Город куско в перу

История Куско

Куско (Cuzco, Cusco, Qusqu, Qosqo) — город с огромной историей и отправная точка всех туров к главной достопримечательности Перу – Мачу-Пикчу. Куско был столицей великой Империи Инков в течение 200 лет, но раскопки показывают, что люди жили в этих местах уже 3000 лет назад.

Инки делили территорию своей империи Тауантисуйю (на языке кечуа Tawantin Suyu, Tawantinsuyu, Тауантинсуйу, Тавантинсуйу, означает “четыре стороны света, соединенные вместе”) на 4 части, в центре которых находилась их столица — Куско. Они не знали других стран, не плавали за моря, их земля для них и являла собой весь мир, а Куско был центром этого мира. Этим объясняется одна из версий значения названия города, которое можно перевести с языка кечуа как “Центр Мира, Пуп Земли”. По другой версии название города переводится как “Место Пепла” — то есть то место, где совершаются ритуальные жертвоприношения. Именно в Куско во времена Инков находились все главные храмы и самые значительные религиозные церемонии происходили тоже здесь.

Каким увидели Куско испанские конкистадоры, объявившись здесь в 1533 году

Это был процветающий город с великолепными храмами, площадями и богатыми домами членов королевской семьи, приближенных и другой знати. Река Сафи (Saphi) пересекала центральную площадь и делила город на 2 части: Верхний (Hanan) и Нижний (Urin) Куско. Планировка Куско повторяла силуэт одного из священных животных — пумы. Головой пумы служил район Саксайуаман (Saqsaywaman), расположенный выше уровня остальных частей города.

Обосновавшись в Куско, завоеватели изменили облик города, превратив инкские сооружения в свои особняки. Испанские дома строились на фундаменте прежних строений, камни для своих храмов конкистадоры брали, разбирая кладку инкских зданий. В Куско сформировался неповторимый стиль “местисо” — смешение андских и испанских мотивов — который мы можем наблюдать сегодня не только в архитектуре, но и в культуре в целом.

История Куско

По инкской легенде основателем города являлся первый Инка Манко Капак (Manko Qhapaq). По одной из версий он вышел из озера Титикака со своей женой по имени Мама Ойлья и отправился на север искать место, где его золотой посох легко войдет в землю. Там, куда он воткнул посох, появился город Куско. По другой версии четверо братьев и их четыре сестры-жены появились из пещеры на одном из островов озера Титикака. Одним из братьев был Манко Капак, который основал Куско и положил начало Империи Инков.

В Куско началась история Великой Империи Тауантисуйю, здесь же она и завершилась. Это произошло в 1572 году, когда испанские конкистадоры на главной площади города обезглавили последнего представителя Инкских правителей — Инку Тупака Амару (Thupaq Amaru).

ТОП-11 достопримечательностей Куско – что посмотреть в городе и окрестностях Куско

Куско – главный туристический город Перу. Он включен в программу всех наших туров. Именно отсюда начинаются самые известные и интересные экскурсии к Мачу-Пикчу, в Священную Долину Инков, отсюда стартует треккинг по Тропе Инков, поход к Радужным горам и многое другие.

Варианты экскурсий из Куско.

Кроме того, в Куско очень много интересных музеев.

1. Музей Инков (Museo Inca)

Этот музей также называют Археологическим музеем Куско, так как здесь находятся артефакты, позволяющие проследить историю Перу времен преинкских цивилизаций, Великой Империи и колониального периода.

Здание, в котором находится музей, было построено на месте инкского дворца в начале XVII века и принадлежало Адмиралу Франсиско Алдрете Малдонадо.
Музей открыт ежедневно.

Адрес музея: 103 Cuesta del Almirante, Cusco, Peru

2. Храм Кориканча (Qoricancha)

Во времена Инков Кориканча (на языке кечуа “Золотая ограда”) был самым богатым храмом. Он был построен в честь Бога Солнца Инти, поэтому его стены были облицованы золотыми пластинами, инкрустированными драгоценными камнями. Именно здесь хранились мумии знатных Инков, которые использовались во время религиозных церемоний. После завоевания испанцы построили на руинах Храма Солнца церковь Санто Доминго, но, к счастью, некоторые части первоначального храма сохранились и их можно увидеть и сегодня.
Музей открыт ежедневно.

Куско, Перу — достопримечательности

Куско – один из крупнейших городов Перу и центр одноименной провинции. Кроме того, это древнейший город. Благодаря многочисленным археологическим раскопкам, проведенным на его территории, мы знаем, что люди здесь селились уже более трех тысяч лет назад. Естественно, богатая история города нашла свое отражение в его внешнем облике и достопримечательностях, о которых мы и поговорим в этой статье.

Что посмотреть в Куско?

  1. Кафедральный собор (La Catedral). Этот собор начали строить в 1559 году. Строительство продолжалось, только представьте, около сотни лет. Среди главных сокровищ этого собора — картина Маркоса Запата «Последний ужин» и распятие – «Повелитель Землетрясений».
  2. Храм Кориканча (Qorikancha), вернее будет сказать, его руины. А ведь раньше это был самый богатый и прекрасный храм перуанцев. Сейчас все, что от него осталось, это фундамент и стены. Тем не менее, это место все равно считается одной из главных достопримечательностей Куско.
  3. Руины Саксайуаман (Saqsaywaman). Считается, что для инков это место имело стратегически важное значение и использовалось для ведения боя. Здесь же проводились и различные религиозные мероприятия. А еще перуанцы считают, что Куско имеет форму священного у инков животного – пумы. Так вот Саксайуаман – это как раз голова пумы.
  4. Тамбомачай (Tambomachay), или Храм воды. Это своеобразная купальня из камня, куда поступают подземные воды. По преданию, именно здесь Великий Инка совершал свои омовения.
  5. Крепость Пука-Пукара (Pukapukara) расположена недалеко от Куско. Ее название означает «красная крепость». Для инков она была важным военным центром, с помощью которого можно было охранять дорогу, ведущую к городу.
  6. Храм Кенко (Q’enqo). Название этого места переводится как «зигзаг». Сам же храм представляет собой скалу из известняка, со множеством ниш, ступеней, проходов и т. д. Отдельного внимания здесь заслуживают зигзагообразные каналы, по которым, скорее всего, текла кровь во время различных церемоний.
  7. Рынок Писак (Pisac market). Этот рынок находится в деревне Писак, недалеко от Куско. Он считается самым известным рынком народного промысла в стране. Здесь вы сможете приобрести одежду, ювелирные украшения и все это будет сделано вручную. А в продуктовых рядах вы познакомитесь с экзотическими фруктами и овощами.
  8. Храмовый комплекс Ольянтайтамбо (Ollantaytambo) расположен в одноименной деревушке. Храмы здесь построены из огромных блоков. При этом часть таких блоков просто лежит в хаотичном порядке вокруг строении. Есть мнение, что инки просто не успели довести начатое строительство до завершения.
  9. Город Мачу-Пикчу расположен в Священной долине. Здесь находится несколько важных для инков храмов, дворцовых и сельскохозяйственных построек, а также обычные жилые дома.
  10. Археологический комплекс Ракчи (Raqchi). Главная достопримечательность здесь – дворец Виракочи. Это грандиозное сооружение единственное, в архитектуре которого инки использовали колонны. Помимо него здесь вы увидите инкские бани и искусственный водоем.

Куско: Город четырех сторон Света

Ирина Гантимурова

Куско (исп. Cusco; ударение на первый слог) — город на юго-западе центральной части Перу, административный центр одноименных региона и провинции (исп. Provincia del Cuzco). Население города составляет около 350 тыс. человек.

На окраине города расположен Международный аэропорт им. Алехандро Веласко Эстете (исп. Aeropuerto Internacional Alejandro Velasco Astete), названный в честь перуанского летчика, которому в 1925 г. впервые удалось пересечь Анды при перелете из Лимы в Куско. В том же году, во время авиашоу (г. Пуно) пилот разбился насмерть, когда отводил падающий самолет от зрителей.

Куско — один из красивейших и древнейших городов Южной Америки, здесь люди селились уже более 3 тыс. лет назад. С IX по XII в. в этом районе развивалась культура Кильке (Killke), с XIII в. по 1533 г. город был столицей великой Империи Инков, крупнейшей индейской цивилизации в Южной Америке в XI-XVI вв. В 1983 г. город признан Всемирным наследием ЮНЕСКО.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.

Географическое положение

Город расположен в долине реки Урубамба (исп. Rio Urubamba), в Андах, на высоте более 3,5 тыс. м. над у/м, в 1020 км юго-восточнее столицы Перу — Лимы (исп. Lima), в 465 км севернее Арекипы (исп. Arequipa).

Очертания древней части города в плане напоминает туловище пумы, что нашло отражение даже в древних названиях районов города: Так, Пумакчуку — «хвост пумы», Гуакайпата — «тело пумы», на территории Саксайуамана (городская крепость) расположена «голова пумы», стены крепости построены в виде зубов.

Климат

Куско расположен в районе с горным и сухим климатом, для которого характерны два ярко выраженных сезона: сухой (апрель-октябрь) и влажный (ноябрь-март). Также здесь наблюдаются резкие колебания между дневной и ночной температурами.

Средняя дневная температура воздуха круглый год составляет от +19°C до +21°C. Показатели средней ночной температуры в период октябрь — апрель составляют +5°C — 7°C, в период май – сентябрь (самый холодный месяц – июль), когда наблюдаются самые прохладные ночи, температура может опускаться до 0 °C, но снег для здешнего региона — явление неслыханное.

В Куско можно ехать в любое время года, но все же лучшим временем для путешествия в плане погоды считается сухой сезон, который в Андах длится с конца апреля по сентябрь.

Экскурс в историю

Название города на кечуа, официальном языке Империи Инков (кеч. Qusqu, Qosqo), означает «Пуп Земли» или «Центр Мира».

Хотя такая этимология современной наукой принята за истину, есть и другие версии, например, такая: название Сosco (Cuzco) пошло от звукосочетания, на языке кечуа имитирующего, представьте себе, собачий лай. Достоверно известно лишь то, что город был столицей империи Тауантинсуйу (она же «Империя Четырех Сторон Света», она же — Империя Инков), включавшая в себя территорию нынешних Эквадора, Боливии и Перу, а также частично Аргентины, Колумбии и Чили.

Культура Инков возникла в XII в., ее расцвет пришелся на XV в. Единство и развитие Империи сохранялось до конца правления Уайна Капака, после смерти которого враждующие между собой наследники раздробили государство, тем самым ослабив его. Этим воспользовались конкистадоры, прибывшие в ноябре 1532 г. во главе с Франсиско Писарро в Кахамарку (север Перу), в «штаб» Атауальпы (одного из наследников Капака). Отряд Писарро состоял из 60 конных и 500 пеших бойцов. Атауальпа не собирался воевать, он встретил «гостей», сидя на золотом троне.

Используя явное преимущество в вооружении, коварные испанцы захватили Инку в плен и удушили его, предварительно выманив у его подданных в виде выкупа за вождя огромное количество золота. Испанцы подло обманули инков. В 1572 г., когда на Центральной площади Куско без всяких почестей был казнен Тупак Амару, последний Великий Инка, борьба конкистадоров с инками была окончательно завершена, а в истории величайшей цивилизации была поставлена точка.
Инкский Куско являлся столицей в буквальном смысле слова: городом ста лиц — многонаселенный, многокультурный и многообразный по внешнему облику. Войдя в город, испанцы сразу оказались на главной площади. Город был организован так, что от нее дороги расходились лучами во все уголки империи, и, естественно, все дороги государства сходились к площади. То есть, если Куско — «Пуп земли», то его Главная площадь (нынешняя Пласа-де-Армас) — настоящий «Пуп Куско».

Куско — «Пуп земли», а его Главная площадь Пласа-де-Армас — настоящий «Пуп Куско».

По свидетельствам очевидцев, в те времена Пласа-де-Армас, вымощенная идеальными каменными плитами, была разделена надвое речкой Сафи (кеч. Saphi). На правом берегу речки располагалась Уакайпата — место жертвоприношений, священный камень Усну, а также храмы и административные здания. На площади проводились все основные обрядовые празднования, посвященные Солнцу. На левом берегу располагалась Кусипата, «место радости»: здесь находился главный городской рынок и была сконцентрирована бытовая жизнь столицы.

Испанцы были поражены высоким уровнем цивилизации, встреченным в Куско. Остались воспоминания очевидцев о том, как глаза их слепли от сияния золотых и серебряных пластин со стен главного столичного храма Кориканчи (с кечуа Coricancha означает «Золотой храм»).

«Сто тысяч» каменных зданий, скорее всего, преувеличение, но если их было даже в 100 раз меньше, это были величественные сооружения: из крупных камней, идеально подогнанных друг к другу и отшлифованных почти до блеска. К каждому строению была подведена вода. Как индейцы, не знающие ни колеса, ни металлических орудий труда, управлялись с многотонными каменными глыбами, об этом никто никогда не узнает: при множестве ее достижениях, у инкской культуры не было письменности.

Но чудо в том, что достояния когда-то могущественной цивилизации можно видеть и сегодня. В сегодняшнем Куско и его окрестности хранятся обломки и значительные фрагменты древнего инкского города.

Сейчас их бережно охраняют, к иным камням запрещено даже прикасаться, как, например, к 12-угольному камню в кладке стены Дворца Инки Рока (кеч. Inka Ruq’a). Сегодня эти древние камни кормят не только город, но и всю страну, привлекая неиссякающий туристический поток (ежегодно сюда приезжают более 2 млн. туристов).

Достопримечательности

В современном Куско находится огромное число шедевров колониальной архитектуры, возведенных на древних фундаментах инкских сооружений.

И снова Пласа-дель-Армас

Например, на основании Кориканчи (1438 г.), разрушенного конкистадорами, стоят грандиозная католическая церковь Санто-Доминго и монастырь Доминиканского ордена. Доминиканцы были первым католическим орденом, отправившим своих посланцев в Перу в 1532 г., вместе с авангардными экспедициями конкистадоров, а в 1539 г. под личным наблюдением Ф. Писарро на развалинах «Храма Солнца» началось сооружение грандиозного, похожего на крепость, комплекса.

Также инкские основания были использованы для двух величественных храмов в историческом центре города на Пласа-де-Армас (исп. Plaza de Armas del Cuzco): Кафедрального Собора (исп. Catedral del Cuzco) и иезуитской церкви Компаньа-де-Хесус (исп. Iglesia de la Compañia de Jesus). Оба храма возводились почти в течение столетия, строительство которых было завершено в 50-х годах XVII в.

Кафедральный Собор (1559 — 1668 гг.) является основным хранилищем живописных полотен школы Куско (смешение европейского барокко и индейских мотивов), также здесь хранится много христианских реликвий и артефактов.

В архитектуре Собора прослеживается смесь барокко, маньеризма и готики. Возведен он монументально: это один из немногих храмов, не пострадавших от ужасного землетрясения 1650 г. Здесь грандиозно все:

  • самый большой в Южной Америке колокол Мария-Ангола (исп. Сampana Мaría Аngola), отлитый 350 лет назад из золота, бронзы и серебра, высотой более 2 м., весом — 6 тн., звук которого слышен за 50 км;
  • великолепный алтарь;
  • огромного размера картины кисти Диего Тито, Маркоса Сапаты, Басилио Пачеко и других мастеров «школы живописи Куско» (исп. Escuela Cuzqueña), украшающие интерьер;
  • знаменитое изваяние «цветного» католического покровителя города, на которое ушло 25 кг чистого золота и огромное множество драгоценных камней.

Горожане и многочисленные гости города очень любят сидеть на широких ступенях Собора, греясь на солнышке и наблюдая за жизнью города.

Компаньа-де-Хесус (1668 г.) возведена на правой стороне площади на фундаменте разрушенного конкистадорами дворца XI правителя Инков, Уайна-Капака, и представляет собой образец высшего достижения архитектурного колониального стиля барокко в Южной Америке.

Сама Пласа-де-Армас построена испанцами на месте культового центра Уакальпа. Эта площадь была свидетелем самых важных моментов в сложной истории Куско: именно здесь инки традиционно отмечали «праздник Солнца», а Писарро торжественно объявил о завоевании города.

В первую очередь, конечно, стиль Куско — это стиль классического города колониальной эпохи, в архитектурном плане он прежде всего является сокровищницей колониального барокко. Только на Пласа-де-Армас представлено несколько архитектурных жемчужин. К грандиозному Кафедральному Собору справа примыкает небольшая церковь Дель-Триунфо (исп. Iglesia del Triunfo; 1536 г.), самый первый христианский храм Куско, названный так в честь победы над восставшим Инки Манко. Церковь знаменита тем, что в ней хранится «крест Конкисты», которым был «осенен» Куско по прибытии войска Писарро. Слева — часовня Саградо-Корасон (исп. Sagrado Corazon).

С двух других сторон площадь замыкается 2-этажными белыми домами с симпатичными балконами, голубыми и коричневыми. Когда-то дома были жилыми, сегодня здесь располагаются рестораны и сувенирные лавки.

Пласа-де-Армас как бы лежит на дне гигантской андской чаши, поэтому с центра площади во все стороны открывается потрясающая панорама. Сама площадь «повидала» на своем веку всевозможные зрелища – и праздничные, и кровавые. Здесь были казнены главные исторические личности истории Перу: последний Инка, Тупак Амару- I (исп. Tupac Amaru, 1545 – 1572 гг.), борец за национальное освобождение Тупак Амару- II (1781 г.), Диего-де-Альмагро (1538 г.) — один из героев Конкисты, восставший против Писарро, и его сын Диего (1542 г.), прозванный Эль-Мосо («младший»). Сегодня многочисленные потомки Писарро и члены семьи Альмагро мирно «спят» рядом — в родовых усыпальницах монастыря Ла-Мерсед (исп. Convento de la Merced).

Многие здания Куско, как жилые, так и административные, также сооружены с использованием целиком инкского фундамента или отдельных камней, из которых складывался цокольный этаж. Самым красивым образцом такого рода является «Дом Адмирала», построенный для вице-губернатора Ф. Малдональдо в начале XVII в., в котором сегодня размещается Музей Инкской культуры (исп. Museo Inca). Этот музей называют также Археологическим Музеем Куско, так как здесь находятся артефакты, представляющие историю Перу времен доинкских цивилизаций, эры Великой Империи и колониальной эпохи.

Цокольный этаж великолепного строения сложен из древних камней. А второй уровень и мансарда созданы в классическом колониальном стиле: белые стены, черепичная крыша, бронзовые фонари. Однако, в резьбе балконных и оконных наличников вновь угадываются инкские мотивы.

Такие «двуликие» дома настолько самобытно выглядят, что в XVII в. в городе вошло в моду нижние этажи строить в стиле так наз. «инкский колониальный», который подарил миру истинные шедевры, например, стена переулка «Семи Змей», выходящей на Пласа-Насаренас (исп. Plaza Nazarenes). Испанцы, при помощи специальной технологии обработав камни, сложили стены узкой улочки (имитирующей старинную), запирающуюся на ночь красивыми воротами, которые украшены уникальным орнаментом со змейками — отсюда и необычное название улицы.

Стены улиц Марури, Ауакпинта, или Атун-Румийук проще и грубее, они не испещрены витиеватыми орнаментами, зато их на века сложили искусные руки строителей инкской империи.

От Пласа-де-Армас улочки лучами разбегаются вверх во всех направлениях.

Обогнув Собор справа, можно выйти на самую крутую (в буквальном смысле) улочку Триунфо (исп. Triunfo). Она так узка, что жители противостоящих домов из окон могут спокойно пожать друг другу руки. Поднявшись по ней, попадаете в квартал Сан-Блас (исп. San Blas), пожалуй, один из самых живописных в городе. Его еще называют «Кварталом художников» (раньше здесь селилась богема) и «перуанским Монмартром»: раньше вечерами на площади перед церковью разыгрывались театрализованные представления бродячих артистов, а днем шла бойкая торговля картинами местных художников и изделиями мастеров кустарных промыслов. Сегодня эти традиции частично утрачены. Низкая, почти квадратная церковь San Blas выделяется строгостью форм, она больше похожа на православный храм. Она знаменита своим великолепным амвоном, вырезанным из массива кедра (конец XVII в.), который считается лучшим примером работы по дереву за всю колониальную историю Америки.

Обогнув Собор слева и поднявшись немного вверх, можно оказаться на улочке с необычным для этих мест названием Швеция (исп. Suecia), которая выводит к самой высоко расположенной церкви города, San Cristobal. Эта церковь замечательна тем, что возвел ее в начальные годы Конкисты обратившийся в христианство касик (вождь) Кристобаль Паульо (исп. Cacique Cristоbal Paullo), в знак приверженности новой вере.

Далее простирается заповедный парк Саксайуаман (исп. Parque Sacsayhuaman). Еще выше на холме, за парком, возвышается колоссальная беломраморная статуя Христа Спасителя (исп. Cristo Blanco), который раскинул руки, словно желая охватить в объятия древний город.

Пройдя мимо храма Компаньа-де-Хесус по улице Санта-Клара (исп. Сalle de Santa Сlara), сквозь порядком обветшалую одноименную ажурную арку, Вы попадете в совершенно иную обстановку, отличную от чинной, контролируемой «туристической» части города. В Санта-Кларе кишит человеческий муравейник, люди озабочены своими делами, они куда-то спешат, бегут, вскакивая на ходу в видавшие виды автобусы, здесь же, на обочине, перекусывают и т.п.

В Санта-Клара также достаточно архитектурных достопримечательностей: одноименная церковь, с которой улица начинается, и церковь Сан-Педро (исп. Iglesia de San Pedro), в которую улица упирается. Но главной достопримечательностью этого района города считается рынок (исп. Mercado Central de San Pedro).

Чтобы увидеть всевозможные национальные типы этого региона, все национальные одеяния, чтобы узнать и попробовать, чем предпочитают питаться современные кечуа, стоит пойти на этот рынок. Тут, конечно, далеко не шикарно, все неимоверно тесно и скученно, товары разложены прямо на полу, в нос ударяют пронзительные запахи приправ и солений. Тут продают морских свинок (основу одного из самых изысканных блюд перуанской кухни), повсюду расставлены тазы с лягушками — тоже излюбленным лакомством местных жителей. При виде возвышающихся гор сдобных хлебов, выпеченных в форме храмов, ангелов, коней, тотемных масок, конкистадоров, туристы просто немеют от восторга. А фрукты, овощи, зерновые – здесь можно найти все! Но главный бренд Куско— альпака, вернее, ее превосходная, исключительно тонкая, нежная и теплая шерсть. Этих парнокопытных животных в провинции Куско видимо-невидимо.

А главный промысел жителей — изделия, вязанные из шерсти альпака. Их так много, что просто диву даешься, как много шерсти способно давать это уникальное животное! Из альпаки вяжут традиционные пончо, чоло (Cholo — пуловеры с капюшоном), чулио (островерхие, длинноухие кечуанские шапочки), куртки-накидки, шарфы, перчатки, носки и много чего другого.

Еще один местный культовый товар — это, безусловно, кока. Представить себе утро в Куско без чая из коки просто невозможно — в условиях разряженного воздуха высокогорья лучшего успокоительного напитка на свете не существует!

Для любознательных туристов в Куско есть, чем заняться, город славится обилием необычных музеев, к одним из таких относится Музей Коки (исп. Museo de la Coca). Как во времена Империи Инков лист коки имел громадное значение, так до сих пор он продолжает оставаться важной составляющей андской культуры. В этом музее можно познакомиться с историей и назначением коки, способами приготовления и мн. др.

Перу является известным производителем какао-бобов. В Музее шоколада (исп. Choco Museo) посетителям расскажут о тонкостях производства шоколада, предложат продегустировать различные виды продукции, проведут мастер-классы по приготовлению шоколада, а также организуют ознакомительные экскурсии на какао-бобовые плантации.
Заслуживает посещения замечательный планетарий Куско.

Звезды всегда играли большую роль в эволюции великих цивилизаций, Инкская Империя не была исключением. Высота, на которой расположен город, приближает его к Богам. Планетарий Куско организует увлекательные выездные вечерние экскурсии к месту, откуда можно полюбоваться звездами. Специалисты расскажут много интересного о древней астрономии Инков, об основных созвездиях, о том, как жизнь людей была связана с движением небесных тел и др.

Окрестности Куско

В окрестностях города можно увидеть полновесные свидетельства многовековой истории страны. Чуть выехав за пределы города, тут же попадаешь в заповедный парк Саксайуаман. Расположенный на горе, в эпоху инков парк был частью Куско. Если сам город был спроектирован в виде силуэта пумы, то ее головой служил «Saqsaywaman». Долгое время историки считали, что здесь располагалось военное укрепление. Современные же исследователи выдвинули версию, что это был элитный жилой район с домами богатой знати, площадями и храмами.

Здесь сохранились значительные остатки инкского форта, стены которого сложены в виде зигзагов. В переводе с языка кечуа название крепости означает «Гордый сокол». Массивные камни кладки весят по 40—50 тн, а одна из глыб (высота 9 м., ширина – 4 тн, вес — 125 тн) является самым большим «историческим» камнем в Южной Америке. Когда испанцы разоряли Саксайуаман, они просто сбрасывали вниз камни, в долину Куско, где из них строили свои здания. К слову, Инки, не знавшие колеса, не ведали и раствора, так что все их грандиозные сооружения держались исключительно благодаря «ювелирной» подгонке одного громадного камня к другому.

«Sacsayhuaman» и поныне считается национальной гордостью кечуа.

Проехав еще около 6 км. по направлению к Священной Долине, можно увидеть храм Кенко (исп. Kenko), выдолбленный в скале в форме лабиринта (название с кечуа означает «спираль, лабиринт»).

Сегодня по лабиринту уже не пройти, он давно завален камнями. Можно только, протиснувшись к самому входу, увидеть ниши в стене, где хоронили мумии, и вытесанную в форме стола огромную глыбу: здесь инки совершали жертвоприношения. Есть свидетельства, что Кенко служил медицинским центром империи Инков. Кроме того, здесь же жили девственницы, посвященные Солнцу, которых периодически навещал Верховный Инка (по-видимому, для душеспасительных бесед).

Проехав еще несколько км. вперед, увидите остатки Пука-Пукары (кеч. Puka Pukara — «Красная крепость»), являющейся когда-то частью городской оборонительной системы. В случае опасности, в Саксайуаман передавались сигналы тревоги с одной из ее башен. В Пука-Пукару, в свою очередь, сигнал поступал из Тамбомачая, расположенного в нескольких км. к северо-востоку. Вот такая продуманная коммуникационная система!

Тамбомачай (кеч. Tambomachay) служил как укреплением, так и «местом отдыха», с языка кечуа его название так и переводится. Тут был построен “водный курорт” для Верховного Инки, возведен храм, посвященный Воде: по сей день здесь бьют кристально чистые источники влаги, которую инки считали священной. Они верили, что совершив в них омовение, можно было навсегда остаться молодым. Сегодня, увы, купаться в Тамбомачае запрещено. Неподалеку от источников с «живой водой» постоянно сидит специальный человек и следит, чтобы запрет не нарушался.

Примерно в 30 км. на юго-востоке от Куско находятся руины Пикильякта (кеч. Pikillaqta — «Город блох»). Скорее всего, это название является шуточным, намекающим на небольшие размеры этого места, в смысле — «крошечный город». Тем не менее, Пикильякта являлся очень важным культурно-административным центром доинкской культуры Вари (кеч. Wari; VI — IX вв н.э.), где жили правители, священники, крестьяне и ремесленники.

Еще долго можно перечислять поразительные достопримечательности «Пупа Земли», но аксиому, что «лучше один раз увидеть» пока никто не отменял.

Несколько любопытных фактов

  • Куско лежит в горах на высоте в 3,5 тыс. м. над у/ м, несмотря на это, льдов здесь нет, а природа просто роскошная. Горожане ежегодно собирают колоссальные урожаи зерна, картофеля, различных овощей и фруктов.
  • Из-за высокого расположения в горах, в воздухе Куско мало кислорода, поэтому туристам обычно требуется несколько дней для акклиматизации, им часто «не хватает воздуха».
  • Местные жители, которые находятся тут с детства, наоборот, не очень хорошо чувствуют себя на низменностях.
  • Куско, таким образом, можно по праву назвать «городом избранных».
  • Когда-то в городе был чудесный «Золотой сад», где из благородного металла было сделано почти все, однако, со временем сокровища были разграблены, сейчас туристам демонстрируют лишь голые стены сада.
  • Так как город расположен в сейсмоопасной зоне и землетрясения неоднократно серьезно разрушали его, в Куско поклоняются Сеньору-де-лос-Темблорес (исп. Señor de los Temblores – «Господь Землетрясений»), которого кечуа называют Таитача Темблорес.
  • Куско — город необычайно «театральный». По центру постоянно движутся какие-то процессии, шествия, почти всегда приправленные каким-либо политическим «соусом».
  • Знаменитую статую Христа в 1945 г. подарили Куско палестинцы в знак благодарности за то, что в годы II мировой войны город предоставил им убежище.
  • Благодаря все той же великой цивилизации Инков, страна Перу стала мировой сельскохозяйственной кладовой: одной только кукурузы здесь известно около 200 видов! Причем выращивают ее только в высокогорье (на высоте не менее 3,3 тыс. м.), так что Куско вполне заслуженно называют «кукурузной столицей».
  • Кроме всего прочего, кукуруза здесь имеет особое предназначение: из нее готовят чичу, традиционный напиток вроде густого пива, без которого не обходится ни одно перуанское застолье.
  • В окрестных деревнях Куско буквально через каждые 100 м. можно увидеть шест на крыше жилого дома, на котором треплется цветная тряпка, либо яркий пакет – это условный знак: в этом доме гонят на продажу чичу.
  • На центральной площади города тьма-тьмущая навязчивых мальчишек-чистильщиков обуви. Они беспрестанно пристают к туристам, предлагая свои услуги, даже если у тех на ногах …пляжные тапочки.
  • Детишки-кечуа целыми днями таскают в заплечных котомках ягнят альпака, откуда торчат только симпатичные головки. Животное отличается поразительной кротостью, так спокойно сидит в котомке, что напоминает искусно сделанную мягкую игрушку.
  • Конечно же, дети носят ягнят не просто так: они предлагают с ними сфотографироваться, естественно, за деньги.

Куско

Общая информация

Улица в Куско

По преданию, прародители инков вышли из вод озера Титикака и основали город. Естественно, нынешний Куско разительно отличается от древней столицы империи инков, где проживала знать, жрецы и их слуги, но следы цивилизации инков проступают и сегодня сквозь изящную резьбу на фасадах городских церквей, и все католические ангелочки на картинах имеют резкие индейские черты лица. Самое интересное в Куско- это его архитектура. Массивные стены, сложенные из искусно подогнанных камней, свидетельствуют о могуществе цивилизации, которая пять столетий назад управляла большей частью южноамериканского континента. Испанцы пытались полностью уничтожить следы «языческой» культуры, но это оказалось для них непосильной задачей. В результате, конкистадорам пришлось возводить свои здания на фундаментах инков, зачастую используя при строительстве огромные камни, высеченные индейцами из скал. Собор в Куско частично сложен из блоков, доставленных сюда из индейской крепости Саксайуман, на строительство которой инки потратили больше столетия. Построенная инками гидравлическая система в храме Тамбочай работает до сих пор и дает кристально чистую воду. Ее используют для приготовления местного пива, которое пьют все жители современного Куско.

Собор в Куско

Самые красивые здания города расположены на центральной площади Пласа де Армас- это собор с колоколом Мария Ангола (самым большим в Южной Америке), звук которого уже 300 лет раздается по всей округе, и церковь Ла Компания с алтарем, покрытым золотой фольгой. Собор построен в стиле испанского ренессанса и стоит на древнем каменном основании, оставшемся от инка Веракочи. Ла Компанья же построена в стиле барокко и отличается изысканностью интерьеров и красотой резных балконов. Неподалеку от Ла Компаньи находится еще один храм Санто Доминго, построенный на месте священного Кориканча — храма Солнца, бывшего некогда самым величественным храмом Куско. Стены Кориканча были покрыты золотом, а во дворе были установлены золотые и серебряные скульптуры, изображавшие деревья, гуанако, фрукты, цветы и даже бабочек.

Люди живут здесь на высоте 3 500 метров. Везде, кроме экватора, на таких высотах снег, ледники, чахлая травка. А в Куско цветут сады, в год собирают по три урожая картошки, кукурузы, ячменя и помидоров. Но кислорода в воздухе так же мало, как и везде на таких высотах. Жители Куско, родившись здесь, не могут спуститься ниже без серьезных последствий для здоровья. Сами местные говорят: «У нас кровь густая, внизу мы не сможем жить».

Центральная площадь Куско

Куско при инках

Узкие улицы

По инкской легенде, город основал Манко Капак, первый Инка, а впоследствии его значительно расширил Пачакути (Пачакутек) — человек, который превратил Королевство Куско из спящего города-государства в огромную империю. Однако археологические данные говорят о более медленном и органичном росте города до инков — так, считается, что первое поселение здесь основали люди племени Вари. Пачакути же построил несколько дворцов и крепостей, обновил Храм Солнца.

Город состоял из двух секторов, позже они были разделены стенами на четыре района: Чинчасуйу (СЗ), Антисуйу (СВ), Кунтисуйу (ЮЗ) и Колласуйу (ЮВ). Из каждого района вела дорога в соответствующую часть империи.

Руководящее лицо каждой области империи должно было построить себе дом в соответствующем районе Куско и жить часть года в столице.

После Пачакути, когда Инка умирал, его титул переходил к одному из сыновей, а собственность — к другим родственникам. Поэтому каждый носитель титула Инки должен был построить новый дом и, соответственно, приобрести для империи новые земли.

Андские индейцы до сих пор покидают свои дома и строят новые после свадьбы, даже если в старом доме никого не остается.

Пожилая женщина выгуливает ламу

Куско колониального периода

Первые испанцы появились в городе 15 ноября 1533. Испанский конкистадор Франсиско Писарро, по официальной традиции, заново основал Куско в 1534. Многие здания, построенные после испанского завоевания Перу, выполнены в испанских традициях с примесью инкской архитектуры; в основном в округах Санта-Клара и Сан-Блас. Испанцы переняли структуру старого инкского города, построив на месте инкских храмов — церкви, на месте дворцов — жильё для завоевателей. В течение колониального периода Куско был преуспевающим городом благодаря сельскому хозяйству, горному делу и торговле с Испанией. Были построены многие церкви и монастыри, а также кафедральный собор, университет и архиепископство. Часто испанские сооружения располагались по соседству и даже были построены прямо на массивных каменных стенах, выстроенных инками.

Крыши домов в Куско

В 1950 году произошло землетрясение, которое сильно повредило доминиканский монастырь и церковь Святого Доминика, которая была построена на основе Кориканчи (Храма Солнца). Инкская же архитектура, напротив, успешно пережила землетрясение. Сначала считалось, что многие старые инкские стены утеряны, однако оказалось, что гранитные стены Кориканчи сохранились, так же как и многие стены по всему городу. Некоторые хотели восстановить сооружения колониального периода, однако часть жителей Куско потребовала оставить оказавшиеся на виду стены. Таким образом, туристам со всего мира предоставилась возможность видеть древние сооружения в сердце большого города. Землетрясение 1950 года было вторым, уничтожившим доминиканский монастырь, первое произошло в 1650.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх