К какой цивилизации относится Россия?

Восточная, западная, российская цивилизации

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Основные черты западной цивилизации.

«Запад» — это Западная Европа и Америка. Оформляется в 15-17вв. в Западной Европе и связан со становлением индустриального общества, капиталистических производственных отношений и буржуазно-демокрагических форм правления:

1. Установка на активное вмешательство человека в природу («покорение природы»).

2. Основана на бурном развитии науки, техники, технологиЙ, являющихся основой прогресса общества. Регулярно совершаемые научные и научно-технические революции, господство интенсивных технологий.

3. Установка на обновление во всех сферах жизни. Социальный динамизм — быстрые перемены в обществе, когда в течение жизни 1-2 поколений общество кардинально меняется. Движение вперед сокрушает старые ценности, политические и экономические структуры.

4. Западная цивилизация основана на политической демократии, уважении прав и свобод личности, гарантии частной собственности, рыночных капиталистических отношений.

5 Ценности индивидуализма, свободы и правового равенства людей.

Основные черты восточной цивилизации.

1. Установка на единство человека со средой обитания и отказ от активного вмешательства в природные процессы, адаптация к природным условиям. Активность направлена внутрь человека, ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится превыше экономической.

2. Преобладает статичный способ воспроизводства, нацеленный на поддержание всей системы социальных отношений в первозданном виде в соответствии с традициями прошлого. Новое не разрушает устои цивилизации, а органически вписывается в старое и растворяется в нем. Стабильность, следование давно устоявшимся традициям. Господство экстенсивных технологий обуславливают застой в развитии технологий и впоследствии — экономическую отсталость.

3. Для восточного общества характерны политический монизм, т.е. сосредоточенность власти в одном центре, причем власть и собственность не разделены; социальный монизм, т.е. права и собственность разных общественных групп определяются не столько законом, сколько центральной властью; собственность не гарантирована властью; произвол власти — властвует человек, а не закон.

4. Отсутствие понимания личности как абсолютной ценности, установка на коллективистские формы жизни и деятельности, строгое соблюдение традиций данной социальной группы, почитание власти.

Восточная цивилизация была жизнеспособна до встречи с Западной — технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящуюся к разрушению всего, не похожего на нее. Старая Восточная цивилизация погибла и была вынуждена включать в себя, с разной степенью успешности в разных странах, идеи и ценности Западной (идеи и институты демократии, индивидуализация, капитализация, технико-технологнческие новшества).

Вопрос о цивилизационной принадлежности России дискуссионен на протяжении весьма длительного времени и по этой проблеме сформировались несколько точек зрения.

1.Россия – это Запад.Так,определяя место российской цивилизации, русский философ 19 века Н.Я. Данилевский отмечал: “Если Россия… не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления”. А, по словам английского историка А. Тойнби, у западноевропейской и российской цивилизации есть “общая мать”, сестринское родство. Западники ХIХ века –Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев, П.В. Анненков считали Россию и Западную Европу нераздельными частями единого культурно-исторического целого. Историк начала ХХ века П. Милюков заявлял: “Россия – есть тоже Европа”. В конце 20 века академик Д. Лихачев уверенно говорил о западной ориентации современной России.

2.Россия – это Восток. А. Блок писал: Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы. С раскосыми и жадными очами! Мы широко по дебрям и лесам Перед Европою пригожей Расступимся! Мы обернемся к вам Своею азиатской рожей! А.П. Чехов заметил: «Самолюбие у нас европейское, а развитие и поступки азиатские». А.С. Хомяков в стихотворении “Мечта” (1835 год) показал направление пути России, ее цивилизационного места: «Задернут Запад весь. Там будет мрак глубок Услышь же глас судьбы, воспрянь в сиянье новом, Проснися, дремлющий Восток!»

3.Россия – ни Запад, ни Восток.На уникальность положения российской цивилизации обращал внимание философ П.Я. Чаадаев: «…Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы – воображение и разум, и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара. Не эту роль предоставило нам Проведение. Оно предоставило нас всецело самим себе». «Про нас можно сказать, что мы составили как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру…»Ф. Тютчев:»Умом Россию не понять. Аршином общим не измерить. У ней особенная стать, В Россию можно только верить.»

4. Россия – и Запад и Восток. Историк 19-20 вв. П.Н. Милюков изобрел довольно неуклюжий термин для обозначения цивилизационного места России – Азиопа, ставя на первое место Азию, считая что она дала больше для развития России и сильнее повлияла на становление государства, нежели Европа. Другой термин – Евразия – был сконструирован русскими философами-евразийцами начала ХХ века С. Трубецким, П. Савицким. П. Красавиным, Г. Флоровским, Г. Вернадскими др. Они считали, что нет двух Россий, европейской и азиатской, есть только одна Россия — евразийская, или Россия – Евразия. Поэт Н. Щербинаписал: «У нас чужая голова, А убежденья сердца хрупки… Мы – европейские слова И азиатские поступки».

Подводя итог, можно отметить, что сегодня ученые выделяют две точки зрения на историческое развитие России:

1. Россия вписывается в универсальное движение. Она просто отстала. Эту позицию иногда называют теорией «догоняющего развития».

2. Россия настолько уникальна, что ей не помогут никакие аналогии. Мы –сами по себе.

Но в любом случае очевидно: Россия не вписывается полностью ни в западный, ни в восточный тип развития, она представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, развивающихся как по западным так и по восточным образцам и объединенных мощным централизованным государством с великорусским ядром.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх