Каково значение металлургического комплекса

Металлургический комплекс

Металлургический комплекс — совокупность отраслей промышленности, производящих металлы. Представляет собой совокупность связанных между собой отраслей и стадий производственного процесса от добычи сырья до выпуска готовой продукции — чёрных и цветных металлов и их сплавов . Подразделяется на чёрную и цветную металлургию . Металлургический комплекс может рассматриваться как на территориальном уровне , так и на общенациональном .

В единый металлургический комплекс как чёрной, так и цветной металлургии входят десятки переделов, начиная от добычи руды, получения металлов и сплавов и заканчивая производством различных видов металлургической продукции (например, прокат, трубы, метизы, катанка и другие). Чёрная и цветная металлургия являются высококонцентрированными отраслями, включающими в себя много различных производств .

Территориальные металлургические комплексы (называемые иногда металлургической базой ) формируются с учётом основных факторов размещения комплекса: наличие сырьевой базы, близость источников энергии, возможностей доставки продукции потребителям, требования относительно экологии, наличия трудовых ресурсов.

Металлургический комплекс является одним из крупнейших потребителей товаров и услуг других отраслей. На него приходится около 35% всего общероссийского промышленного потребления электроэнергии и 25% перевозимых железнодорожным транспортом грузов. В отдельных подотраслях металлургии (алюминиевой, ферросплавной) доля затрат электроэнергии в себестоимости продукции достигает 25-30%, а в целом по металлургии — более 8%. На конец 2001 года доля затрат на железнодорожный транспорт составляла 15% в средней себестоимости единицы продукции чёрной металлургии. Соответственно, уровень цен и тарифов естественных монополий является важнейшим фактором, определяющим финансово-экономическое состояние металлургических предприятий и конкурентоспособность металлопродукции.

Металлургический комплекс мира.

Металлургический комплекс — совокупность отраслей производящих разнообразные металлы. Она включает добычу, обогащение руды, выплавку металлов, производство проката, а так же переработку вторичного сырья. Отрасль делится на черную металлургию — выплавка стали, чугуна и ферросплавов. И цветную, которая включает — производство лёгких металлов — алюминий, магний, титан. И тяжёлых металлов — медь, никель, олово, свинец. На размещение металлургических комбинатов большое влияние оказывают: особенности используемого сырья (руды); применяемый для получения металла вид энергии; география сырьевых и энергетических источников.

Факторы размещения.

1. Ма­те­ри­а­ло­ем­кость – за­тра­ты ма­те­ри­а­лы на вы­пуск еди­ни­цы про­дук­ции.

Боль­шой рас­ход ис­ход­но­го руд­но­го сырья, по­это­му пред­при­я­тия ме­тал­лур­гии рас­по­ла­га­ют­ся вб­ли­зи ис­точ­ни­ков сырья. На­при­мер, для про­из­вод­ства 1 т стали тре­бу­ет­ся 5т руды, а для про­из­вод­ства 1 т олова надо более 300 т руды.

2. Энер­го­ем­кость – за­тра­ты энер­гии на вы­пуск еди­ни­цы про­дук­ции.

3. Тру­до­ем­кость– за­тра­ты труда на вы­пуск еди­ни­цы про­дук­ции.

В сред­нем на ме­тал­лур­ги­че­ском за­во­де ра­бо­та­ют от 20 до 40 тыс.че­ло­век, а это на­се­ле­ние неболь­шо­го го­ро­да.

4. Кон­цен­тра­ция – со­сре­до­то­че­ние боль­ших объ­е­мов про­из­вод­ства на одном пред­при­я­тии.

Более 50% чер­ных ме­тал­лов и 49% цвет­ных вы­плав­ля­ют­ся на 5% про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий. Такая вы­со­кая кон­цен­тра­ция спо­соб­ству­ет уде­шев­ле­нию про­дук­ции, но услож­ня­ет ре­а­ги­ро­ва­ние на из­ме­не­ние рынка.

5. Ком­би­ни­ро­ва­ние – объ­еди­не­ние на одном пред­при­я­тии кроме ос­нов­но­го про­из­вод­ства, про­из­водств, свя­зан­ных с ос­нов­ным тех­но­ло­ги­че­ски и эко­но­ми­че­ски.

В со­ста­ве ме­тал­лур­ги­че­ско­го ком­би­на­та кроме ме­тал­лур­ги­че­ско­го про­из­вод­ства бы­ва­ет про­из­вод­ство це­мен­та и стро­и­тель­ных ма­те­ри­а­лов, про­из­вод­ство азот­ных удоб­ре­ний.

6. Эко­ло­ги­че­ский фак­тор – нега­тив­ное вли­я­ние на окру­жа­ю­щую среду.

7. Транс­порт­ный фак­тор – со­вре­мен­ный ме­тал­лур­ги­че­ский ком­би­нат по­лу­ча­ет и от­прав­ля­ет столь­ко же гру­зов, сколь­ко круп­ный город, по­это­му он не может ра­бо­тать без же­лез­ной до­ро­ги.

Сельское хозяйство мира.

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль мирового хозяйства. Её основное назначение — обеспечить население продуктами питания, а легкую и пищевую промышленность — сырьём. Это единственная отрасль материального производства, которая зависит от природных условий. Однако роль этой отрасли в экономике разных стран и районов сильно различается. География сельского хозяйства отличается исключительным многообразием форм производства и аграрных отношений. При этом все его типы можно объединить в две группы: Товарное сельское хозяйство — отличается высокой продуктивностью, интенсивностью развития, высоким уровнем специализации; Потребительское сельское хозяйство — отличается низкой продуктивностью, экстенсивностью развития, отсутствием специализации. Сельское хозяйство развитых стран отличается резким преобладанием товарного сельского хозяйства. Оно развивается на основе механизации, химизации, применения биотехнологий, новейших методов селекции. В развивающихся странах сельское хозяйство неоднородно и включает в себя: традиционный сектор (преимущественно растениеводческое направление с мелкими крестьянскими хозяйствами), современный сектор (товарное сельское хозяйство с хорошо организованными плантациями и фермами). Животноводство: основные отрасли и их размещение Животноводство как отрасль сельского хозяйства распространено практически повсеместно. Размещение его отраслей зависит, прежде всего, от кормовой базы. В животноводстве выделяют три ведущие отрасли: скотоводство, свиноводство, овцеводство. Скотоводство – разведение крупного рогатого скота (КРС), самым большим поголовьем КРС обладает Зарубежная Азия и Латинская Америка. В скотоводстве различают три основных направления: молочное (характерно для густонаселенных районов Европы, Северной Америки); мясомолочное (распространено в лесной и лесостепной зоне); мясное (засушливые районы умеренного и субтропического пояса). Самым большим поголовьем КРС обладают: Индия, Аргентина, Бразилия, США, Китай, Россия. Свиноводство распространено практически повсеместно вне зависимости от природных условий. Оно тяготеет к густонаселённым районам, крупным городам. К районам интенсивного картофелеводства. Лидером по поголовью свиней является Китай (почти половина мирового поголовья), за ним США, Россия, Германия, Бразилия. Овцеводство преобладает в странах и районах, располагающих обширными пастбищами. Наибольшее поголовье овец в Австралии, Китае, Новой Зеландии, России, Индии, Турции, Казахстане. Лидерство в производстве продуктов животноводства принадлежит экономически развитым странам и распределяется так: производство мяса — США, Китай, Россия; производство масла — Россия, Германия, Франция; производство молока — США, Индия, Россия.

Билет №22

Транспорт мира.

Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов. Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности транспортировки различных грузов. Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25% грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% — на автомобильный, а оставшиеся 35% — на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта. Сухопутный транспорт Железнодорожный — и в наши дни его роль остается важной, особенно в перевозке массовых грузов, Около 50% общей длины железных дорог приходится на 10 стран — США, Россия, Индия, Канада, Китай. По густоте железных дорог лидирует Западная Европа.

Автомобильный — лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. По длине автомобильных дорог выделяются — США, Россия, Индия; по густоте — Европа и Япония. В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта. Трубопроводный — получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км., сеть (магистральных газопроводов еще больше — 900 тыс. км.). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды. В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км., а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км. Водный транспорт Морской — из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан. К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др. Речной — использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.). Самый большой речной и озерный флот — в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду. Воздушный транспорт Воздушный транспорт — самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400). Крупнейшие аэропорты мира: в США — Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании — Лондон (Хитроу); Японии — Токио, а также в ФРГ — Франкфурт-на-Майне, Франции — Париж и др. Транспорт в настоящее время, стал меньше зависим от природы. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.

Электроэнергетика.

Элек­тро­энер­ге­ти­ка обес­пе­чи­ва­ет элек­три­че­ством раз­лич­ные от­рас­ли хо­зяй­ства и де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка. Элек­тро­энергетика – ве­ду­щая со­став­ля­ю­щая часть энер­ге­ти­ки, обес­пе­чи­ва­ю­щая элек­три­фи­ка­цию хо­зяй­ства стра­ны на ос­но­ве ра­ци­о­наль­но­го про­из­вод­ства и рас­пре­де­ле­ния элек­тро­энер­гии.Элек­тро­энер­ге­ти­ка имеет важ­ное зна­че­ние в хо­зяй­стве любой стра­ны, что объ­яс­ня­ет­ся та­ки­ми пре­иму­ще­ства­ми элек­тро­энер­гии перед энер­ги­ей дру­гих видов, как от­но­си­тель­ная лег­кость пе­ре­да­чи на боль­шие рас­сто­я­ния, рас­пре­де­ле­ния между по­тре­би­те­ля­ми, а также пре­об­ра­зо­ва­ния в дру­гие виды энер­гии (ме­ха­ни­че­скую, теп­ло­вую, хи­ми­че­скую, све­то­вую и др.). От­ли­чи­тель­ной чер­той элек­тро­энер­гии яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­ность ее ге­не­ри­ро­ва­ния и по­треб­ле­ния.

Боль­шую часть элек­тро­энер­гии (при­мер­но 50% – 55%) вы­ра­ба­ты­ва­ют раз­ви­тые стра­ны, хотя вы­ра­бот­ка элек­тро­энер­гии в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах с каж­дым годом рас­тет быст­рее тем­пов раз­ви­тых.

Наи­боль­ший по­ка­за­тель вы­ра­бот­ки элек­тро­энер­гии на душу на­се­ле­ния у Нор­ве­гии и Ка­на­ды.

Стра­ны-ли­де­ры по про­из­вод­ству элек­тро­энер­гии

Место Стра­на (ре­ги­он) Про­из­вод­ство элек­тро­энер­гии, ГВт·ч/год Год, при­ме­ча­ния
мир 19 894 780
США 4 325 900
КНР 4 206 500
Япо­ния 1 145 300
Рос­сия 1 036 800
Индия 922 200
Ка­на­да 629 900
Гер­ма­ния 621 000
Фран­ция 573 200
Рес­пуб­ли­ка Корея 497 200
Бра­зи­лия 484 800

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми ти­па­ми элек­тро­стан­ций яв­ля­ют­ся: ТЭС, ГЭС и АЭС.

В целом вы­ра­бот­ка элек­тро­энер­гии на угле ха­рак­тер­на для стран Азии, Аф­ри­ки и Цен­траль­ной Ев­ро­пы. ГЭС ли­ди­ру­ют в Ла­тин­ской Аме­ри­ке. Зна­чи­тель­ная доля АЭС в раз­ви­тых стра­нах.

Тепловые электростанции

Боль­шую часть элек­тро­энер­гии (2/3) вы­ра­ба­ты­ва­ют на ТЭС, они же яв­ля­ют­ся наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми ти­па­ми элек­тро­стан­ций. В неко­то­рых стра­нах доля элек­тро­энер­гии, по­лу­ча­е­мая на ТЭС, пре­вы­ша­ет 80% (Поль­ша, ЮАР, Са­у­дов­ская Ара­вия, Ливия, Бах­рейн, Ирак, Дания). ТЭС ра­бо­та­ют на угле, неф­те­про­дук­тах и газе. ТЭС, ра­бо­та­ю­щие на при­род­ном газе, счи­та­ют­ся более эко­ло­ги­че­ски чи­сты­ми, неже­ли те, ко­то­рые ра­бо­та­ют на неф­те­про­дук­тах и угле.

Гидравлические электростанции

К стра­нам, ко­то­рые вы­ра­ба­ты­ва­ют боль­шую часть элек­тро­энер­гии на ГЭС, от­но­сят сле­ду­ю­щие: Нор­ве­гия, Швей­ца­рия, Хор­ва­тия, Вьет­нам, Шри-Лан­ка, ДР Конго, Зам­бия, Тан­за­ния, Ка­ме­рун, Бра­зи­лия, Ка­на­да, Па­на­ма, Па­раг­вай, Та­джи­ки­стан. Самая круп­ная ГЭС по­стро­е­на в Китае на реке Янцзы – «Три уще­лья», мощ­но­стью более 97 000 МВт. В целом, наи­бо­лее круп­ные ГЭС по­стро­е­ны в Китае и Бра­зи­лии.

Атомные электростанции

Стра­ны, вы­ра­ба­ты­ва­ю­щие боль­шую часть элек­тро­энер­гии на АЭС: Фран­ция, Бель­гия, Литва, Сло­ве­ния. Со­вре­мен­ные элек­тро­стан­ции до­ста­точ­но кон­ку­рен­то­спо­соб­ны: не вы­бра­сы­ва­ют пар­ни­ко­вых газов в ат­мо­сфе­ру (в от­ли­чие от ТЭС), вы­ра­ба­ты­ва­ют до­ста­точ­но много элек­тро­энер­гии. Но, ввиду неко­то­рых ка­та­строф, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли на АЭС (в т.ч. на АЭС «Фу­ку­си­ма»), мно­гие стра­ны пе­ре­смот­ре­ли свое от­но­ше­ние к этому типу стан­ций, вплоть до пол­но­го от­ка­за от их ис­поль­зо­ва­ния.

>Чёрная металлургия России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.

Ответы на билеты ГИА по географии

Чёрная металлургия — одна из важнейших отраслей народного хозяйства России. Чёрная металлургия обеспечивает сырьём важнейшие отрасли хозяйства и прежде всего машиностроение, транспорт и строительство.

В размещении чёрной металлургии России выделяют три главных металлургических базы: Центральную, Уральскую и Сибирскую.

Центральная металлургическая база охватывает почти всю европейскую часть страны. Центр в последние годы резко увеличил своё значение, обогнал Урал по производству проката и в ближайшее время может даже обогнать Урал по производству чёрных металлов. Центральная база полностью обеспечивает себя железными рудами и коксующимся углём и в значительной мере использует вторичное сырьё — металлолом, и поэтому здесь преобладают предприятия передельной металлургии (Москва, Электросталь, Орёл, Нижний Новгород, Выкса, Санкт-Петербург, Колпино, Волгоград), однако большую часть металла производят металлургические комбинаты в Череповце и Липецке. Именно здесь находится единственный в стране электрометаллургический комбинат в городе Старый Оскол.

Уральская металлургическая база, располагающаяся в Уральском экономическом районе, характеризуется ресурсо- и энергодефицитностью, высочайшим уровнем концентрации производства, преобладанием центров полного цикла. 2/3 потребляемых железных руд и почти весь коксующийся уголь ввозится на Урал из других регионов страны (КМА, Карелия, Кузбасс) и из Казахстана. На Урале находится самый большой в России Магнитогорский металлургический комбинат. Крупнейшими металлургическими центрами Урала являются Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск и Новотроицк. Важными центрами передельной металлургии Урала являются Екатеринбург, Пермь, Ижевск и Златоуст.

Сибирская, база занимает южную часть Западной и Восточной Сибири и имеет большое перспективное значение, основываясь на собственных ресурсах. Крупнейшим центром Сибирской металлургической базы является Новокузнецк. Передельные заводы расположены в Новосибирске, Гурьевеке, Красноярске и Петровске-Забайкальском.

Формирующаяся Дальневосточная металлургическая база, обладающая значительными ресурсами для развития отрасли, представлена одним центром передельной металлургии в Комсомольске-на-Амуре.

Роль металлургического комплекса в хозяйстве России

Металлургический комплекс включает в себя черную и цветную металлургию: совокупность связанных между собой отраслей и стадий производственного процесса от добычи сырья до выпуска готовой продукции — черных и цветных металлов и их сплавов. Целостность этого межотраслевого комплекса обусловлена прежде всего сходством образующих его отраслей по характеру добычи и технологии пирометаллургической переработки рудного сырья, а также использование готовой продукции в качестве конструкционных материалов. Металлургический комплекс характеризуется концентрацией и комбинированием производства.

Черная металлургия — это одна из важнейших базовых отраслей тяжелой индустрии. Её продукция служит основой развития машиностроения и металлообработки, строительства, а также находит широкое применение во многих других отраслях народного хозяйства. Система производств черных металлов охватывает весь процесс от добычи и подготовки сырья, топлива, вспомогательных материалов до выпуска проката с изделиями дальнейшего передела. В её состав входят: добыча, обогащение и агломерация железных, марганцевых и хромитовых руд; производство чугуна, доменных ферросплавов, стали и проката; производство электроферросплавов; вторичный передел черных металлов; коксование угля; производство огнеупоров; добыча вспомогательных материалов (флюсовых известняков, магнезита и др.); выпуск металлургических изделий производственного назначения. Таким образом, собственно металлургический цикл (чугун — сталь — прокат) обеспечивается целым рядом смежных и вспомогательных производств, необходимых для нормального функционирования всего процесса получения черных металлов.

Черная металлургия России отличается массовостью и высокой концентрацией производства, огромными масштабами использования сырья, топлива и вспомогательных материалов, тесным взаимодействием всех звеньев металлургического передела и его смежников, широкой утилизацией промышленных отходов. Эти технико-экономические особенности оказывают сильное влияние на территориальную организацию черной металлургии: освоение соответствующих по размерам сырьевых и топливных баз, выбор наиболее эффективных с точки зрения использования природных, трудовых и материальных ресурсов, вариантов размещения предприятий, установление определенных пространственных сочетаний металлургического производства с другими отраслями промышленности. Россия хорошо обеспечен сырьем для развития черной металлургии: около половины разведанных руд находится на его территории. Большинство из них относится к богатым (не требующим обогащения) и сравнительно легкообогатимым рудам. Россия занимает первое место в мире по добыче железной руды и уровню концентрации её производства.

Динамику развития черной металлургии можно проследить по данным таблицы:

Добыча металлургического сырья и производство черных металлов (млн.т)

Таблица № 1

Вид

Годы

продукция

Железная руда

29,9

105,9

197,3

244,7

Марганец

2,6

5,9

6,8

9,7

8,5

Чугун

14,9

46,8

85,9

107,3

Сталь

18,3

65,3

115,9

147,9

Готовый прокат

11,4

43,7

80,6

102,9

Стальные трубы

1,0

5,8

12,4

18,2

19,5

Чёрная металлургия, отрасль тяжёлой индустрии, включающая комплекс взаимосвязанных подотраслей: собственно металлургическое (доменное, сталеплавильное, прокатное), трубное и метизное производства, добычу, обогащение и окускование рудного сырья, коксохимическое производство, производство ферросплавов и огнеупоров, добычу нерудного сырья для Ч. м. и вторичную обработку чёрных металлов. Важнейшие виды продукции Ч. м.: горячекатаный и холоднокатаный прокат, стальные трубы и металлоизделия. В таблице №1 указана динамика этой важнейшей продукции с 2002 по 2006г

Ч. м. — основа развития большинства отраслей народного хозяйства. Несмотря на бурный рост продукции химической промышленности, цветной металлургии, промышленности стройматериалов, чёрные металлы остаются главным конструкционным материалом в машиностроении и строительстве. На протяжении тысячелетий развитие человеческого общества неразрывно связано с использованием железа как основного материала для изготовления орудий труда. В. И. Ленин называл железо одним из фундаментов цивилизации, одним из главных продуктов современной промышленности

Производство железа на территории России известно с древнейших времён. Железные руды плавили вначале в сыродутных горнах, затем (примерно с 9 в.) в специальных наземных печах-домницах с дутьём ручными мехами. Заводское производство чугуна и железа началось в 1632—37, когда близ Тулы был построен первый завод с доменной печью, выплавлявшей до 120 пудов чугуна в сутки. В 1700 было выплавлено около 150 тыс. пудов чугуна. Увеличив за первую четверть 18 в. его выплавку в 5 раз, Россия заняла по производству чёрных металлов 1-е место в мире и до начала 19 в. удерживала его. Однако в последующие годы темп роста Ч. м. снизился, и к 1913 страна занимала лишь 5-е место в мире, а её доля в мировой выплавке чугуна и стали составляла 5,3%.

В результате Гражданской войны и военной интервенции 1918—20 выплавка стали в стране составляла (1920) лишь 4,5% от уровня 1913. Но уже к 1928 она достигла довоенного уровня. В годы довоенных пятилеток реконструированы старые и построены новые металлургические предприятия, создана угольно-металлургическая база — Урало-Кузбасс. Вступили в строй гиганты советской металлургии — Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты, Криворожский, Новотагильский металлургические заводы, заводы «Запорожсталь», «Азовсталь», новые мартеновские цехи на заводах им. Дзержинского, Макеевском, «Красный Октябрь», Златоустовском и др.

Во время Великой Отечественной войны 1941—45 немецко-фашистские захватчики вывели из строя заводы, дававшие около 60% общего производства стали в стране. Металл фронту поставляли металлургические предприятия Урала и Сибири, где выплавка стали повысилась в 1,5 раза. Построены заводы в республиках, ранее не имевших своей Ч. м.: в Казахстане и Узбекистане.

После войны в кратчайшие сроки были восстановлены разрушенные металлургические заводы. В 50—70-е гг. построены новые крупные предприятия: Орско-Халиловский и Карагандинский металлургический комбинаты, Череповецкий и Западно-Сибирский металлургические заводы, ряд крупных железорудных горно-обогатительных комбинатов, трубных, ферросплавных, метизных, огнеупорных и других предприятий. Модернизация устаревших агрегатов позволила существенно увеличить их производительность. Наряду со значительным увеличением объёмов производства заметно повысилось качество и расширился сортамент металлопродукции, опережающими темпами развивалось производство прогрессивных видов металла, дающих наибольший экономический эффект в народном хозяйстве: листового проката, холоднокатаного листа, холоднокатаной трансформаторной стали, гнутых профилей, фасонных профилей высокой точности, низколегированной стали, а также высокопрочных труб, железных порошков, металлокерамики. Улучшение качества металлопродукции, расширение и совершенствование её сортамента обеспечили экономию в народном хозяйстве в 1971—75 более 2 млн. т металла.

Подъем, произошедший в металлургической отрасли за последние годы т.е нынешнего времени, продолжится. Такое мнение было высказывано ведущими аналитиками. Спрос будет устойчивым на все виды металлургической продукции. Росту доходов металлургов будет способствовать и рост цен на металлы — долгосрочные прогнозы показывают, что дешеветь они не будут.

Правительство РФ вынесли свои намерения в отношении российской металлургии.

На одном из заседаний Правительства был заслушан план мероприятий по развитию металлургической промышленности на 2007—2008 годы. Более того, в скором времени Правительство будет утверждать план стратегии развития отрасли до 2015 года, в документах которого — увеличение инвестиций в металлургию в два раза до 2010 года. Было так же отмечено,что активно растет спрос на металл со стороны автомобильной, авиационной, судостроительной отраслей, агро-промышленного комплекса и машиностроения. Однако, несмотря на достижения металлургов, сегодня только 19% потребностей внутреннего рынка покрывается за счет продукции отечественных компаний. При этом производство алюминия, меди, цинка и свинца в России вышло только на уровень 1990 года. Правительство предлагает наращивать выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью за счет модернизации предприятий. Также государство решило помочь в устранении инфраструктурных ограничений и стимулировании инвестиционной и инновационной активности.

По мнению Минпромэнерго, реализация плана развития отрасли позволит металлургам к 2010 году увеличить объемы производства на 20—30%, снизить издержки на 5—10%, увеличить долю высокотехнологичной продукции на 10%, а инвестиции — в два раза, снизить импорт металлопродукции на 30%. Вместе с тем Министерство отмечает и серьезные недостатки: в настоящее время износ основных фондов в черной металлургии достиг 50%, а в цветной — 40%. За десять лет не разведано и не оценено ни одного крупного месторождения. С 2005 года продолжается путаница с уплатой налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Обозначено и желание государства принять участие в реализации инвестиционных проектов металлургических компаний. В настоящее время лишь «РУСАЛ» и «Норильский никель» получили одобрение на выделение 34,4 млрд. руб. и более 40 млрд. руб. соответственно из Инвестфонда. (Деньги пойдут на проекты развития Нижнего Приангарья и создания транспортной инфраструктуры на юге Читинской области).

По мнению руководителей металлургических предприятий, государству нужно защищать и стимулировать инвестиции. Как оценивают специалисты, вложения только в развитие трубной промышленности до 2010 года могут составить около 90 млрд. руб.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх