Картинка памятник минину и пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади

Памятник Минину и Пожарскому — символ народного единства, шедевр скульптурного и литейного искусства.

Где находится памятник Минину и Пожарскому

Главный памятник Минину и Пожарскому находится в Москве, на Красной площади, перед собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного). На горельефах пьедестала изображены: прогоняющий поляков из Москвы князь Пожарский; на втором (переднем) горельефе — граждане, жертвующие имущество и себя Родине.

Первая и наиболее масштабная копия скульптуры находится в Нижнем Новгороде, где под началом народных героев и удалось собрать ополчение для борьбы с интервентами. Нижегородский памятник стоит в центре города, на площади Народного единства, являясь ее смысловой доминантой. Он на 5 см ниже московского оригинала, изготовлен Зурабом Церетели и официально открыт в 2005 году.

Малая модель оригинального памятника хранится в Художественном музея города Таганрог.

Кроме того, памятник в миниатюре был воспроизведен бронзе с позолотой в каминных часах П.-Ф. Томира. Реплики таких часов хранятся в Эрмитаже и музее Петергофа.

История памятника Минину и Пожарскому в Москве

Идея создания грандиозного памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому была выдвинута с организацией сбора средств в 1803 году. Инициативу поддержал император Александр I.

Автор памятника Минину и Пожарскому и его создатель — скульптор Иван Петрович Мартос, также участвовавший в скульптурном оформлении петербургского Казанского собора, Павловского парка и являющийся скульптором памятников царственных особ и других исторических деятелей. И. П. Мартос представил публике гравюру будущего памятника народным освободителям еще в 1807 году, его проект был одобрен лишь после победы в общем конкурсе в ноябре 1808 года.

В ходе работ было решено установить скульптурную группу не в Нижнем Новгороде, который исторически является местом сбора ополчения, а в центре Москвы, чтобы подчеркнуть значимость этого исторического события и посвященного ему памятника.

Малую и большую модели памятника скульптор Мартос продемонстрировал в 1812 и 1813 году. В бронзе скульптура отлита мастером-литейщиком В. П. Екимовым в 1816 году. К тому времени была проделана колоссальная работа: монумент стал самым крупным из единовременно отлитых памятников в Европе.

Пьедестал для памятника выполнен из трех кусков гранита мастером С. К. Сухановым в Петербурге, доставлен в Москву водным транспортом.

Памятник на Красной площади официально открыт в 1818 году; на момент открытия его поставили на наиболее почетном месте в центре площади, напротив нынешнего здания ГУМа.

Тем не менее, в 1931 году скульптура, изображающая национальных героев и возвышавшаяся посреди площади, оказалась помехой: не вписывалась в концепцию просторной парадной площади, на которой регулярно проводились торжественные шествия и демонстрации. В связи с этим монумент перенесли к храму Василия Блаженного.

Как добраться до памятника Минину и Пожарскому в Москве

Памятник возвышается в южной части Красной площади, чтобы дойти до него, можно ориентироваться на заметный издалека собор Василия Блаженного. Увидеть памятник, в отличие от монументов на территории Кремля, можно бесплатно — вход на Красную площадь в обычные дни свободный. Также знаменитый памятник, как правило, включается в большинство маршрутов пешеходных экскурсий по историческому центру Москвы.

На метро добираться нужно до станции «Охотный Ряд» или расположенных на одном транспортном узле с ней станций «Театральная», «Площадь Революции». Затем нужно пройти мимо красного здания Государственного исторического музея почти 600 метров через всю Красную площадь. Почти такое же расстояние и от метро «Китай-город», в этом случае нужно спуститься к южной части Красной площади по улице Ильинка.

На наземном общественном транспорте добираться удобно до остановки «Красная площадь» со стороны Васильевского спуска по улице Варварка. Пешком останется пройти совсем немного до собора Василия Блаженного, а затем обойти его до главного входа. Автобусы по маршруту — № 158, м5. От остановки у Васильевского Спуска идти до монумента ближе, чем от метро.

Панорама площади перед памятником от Google Maps

Видео

>Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому стал первым монументом в Москве: прежде в честь важных исторических событий устанавливали триумфальные арки, часовни и храмы.

Работа над памятником

Автором проекта стал скульптор Иван Мартос. В 1812 году под его руководством мастера начали работу над монументом, спустя 4 года литейщик Василий Екимов отлил скульптуру целиком. На памятник ушло 18 тонн латуни и меди. Впервые в европейской истории такой крупный монумент отлили за один раз.

Пьедестал для памятника изготовил каменотес Самсон Суханов из трех кусков гранита — их специально привезли из Финляндии. Иван Мартос украсил пьедестал двумя горельефами. На переднем горельефе «Нижегородские граждане» скульптор изобразил людей, которые жертвуют богатства на защиту Родины. Среди фигур — сам Мартос и двое его сыновей, которые отправляются на войну. На заднем горельефе «Изгнание поляков» Иван Мартос изобразил князя Пожарского, который гонит захватчиков из Москвы.

Фигуры Минина и Пожарского были выполнены в классическом стиле и напоминали античные статуи. Однако в скульптурной композиции были и традиционно русские элементы: одежда Минина напоминала русскую рубашку, на щите Пожарского был изображен Спас Нерукотворный, а на одном из горельефов — икона Казанской Божией Матери.

Памятник Минину и Пожарскому: кто и как изображён

Памятник Минину и Пожарскому работы Ивана Мартоса — это своего рода краудфандинговый проект XIX века. Идея создать такой монумент на народные деньги возникла в 1803 году на заседании петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Тогда публицисты призывали очарованных Античностью деятелей искусства обратиться к сюжетам из отечественной истории. Горожанин Кузьма Минин и полководец князь Дмитрий Пожарский были идеальными героями: в годы Смутного времени, в начале XVII века, один организовал, а другой возглавил ополчение, освободившее Москву от иноземных захватчиков. В 1804 году Мартос представил первый скульптурный эскиз. Однако проект решили отложить. В 1808-м за дело взялись нижегородцы. Провели конкурс эскизов, и работа Мартоса была признана лучшей. Императорским указом объявили сбор средств по народной подписке, имена жертвователей публиковались в прессе.
Изначально монумент хотели поставить в Нижнем Новгороде, где Минин призвал народ сформировать ополчение. Но в 1811 году решили, что место памятнику в Москве. Это был первый скульптурный монумент в городе. Сначала он стоял близ торговых рядов (в наши дни — территория ГУМа), и Минин указывал рукой на Кремль, в котором в 1610–1612 годах засели враги. Однако в 1930-е памятник перенесли на нынешнее место, к Покровскому собору.

1. Минин. Одежда представителя народа не стилизована под античную: туника Минина с каймой напоминает рубаху; на нём порты. К тому же у Минина русская стрижка «в скобку». Но правильные черты лица нижегородца как будто скопированы с античных изображений богов и героев: в классицизме такая внешность — знак нравственной цельности персонажа.

2. Меч. За него держатся оба героя: они готовы дать отпор врагу вместе. Оружие в ножнах похоже на изображения античных мечей на гравюрах конца XVIII века с римскими древностями (в частности, работы Джованни Баттисты и Франческо Пиранези).

3. Пожарский. На первом эскизе герои стояли рядом, однако скульптора раскритиковали: не следует уравнивать выходца из народа с князем. И Мартос решил изобразить Пожарского сидящим, ещё не совсем оправившимся от ран, полученных в битвах с поляками. Нижегородцы призвали талантливого военачальника возглавить ополчение, когда он лечился в своём имении в Мугрееве.
4. Эксомида. Пожарский одет в хитон на одно плечо, как носили спартанские воины: по канонам классицизма благородного героя следует изображать в античном наряде.

5. Портрет скульптора. Самого Мартоса в облике горожанина, отправляющего в ополчение сыновей, изобразил его ученик Самуил Гальберг. Античные сюжеты о родителях, жертвующих на благо отечества собственных детей, были близки скульптору. Один его сын участвовал в Отечественной войне 1812 года, а другой, находясь на стажировке в Европе, попал в плен к наполеоновским солдатам и погиб в 1813-м.

6. Подвиг Минина. Сюжет переднего барельефа — нижегородцы по призыву земляка сдают деньги и драгоценности, чтобы собрать ополчение. Их движения торжественны, словно они античные граждане, совершающие священнодействие.
7. Памятная надпись. Её текст «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» Александр Пушкин критиковал за излишнюю лаконичность: не упомянуты ни имена героев, ни статус Минина.

8. Подвиг Пожарского. На барельефе с задней стороны ополченцы во главе с Пожарским изгоняют поляков из Москвы. И снова античные одеяния сочетаются со стилизованными русскими шлемами и изображением на щите Богоматери — заступницы русских воинов.

9. Шлем. Единственная деталь облачения Пожарского, напоминающая внешним видом, что он русский князь.

10. Щит. Он выглядит как эгида древнегреческой богини Афины, только на месте головы горгоны Медузы находится орифламма с изображением Спаса Нерукотворного.
Иван Петрович Мартос
1754 — родился в городке Ичня (Украина) в семье обедневшего помещика.
1764–1773 — учился в петербургской Академии художеств.
1773 — уехал стажироваться в Рим.
1779 — вернулся в Россию, начал преподавать в Академии художеств.
1780 — изваял бюст своего покровителя, графа Никиты Панина, в духе древнеримских скульптурных портретов.
1804–1807 — создал статую Иоанна Крестителя, барельефы и фриз для Казанского собора.
1807 — сделал надгробие для кенотафа императора Павла I в мавзолее в Павловске.
1835 — умер в Санкт-Петербурге, похоронен на Лазаревском кладбище.
Источник
Верхние Торговые Ряды в середине 1850-х гг. Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа. 1850-е гг.

Памятник Минину и Пожарскому

До начала XIX века Москва не имела традиции установки скульптурных памятников: в честь знаменательных событий возводились часовни и церкви (например, Покровский собор на Красной площади, выстроенный в память взятия Казани). Первые монументы в России появились в Санкт-Петербурге и были посвящены его основателю – императору Петру I. Со временем и москвичи пожелали увековечить своих героев – выбор пал на Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.

С предложением создать памятник лидерам Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году от польского нашествия, выступило в начале XIX века Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Установить монумент изначально предполагалось не в Москве, а в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Модель памятника по своей инициативе в 1804 году выполнил скульптор Иван Петрович Мартос – один из самых известных скульпторов России, прошедший длинный путь от сына небогатого помещика до профессора Академии художеств и создавший фигуру Иоанна Крестителя для портика Казанского собора в Петербурге. В 1811 году первоначальное решение было изменено: от установки памятника в Нижнем Новгороде отказались в пользу Москвы – главного места действия Второго ополчения. А после окончания Отечественной войны 1812 года монумент Минину и Пожарскому обрёл новое значение: как символ победы над захватчиками и изгнания их из Москвы.

Памятник был создан после сбора пожертвований, в котором приняла участие буквально вся страна: императорская фамилия, дворяне, купцы, мещане, крестьяне – размер пожертвований колебался от 50 копеек до 5000 рублей, средства приходили из различных губерний России. Торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади 20 февраля 1818 года в присутствии императора Александра I и при огромном стечении народа: люди заполнили не только всю Красную площадь, но и крышу здания Верхних торговых рядов и даже башни Кремля.

Скульптор Мартос сформулировал общую идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели». Новый памятник был поставлен в самом центре Красной площади, напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов. Выбор места не случаен: Кузьма Минин, обращаясь к раненому князю Дмитрию Пожарскому с призывом возглавить ополчение, своей рукой указывает на Кремль, где в этот момент находятся захватчики. Пожарский опирается на щит с ликом Спаса Нерукотворного Образа, принимает из рук Минина меч и готовится встать. Постамент украшен двумя барельефами: на лицевой стороне – сцена сбора средств на Второе ополчение, на задней стороне – наступление и разгром русским войском поляков. Кроме того, на пьедестале присутствует надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия в лето 1818».

В первые годы после революции существовала угроза уничтожения монумента, звучали предложения по его переплавке. К счастью, эти планы так и остались лишь проектами. Однако оставить памятник на прежнем месте власти тоже не могли: официально необходимость переноса объяснялась тем, что монумент, находясь в центре Красной площади, создаёт помехи для транспорта и демонстраций. Но была и другая причина: Минин теперь указывал прямо на мавзолей, в связи с чем у горожан рождались свои ассоциации и присказки. В результате в 1931 году памятник героям Второго ополчения «переехал» с центра Красной площади к собору Василия Блаженного, где он находится и сегодня. В 2010–2011 годах была проведена комплексная реставрация монумента, позволившая укрепить его и предотвратить разрушение.

Кстати, Нижний Новгород свой монумент всё же получил: в 2005 году Зураб Церетели создал чуть уменьшенную копию московского памятника Минину и Пожарскому, которая была установлена возле Нижегородского кремля.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх