Концепции географического ресурсоведения

Конспект урока в 10 классе «Географическое ресурсоведение и геоэкология

Урок географии в 10-м классе.

Тема: » Мы узнаем о географическом

ресурсоведении и геоэкологии «

Чикаренко Василий Федорович, преподаватель географии

Цели урока

1 . Дать определение понятиям “ географическое ресурсоведение ”, “геоэкология”. 2.Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об использовании различных видов ресурсов; 3.Познакомить учеников с загрязнением разных сред, 4.Рассмотреть основные причины исчезновения лесов.. 5. Развивать умение работать по дешифровке материал

Задачи.

Образовательная: познакомить учащихся с проблемами изучения ресурсов.

Развивающая: продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные.

Воспитательная: развивать навыки работы учащихся в группе. Воспитывать организованность и самостоятельность. В целях экологического воспитания показать влияние лесоразработок на окружающую среду .Воспитывать интерес к географии родной страны, её экономике и экологии.

Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия) 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

План.

  1. Что включает окружающая среда.

  2. Природно-ресурсный потенциал.

  3. Ресурсные циклы.

  4. Мониторинг окружающей среды.

  5. Структура и форма антропогенного воздействия.

  6. Какие возможны выводы.

Понятия: антропогенное воздействие, охрана окружающей среды

Время: 40 минут.

Литература.

  1. География 10 класс. Учебник Алексеев, Николина, Липкина.

Технические средства обучения и материальное обеспечение.

Карты, проектор и экран.

Новый материал

В географической науке в последнее время оформились два взаимосвязанных направления ресурсоведческое и геоэкологическое.

Мы не можем сразу дать определения. Начнем с географической разминки:

Я раздаю карточки с названиями:

природа; географическая оболочка; географическая среда общества; окружающая среда человека. И прошу построится по глобальности понятий. Через некоторое время на помощь спешат ученики с определениями этих понятий и становятся рядом.

Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук.

Географическая оболочка — это комплексная оболочка земного шара, где соприкасаются и взаимно друг в друга проникают и взаимодействуют литосфера, гидросфера, биосфера и атмосфера.

Географическая среда — это та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.

Окружающая среда человека — это среда обитания и деятельности человека, весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду.

Построились:

Природа — Географическая оболочка — Географическая среда — Окружающая среда человека.

В нашей теме звучит слово природные ресурсы. Проведем эксперимент – я принес мешочек с разными предметами. Каждый не глядя, берет по одному предмету и занимает позицию возле одного из учеников с табличками «природные ресурсы» и «все остальное», а затем объясняет свою позицию. Природные ресурсы — компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.

Предлагаю ученикам самим написать определение, даю возможность высказаться. Даю определение:

Географнческое pecypсовeдeине изучает размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их комплексов, вопросы их охраны, воспроизводства, экономической оценки, рационального использования и ресурсообеспеченности.

Ученые, представляющие это направление, разработали различные классификации природных ресурсов, предложили концепции пpupoднo-peсурсного пoтенциала, ресурсных циклов, территориальных сочетаний природных ресурсов, природно-технических (геотехнических) систем и др. Концепция природно-ресурсного потенциала, заключающаяся в совокупности всех природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека. Одним из первых эту концепцию сформулировал Николай Солнцев.

Природноресурсный потенциал (ПРП) территории это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРП характеризуется двумя главными показателями размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие частные потенциалы.

Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.

Ресурсный цикл позволяет про следить последовательные стадии кpyгoвopoта природных ресурсов: выявление, извлечение, переработку, потребление, возвращение отходов обратно в окружающую среду. Примерами ресурсных циклов мoгут служить: цикл энергоресурсов и энергии, цикл металлорудных ресурсов и металлов, цикл лесных ресурсов и лесоматериалов.

Они участвуют также в составлении кадастров природных ресурсов, их экономической оценке.

Эту концепцию ресурсных циклов разработал в 1975 году советский эконом-географ Игорь Комар. Он считал, что обмен между обществом и природой происходит циклически, т.е. данная концепция позволяет проследить стадии круговорота природных ресурсов, начиная от их выявления, заканчивая возращением обратно в окружающую среду в виде отходов.

Геоэкология с географических позиций изучает процессы и явления, возникающие в окружающей природной среде в результате aнтропогенного вмешательства в нее. К числу концепций геоэкологии относятся, например, концепция мониторинга окружающей среды, концепция эколого-географической экспертизы.

Мониторинг (от лат. тoпitoг надзирающий) система наблюдений за coстоянием окружающей среды (гидросферы, атмосферы, почвенно-растительного покрова, а также технических систем) с целью ее контроля. охраны и прогноза. Различают глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга.

Проводим игру – я даю кусок угля одному ученику, а другой старается найти этого человека задавая вопросы окружающим, на которые можно ответить только «Да» и «Нет». Затем сам показываю, как это можно сделать зная методику. Приходим к выводу – для мониторинга необходимо разработать методики.

Экстенсивный путь освоения – вовлечение в хозяйство новых территорий и дешевые природные ресурсы.

Интенсивный путь освоения – более полная переработка сырья, повторное использование отходов производств и потребления, применение малоотходной технологии.

Главный вывод. Взаимодействие общества и природы в наши дни стало одной из главных общечеловеческих проблем. Антропoгенные изменения широко затронули географическую оболочку планеты, способствуя не только пpoгpeccy, но и росту загрязнения окружающей среды. истощению природных ресурсов, обострению экологических проблем. Поэтому совершенствование природопользования, проведение научно обоснованной экологической политики; одна из важнейших задач, стоящих перед человечеством. (Итоговое задание 10.)

Дополнительный текст:

Недавно американские географы, изучавшие космические снимки, пришли к выводу о том, что 48 млн км2 земной суши (или почти 1/3 ее) не несут никаких видимых следов человеческой деятельности. В Северной Америке следы деятельности человека не про слеживаются на 38% территории, в пределах CHГ на 34%, в зарубежной Азии на 19%, а в зарубежной Европе на 3%. Антарктика практически вся остается нетронутой.

В Средние века люди извлекали из земной коры лишь 18 химических элементов и их соединений, в ХУII в. 25, в ХУIII в. 29, в XIX в.47, в начале ХХ в. 54, во второй половине ХХ в. более 80.

Согласно подсчетам ученых, за всю историю человечества из недр Земли было извлечено более 200 млрд т угля, более 100 млрд Т нефти, 50 млрд т железной руды, 2 млрд Т бокситов, 300 млн Т медной руды, свыше 100 тыс. Т золота. Из этого количества на последние зоо лет приходится (за исключением золота) от 50 до 90% всей добычи.

Процесс опустынивания протекает со скоростью при мерно 7 км 2В час, или 6,9 млн га в год. Кроме тoгo, ежегодно более 20 млн га земель в пустынных и полупустынных районах приходят в состояние сильной деградации.

США закупают пресную воду в Канаде, ФРГ в Швеции, Нидерланды импортируют ее из Норвегии (по цене, приблизительно равной цене рейнского вина «рейн вейна»!), Саудовская Аравия из Малайзии. Инженерами разработаны полуфантастические проекты перекачки пресной воды по трансокеанским трубопроводам из Гpeнландии и Антарктиды в Европу, от устья Амазонки в Африку.

В 80x гг. ежегодно вырубалось более 11 млн гa тропических лесов и еще 4,5 млн гa подвергалось выборочной вырубке (15,5 млн гa это почти в 4 раза больше площади Швейцарии). Каждую минуту исчезает 1415 гa таких лесов. В первой половине 90x гг. в пределах южного лесного пояса было вырублено еще 65 млн гa лесов.

В 1970 г. в Африке насчитывалось примерно 5 млн слонов, В 1980 г. их осталось уже 1,3 млн, но затем и это количество сильно сократилось. В Азии от прежнего поголовья слонов сохранилось лишь 15 тыс. Основные причины такой катастрофической убыли охота и браконьерство (из-за слоновьих бивней), разрушение среды мест обитания животных.

Рефлексия: я порошу встать тех, кто положительно может ответить на мои вопросы:

1. На этом уроке у меня была необходимость вспомнить уже изученный материал. 2. На этом уроке у меня была необходимость действовать. 3. Я сотрудничал с другими участниками урока.

4. Мне приходилось логически мыслить.

5. Я узнал что-то новое. 6. При необходимости я, сумею воспроизвести определения, не зазубривая их.

7. Я догадался , зачем мы сейчас поднимались.

Д.З. стр. 49-51 подготовить материалы, иллюстрирующие возможности человечества в рациональном природопользовании.

Дополнительный материал для распечатки для географической разминки

Природа

материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук.

Географическая оболочка

Это комплексная оболочка земного шара, где соприкасаются и взаимодействуют литосфера, гидросфера, биосфера и атмосфера. это та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности.

это среда обитания и деятельности человека, весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду.

Географическая среда

Окружающая среда человека

Мировые энергоресурсы

Предыдущая12345678910

Помимо ископаемого топливно-энергетического сырья существуют на земном шаре иные источники производства энергии – солнечная, ветровая, приливная, геотермальная. В настоящее время они используются мало из-за технологических трудностей освоения и высокой стоимости производимой энергии, но на эти виды приходится значительная часть общего энергетического потенциала планеты.

Солнечная энергия – самый крупный энергетический источник на Земле.

Ветровая энергия является наиболее рентабельной из всех альтернативных источников получения электроэнергии и может быть использована практически повсеместно. Перспективно применение ветроэнергетических установок в сельском хозяйстве. В то же время следует помнить, что ветровые электростанции вызывают неприемлемые для людей шумовые эффекты и потому должны располагаться вдали от насе­ленных пунктов. В настоящее время распространены преимущественно крыльчатые ветродвигатели.

Сооружение геотермальных электростанций (ГеоТЭС) оправдано лишь там, где термальные воды наиболее близко подходят к поверхности земли (в районах вулканической деятельности, где есть гейзеры). Гео­термальные станции действуют в Италии, США, Японии, Исландии и др.

Приливно-отливные течения — это общее название горизонтальных движений вод Мирового океана, вызываемых гравитационными силами Луны и Солнца. Преобразуется энергия морских приливов и отливов в электрическую на приливных электростанциях (ПЭС). По оцен­кам в мире имеется свыше 265 участков морских побережий с высокими прили­вами (не менее 7 м высотой) и соответствующей топографией, пригородных для строительства ПЭС. Пока в мире действуют две ПЭС – в России (Кислогубская) и во Франции, в устье Гаронны.

Биоконверсионная энергия – энергия, аккумулированная в биомассе.

Существуют опытные разработки по получению боиогаза из отходов сельского хозяйства.

В настоящее время за счет нетрадиционных возобновляемых источников энергии удовлетворяется пока еще весьма незначительная часть мировых энергетических потребностей. Данные технологии являются крайне недешевыми, следовательно, внедрять их могут только самые развитые страны. При этом далеко не любая территория подходит для строительства подобных станций.

Географическое ресурсоведение и

Геоэкология

В географической науке в последнее время оформились два взаимосвязанных направления – ресурсоведческое и геоэкологическое.

1) Географическое ресурсоведение изучает размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их комплексов, вопросы их охраны, воспроизводства, экономической оценки, рационального использования и ресурсообеспеченности. Ученые, представляющие это направление, разработали раз­личные классификации природных ресурсов, предложили концепции (подходы к изучению ресурсной базы), например,

Предыдущая12345678910

Дата добавления: 2016-07-05; просмотров: 1188;

В наиболее общей форме геоэкология — это направление науки, связанное с изучением взаимодействия человека со средой его обитания, но это определение сформировалось не сразу. Термин «геоэкология» ввел в географию немецкий ученый К. Тролль в 1966 г. в противовес «биогеоценологии» В.Н. Сукачева и в качестве синонима «ландшафтной экологии», термина, также обоснованного Троллем в 1939 г. Ландшафтная экология, по Троллю, представляет собой «изучение основных комплексов, обусловленных взаимоотношениями между живыми существами и их средой в данной части ландшафта» (Цит. по: Тимашев, 2000. С. 18). В этом понимании ландшафтная экология мало чем отличается от «экологии» Э. Геккеля 1866 г. как науки «об отношениях организмов к окружающей среде». По Ю. Одуму (1986), одному из основоположников современной экологии, экология как самостоятельная научная дисциплина возникла около 1900 г., но ее название вошло в общий лексикон науки лишь в 60-70-е гг. XX в.

До 1970 г. экология рассматривалась в качестве одного из разделов биологии. В рамках биологической экологии возникли основные понятия, в частности «экосистема», то есть система взаимодействия организма и среды. Ее основа — круговорот вещества и энергии между живой и ‘ неживой частями этой системы. На рубеже 70-х гг. XX в. экология вышла из биологии, «оформившись в принципиально новую интегрированную дисциплину, связывающую физические и биологические явления и образующую мост между естественными и общественными науками» (Там же. Т. 1. С. 13). Одум подготовил двухтомный труд о предмете и объекте экологии, о структуре экосистем и их динамике, ставший классическим. Одум не рассматривал экологию человека, хотя и отмечал значение взаимоотношений общества с природным окружением. Он писал, что «цивилизация продолжает зависеть от окружающей среды… Основные законы природы не потеряли своей силы… И теперь ее сохранение зависит от наших знаний о природе и разумных действий, направленных на сохранение и улучшение охраны среды посредством гармоничного, а не разрушительного вмешательства» (Там же. С. 12). Красноречивым выводом завершил Одум свое исследование: «Когда «наука о доме» (Экология) и наука о «ведении домашнего хозяйства» (Экономика) сольются и когда предмет этики расширит свои границы и включит в себя, наряду с ценностями, произведенными человеком, ценности, создаваемые окружающей средой, тогда мы на самом деле сможем стать оптимистами относительно будущего человечества» (Там же. Т. 2. С. 247).

История взаимодействия между людьми и окружающей их средой столь же продолжительна, как и история развития человеческого общества (Петров, 1997, 2000; Богучарсков, 2005). Интерес к исследованию этого взаимодействия также имеет длительную историю, однако в особенно обостренной форме он проявился в последние десятилетия.

Фундаментальное рассмотрение экологии, ее теоретического арсенала выполнил Николай Федорович Реймерс (1931-1993). Им намечены десятки направлений внутри экологии, призванные изучать отдельные составляющие биосоциального комплекса, называемого биосферой. Экология отличается биоцентризмом, но, по Реймерсу, экология небиология. «Биологическая ее составляющая — взгляд от живого на окружающую среду и от этой среды на живое… Ее предмет- сохранение функциональной и структурной целостности того центрального объекта, который вычленяется в процессе исследования… Такая экология уже совсем не биология и никакая иная наука, она сама по себе новый раздел знания, равный, а может быть, и более широкий, чем математика, физика, химия и так далее, но отнюдь не философия, что следует из самого определения науки о выживании» (Реймерс, 1994. С. 12), в том числе и о выживании человечества. Реймерс нигде не упомянул о вкладе географии в становление экологии. С сожалением Реймерс отметил: «Цикл дисциплин о выживании человечества (что может быть актуальнее?), как ни странно, не получил абсолютного права на гражданство в здании науки. Глубинная причина этого явления, как кажется, в том, что «большой» экологии, или мегаэкологии, собственно, и нет как единого целого. Имеется масса проблем, есть изначальная праматерь в виде биоэкологии, пусть с не очень четкими логическими основаниями, но все же с давно складывающейся структурой, теоретическими посылками и так далее. В мегаэкологии всего этого пока не существует. Прежде всего нет фундаментальных теоретических основ» (Там же. С. 12-13). Но как же так? Куда подевался весь опыт развития географии, одной из ее замечательных частей — антропогеографии с обруганной концепцией географического детерминизма? Нет, опыт изучения взаимодействия людей со средой их обитания имеет многовековую историю. К.М. Петров (1997) проследил эту историю от глубокой древности до наших дней. Среди предшественников современных экологов называют Аристотеля и Гиппократа, Бюффона и Ламарка, Рулье и Северцова, Гумбольдта и Реклю, Марша и Чихачева, Мечникова и Ратцеля, Военкова и Докучаева. Вершиной научных геоэкологических построений является учение о биосфере Вернадского. А разве учение о географической оболочке с обнаруженными и изученными ее свойствами единства, зональности, ритмичности пространственной и временной, круговоротами вещества и энергии, в том числе и с участием живых организмов, другими фундаментальными закономерностями не послужили теоретической основой для формирования глобальной экологии и ее региональных отделов? Другое дело, что выводы великих ученых опережали время, и пик спроса на их труды пришелся на вторую половину XX в.

География всегда была экологичной, поскольку ее объектом является система «природа -общество — хозяйство» в ее единстве и пространственном распространении. В центре этой системы, если не явно, то опосредованно, находится человек, его оценка географических объектов и явлений с целью узнать нечто новое и по возможности приспособить для своих нужд. Еще в начале XX в. один из настоящих теоретиков экологии, в особенности ее прикладной части, Г.Ф. Морозов утверждал: «…вся мелиорация (экологии в нынешнем понимании тогда еще не существовало) от начала до конца, во всей совокупности и во всех частностях, есть не что иное, как сама география, живая, деятельная, желающая не только познавать, но и деятельно работать в области культурных задач человечества… Мелиоратор должен быть прежде всего географом, и как таковой он должен быть натуралистом, умеющим, однако, математически мыслить».

Интерес к экологии стал обостренным, когда место исследуемого организма занял человек, а средой его обитания стала биосфера, географическая оболочка, ойкумена или человеческий дом с заметными следами «изношенности». Интерес был подогрет выводами участников Римского клуба 1968-1972 гг., заговоривших о пределах роста, о предстоящих для человечества кризисных ситуациях в связи с исчерпанием основных природных ресурсов и все возрастающих процессах загрязнения мест обитания. «Идея защиты окружающей среды… стала господствующей общественной парадигмой. Она сформировалась под влиянием тревоги за будущее человечества. Экологический бум — результат не только крайне неблагоприятных для человека изменений в биосфере. Это определенная реакция общественного сознания, которое, наконец, начало подходить к пониманию важности оценки места человека в природе… Человечество осознало, что размеры и ресурсы нашей планеты ограниченны, что усиливающееся загрязнение окружающей среды вредит здоровью нынешнего и может сделать невозможной жизнь последующих поколений» (Петров, 1997. С. 4, 7).

У истоков современной отечественной глобальной экологии стоял М.И. Будыко, Сам Будыко считал, что он начал исследования в этом направлении с конца 40-х гг. XX в. «Результаты этих исследований были изложены в ряде публикаций, в том числе в отдельных разделах книг «Тепловой баланс земной поверхности» (1956), «Климат и жизнь» (1971), «Изменение климата» (1974). В 1977 г. Будыко издал монографию под названием «Глобальная экология», в которой «уделил основное внимание центральной проблеме глобальной экологии — круговороту энергии и различных категорий вещества в биосфере» (Будыко, 1977. С. 4). К числу главных задач экологии Будыко отнес «изучение антропогенных изменений окружающей человека среды в интересах человеческого общества» (Там же. С. 5). Будыко привел примеры антропогенного воздействия на глобальные природные процессы, сделал вывод, что нерегулируемая деятельность человека в конечном счете может привести к глобальному экологическому кризису, что делает необходимым составление прогноза изменений в биосфере. «Такой прогноз нужен для выбора оптимальных путей технического прогресса, не оказывающего губительного влияния на окружающую среду» (Там же. С. 8). Будыко подтвердил основную задачу глобальной экологии, то есть разработку «прогнозов возможных изменений биосферы под влиянием деятельности человека при различных вариантах хозяйственного развития» (Там же. С. 15). В числе дальнейших исследований проблем глобальной экологии Будыко указал на возможность применения численных моделей для прогнозов изменений биосферы, а также на необходимость изыскания «методов воздействия на крупномасштабные процессы в биосфере для создания глобальной системы регулирования биосферы в интересах человеческого общества» (Там же. С. 16). Успех изучения и предупреждения неблагоприятных планетарных экологических процессов Будыко видел в действенном международном сотрудничестве.

Постепенно экология стала не только привлекательной областью знания. Экологом стало быть выгодно. Реймерс считал, что отсутствие фундаментальных теоретических основ экологии привлекло к ней даже тех, кто в этой сфере знаний ничего не смыслит. «Все стали «экологами», — негодовал Реймерс (1994. С. 13). — Такого взрыва профанации знания не было в истории человечества. Раз все стали «экологами», то почти все стали называть «экологией», в том числе охрану природы и охрану окружающей человека среды». Реймерс, не в пример многим отечественным ученым, вынужден был признать: «Уже происходят процессы антропогенного разрушения глобальных совокупностей и взаимосвязей живого и неживого. «Экологический инфаркт» и «экологический апокалипсис» стали не столько эмоционально-алармистскими пугалами, сколько возможной реальностью, хотя и отвергаемой многими сугубо оптимистично настроенными учеными и политиками. Не впадая в «экологическую панику», тем не менее следует признать, что проблемы экологии приобрели жизненно важное значение. Вне широких обобщений, знания четких «правил игры» едва ли можно рассчитывать на успех их решения. «Правила игры» задает нам природа» (Там же. С. 40).

Собственно говоря, совокупным объектом изучения классической географии были природа, люди, их обычаи и занятия. Петров (1994. С. 6) заключил: «В современных научных исследованиях объекты экологии и географии часто сливаются. Поэтому возникла необходимость в интегрирующей науке- геоэкологии», географической экологии. Геоэкологию Реймерс (1990. С. 95) определил как «раздел экологии (по другим воззрениям — географии), исследующий экосистемы (геосистемы) высоких иерархических уровней — до биосферы включительно. Синонимы: ландшафтная экология, иногда биогеоценология». По В.Б. Поздееву (1998. С. 154; 2004. С. 19), геоэкология- это «интегральное научное направление, находящееся в сфере пересечения естествознания, обществознания и технознания и изучающее пространственно и системно организованные процессы и явления, возникающие в результате взаимодействия общества и природы». По определению Б.И. Кочурова (2003. С. 350), «геоэкология — наука о пространственно-временных закономерностях взаимодействия общества с окружающей природной средой». Она объединяет усилия географии и экологии. Но, добавил Кочуров, человек живет не только в природной, но и техногенной, экономической и культурной средах. Эти определения и многие другие подчеркивают если не полное совпадение с разделом взаимодействия общества и природы в географии или ландшафтоведении, включающем и его антропогенную составляющую, то по крайней мере указывают на значительное сопряжение объектов изучения географии и геоэкологии.

Проблемы экологии и геоэкологии очень быстро привлекли внимание не только географов и биологов. Традиционное поле деятельности географов стало все чаще использоваться учеными иных сфер деятельности. Иначе чем объяснить появление первого академического журнала под названием «Геоэкология», исходное содержание которого должно быть направлено на исследование инженерно-геологических, гидрогеологических и геокриологических проблем. Переквалификация геологов в геоэкологов происходит интенсивно и агрессивно в отношении географии. И поделом. Долгое время выработке общих теоретических подходов в географии по отношению изменяющегося мира под влиянием цивилизационных процессов мешала идеологическая установка о различных законах, управляющих природными и социально-экономическими процессами. Сторонники консолидации физической и экономической географии

и тем более ее единства подвергались жестокой критике. Искусственно созданный раздел привел к неоправданно резкому размежеванию географической науки. В условиях глубокой дифференциации географии комплексная проблема изучения взаимодействия общества и среды его обитания и деятельности оказалась в значительной степени вакантной. Тревога участников Римского клуба о неблагополучии природного окружения людей, опасного для цивилизационного развития, воспринималась в нашем отечестве как проявление буржуазной апологетики, неверия в творческие силы человечества, бесперспективность капиталистического пути развития.

Первыми перестройку географического образования на геоэкологических основах предложили осуществить петербургские географы, преобразовавшие географический факультет в факультет географии и геоэкологии. В 1994 г. ими под редакцией В.Г. Морачевского было создано учебное пособие «Основы геоэкологии», в котором были определены задачи новой дисциплины и сформулированы понятия научного направления. В.Г. Морачевский и К.М. Петров рассматривают современную экологию как междисциплинарную область знания, «которая стремится понять множество связей, существующих между человеческим обществом и природной средой, и исследует органическое единство естественно-научных и социально-экономических проблем» (Основы геоэкологии, 1994. С. 5). Этот вывод стал возможен в результате нарушения «идеологической чистоты» природной и социально-экономической частей науки, вызванного признанием действительной опасности обостряющихся экологических проблем. «Геоэкология, — по Морачевскому и Петрову, — наука, изучающая необратимые процессы и явления в природной среде и биосфере, возникающие в результате интенсивного антропогенного воздействия, а также близкие и отдаленные во времени последствия этих воздействий. Такое определение экологии позволяет считать ее наукой географической» (Там же. С. 6). Задачами геоэкологии названы: «исследование источников антропогенного воздействия на природную среду и биосферу, их интенсивности и пространственно-временного распределения; создание и оптимизация геоинформационных систем, обеспечивающих непрерывный контроль за состоянием природной среды (биосферы), в основе которой лежит ее мониторинг в различных организационных формах; изучение уровня загрязнения и деструкции компонентов глобальной геосистемы, постоянный и повсеместный контроль их динамики; изучение экологической нагрузки на природные ландшафты и их функционирование как экосистем, нормирование и регулирование нагрузок на экосистемы исследование «отклика» биосферы на антропогенные процессы различного характера; оценка, прогноз и моделирование последствий антропогенных воздействий, проявляющихся в изменении состояния компонентов глобальных и региональных геосистем, в изменении интенсивности процессов тепло-массо-энергообмена между ними для разных временных масштабов; географо-экологические исследования устойчивости природной среды, подвергнутой антропогенному воздействию; разработка рекомендаций по сохранению целостности природной среды и биосферы путем оптимизации хозяйственной деятельности человеческого общества и регламентации ресурсосбережения» (Там же. С. 6-7). Подобное толкование геоэкологии и ее задач дано И.Е. Тимашевым (2000. С. 19; 2001. С. 24). Ссылаясь на В. Виноградова, Тимашев выразил согласие с тем, что «геоэкология как географическая дисциплина становится наукой о географической среде, ее геосистемах, ландшафтах или природно-территориальных комплексах, изучаемых в качестве среды обитания организмов, человека прежде всего, с одной стороны, и среды социально-экономической деятельности — с другой». Цели геоэкологии, по Тимашеву, — решение проблем, связанных с состоянием окружающих ландшафтов, влиянием на него природных и антропогенных процессов. «Геоэкологию в ее эколого-ландшафтном понимании, — считает Тимашев (2000. С. 21), — можно по праву назвать наукой XXI в. В сферу ее интересов попадают актуальнейшие проблемы взаимодействия географической среды и общества». Не происходит ли подмена геоэкологией географии и ее части — ландшафтоведения? В этом отношении показательно также толкование социальной экологии. По Реймерсу (1990. С. 596), социальная экология есть «научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество -природа»: изучающая взаимодействия и взаимосвязи человеческого общества с природной средой и разрабатывающая научные основы рационального природопользования».

Уже приходилось писать (Богучарсков, 2001) о том, что географию вытесняют с ее традиционного поля деятельности. В частности, как будто не подозревая о существовании географии, три доктора философии А.Д.Урсул, Ю.Ю.Галкин и А.М.Анохин (2000. С. 11-12) развивают мысль о становлении новой науки — социальной экологии — и ее задачах: «Социальная экология прежде всего изучает влияние способа производства, производственной деятельности человека на природную среду, а также влияние на общество и собственно на человека… Ее можно трактовать и как прогностическое научное исследование, направленное на решение конкретных проблем… исходное начало социальной экологии — противоречие между природой и обществом. Основными в ее категориальной системе являются понятия «биосфера», «общество», «человек», «окружающая среда» и др. Социальная экология призвана формулировать качественно новые типы законов, отражающих взаимосвязь природы, технико-технологической сферы жизни общества и человека…». И ни одного слова, ни одного намека хотя бы о какой-то связи социальной экологии в интерпретации авторов с географией. И этот пример не единичный.

На необходимость усиления сопряженных геоэкологических исследований человека, среды его жизни и деятельности указывал B.C. Преображенский (1990), но это совсем не отменяет и не заменяет необходимость в развитии этой проблематики в географии и в ее составляющих. На самом же деле самими географами сдаются позиции географии в угоду конъюнктуры. Традиционные географические направления объявляются экологическими, а сами географы нередко предпочитают называть себя экологами. Было бы совсем неоправданно в охватившем всех наукотворчестве потерять географию, история развития которой была связана с изучением природы, общества и его деятельности как единой системы и был накоплен уникальный теоретический багаж ее исследования. Об этом писал А.Г.Исаченко (1995) в связи с проблемой интеграции географических наук, которая представляется как объективная необходимость. «…Именно география сохранила целостный взгляд на окружающий мир и осталась

единственной наукой, способной наиболее широко и всесторонне охватить проблемы взаимодействия человека и природы». Но, с горечью говорил Исаченко, «происходит терминологическая подмена ландшафтоведения, палеогеографии и других отраслей географии геоэкологией, и делается это в значительной мере в угоду моде на экологию» (Там же. С. 6, 17). География изначально была экологичной, но внутренние распри, размежевание физической и экономической географии, увлечение проектами преобразования природы вынуждают экологизировать географию заново. Экологическую географию Исаченко рассматривает в качестве междисциплинарного направления, остающегося географией по своему существу и предмету исследования. «Ее можно определить как раздел, или особое исследовательское направление географической науки, предметом которого служит изучение географической среды с гуманитарно-экологической точки зрения и в целях ее сохранения и улучшения (оптимизации). Концептуальной основой экологической географии является представление о географической среде как совокупности сложно организованных («структурированных»), иерархически соподчиненных геосистем разных порядков» (Там же. С. 18 -19). Исаченко (2002) показал возможности эколого-географического анализа географической среды и расселения на примере горных территорий.

Провозглашение экологии и геоэкологии науками вольно или невольно отодвигает географию от решения актуальных проблем современности. Об экологии как о междисциплинарной науке, о комфортности географической среды и оптимизации ландшафта писал в одной из последних работ Ф.Н. Мильков (1997). СП. Горшков (1997) рассматривает геоэкологию как новый уровень междисциплинарной интеграции. На его взгляд, «геоэкология — наука об организованности биосферы, вмещающей ее супергеосферы и околоземного Космоса, об их антропогенном изменении и способах управления для целей выживания и устойчивого развития цивилизации: наука о механизме и архитектуре окружающей среды, использующая ретроспективы и прогнозирование» (Там же. С. 11).

В предпринятом обзоре показаны взгляды об экологии и геоэкологии наиболее известных географов, опыт и мнение которых являются бесценным даром для молодых исследователей. Но так ли этот дар безупречен? На заседании Научного совета по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий наук СНГ, состоявшемся в Молдавии в 1999 г., нынешний президент Русского географического общества Ю.П. Селиверстов, остановившись на понятии «геоэкология», заявил: «…предмет и объект географической науки отдаются искусственно создаваемому направлению. Экологический аспект всегда был силен в географии как часть нашей науки. Неопределенность содержания так называемой геоэкологии вне географии очевидна, поэтому географам надо быть внимательными к целостности и единству своей науки и во всяком случае самим не разрушать географию. Новые акценты, связанные с антропогенизацией географической среды, должны оставаться в пределах географической науки и решаться географами» (Котляков, Глазовский, Салтыковская, 2000. С. 120). Директор Института географии РАН В.М. Котляков поддержал высказанную Селиверстовым озабоченность возможностью растворения географии в геоэкологии. «Мы ставимпод угрозу само существование нашей науки», — резюмировал Котляков. Географам следует почаще напоминать о целях и задачах своей науки, о методологических подходах и методическом арсенале исследования природно-социохозяйственных связей и взаимодействий хотя бы для того, чтобы не было поползновений для «открытий» там, где исторически надежно обосновалась география. Но география должна не только отстаивать свое первородство, но и реально усилить общетеоретическое крыло, судьбоносное для географии, для биосферы в целом и для перспектив существования самого человечества.

Проблемы взаимодействия природы и общества, не разрушающего целостности географической оболочки на ее нынешнем биосферном (антропосферном) этапе развития, чрезвычайно сложны и не могут быть решены в рамках одной науки. Необходима консолидация усилий представителей разных научных направлений ученого сообщества. Вместе с географами, но не вместо их. Примером в высшей степени полезной деятельности в направлении разработки теоретических проблем нормализации отношений в системе «среда -человеческое общество» может служить научный подвиг математика по амплуа, философа по широте взглядов, гуманиста по нравственным принципам Н.Н. Моисеева. Под руководством Моисеева была создана наиболее полная математическая система для прогнозирования глобальных биосферных процессов.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх