Географические следствия осевого вращения земли

Осевое вращение земли и его следствия

Благодаря астрономическим наблюдениям был установлен факт, который доказывает, что Земля единовременно принимает активное участие в нескольких видах движения. Если рассматривать нашу планету как часть Солнечной системы, то она совершает обороты вокруг центра Млечного Пути. А если рассматривать планету как единицу Галактики, то она является участницей уже движения на галактическом уровне.

Рис. 1. Осевое вращение земли.

Главным типом движения, которое исследуется учеными с древнейших времён, является вращение Земли вокруг собственной оси.

Осевым вращением Земли именуется размеренное обращение ее вокруг представляемой оси. Все объекты, которые находятся на поверхности планеты, также вращаются вместе с ней. Поворот планеты совершается в противоположном направлении относительно привычного всем движения часовой стрелки. Благодаря этому восход солнца можно отмечать на востоке, а закат — на западе. Ось Земли имеет угол наклона равный 661/2° относительно орбитальной плоскости.

Ось имеет четкие ориентиры в пространстве космоса: её северная оконечность все время обращена к Полярной звезде.

Осевое вращение Земли дает представление о видимом движении небесных тел без использования специализированного оборудования.

ТОП-2 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Планеты Солнечной системы по порядку
  • 2. Пояса освещенности

Рис. 2. Движение звезд и луны по небу.

Вращением Земли обусловлена смена дня и ночи. Сутки – период абсолютного оборота планеты вокруг оси. Продолжительность суток напрямую зависит от скорости вращения планеты.

Из-за вращения планеты все движущиеся по её поверхности тела отклоняются от исходной направленности в Северном полушарии вправо по ходу своего движения, а в Южном — влево. В реках такая сила в большей степени припирает воду к одному из берегов. У водных артерий Северного полушария часто крутым остается правый берег, а в Южном — левый.

Рис. 3. Берега рек.

Влияние осевого вращения на форму земли

Планета Земля представляет собой идеальную сферу. Но из-за того, что она слегка сжата в области полюсов, расстояние от ее центра до полюсов на 21 километр меньше, чем расстояние от центра Земли до экватора. Поэтому меридианы на 72 километра короче, чем экватор.

Осевое вращение является причиной:

  • суточных изменений;
  • поступления света и тепла на поверхность;
  • возможностью наблюдать очевидное передвижение небесных тел;
  • различий во времени в разных частях земли.

Чтобы понять, как влияет осевое вращение на форму земли, нужно принимать во внимание действие общепринятых законов физики. Как уже было отмечено, планета имеет «сплющивание» у полюсов из-за действия на нее центробежной силы и гравитации.

Планета вращается так же, как и движется вокруг Солнца. Такие величины как форма, параметры и движение Земли играют большую роль в развитии всех географических явлений и процессов.

Сегодня достоверно известно, что Земля на самом деле постепенно замедляет свое вращение. Из-за силы приливов, которыми связана наша планета с Луной, каждое столетие сутки становятся длиннее на 1,5–2 миллисекунды. Через почти полтора млн. лет в сутках будет уже на один час больше. Людям не стоит опасаться полной остановки Земли. Цивилизация попросту не доживет до этого момента. Приблизительно через 5 млрд. лет Солнце увеличится в размерах и поглотит нашу планету.

Конспект урока по географии 5 класс. Тема : «Виды движения Земли»

КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ 5 класс

Тема урока: «Движения Земли «

Цель: познакомить с видами движения Земли; рассмотреть следствия осевого и орбитального вращения Земли; способствовать развитию пространственного воображения школьников.

Задачи урока:

Узнают:

  • Какими бывают виды движения Земли;

  • Чем отличается осевое и орбитальное вращения Земли;

  • Каковы последствия разных видов движения Земли для жизни людей;

  • Что такое глобус и теллурий.

Умения объяснять:

  • Географические следствия движений Земли;

  • Влияние движения Земли на развитие географических знаний.

Умения определять:

  • Местоположение Солнца в разное время года;

  • Освещенность полушарий Земли;

  • Дни равноденствия и солнцестояния.

Универсальные Учебные Действия:

Предметные: самостоятельно выделять и формулировать тему урока, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие ответы, конкретные географические ситуации, опираясь на свои знания и жизненный опыт.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  • Проверка домашнего задания

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Кто догадается, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

  • Методический прием «Стихотворное настроение»

Утром солнышко встаёт,

Спать ребятам не даёт!

-Ну-ка, детки, подымайтесь,

Умывайтесь, одевайтесь

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Дальше, дальше день бежит

К вечеру скорей спешит.

Ночью на небе — луна,

Очень строгая она,

Закрывайте дети очи.

Говорит: «Спокойной ночи!»

(дети могут назвать примерные темы: «положение солнца на небе», «смена дня и ночи»…)

— Итак, тема урока «Движение Земли».

— Какие задачи мы поставим при изучении этого вопроса?

— Что собой представляет Земля? (Это третья планета Солнечной системы, вращается вокруг Солнца, на ней единственной есть жизнь)

III. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний.

— Ещё древнегреческий учёный Аристотель предположил, что Земля, как и все другие планеты, имеет форму шара, однако более точно форму Земли можно назвать — геоид. Земля — небольшая планета Солнечной системы.

Земля вращается вокруг Солнца и делает полный оборот за 365 дней 6 часов и 9 минут. «Лишние» часы и минуты образуют дополнительный день — 29 февраля, поэтому существует високосный год (год, кратный 4). Земля движется вокруг Солнца по эллиптической орбите со скоростью 30 км/с.

Географические следствия движения Земли — явления, вызванные разными видами движения Земли и оказывающие влияние на форму Земли, природные процессы и жизнь человека: смена дня и ночи, смена времен года, отклонение движения тел под воздействием ускорения Кориолиса, приливы, отливы и др.

  • Загадка:

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

— Что это такое? (глобус).

Глобус – это уменьшенная модель Земли.

-А в каком направлении вращается Земля?

Земля вращается вокруг своей оси, и, если смотреть с точки северного полюса, она двигается с запада на восток против часовой стрелки)

— Так что же такое земная ось? (Воображаемая линия, проходящая через центр Земли от точки северного полюса до южного полюса)

-Угол наклона земной оси = 23,5 °

= Запись/ рисунок в тетради:

— Вы, конечно, наблюдали восходы и закаты Солнца на земном небосводе. Почему они происходят? Не перестает же Солнце светить! Объясните, как сменяется освещенность Солнцем поверхности Земли? (При осевом вращении Земли освещается только одна сторона – там день, на противоположной – ночь).

— Подумайте, как называется промежуток между двумя закатами или восходами Солнца? (Сутки)

— Чему равны одни сутки? (24 часа)

— Почему Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются? (Они двигаются вокруг Солнца, которое удерживает их силой всемирного тяготения).

— Что происходит на нашей планете, когда Земля вращается вокруг своей оси? (Смена времени суток или смена дня и ночи)

-Как происходит смена дня и ночи, как движется Земля? — Движение Земли вокруг своей оси называют осевым, из-за него происходит смена дня и ночи.

— Ребята, внимательно смотрим на глобус. Скажите, а какие области при вращении Земли остаются неподвижными? (полюса) Какое время суток сейчас будет у нас в России, если Солнце светит на Северную Америку? (ночь)

= Запись в тетради:

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМЛИ:

Следствия:

— Что происходит на нашей планете, когда Земля вращается вокруг Солнца? (Смена времен года)

— В это время Земля движется вокруг Солнца по своей траектории или орбите, поэтому вращение Земли вокруг солнца называют орбитальным.

= Запись в тетради продолжить:

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМЛИ:

Следствия:

— В течение года в жизни нашей планеты существуют особые дни, когда положение Солнца зафиксировано определенной датой, от которой идет отсчет новых географических процессов. Определить эти дни и наглядно продемонстрировать годовое движение Земли вокруг Солнца и суточное вращения Земли вокруг своей оси поможет прибор- теллурий.

В теллурии меньший шарик, изображающий Землю, движется вокруг источника света (лампочки, представляющей Солнце). Кроме того, шарик-Земля вращается вокруг оси, проходящей через его центр и сохраняющей неизменное наклонное направление (подобно земной оси).

Иногда в теллурии третий, ещё меньший шарик изображает Луну, обращающуюся вокруг Земли).

IV. Первичная проверка понимания

= Запись в тетради идет после каждого обсуждения сезонных изменений:

Лето в Северном полушарии,

зима – в южном.

23 сентября

День осеннего равноденствия

на экваторе

На всей Земле день равен ночи. Осень в Северном полушарии, весна — в южном

22 декабря

День зимнего солнцестояния

на южном тропике

Зима в Северном полушарии, лето– в южном.

Значение астрономического положения Земли для ее природы:

1. Вследствие осевого и орбитального вращения Земли все природные процессы имеют свои ритмы.

2. Температурный режим Земли благоприятный.

3. Спутник Земли – Луна вызывает приливы и отливы.

V. Подведение итогов урока

  • Методический прием «Согласны ли вы?» (если учащиеся согласны, они поднимают карточку зеленого цвета, если не согласны, то карточку красного цвета)

А) Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 66,5° +

Б) День зимнего солнцестояния -22 января-

В) 22 июня наблюдается в Южном полушарии самый длинный день и самая короткая ночь-

Г) 21 марта на всей Земле день равен ночи +

Д) Чем выше Солнце над горизонтом, тем длиннее тень от предметов —

Е) 22 июня – это день летнего солнцестояния +

Ж) 22 декабря в южном полушарии лето +

VI. Рефлексия

  • Домашнее задание

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх