Исследователи северного ледовитого океана фамилии

Исследование русскими просторов Северного Ледовитого океана

  • Сурмина Людмила Владимировна, учитель географии

Разделы: География

Оформление доски.

Эпиграф.

Кто желает знать человеческий дух в его благороднейшей борьбе с суеверием и мраком, пусть листает летопись арктических путешествий историю мужей, которые во времена,когда зимовка среди полярной ночи грозила верной смертью, все-таки бодро шли с развивающимися знаменами к неизвестному.

Фритьоф Нансен

Учитель. Что же заставляло идти людей на верную смерть?

В норвежском литературном памятнике XIII столетия “Королевское зерцало” кратко и образно повествуется о мотивах, звавших людей во льды. “…Знай же, что три свойства человеческой натуры побуждают их к тому: во-первых, соревнование и склонность к известности, ибо человеку свойственно устремляться туда, где грозит большая опасность, благодаря чему можно приобрести известность; во-вторых, любознательность, ибо также свойством человеческой натуры является стремление видеть и знать те местности, о которых ему рассказывали; в-третьих, человеку свойственно любостяжание, ибо люди постоянно жаждут денег и добра и идут туда, где, по слухам, можно иметь прибыли, несмотря на грозящую большую опасность”.

Первые морские суда русских людей, легендарные ко?чи и ло?дьи, год за годом, столетие за столетием продвигались все дальше и дальше на восток вдоль берегов “Студеного моря” – так они называли Ледовитый океан. Поморов манила величественная северная пустыня, а в ее туманной дымке их ждали “мягкая рухлядь” (пушнина), моржовая кость, шкуры и жир морского зверя, рыба, птица, олени, белые медведи… Они страдали и умирали от голода и холода, теряли свои пробитые льдами, опрокинутые волнами судёнышки, расставались с жизнью на пустынных безымянных берегах, исчезали бесследно, словно растворившись в безвестности. И неукротимо шли на восток.

С несколькими страницами покорения Северного Ледовитого океана мы познакомимся сегодня.

I страница устного журнала. Пётр I и морская наука.

Учащиеся делают сообщения по данной теме.

Мы не случайно начинаем знакомство с историей освоения русскими Северного Ледовитого океана с Петра I.

Благодаря усердию, старанию и настойчивости Петра I в 1686 году начал создаваться русский военно-морской флот. Он сам производил съемку части Азовского моря и его берегов, были выполнены первые прибрежные промеры Черного моря. В 1701 году в Москве была открыта специальная школа “Математических и навигационных наук” на ее базе в 1715 году была создана Морская академия в Петербурге. С более совершенным обучением геодезии и картографии, которая выпустила большое количество морских офицеров. Составлялись карты русских территорий и морей заграничных. В 1715 году Петр I отправляет экспедиции на Каспий. Он хотел найти удобные торговые пути в Среднюю Азию, Китай, Индию. В ходе экспедиции удалось установить, что Амударья не впадает в Каспийское море. Французские ученые высоко оценили деятельность царя, способствующую географическому познанию Каспийского моря и избрали его Почетным членом Парижской Академии наук. Царь-академик не оставлял без своего внимания и дальневосточные моря. Он распорядился в 1719 году послать геодезистов на Камчатку, чтобы описать ее и Курильские острова, попытаться узнать, “сошлась ли Америка с Азией”. В 1722 году карта с нанесенными очертаниями некоторых берегов Камчатки была вручена Петру I.

Добиваясь решения вопроса о возможном соединении Америки с Азией, царь 23 декабря 1724 года, за три недели до своей смерти, написал инструкцию; в качестве начальника экспедиции назначил опытного мореплавателя Витуса Беренга. В инструкции предписывалось:

1). Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами.

2). На оных ботах (плыть) возле земли, которая идет на Норд, и по чаянию, понеже оной конца не знает, кажется, что та земля часть Америки.

3). И для того искать, где оная сошлась с Америкой и чтоб до такого города Европейских владений, или ежели увидят какой корабль европейский, проведать от него как оной Кюст (т. е. берег) называют и взять на письме и самым побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды”.

В случае положительного решения вопроса предпринимаемая экспедиция связывалась Петром I с задумкой, о которой он сказал: “… вспомнил на сих днях то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, т. е. о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию”.

Михаил Васильевич Ломоносов прекрасно раскрыл мысли и чувства ПетраI в героической поэме “Перт Великий”.

Колумбы русские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток,
и наша досягнет в Америку держава;

Как видно из выше сказанного, царь задумывался и об исследованиях берегов Арктических морей, и об нахождении нового пути на восток. Но хотя и не успевал осуществить свою идею, она осуществилась в I и II Камчатской экспедициях. Огромное значение имело создание Морской академии-детища Петра I и Петербургской Академии наук, где был образован Географический департамент – картографический центр. Тем самым царь-академик и его сподвижники положили начало русской морской гидрографии и картографии.

Многие высказанные царем-академиком географические идеи получили дальнейшее развитие в трудах “птенцов гнезда Петрова” и их последователей.

“Благодаря поистине титанической деятельности царя – академика, русская географическая наука и сделала не просто шаг вперед в своем развитии, – подчеркивает известный историко-географ М. И. Белов, – что в значительной мере было подготовлено в предшествующие годы, но и перешла на качественно новый этап, заняв видное место в системе мировых географических исследований”. Несомненно прав был так же академик К. М. Бэр, сказавший о ПетреI: “История его географических предприятий является существенным дополнением к его жизнеописанию”.

II страница. Вклад М.В. Ломоносова в изучение Северного Ледовитого океана.

Михаил Васильевич внес огромный вклад в морскую науку, в изучение морей. Он мечтал, в мемуаре, написанном в 1762 году: “Северный Ледовитый океан есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерной пользою через изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку”. Причем, вопреки распространенному в то время мнению, что у Северного полюса находится обширная суша, он прозорливо расположил океанские просторы. И наметил схему течений в Северном Ледовитом океане около полюса с востока на запад. Он предвидел существование Северной Земли, открытой только в 1913 году (спустя 150 лет). Занимался разработкой учения о приливах. Уделял много внимания совершенствованию и созданию приборов для мореплавания. Уступая его настойчивым предложениям, в мае 1764 года Екатерина II дала согласие на высокоширотную экспедицию, возглавляемую Василием Яковлевичем Чичаговым.

Сама же экспедиция вышла в море в 1765 году, чтобы пройти от о. Шпицберген до Камчатки, через околополюсной район и Берингов пролив, в ходе экспедиции предполагалось вести наблюдения за состоянием погоды, воды, льда, берегов, описывать животный мир, камни и минералы, а также внешний вид и образ жизни встреченных жителей.

Летом 1764 года к западному побережью Шпицбергена ушел первый вспомогательный отряд, который вез избы, амбар, баню и запасы продовольствия по случаю зимовки основной экспедиции.

В мае 1765 года три корабля с экипажем 178 моряков, три кормщика и 26 поморов – промышленников вышли в море, но льды не дали продвинуться на север и пришлось возвращаться в Архангельск.

Вторая попытка позволила дойти до 800 30?, дальнейший путь закрыт был тяжелыми льдами и Чичагов вернулся в Архангельск, не выполнив поставленного перед ним задания.

Профессор Зубов так характеризовал эту экспедицию: “С морской точки зрения обе экспедиции Чичагова были проведены безукоризненно. Три парусных корабля среди льдов, в штормах и туманах все время держались вместе, не теряя один другого из виду. Что же касается маршрута, предложенного Чичагову, то теперь мы твердо знаем, что задача, поставленная ему Ломоносовым, невыполнима. Пройти через Северный Ледовитый океан в околополюсных районах не только на парусных судах, но даже на современных мощных ледоколах невозможно”. Маршрут, указанный Ломоносовым, стал реальностью только в XX веке, с появлением атомных ледоколов.

Историко-географ Д. М. Лебедев так оценил роль великого помора: “Труды М. В. Ломоносова, с одной стороны, являются вершиной, достигнутой русской географической наукой к середине 60-х годов XVIII века; с другой стороны – они послужили той необходимой научной базой, на основе которой стал возможен дальнейший подъем этой науки…”.

III страница устного журнала. Новая Земля и ее исследователи.

Эпиграф. “Я расскажу вам как было, а вы судите, как угодно”

Первые русские люди побывали на Новой Земле ещё в XIII и XIV веках. Исследования же начались в начале XIX века. Правда, впервые русские моряки отправились исследовать Новую Землю 10 июня 1768 года. Возглавлял экспедицию Федор Розмыслов.15 августа шхуна подошла к проливу Маточкин Шар, разделяющему северный и южный острова архипелага Новая Земля. Они произвели опись берегов пролива, шхуна вышла в Карское море, но путь преградили льды, на судне открылась течь, пришлось возвращаться в Архангельск.

В 1821 году предприняли новую попытку попасть на Новую Землю на бриге “Новая Земля” для описи берегов Новой Земли, под командой двадцатитрехлетнего лейтенанта Федора Петровича Литке, но приблизиться к берегам Новой Земли не удалось – мешали ледяные поля – и им пришлось вернуться в Архангельск.

В 1822 году, после описи Мурманского побережья, Литке подошел к Новой Земле. Направившись на север вдоль западного побережья, Литке через несколько дней дошел до ледяных полей, и им пришлось опять вернуться.

В 1823 году Литке третий раз отправился к Новой Земле, им удалось описать берега пролива Маточкин Шар, описать южные берега острова Южный, описать остров Колгуев, его северный берег. Было сделано очень много благодаря мужеству и трудолюбию матросов.

В 1824 году Литке в четвёртый раз отправился на Новую Землю. Но тяжелые льды не дали дойти до северной оконечности Северного острова и пройти дальше на север, не смог он проникнуть и в Карское море.

По прибытии на материк Ф,П.Литке пишет книгу о своем путешествии, которая принесла ему известность и признание в научном мире.

Только в 1832 году на частные средства торгово-промышленной компании архангельского купца Брандта и ученого лесничего Клокова были снаряжены для этих целей два судна – шхуна и карбас.

Шхуной командовал лейтенант Василий Андреевич Кротов, ему было дано задание – пройти к проливу Маточкин Шар, пройти им в Карское море, а затем следовать к устью Енисея.

На карбасе был командиром Петр Кузьмич Пахтусов, ему было дано задание описать восточное побережье Новой Земли.

Петр Кузьмич Пахтусов уже 10 августа начал опись берегов южного острова Новая Земля, но мешали лед, туманы и сильный ветер. Команда любила и уважала Пахтусова. Им удалось впервые обойти южный остров с востока после легендарного кормщика Саввы Лошкина, который был здесь в 1742 году.

В 1834 году Пахтусова вновь отправляют на Новую Землю. Он обходит северный остров с западной стороны и описывает его восточное побережье с севера на юг и наносит данные на карту. А так же проводил метеорологические и астрономические наблюдения, описывал животный и растительный мир, собрал коллекции геологических образцов.

Через месяц после возвращения, он умер в возрасте тридцати пяти лет в Авхангельске.

В Кронштадте высится бронзовая фигура Петра Кузьмича Пахтусова, в руке которого карта Новой Земли. Девиз его: “Польза, отвага, труд”.

В 1837 году на Новой Земле побывал Август Карлович Цивилько (бывший здесь в последней экспедиции Пахтусова) и Степан Андреевич Моисеев. Они существенно дополнили карту Новой Земли. В этом же году на Новой Земле побывал академик Карл Максимович Бэр.

Яркий вклад в исследование Арктики внес русский геолог и путешественник Владимир Александрович Русанов (его яркая и удивительная жизнь знакома нам по книге “Два капитана”).

За участие в социал-демократическом движении его несколько раз подвергали аресту, а затем последовала двухгодичная ссылка (1901-1903гг.) в Зыряновский край (ныне Республика Коми). Там он изучал быт, нравы и экономику народа коми, результатом чего стала монография “Зыряне”, опубликованная в 1905 году в Париже. После ссылки Русанов обучался на естественном отделении Сорбонны – университета в Париже. В 1907 году он блестяще окончил теоретический курс по специальности геология, что давало ему право на защиту докторской диссертации. Его же интересовали малообследованные острова Новой Земли. Начиная с 1907 года В.А. Русанов в течение пяти лет ежегодно летний сезон посвящал исследованиям на Новой Земле. Он исходил ее берега вдоль и поперек, нанес на карту неизвестные ранее заливы, бухты, острова, исследовал ледники и горы. Во время экспедиций были проведены наблюдения по распределению льдов и морских течений, собраны богатые коллекции по геологии, палеонтологии, ботанике, зоологии.

В 1912 году в министерстве внутренних дел России состоялось совещание по поводу организации экспедиции на Шпицберген для обследования запасов каменного угля и установки российских заявочных столбов на перспективные свободные участки земли. В качестве начальника экспедиции был назначен В. А. Русанов как “человек выдающихся нравственных качеств, смелости и увлечения делом, а также большой расчетливости в средствах при снаряжении экспедиции”.

Экспедиция на судне “Геркулес” с капитаном Кучиным успешно дошла до Шпицбергена, где была проведена колоссальная работа. За полтора месяца было обследовано в геологическом отношении около 1000 км. побережья Шпицбергена, составлена карта каменноугольных месторождений, что закрепило право России на разработку угля на этих участках, где и в настоящее время действуют совместно с норвежскими и российские рудники. Русанов и горный инженер Самойлович собрали богатую коллекцию горных пород и палеонтологических образцов. Велики были зоологические сборы, наблюдали за течениями, брали пробы морской воды, измеряли ее температуру на различных горизонтах; добывали пробы грунта с дна. Отправили с Самойловичем, зоологом-препаратором Сватошом и боцманом Поповым весь собранный материал на попутном судне.

Экспедиция Русанова намеревалась “как можно дальше пройти на восток ”. Русанов на “Геркулесе” решил пройти Северным морским путем до Тихого океана. 18 августа 1912 года Русанов передал телеграмму для организаторов экспедиции в Петербурге. “Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направляюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов”. Из этой последней экспедиции Русанов не вернулся. Следы экспедиции затерялись во льдах Арктики. Все поиски пропавшей экспедиции в 1914-1915 годах окончились безрезультатно. При плавании Амундсена в 1918-1920 годах по трассе Северного морского пути никаких следов экспедиции Русанова обнаружено не было. Только через двадцать два года в 1934 году у западных берегов Таймыра были обнаружены ее следы. Теперь известны три стоянки участников экспедиции: О. Вейзель (сейчас Геркулес) в архипелаге Мона, где был найден столб с надписью “Геркулес 1913г.”, подле него лежали остатки сломанных нарт и крышка от патронного ящика. (Столб сейчас находится в музее Арктики в Санкт-Петербурге).

Вторая стоянка была найдена в шхерах Минина. Здесь были найдены патроны, фотоаппарат, кружки, ложки, компас, а также некоторые документы, остров назвали о.Попова-Чукчина. Третья стоянка – мыс Русановцев к западу от полуострова Михайлова и о. Попова-Чукчина. Останки людей нигде не были обнаружены. Остается спорной гипотеза об открытии экспедицией Русанова в 1912-1913 годах архипелага Северная Земля (с запада).

Несмотря на непродолжительный период научной деятельности, В.А. Русанов оставил значительное научное наследие. Он внес вклад в современное представление о геологии Новой Земли, провел картографирование значительной части острова, исследовал ледники Новой Земли, что позволило наблюдать за их изменениями. Особое место в исследовательской деятельности В, А. Русанова занимала проблема освоения Северного морского пути. Его предложения имели практическое значение для развития этого пути. Он предлагал: организовать службу льда и погоды, причем с широким использованием радио; построить специальные транспортные суда для плавания во льдах. Ему принадлежит идея создания специализированной морской полярной организации, которая позднее была создана (Главсевморпуть). Всю жизнь Русанов руководствовался словами девиза: “Мной руководит только одна мысль: сделать все, что я смогу, для величия Родины”. Так он и прожил свою яркую, но короткую жизнь. В г. Орле, на родине исследователя открыт Дом-музей Русанова.

IV страница устного журнала. Женщины в Арктике.

В полярных экспедициях рядом с мужчинами были и женщины, которые делили с ними все тяготы трудных путешествий. Одной из первых женщин в Арктике была невеста Русанова Жюльетта Жан-Соссин, которая закончила Сорбонский университет по естественному циклу и готовилась на степень доктора естественных наук по геологии, в то же время она училась на медицинском факультете Сорбонны. Русанов писал родным о ней: “…Мне судьба дала очень ученую, красивую и молодую жену-француженку, ее зовут Жюльетта Жан. Она прекрасно воспитана, знает музыку, понимает живопись и знает иностранные языки, особенно хорошо английский. И при всем том, она нисколько не избалованна и умеет работать. По поисхождению она южанка, с черными, как смоль, волосами. Ростом она почти с меня. Иметь такую жену-счастье, которое далеко не всегда и не всякому может выпасть на долю. Франции я обязан всем: она мне дала знания, научила работать, и, наконец, теперь она мне дала одну из лучших дочерей своих”.

Свадьбу, которую Русанов и Жюльетта Жан намечали на октябрь-ноябрь 1911 года не состоялась, т. к. Русанова назначили начальником экспедиции и он уехал в Россию, чтобы подготовить эту экспедицию, а Жульетте необходимо было учиться. Встретились они в июне 1912 года и отправились в Россию, где Русанову разрешили взять ее в экспедицию в качестве натуралиста и медика. Она разделила трагическую судьбу Русанова.

28 августа 1912 года из Полярного (Александровска) на Кольском полуострове вышла шхуна “Святая Анна” под командой лейтенанта Георгия Львовича Брусилова. В числе членов экипажа шхуны была Ерминия Александровна Жданко, которой едва исполнилось двадцать один год. Как же попала Ерпиния Александровна Жданко на шхуну, отправляющуюся в полярные моря?

А попала на судно Ерпиния Александровна случайно, ей посоветовали после болезни сменить обстановку, она поехала в Петербург к подруге, сестре Г. Л. Брусилова, где они и познакомились, а он пригласил ее плыть с ним до Архангельска в качестве пассажирки. Она хорошо переносила качку . Ее обучили управлению рулем и несению вахты у штурвала. Так как много времени было потеряно на подготовку к плаванию, Г. Л. Брусилов решил отправиться в Арктику не из Архангельска, а из Александровска (ныне Полярный) в Кольском заливе. Туда должны были прибыть несколько членов экипажа и доктор, но они не появились. Туда же должны были прийти деньги Брусилову для расчета с поставщиками, но деньги задерживались. Ерминия Александровна становится судовой медсестрой.

Из Полярного путь лежал на восток к проливу Юкогирский Шар, к которому подошли второго сентября, здесь стояло несколько судов, т.к. они из за льдов не могли пройти в Карское море. Но лейтенант Брусилов смело направил шхуну во льды и ей удалось выйти в Карское море. Только у берегов полуострова Ямал шхуну зажало во льдах и она вмерзла в огромное ледяное поле. Брусилов приказал готовиться к зимовке. 15 октября окружавшие “Святую Анну” льды оторвало от берега, и с этого времени начался непрерывный ее дрейф на север Карского моря. Зимовка проходила очень тяжело. Многие из команды заболели. Слег и капитан. Предположительно болезнь была вызвана потреблением медвежьего мяса, зараженного личинками трихинеллеза. Самоотверженность медицинской сестры окупила себя – все больные выздоровели. Но психическое состояние капитана и его помощника (Альбанова) желало быть лучшим. Неприязнь все росла и усиливалась. Ерминия Александровна, наоборот, не раскаивалась в том, что пошла в экспедицию.

23 апреля 1914 года “Святая Анна” находилась в 160 км. к северу от Земли Франца-Иосифа. В этот день с разрешения капитана Альбанов с тринадцатью моряками покинули судно, чтобы по дрейфующим льдам добраться до Земли Франца-Иосифа. Брусилов передал Альбанову жестяную банку с документами для Главного Гидрологического управления и личными письмами оставшихся на судне. Из четырнадцати моряков, покинувших шхуну, трое вскоре вернулись, девять погибли. Через 77 суток после ухода со шхуны Альбанов и матрос Александр Конрад были сняты с мыса Флора подошедшим судном “Святой Фока” экспедиции Г.Я.Седова. Спасательные экспедиции направленные в 1914 и 1915 годах к Земле Франца-Иосифа, о. Шпицберген и в Карское море, не увенчались успехами.

Последнюю весть со “Святой Анны” доставила бутылочная почта в феврале 1915 года.

“В надежде больше не видать России мы с честью расстаемся с жизнью. Команда.

Мой последний привет с полосы вечных льдов. Брусилов, 13 февраля 1915г.”

Альбанов доставил бумаги Брусилова в Архангельск. Они были важнейшими документами, содержащими результаты метеорологических наблюдений и данные о линии дрейфа судна, также были указаны результаты измерений до того неизвестных глубин северной части Карского моря.

Известный полярный океанолог Владимир Юльевич Визе, проанализировав в 1924 году наблюдения Г. Л. Брусилова, пришел к заключению, что между 780 и 800с.ш. недалеко от линии дрейфа “Святой Анны” находится суша (т. к. судно отклонялось от направления ветра не вправо, а влево). В 1930 году на пароходе “Г. Седов” Визе обнаружил предсказанную сушу. Это был остров и его назвали о. Визе.

А судьба шхуны “Святая Анна” и ее команды осталась неизвестной. Хотя продовольствия хватило бы, по оценке Аьбанова, до конца 1915 года. Это еще одна загадка Севера.

Так трагически закончилась судьба еще одной русской девушки, показавшей преданность делу российских врачей и медицинских сестер.

Северный Ледовитый океан, самый суровый по природным условиям, стал известен европейцам значительно раньше самого крупного — Тихого океана. В X—XI вв. русские поморы плавали к о-вам Матка (Новая Земля) и Грумант (Шпицберген), знали они и проход к Атлантическому океану. Уже к концу XIV в. русским было известно все побережье до устья Оби.

Первый этап исследований Северного Ледовитого океана

В эпоху Великих географических открытий XV-XVII вв. главной целью плаваний было открытие новых путей сообщения и новых земель. Плавания были без четких планов и соответствующего для полярных широт снаряжения.

В то время русские, английские и голландские мореходы пытались пройти из Атлантического океана в Тихий Северо-Восточным путем вдоль берегов Азии и Северо-Западным путем вдоль берегов Северной Америки. Однако отсутствие практики и умения плавать во льдах, неприспособленность судов помешали достигнуть желаемых результатов. Попытки английских исследователей Г. Торна (1527 г.), Г. Гудзона (1657 г.) пройти на кораблях к Северному полюсу закончились полнейшей неудачей. Не смогли пройти даже до Карского моря на восток и X. Уиллоби (1553 г.), и В. Баренц (1594— 1596 гг.). Правда, плавание В. Баренца преследовало и еще одну цель: укрепление связей с Русским Севером и Сибирью для торговых отношений

В начале XVII в. У. Баффин сделал новый шаг в исследовании Северо-Западного прохода. Вдоль западного побережья Гренландии он доплыл до 77° 30′ с. ш. и открыл устья проливов Ланкастер и Смит Льды не дали возможности проникнуть в проливы, и У. Баффин сделал вывод, что прохода нет. Карты экспедиции затерялись в архивах, и его современники и последователи вообще стали сомневаться в достоверности его исследований. Этому, по-видимому, способствовали и постоянные неудачи последующих экспедиций.

В исследовании Северо-Восточного прохода велики заслуги русских исследователей. Мысль о Северо-Восточном проходе была высказана русским дипломатом Д. Герасимовым еще в 1525 г. Длина основной ледовой трассы от Новоземельских проливов до порта Провидения — 5610 км, это кратчайший путь вдоль северного побережья Евразии из Мурманска во Владивосток. В первой половине XVII в. землепроходец И. И. Ребров достиг устья р. Яны, а затем в середине XVII в. С. И. Дежнев морским путем обогнул северо-восток Азии, открыл пролив (ныне Берингов). Однако докладная грамота С. И. Дежнева затерялась в якутских архивах на 88 лет и стала известна лишь после смерти и открывателя, и Петра I, которого очень интересовали северные регионы России.

Второй этап исследований Северного Ледовитого океана

С начала XVIII до конца XIX в. проводилось планомерное изучение Арктического бассейна с теоретическим обобщением полученных результатов.

С этим периодом связаны имена В. Беринга, О. Е. Коцебу, всех участников Великой Северной экспедиции, в числе которой были русские офицеры («птенцы гнезда Петрова») Н. П. Румянцев, И. Ф. Крузенштерн и др. Морское соперничество между Россией и Англией в открытиях Северо-Западного и Северо-Восточного путей продолжалось. Англичане организовали в XVII-XIX вв. около 60 экспедиций, часть результатов которых так и не стала достоянием ученых и мореплавателей.

В 1770 г. компания Гудзона организовала экспедицию С. Херка, задачей которой было проверить, существует ли пролив между Северными материками. В отчете он написал, что сомневается в наличии прохода от Баффинова и Гудзонова заливов. В 1778 г Д. Кук через Берингов пролив прошел из Тихого в Ледовитый океан, двинулся на восток и достиг 71° с. ш., далее ему препятствовали льды. К концу XVIII в. на Американском континенте со стороны Ледовитого океана было известно несколько пунктов, вопрос же о существовании Северо-Западного прохода был запутан так, что давал повод для новых гипотез, новых планов и новых заблуждений.

В XVIII в. поисками Северо-Восточного прохода занимались многочисленные русские экспедиции. Крупнейшей серией научных исследований России была Великая Северная экспедиция (1734-1742 гг.), задуманная еще Петром I. Экспедиция эта выделялась своей масштабностью: количеством участников, отменным их мужеством, величием поставленных задач, объемом проведенных исследований, сделанных открытий. Имена многих (С. И. Челюскина, братьев Лаптевых, супругов Пончищевых и др.) сейчас значатся на карте нашей Родины. Главная задача — пройти кратчайшим путем из Европы в Азию не была выполнена не по вине участников: этому препятствовали слабая оснащенность экспедиции и льды. Но описание и изучение морей, северных берегов континента, их картирование от Карского моря до Восточносибирского были проведены с большой тщательностью и точностью, была открыта самая северная точка Евразии — ныне мыс Челюскин (77°43′ с. ш.).

Середина XVIII в. — пора М. В. Ломоносова. Первая высокоширотная экспедиция в Северный Ледовитый океан была организована (1764-1766 гг.) по его инициативе. Возглавлял экспедицию В. Я. Чичагов. Была достигнута широта 80°30′, а кроме того, получен интереснейший материал о природных условиях Гренландского моря, архипелага Шпицберген, обобщены сведения об условиях и специфике мореплавания в суровых и сложных ледовых условиях. М. В. Ломоносову принадлежит идея создания Северного морского пути, которая смогла осуществиться лишь через 170 лет, в XX в.

История изучения Арктики в XIX в. связана с именами выдающихся государственных деятелей и мореплавателей России. В начале века Н.П. Румянцев и И.Ф. Крузенштерн разработали проект дальнейших поисков Северо-Западного прохода и детального изучения берегов Северной Америки. Ставился вопрос и о достижении Северного полюса. Русский Север в те времена простирался от залива Варангер-фьорд Скандинавии до 141° з. д. в Америке, т. е. всего на 200-250 км не доходил до устья р. Маккензи. И. Ф. Крузенштерн считал целесообразным исследовать берега Америки к северу от Берингова пролива, найти бухту, имеющую связь с Баффиновым заливом или с р. Маккензи, поскольку так легче достичь Атлантического океана, чем идти на север. Но осуществлению этого проекта помешала война 1812 г. Однако уже в 1815 г. бриг под командованием О. Е. Коцебу был в океане, моряки через 2 года открыли заливы Коцебу, Св. Лаврентия и др. В первой четверти XIX в. осуществили свои экспедиции Ф. П. Врангель, Ф. П. Литке. Результатом этих экспедиций были выводы, что Северный Ледовитый океан имеет своеобразный ледовый режим, что льды подвижны, режим океана, как ледовый, так и гидрологический, в различные годы неодинаков. Огромны заслуги в изучении Северного Ледовитого океана адмирала С. О. Макарова. Он предложил преодолевать морские льды на специально приспособленных судах — ледоколах. При его участии, по его проекту и чертежам был Построен первый русский ледокол «Ермак», на котором экспедиция С. О. Макарова достигла широты 81°29′, т. е. прошла на градус севернее экспедиции В. Я. Чичагова.

Из зарубежных исследований конца XIX в. наиболее известна экспедиция Ф. Нансена на судне «Фрам» (1893—1896 гг.). Его судно вмерзло во льды и дрейфовало, и за годы дрейфа были получены интереснейшие сведения о структуре водной массы, рельефе дна, характере ледяного покрова, климате центральной части океана.

Третий этап исследований Северного Ледовитого океана

С первой половины XX в. организуются специальные экспедиции для изучения особенностей природы Северного Ледовитого океана. Активно изучались как восточный, так и западный секторы Арктики, в плаваниях принимали участие русские, английские, американские, норвежские исследователи и моряки.

После настойчивых обращений к правительству адмирала С. О. Макарова в 1901 г. состоялся новый поход в сторону Северного полюса. Пройдя Новую Землю, на подходе к Земле Франца-Иосифа судно попало в ледяной плен, дрейфовало и вынуждено было вернуться обратно. В 1909 г. для исследований в Северном Ледовитом океане были построены гидрографические суда «Вайгач» и «Таймыр» — первые стальные корабли ледокольного типа. Они имели мощные двигатели и обладали радиосвязью. Плавание судов возглавляли капитаны И. Сергеев и Б. А. Вилькицкий. В 1911 г. были проведены батиметрические работы от Берингова пролива до устья р. Калымы, а затем продолжены до устья р. Лены. Карты глубин, полученные экспедицией, используются до сих пор.

В 1912 г. русскими исследователями были предприняты три экспедиции к Северному полюсу, а также для поисков возможности сквозного прохода вдоль берегов Сибири — Г. Л. Брусилова, В. А. Русанова и Г. Л. Седова. Однако ни одна из них не увенчалась успехом. Дальнейшие исследования северных морей были прерваны первой мировой и гражданской войнами и продолжились в восточном секторе океана лишь в 30-е гг.

В западном секторе Арктики исследования проводились с не меньшей интенсивностью и настойчивостью. В 1903—1906 гг. Р. Амундсен с тремя зимовками первым прошел Северо-Западным проходом от Гренландии до Аляски. В первой четверти XX в. Американскую Арктику изучал К. Й. Расмуссен, проведший пять экспедиций в Гренландии и Канадском

Арктическом архипелаге. В 1920—1927 гг. во время пятой экспедиции К. И. Расмуссен прошел на собачьих упряжках от Гренландии через Гудзонов залив и Гудзонов пролив вдоль берега континента к Аляске, проделав путь в 18 тыс. км.

Первым достиг Северного полюса американец Р. Пири 6 апреля 1909 г. Он установил, что в районе полюса сплошные льды находятся над очень глубоким океаном: трос длиной 2750 м, опущенный в прорубь на полюсе, не достиг дна.

Дальнейшие исследования Северного Ледовитого океана связаны с 30-40-ми гг., когда началось очень активное исследование Северо-Восточного прохода. Этот путь пролегает только вдоль берегов России, а следовательно, никак не зависит от сложившейся в любой момент международной обстановки. Кроме того, путь проходит мимо устьев крупнейших сибирских рек, через которые можно иметь связь с самыми глубинными регионами страны. Большие исследования проводились по плану Международного полярного года 1932-1933 гг., исследовались Гренландское, Баренцево, Карское и Чукотское моря. Первое сквозное плавание Северным морским путем в одну навигацию совершила экспедиция, возглавляемая О. Ю. Шмидтом, под научным руководством профессора В. Ю. Визе. Экспедиция была осуществлена на судне «Сибиряков» под командованием капитана В. И. Воронина летом 1932 г.

В 1933-1934 гг. была предпринята вторая попытка пройти Северный морской путь за одну навигацию. Ледокольный пароход «Челюскин» был затерт льдами в Беринговом проливе и затонул. Члены экспедиции и экипаж были вывезены с льдины летчиками — первыми Героями Советского Союза. В 1935 г. Северным морским путем прошли четыре грузовых судна, два — из Мурманска во Владивосток, два — в обратном направлении. В 1939 г. ледокол «И. Сталин» в одну навигацию прошел из Мурманска до Анадырского залива и обратно. Северный морской путь (Северо-Восточный проход) был окончательно освоен. Сейчас с развитием ледокольного флота и появлением атомоходов появилась возможность проложить новую трассу от Мурманска в обход Гренландии до порта Черчилл в Гудзоновом заливе.

Исследования Ледовитого океана продолжали и зарубежные ученые и моряки. Бурные успехи авиации дали возможность проводить ледовые разведки с помощью самолетов. В 1925 г. Р. Амундсен и американец Л. Элсуорт организовали первую воздушную экспедицию в Арктику. В результате полетов было установлено, что к северу от Гренландии до 88° с. ш. суши нет. До полюса по воздуху добрался Р. Бэрд в 1926 г. Следом за ним, на дирижабле «Норвегия» под командованием У. Нобиле с Р. Амундсеном и Л. Элсуортом на борту отправилась экспедиция к полюсу, прошла над ним и через 42 часа приземлилась на мысе Барроу (Аляска).

1937 г. был знаменателен тем, что начала работать во льдах гидрометеорологическая станция «Северный полюс-1» под руководством И. Д. Л станина. В экспедиции принимали участие гидролог П. П. Ширшов, метеоролог Е. К. Федоров и радист Э. Т. Кренкель. Работами участников «СП-1» было установлено, что льды постоянно дрейфуют от полюса к Гренландии, что по пути дрейфа станции земли нет, что теплые атлантические воды глубинным противотечением проникают к полюсу. Был изучен рельеф дна, проведена серия метеорологических исследований, которые дали новую картину циркуляционных процессов в приполюсных районах.

Летом этого же года был совершен первый трансарктический перелет через Центральную Арктику из Москвы в США (В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков). Интенсивное изучение Арктического бассейна было прервано началом второй мировой, а затем Великой Отечественной войны.

Четвертый этап исследований Северного Ледовитого океана

С конца 40-х гг. XX в. начинается современный этап освоения и изучения Северного Ледовитого океана и его морей. Он отличается от предыдущих тем, что наряду со специализированными экспедициями проводятся лабораторные и теоретические исследования. Открытие хребтов Ломоносова и Менделеева, а также ряда глубоководных котловин изменили представления о рельефе дна океана.

В 1948-1949 гг. на льды Арктики самолетами доставлялись отряды исследователей на короткий срок — от трех часов до трех суток. Они проводили многочисленные исследования. Таких отрядов было 20, руководили ими известные полярники: М.М. Сомов, Я. Л. Гаккелъ, А. Ф. Трешников и др. Были продолжены работы дрейфующих станций («СП-2», «СП-3» и т. д.). В 1957 г. экспедиция Я. Л. Гаккеля установила, что западнее хребта Ломоносова проходит подводное сооружение вулканического характера — арктическое продолжение Срединно-Атлантического хребта (впоследствии этот хребет получил имя Гаккеля).

В 1963 г. было осуществлено плавание подо льдом к Северному полюсу подводной атомной лодки «Ленинский комсомол». Попытки пройти на судах через Арктический бассейн продолжались. В 1977 г. сотрудниками Института Арктики и Антарктики была осуществлена высокоширотная экспедиция на атомном ледоколе «Арктика». На 88° с. ш. ледокол встретил » канадца » — так полярники называют мощный голубоватого цвета лед, формирующийся у Аляски и Канадского Арктического архипелага. Но ледокол медленно продвигался на север и 17 августа 1977 г. достиг Северного полюса. Впервые были получены достоверные современные сведения о льдах центральной части океана.

Исследования западного сектора и в первую очередь особенности плавания по Северо-Западному проходу среди островов Канадского Арктического архипелага продолжают канадские и американские исследователи.

Северный ледовитый океан, ранее называвшийся Ледовитое море, является самым маленьким и мелким. Тем не менее, это важная часть мирового океана, которую изучали множество исследователей и познают его до сих пор. Как отдельный океан он был выделен еще в XVII веке картографом из Нидерланд – Б. Варениусом. Он назвал его Гиперборейским. Нынешнее название появилось, и было принято в 1935 году.

Физико-географическая характеристика

Океан располагается на севере в полярной области на пространстве, находящемся у полюса, в месте, где Евразия и Северная Америка разделяются мировыми водами. Данный объект характеризуется хорошей изолированностью от остальных морских вод.

Сообщение с Тихим океаном происходит только посредством узкого Берингова пролива. Граница обозначена параллельно проходящим мысом Уныкин на Чукотском полуострове.

С Атлантикой океан соединен проливами:

  • Дейвиса;
  • Датским;
  • Фарерско-Исландским;
  • Фарерско-Шотландстким.

Гудзон является границей с востока. Общая площадь данного океана составляет примерно 14,5 млн. квадратов, а объем – более 18 млн. кубов. Это всего 4-5% от площади всего Мирового океана и примерно 1% от его объема. Наибольшая глубинная отметка находится на северо-востоке Гренландского моря и составляет 5527 м.

Средняя глубина примерно 1200-1300 м. 40% всей площади самого холодного океана занимает мелководье в шельфовой зоне с максимальной глубиной в 200 м. Кроме того характерной особенностью является то, что на протяжении всего года океан частично покрыт морским льдом.

Климат

Высокоширотное положение Северного ледовитого океана определяет особенный климат для всей акватории и территорий, находящихся в ее границах. Здесь количество поступающего тепла значительно уступает его выхолаживанию. Такое распределение тепла носит название арктический климат. При этом, теплые течения, которые окружают океан приносят более половины всего тепла.

Эти течения приходят с Тихого и Атлантического океана.

Зимний период продолжается с января по апрель. В это время господствует Арктический антициклон. Атлантический циклон приходит с моря Баффина в северном направлении и уходит на восток через Баренцево море. Зачастую он достигает района около полюса. Летние антициклоны движутся на север, начиная свой путь у берегов Аляски и набираясь сил на севере Канады.

Сухость арктического климата в западной части океана обеспечивается преобладанием северо-западных ветров. Тогда как на востоке климат мягче, благодаря южным и юго-западным ветрам, а также теплому Норвежскому течению. Множество циклонов на данной территории обеспечивает частые туманы и большое количество осадков.

Также здесь часто можно наблюдать резкие изменения погоды. Особенно осенью и зимой возникают волнения, высокая влажность и отрицательные температуры воздуха. Ветер неустойчив, его средняя скорость составляет 5-7 м/с. По побережьям хорошо выражены сезонные изменения. Скорость муссонов резко возрастает в зимний период.

Основные показатели можно увидеть в таблице:

ПоказательЗначение
Средняя температура зимнего воздухаОт -1 до -42 °C
Средняя температура летнего воздухаОт 0 до 6 °C
Летняя облачная повторяемость90%
Зимняя повторяемость облачности50%
Годовые осадки (дождь, мокрый снег, снег)150-300 мм рт. ст.
Высота снежного покроваРезко различает по территориям

Исследователи Северного ледовитого океана утверждают, что современное изменение климата связано с увеличением среднего показателя воздушной температуры, которое сопровождается значительным стаиванием вечной мерзлоты. Также отмечается взаимосвязь глобального потепления с изменениями направления ветров и активностью солнца.

Согласно прогнозам специалистов возможно полное исчезновение покрова льда в летний период к середине текущего столетия. По мнению других ученых возможен вариант развития событий по противоположному сценарию – восстановление ледников.

Флора и фауна

Климатические показатели Северного ледовитого океана достаточно неблагоприятны, поэтому флора и фауна не богата видами. Исключением является Белое и Баренцево, где растительные сообщества и животным мир представлены большим количеством систематических единиц.

Растительность океана в большей массе состоит из непритязательных водорослей, видов которых насчитывается не так много, в основном это представители класса бурые водоросли – ламинария и фукус.

Однако в водах океана обитает около 200-210 видов растительного планктона, являющегося одним из важных звеньев в пищевой цепи. Им питаются мелкие животные, обитающие в толще воды – зоопланктон, которые, в свою очередь, поедают более крупные рыбы, беспозвоночные и киты.

На берегу островов можно встретить обычные растения для зоны тундр:

  • злаковые;
  • осоки;
  • лишайники;
  • низкорослые древесные (ивы, березы).

Животные неравномерно распределены по территории.

Это обусловлено несколькими факторами:

  • водной температурой;
  • типом течения.

В толще глубин Северного ледовитого океана живет более 160 видов рыб. Среди них наиболее востребованы людьми: сельдь, лосось и камбала. Из класса птиц здесь можно встретить: гагу; кайру и черных казарок. Всего насчитывает около 28-32 видов птиц. Характерная особенность для данной территории – это колониальная организация жизни пернатых.

Самыми крупными млекопитающими являются киты, моржи и тюлени.

Примечательно, что большинство представителей животного мира обладают 2 особенностями: достижение больших размеров тела (гигантизм) и медленный цикл развития, вследствие чего появляются долгожители.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Куда впадает река Енисей, исток, устье, описание, где находится.

Геологическое строение и рельеф дна

Исследователи Северного ледовитого океана, проанализировав геологическое строение и историю его развития в районе впадины, выделили области:

  • Арктический бассейн;
  • Норвежско-Гренландский океанический бассейн;
  • Область материковой окраины.

После изучения типов структур, образующих земную кору выделили 3 зоны, составляющие область океана:

  • океаническая;
  • субокеаническая;
  • континентальная.

В акватории самого холодного океана можно выделить несколько котловин, которые образовались в разные периоды.

Название котловиныВремя образования
КанадскаяПоздний юрский период
МакароваРанний мел
Подводников
АмундсенаПереход на стыке мелового периода и палеогена
Нансена

Формирование котловин сопровождалось обильными излияниями базальтовых пород, сосредоточенных, в основном, на восточном побережье Гренландских о-вов, в границах плато Воринг. В прибрежной области ледовитого океана хорошо развита континентальная кора с максимальной мощностью до 42-45 км.

В зависимости от особенностей ее формирования и строения различают два сектора:

  • западный;
  • восточный.

Граничат сектора по восточной окраине Северной Земли. Первый является более глубоководным и выделяется резко различающимся рельефом. В его формировании принимал участие плейстоценовый ледниковый покров. Восточный сектор не отмечен наличием больших глубин и обладает более ровным рельефом, поскольку здесь не наблюдалось активных движений тектонических плит и воздействия ледников.

Данные океан является более мелководным среди остальных и обладает хорошо сформированным шельфом, которые занимает около 50% всей площади. Его наружная граница расположена на глубине 150-200 м, а ширина достигает от 450 до 1250 км.

Главный элемент структуры донного рельефа – Канадская котловина, которая обладает ровной поверхностью и достигает 4 км глубины. Она окружена хребтами Чукотки, Альфа и Менделеев, а также возвышением Бофорта.

История исследования

Северный ледовитый океан – это самая суровая акватория. Она занимает небольшую территорию, но открыта была гораздо раньше даже Тихого океана. Еще в X веке мореплаватели из России ходили на Новую Землю и Шпицберген, а также могли выходить в Атлантический океан.

Первый исследовательский этап начался с великой эпохи открытий в среде географов с XV по XVII века. И его главной задачей было находить новые пути сообщения водным транспортом и открывать новые земли. Плавания проходили без конкретного плана и заданного маршрута.

Изучение океана занимались, в основном, 3 державы:

  • Российская Империя;
  • Голландия;
  • Великобритания.

Перед моряками стояла цель найти выход из Атлантики в Тихий океан, следуя вдоль Азиатских и Североамериканских берегов. Выполнению поставленных задач мешало отсутствие умений ходить по морю, где очень много плавающих льдов. В это время потерпели неудачи многие исследователи.

Не смогли добраться до берегов Северного полюса:

  • Г. Торн (в XVI веке);
  • Г. Гудзон (XVII в.);
  • Х. Уиллоби (XVI в.);
  • В. Баренц (конец XVI в.).

Конец неудачным плаваниям положил У. Баффин, который достиг точки, где начинаются проливы Смит и Ланкастер. Однако он не смог пробраться дальше из-за льдов.

Русские ученые и мореплаватели добились больших успехов. Первые упоминания о существовании Северо-Восточного пути были высказаны в 25 году XVI века дипломатом Герасимовым. В начале XVII века Ребров И.И. дошел до устья р. Яна, а через несколько лет был открыт Берингов пролив Дежневым С.И. Правда затерялись документы, подтверждающие это. Нашлись они лишь по истечению почти 90 лет.

Начало второго этапа исследования Северного ледовитого океана относится к началу XVIII века и продолжается до конца XIX. В этот период планомерно изучался бассейн Арктики.

В данное время работали такие великие ученые как:

  • Коцебу О.Е.;
  • В. Беринг;
  • Румянцев Н.П.;
  • Ф Крузенштерн.

Однако новым открытиям мешала политическая обстановка, в которой соперничали Великобритания и Российская Империя. В 1770 году С. Херк вместе с Гудзоном организовали экспедицию для проверки существования прохода между Евразией и Северной Америкой. В итоге так ничего и не узнали, а лишь дали повод для новых гипотез, пройдя через Берингов пролив.

Из России в XVIII веке была снаряжена огромная экспедиция, которую планировал еще Петр I. Тогда были нанесено на карту и описано множество морей. А вот пройти наиболее коротким путем из Европейской части в Азию не удалось из-за плохой оснащенности экипажа.

В середине XVIII века во время высокоширотной экспедиции Ломоносов М.В. внес предложение создать Северный морской путь, которое было реализовано почти через 2 сотни лет. В XIX веке российские деятели Крузенштер и Румянцев предложили проект, имеющий своей целью поиск прохода на Северо-Западе.

Гидрологический режим океан был хорошо изучен во время экспедиции Врангеля Ф.П. За рубежом наиболее заметно путешествие ф. Нансена в конце XIX в. Он изучил покров льда, рельеф и структуру водного массива.

Северный ледовитый океан продолжили изучать и в XX в. Перед исследователями стояла задача понять природные особенности акватории.

В этот период список стран, участвующих в экспедициях расширился:

  • Россия;
  • Великобритания;
  • Америка;
  • Норвегия.

В 1901 г. организовано плавание на Северный полюс, которое не состоялось из-за попадания в плен льда. Возобновления работ произошло только через 8 лет, после того, как были построены специальные суда, позволяющие преодолевать ледяные ловушки. Во главе экспедиции встали Сергеев И. и Вилькицкий Б.А. В самом начале XX века. Р. Амундсен впервые прошел по Северо-западному проходу.

Человеком, впервые достигшим Северный полюс, является гражданин Америки Р. Пири. Событие состоялось в апреле 1909 года.

Следующее крупное событие в изучении Северного ледовитого океана состоялось в 1932 г., когда была организована сквозная экспедиция, которую возглавил Шмидт О. Ю. А в 1925 году Амундсеном совершено первое в мире воздушное путешествие в Арктику. Еще одно знаменательное событие в 37 году XX века начала свою работу первая гидрологическая станция, которая носила название «Северный полюс-1».

Четвертый и современный исследовательский этап начинается с 1940-х годов. Его отличительной чертой является наличие не только экспедиционных, но и теоретических и лабораторных работ. В этот отрезок времени были открыты Хребет Ломоносова и Менделеева. В конце 40-х ученых на места изучения стали доставлять вертолетами на короткое время от нескольких часов до 2-3 дней.

С эти временем связаны имена таких исследователей:

  • Сомов М.М.;
  • Трешников Ф.Ф.;
  • Гаккель Я.Л.

В 63 году запущена первая подводная лодка. Западный сектор изучали, в основном, ученые из Канады и Северной америки по Северо-западному пути в Канадской группе островов.

Интересные факты

Северный ледовитый океан хоть и обладает самым маленьким размером среди остальных, но он уникален по своим особенностям и таит в себе множество загадок и интересных фактов.

Вот некоторые из них:

  • ледовитый океан является самым большим природным хранилищем нефти и содержит около 25% запасов всей мировой нефти;
  • в данном океане есть места скопления «мертвой воды». В такой зоне даже самый мощный корабль будет беспомощен и не сможет сдвинуться с места. Это возможно из-за разности плотностей воды у поверхности и под ней, что создает волны внутри.
  • океану принадлежит 2 место по числу, принадлежащих ему островов (пальму первенства он уступил лишь Тихому океану);
  • на воде имеются большие дрейфующие льдины, которые используются белыми медведями, чтобы добраться до нужного пункта, находящего на большом расстоянии. А люди строят на них исследовательские «поселения»;
  • Северный полюс находится вне времени. Такое возможно потому что, он является местом схождения всех линий долготы. Часы здесь всегда показывают 12:00. Обычно ученые используют местное время свое страны.

Северный ледовитый океан – удивительное место, которое всегда интересовало исследователей разных стран, благодаря своей уникальности. К слову, солнце здесь встает лишь 1 раз в год – в марте, а заходит в сентябре. Таким образом, на полюсе год длится 1 сутки: 6 месяцев – полярная ночь и столько же – полярный день.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх