тупик и вызвал яростные споры.

Одни специалисты уверенно говорили о необычайной силы землетрясении. Поскольку Пума Пунку находится на высоте около 4 километров над уровнем моря и окружен целым кольцом действующих или дремлющих вулканов, эта версия выглядела вполне логично. Только вот характер разрушений в Пума Пунку выглядел иначе, непохоже на последствия сейсмической активности.

Другие ученые выдвинули метеоритную версию. Однако от падения небесных тел на земле остаются отличные следы. Таковых не было. Третьи, вспомнив местные мифы и слова епископа Антонио де Кастро, назвали причиной этой беды Всемирный потоп. Некоторые даже смоделировали картину разрушений от гигантской волны цунами, прокатившейся над горными хребтами. Но и цунами, как вынуждены были признать сторонники этой версии, не дает такой картины разрушений.

Блоки, весящие несколько тонн, либо просто свалены на землю, либо буквально откинуты от центра Пума Пунку так, что несколько раз перевернулись в воздухе. А несколько многотонных блоков при падении воткнулись в землю под углом 45 градусов! Похожий результат дают лишь направленные взрывы. Но кто мог взрывать Пума Пунку во времена, когда не только индейцы, но и европейцы ничего не знали даже о простом порохе? Так что ни одна из версий не дает достоверного ответа.

Еще один важный вопрос: что из себя представлял Пума Пунку «при жизни» и для чего был предназначен? Он тоже остается без ответа. Скорее всего, это был храмовый комплекс.

Необъяснимые странности

Когда-то из каменных блоков Пума Пунку были сложены стены зданий. Археологи, как некогда и индейцы, постарались собрать из имеющихся монолитов какие-либо сооружения. И в некотором роде даже преуспели. Монолиты, как оказалось, можно было подогнать друг к другу, если внимательно осматривать следы древней стяжки — специального рода желобки, прорезанные в камне.

Это очень интересная черта камней Пума Пунку — они крепились между собой при помощи металлических деталей. Расплавленный металл, как считают археологи, мастера вливали в подготовленные каменные углубления, и постройка становилась монументальной. Часть блоков, из которых был построен Пума Пунку, были сделаны из андезита — камня, близкого по составу к базальту. Это очень твердый и тяжелый для резки материал.

Однако мастера умудрились не просто вырубать андезитовые блоки, но и филигранно вырезать в них отверстия — где круглые, где многоугольные, где крестовидные. Одни отверстия огромные, другие так малы, что кажутся щелями или царапинами.

Удивительно, но среди этих «узоров» имеются такие, которые используются современными мастерами, если им требуется не только собрать какую-то конструкцию, но при необходимости ее потом и разобрать. Наличие подобных креплений в легком материале вполне понятно, но в многотонных каменных блоках?

Ни одна из известных сегодня индейских технологий обработки камня не дает такого результата. Тонкость и точность работы мастеров прошлого даже вызвали подозрение, что камень, выглядевший как андезит, может быть чем-то вроде древнего бетона. Но увы! Эта версия была отметена. На камне нашли следы механической обработки. Так что камень пилили, сверлили, шлифовали. Неясно лишь, какими инструментами.

Еще одна загадка — как камень доставляли, если каменоломни находятся в 90 километрах от Пума Пунку? Перекатывали на бревнах? Волочили? Поднимали и спускали на веревках через скалы? Или, может быть, эта американская цивилизация знала колесный транспорт? Или, как считают некоторые, глыбы перемещали по воздуху? И вообще, что же это была за цивилизация?

Ответом могут быть два артефакта, которые сразу же попали в разряд «неуместных». Первый — чаша Фуэнте Магна (то есть буквально «великая чаша»). Ее в 1950-е годы нашел поблизости от Пума Пунку простой боливийский крестьянин Максимильяно. И долгое время использовал как… корыто для корма свиней. Но потом «корыто» попало на глаза интересующимся историей людям, его у Максимильяно отобрали и передали в музей города Ла-Пас.

Артефакт имеет золотистокоричневый цвет, весь покрыт рисунками и был, вероятно, ритуальным предметом. Самое главное — на чаше есть надпись. Именно из-за нее артефакт долгое время пролежал в запасниках музея. Надпись, как с удивлением определили археологи, выполнена на языке, очень сходном… с шумерским!

Разумеется, из-за этого чашу признали подделкой. Но в 2000 году энтузиасты вернулись к изучению этого странного предмета. И попробовали перевести древний текст. Оказалось, на чаше было написано, что ее следует использовать во время храмовых ритуалов для получения совета от богов.

В то время, как лингвисты занимались переводом, нашелся и другой артефакт с текстом на том же языке — так называемый «монолит Покотиа». И уже этот артефакт был извлечен из земли археологами. Вполне возможно, что люди, говорившие на «языке, близком к шумерскому», возвели и Пума Пунку, и Тиауанако. Но ответ смогут дать лишь дальнейшие археологические изыскания.

Монолит Покотиа

Николай КОТОМКИН, журнал «Загадки истории» №43 2016

Пу́ма Пу́нку — мегалитический комплекс в Боливии, расположенный на высоте свыше 4000 метров рядом с Тиауанако, вблизи восточного берега озера Титикака. Комплекс представляет собой глиняную насыпь, облицованную блоками. Исследования позволили установить, что в радиусе одного километра от комплекса имеются скрытые под землёй остатки различных строений, мостовых и даже водопроводов.

Археологи утверждают, что Пума Пунку был построен около 600 года н. э. индейским народом аймара, обитавшим в районе озера Титикака. Радиоуглеродный анализ насыпи определил, что строительство происходило около 1510 года до н.э., причём этот слой укладывался на отложения эпохи Плейстоцена.

Разница получается в 2000 лет!

Химические исследования образцов каменной кладки Пума Пунку и камней из окружающих месторождений определили, что блоки красного песчаника доставлялись из карьера, находившегося на расстоянии 10 км, а блоки андезита транспортировались с расстояний в 90 км. Ни одна из теорий, описывающих доставку камней из столь дальних карьеров, не является общепризнанной.

Как выглядел Пума Пунку

В ходе раскопок археологам удалось примерно восстановить исходный облик Пума Пунку— это была группа сооружений на холме, обнесенном каменной кладкой и возвышающемся над местностью в форме объемной буквы «Т». Каменные блоки комплекса обрабатывались таким образом, что форма и качество поверхности позволяли стыковать их между собой без использования цементных растворов. Точность выполнения сопряжений, свидетельствует о знаниях начертательной геометрии и владении потерянными ныне технологиями обработки камня.

В зазор многих блоков и сейчас не входит даже бритвенное лезвие.

Среди блоков Пума Пунку имеется большое число взаимозаменяемых типовых элементов, что свидетельствует об их массовом производстве. Для дополнительного крепления каменных блоков между собой использовались ][-образные стяжки, изготовленные методом ковки из соединения бронзы, никеля и мышьяка. В Боливии до сих пор не найдено ни одного месторождения, которое содержало бы все эти три элемента. В ходе исследований выяснилось, что древние местные индейские изделия из этого сплава были получены путем переплавки таких стяжек.

Эрих фон Дэникен в книге «По следам всемогущих» пишет, что строительство Пума Пунку осуществлялось в соответствии с определенным планом. Доказательством тому служат предварительно изготовленные компоненты. Их детали свидетельствуют о применении некой весьма прогрессивной технологии. Такого рода проектирование требует знания письменности. Необходимо было продумать, просчитать и определить столько позиций и параметров — а камнерезы в каменоломне должны были точно знать, в каких местах им нужно делать выемки или кромки, — что без письменных документов это оказалось бы просто невозможным.

Кто и как построил Пума Пунку

По Дэникену, ещё в 1651 году епископ Ла Паса Антонио де Кастро и дель Кастильо писал, что Пума Пунку был сооружен до Всемирного потопа. По его мнению, испанцы никогда не смогли бы перемещать подобные тяжести. Комплекс Пума Пунку имел мощные террасы и платформы, самая большая из которых насчитывает сорок метров в длину, семь метров в ширину и два метра в высоту. Ее вес оценивается примерно в тысячу тонн!

Стены и опорные плиты, образующие хаотичное нагромождение, состоят из гранита, андезита и диорита. Диорит представляет собой глубинную скальную породу серо-зеленого цвета, отличающуюся невероятной твердостью и прочностью. Платформы и монолиты обработаны и отполированы с такой точностью, будто их привезли с предприятия, оборудованного самыми современными фрезерными, сверлильными и шлифовальными станками.

Основная масса блоков выполнена качественно в форме прямоугольных параллелепипедов с очень ровными, порой даже отшлифованными гранями, что создает впечатление, будто они вышли из-под какого-то современного камнерезного станка. Это свидетельствует о том, что создание Пума-Пунку было под силу лишь методами машинного производства высокоразвитой в техническом отношении цивилизацией. Выполнить вручную, простейшими инструментами, которые имели индейцы на данной территории к моменту прихода испанцев, было абсолютно нереально.

Несмотря на «подчистку» холма Пума Пунку современными археологами, исследователям удалось воссоздать состояние, в котором были обнаружены останки древнего сооружения. Это было состояние хаоса в результате тотального разрушения. Что могло вызвать такие масштабные разрушения, при которых археологи не берутся за реконструкцию Пума Пунку?

Что разрушило Пума Пунку

Землетрясение? Но поскольку холм невысокий, то даже при крупном землетрясении и при значительных подвижках земли, блокам просто некуда было бы «разлетаться».

Всемирный Потоп, когда на Южную Америку со стороны Тихого океана обрушилась огромная волна цунами? Однако, согласно местным преданиям, Тиауанако, частью которого является Пума-Пунку, был столицей Виракочи — бога, который правил после Потопа. Плато Альтиплано, на котором стоит Пума Пунку, образовалось именно в ходе событий Всемирного Потопа.

Разрушения Пума Пунку в большей степени напоминают последствия серии мощных взрывов. Взрывной характер разрушений особенно наглядно прослеживается в восточной части холма, где располагалась платформа из громадных блоков, вес которых доходит до 400 тонн. От многотонной плиты, ранее составлявшей часть платформы, остался только кусок, который вошел в землю под наклоном в 45 градусов.

Взрыв не только разрушил сооружение, но и отбросил составлявшие его блоки на значительное расстояние. Вокруг разрушенной части платформы нет ни блоков, ни их осколков, все они разбросаны кругом вокруг эпицентра взрыва. Если оценивать картину разрушений в целом, то взрыв полностью разнес конструкции, находившиеся на холме, и практически не повредил кладку по его периметру, что напоминает последствия прицельного точечного ракетного удара!

Андрей Скляров в книге «Перу и Боливия задолго до инков», анализируя следы разрушений древних городов в Южной Америке, пишет о возможном глобальном вооруженном конфликте между представителями древней высокоразвитой цивилизации, который в легендах и преданиях назван «Войной Богов».

Что же находилось на столь мощной платформе в Пума Пунку, возможно подвернувшемуся ракетному удару?

Внимание исследователей привлекает весьма необычная форма некоторых блоков, находящихся в непосредственной близости от платформы, и особенно тех, которые напоминают букву «Н». Блоки имеют ниши снизу и сверху – в центре этих ниш сделаны дополнительные углубления, которые, на первый взгляд, производят впечатление декоративных элементов.

Для основных мегалитических сооружений в Южной Америке характерна полигональная кладка, в которой чуть ли не каждый блок имеет свой размер и свою форму. Возводить кладку из таких блоков обеспечивало высокую сейсмоустойчивость сооружений. А в Пума Пунку присутствует четкая стандартизация и унификация – блоки в форме буквы «Н» похожи друг на друга не только по форме, но и по размерам. Возможно, эти блоки использовались для создания каких-то составных конструкций, например корпуса какого-то оборудования?

Одна из версий исследователей — в Пума Пунку находилось какое-то сооружение, напичканное сложной аппаратурой. Возможно, это был пункт космической связи, станция слежения, вычислительный центр, научная лаборатория… Возможно, поэтому Пума Пунку и представлял стратегический интерес в Войне Богов, поскольку был явно целенаправленно полностью уничтожен в ходе боевых действий.

Разрушения Пума-Пунку свидетельствуют о том, что «боги», создавшие сооружения в Южной Америке, оказались проигравшей стороной в этой войне, поскольку нигде не обнаружены признаки, указывающие на попытки древней высокоразвитой цивилизации восстановить разрушенное.

Не зря в индейских преданиях говорится, что Пума Пунку построили «боги» за одну долгую ночь. Люди в его строительстве участия не принимали.

Общие сведения

Информационный щит со схемой комплекса Пума Пунку

Развалины Пума Пунку расположены на холме, напоминающем Акапану и, возможно, имеющем искусственную подсыпку. На вершине холма — углубление, которое Артур Познанский рассматривает как след некогда существовавшего искусственного водоёма.

Комплекс представляет собой насыпь, преимущественно глиняную, облицованную мегалитическими блоками. Её размеры с севера на юг составляют 167,36 м, с востока на запад — 116,7 м. На северо-восточных и юго-восточных углах имеются дополнительные прямоугольные объёмы облицованной насыпи шириной 20 метров и длиной 27,6 м. Ниже уровня насыпи устроен прямоугольный внутренний двор, стены и поверхность которого также состоят из мегалитов.

На восточном краю Пумы Пунку располагается терраса, так называемая «Платформа Литица». Её размеры — 6,75 м на 38,72 м. В состав Платформы входит самый большой каменный блок из обнаруженных в Пума Пунку и Тиуанако. Размеры этой монолитной плиты красного песчаника составляют 7,81 м длины, 5,17 метров ширины и, в среднем, 1,07 метра толщины. Оценочный вес — порядка 131 тонны.

Насыпь Пума Пунку в основном состоит из глины, а края заполнены речным песком и булыжниками. Археологические исследования установили, что комплекс возводился в три основных этапа.

Принято считать, что в период своего расцвета Пума Пунку представлял блистательное зрелище. Однако современное понимание исходного значения и роли данного комплекса является весьма приблизительным из-за отсутствия исторических письменных источников с одной стороны и разрушительного действия времени, в частности варварского уничтожения каменных блоков, использовавшихся для производства щебня при строительстве железной дороги, с другой.

Интересно также, что в раскопках окрестностей Пума Пунку в 50-х годах XX века был найден такой Неуместный артефакт, как керамическая чаша — Фуэнте Магна (исп. Fuente Magna) с подобным шумерской клинописи начертанием. В настоящее время она хранится в Музее драгоценных металлов (исп. Museo de Metales Preciosos), Ла-Пас (Боливия).

Применение методов магнитометрии, электрической проводимости и сейсморазведки позволили установить, что в радиусе одного километра от комплекса имеются скрытые под землёй остатки различных строений, мостовых и даже водопроводов.

Особенности строительных технологий Пума Пунку

Как указывалось выше, самым крупным каменным монолитом Пума Пунку является блок красного песчаника приблизительным весом в 131 тонну и размерами 7,81 м х 5,17 м х 1,07 м. Второй по размеру блок — примерным весом 85,2 тонны и размерами 7,9 м х 2,5 м х 1,86 м. Оба этих монолита входят в состав «Платформы Литица». Детальные петрографические и химические исследования образцов каменной кладки Пума Пунку и камней из окружающих месторождений определили, что блоки красного песчаника доставлялись из карьера с расстояния в 10 километров, а меньшие блоки андезита транспортировались с расстояний приблизительно в 90 км. Имеется ряд теорий, описывающих доставку камней из карьеров, но ни одна из них не является общепризнанной. Наиболее устоявшиеся из них предполагают наличие большого количества людей и использование верёвок из шкур ламы в сочетании с искусственными наклонными плоскостями.

Каменные блоки комплекса обрабатывались таким образом, что форма и качество поверхности позволяли стыковать их между собой без использования цементных растворов, являясь как бы элементами своего рода Лего.

Отметим, что точность выполнения сопряжений свидетельствует о серьёзных знаниях в части начертательной геометрии и владении потерянными ныне технологиями обработки камня. В зазор многих блоков не входит даже бритвенное лезвие.

Среди блоков Пума Пунку имеется значительное число взаимозаменяемых типовых элементов. Это, по всей видимости, было следствием их массового производства, что технологически опережало будущих местных жителей на многие столетия. Откопанные в наше время и установленные рядами блоки Пума Пунку очень напоминают склад готовой продукции современного завода железобетонных конструкций. Только на заводе изделия льют из бетона, а камни Пума Пунку каким-то образом обрабатывали в твёрдом состоянии и даже выполняли в них глухие отверстия сложной формы.

Для создания надёжного фундамента комплекса Пума Пунку строители рыли котлованы, заполняя их слоями песка и щебня. Такие слои оказались идеальной основой мегалитического сооружения. Строители комплекса также эффективно решили задачи функционирования ирригационной системы и удаления сточных вод.

Необходимо отметить использование ].

  • Каменные блоки Пума Пунку
  • Пример орнамента (боковая поверхность левого блока)

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх