Екатерининский дворец в царском

Большой Екатерининский дворец

Запрос «Екатерининский дворец» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Дворец

Екатерининский дворец

59°42′59″ с. ш. 30°23′47″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Пушкин, Санкт-Петербург

Архитектурный стиль

Елизаветинское барокко

Строитель

Бартоломео Франческо Растрелли

Архитектор

Франческо Растрелли

Основатель

Екатерина I

Дата основания

1717 год

Строительство

1752—1756 годы

Основные даты

1717 — Закладка первого дворца Екатерины I
1742 — Первая перестройка в царствование
Елизаветы Петровны
1752 — Начало капитальной перестройки
по проекту Растрелли
1756 — Окончание строительства
1944 — Дворец разрушен
1947 — Начало реставрационных работ
2003 — Открыта воссозданная Янтарная комната

Известные обитатели

Императрица Екатерина I (1723-1727),
Великая княгиня и Императрица
Елизавета Петровна (1723-1761),
Императрица Екатерина II (1762-1796),
Цесаревич Александр (1841-1855).
Фавориты Екатерины II: Г. Потёмкин, А. Ланской, А. Дмитриев-Мамонов, П. Зубов.
Ученики лицея Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер и др.
Фаворитка Александра II Е. Долгорукова

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520388740176 (ЕГРОКН). Объект № 7810447033 (БД Викигида)

Сайт Объект всемирного наследия

Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments. Historical Centre of the Town of Pushkin, including the Catherine Palace
(Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников. Исторический центр г. Пушкин, включая Екатерининский дворец)

Ссылка

№ 540-006a в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

i, ii, iv, vi

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1990 (14-я сессия)

Большой Екатерининский дворец на Викискладе

Екатери́нинский дворе́ц (также известный как Большо́й Царскосе́льский дворец, Большо́й Екатери́нинский дворец, Большо́й дворе́ц, Старый дворец) — бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II; дворец расположен в 26 км к югу от центра Санкт-Петербурга в бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин).

Является Объектом культурного наследия России. Входит в состав «Дворцово-паркового ансамбля города Пушкин и его исторический центр», который входит в Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников» .

Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в честь которой и называется; в течение XVIII века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце открылся музей. В период Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и ещё не закончено. Восстановление проводится Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе.

История

В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили праздник, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовал Император. По первому проекту дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение в голландском стиле, — «на 16 светлиц». В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. Более 100 килограммов золота ушло на позолоту изощрённой отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед величественным фасадом был разбит не менее величественный «правильный» парк. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.

Традиционно дворец связывают и с именем Екатерины Великой, хотя сама императрица считала этот «взбитый крем» старомодным. Согласно воле покойной императрицы Елизаветы, первым делом Екатерина распорядилась позолотить статуи в парке. Когда часть из них уже обработали, узнав о стоимости этих работ, Екатерина велела их приостановить. В своих мемуарах она пожурила предшественницу за расточительство. Во всё своё царствование она перестраивала дворец и парк на свой вкус, делая их более удобными для жизни и более скромными.

Перестройка

Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752—1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (голубой и золотистый цвета) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик (БСЭ).

Из воспоминаний графа С. Д. Шереметева : «В первый раз видел я Большой Царскосельский дворец во всем блеске бала.(1863 г.) Танцевали в большом зале, а в проходной галерее накрыт был ужин на бесчисленное число гостей. Сияли деревянные колонны с позолотой, перевитые гирляндами во вкусе прошлого века, горели огнями. Тогда еще никто не помышлял об электрическом освещении, и горели бесчисленные свечи, как бывало во времена Екатерины. Чудное было зрелище, которое нельзя забыть,,, Я был тогда молодым офицером и танцевал мазурку с принцессой Екатериной Петровной Ольденбургской.»

Дворец после 1917 года

В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели. Ныне ансамбль полностью восстановлен реставраторами — Н. В. Барановым, А. А. Кедринским, Н. Е. Тумановой, И.П. Саутовым др.

23 мая 2010 года генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова сообщила журналистам о том, что к празднованию 300-летнего юбилея Царского Села откроются несколько отреставрированных залов и павильонов:

Откроем повторно отреставрированный Тронный зал в Екатерининском дворце. Откроем и совершенно не знакомый для наших гостей зал из той половины дворца, в которой жила Екатерина — Арабесковый зал. Сейчас в нем уже ведутся работы по мебели и подбору штор.

Залы и комнаты дворца

Янтарная комната

Основная статья: Янтарная комната

Янтарный кабинет или Янтарная комната — одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца. Основное убранство Янтарной комнаты изготовлено в начале XVIII века в Пруссии, в 1716 подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в 1746 дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в 1755 перенесено в Царское Село.

В годы Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты вывезено немецкими оккупантами в Кёнигсберг. Дальнейшая судьба комнаты неизвестна. C 1979 года в Санкт-Петербурге велась работа по воссозданию Янтарной комнаты, в 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга она восстановлена в полном объёме руками отечественных реставраторов, в том числе на средства немецких фирм.

Дворцовая церковь

Основная статья: Воскресенская церковь Екатерининского дворца (Пушкин)

Храм был устроен в северном флигеле в период с 1746 по 1756 года. Несколько раз реставрировался после пожаров 1820 и 1863 годов. В его оформлении участвовали Чевакинский, Растрелли, Стасов и др. Интерьер церкви был практически уничтожен в период оккупации Пушкина и до настоящего момента не восстановлен. С 1993 года в церкви крайне редко проходят молебны.

Danchik-1 ›
Блог ›
Музей-заповедник. Царское село. Екатерининский дворец.БЕЛАЯ ПАРАДНАЯ СТОЛОВАЯ.6 часть.

Всем привет!
Продолжаем гулять по дворцу и теперь давайте осмотрим Малую Белую столовую.А к фото я Вам расскажу, для точности немного о ней.

Миновав Парадную лестницу, мы попадаем в Белую Парадную столовую, которая некогда предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных.

Стены этой столовой со времен Елизаветы Петровны были затянуты белым штофом, который в сочетании с золоченой резьбой придавал интерьеру особую нарядность. В настоящее время стены зала украшены натюрмортами И.-Ф. Гроота (1717–1806) — частью большого цикла, созданного придворным живописцем в 1740-х годах для Царскосельского павильона Монбижу. Живописный плафон «Триумф Аполлона» (копия XIX века с картины Г. Рени) дополняет декоративное решение интерьера.

Мебельное убранство Белой Парадной столовой составляют резные золоченые консоли и стулья, как подлинные, так и выполненные по образцам середины XVIII века. В центре зала — овальный стол с изящным сервизом, изготовленным на знаменитой Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Этот сервиз числился в дворцовых кладовых уже в елизаветинскую эпоху и, несомненно, украшал парадные столы во время торжественных обедов императрицы. Согласно традиции XVIII века стол накрыт скатертями со сложными драпировками, украшен цветочными гирляндами, а также фарфоровой композицией, которая изображает беседку, напоминающую «Большой каприз» в Царскосельском парке. Это изделие, выполненное в конце 1760-х годов на Императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744-м, свидетельствует о высоких технических достижениях русского фарфорового дела.

Масленки-обманки в виде цветка, персика, лимона, груши, граната и артишока, дополняющие оформление нарядного стола, также изготовлены в Мейсене во второй половине XVIII века. Оттуда же происходят стоящие на консолях между окнами декоративные вазы-ароматницы, называемые по форме украшающих их цветов «буль-де-неж» (от франц. boule de neige — снежный ком).

На этом пока все, но я продолжу.Всем спасибо и до встречи.

Царское Село (музей-заповедник)

У этого термина существуют и другие значения, см. Царское Село (значения).

Музей-заповедник

Царское Село

59°43′24″ с. ш. 30°24′57″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Пушкин

Сайт Объект всемирного наследия

Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments. The Palace and Park Ensembles of the Town of Pushkin (Tzarskoe Selo)
(Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников. Дворцово-парковые ансамбли г. Пушкина (Царского Села))

Ссылка

№ 540-006 в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

i, ii, iv, vi

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1990 (14-я сессия)

Царское Село на Викискладе

Ца́рское Село́ — музей-заповедник в городе Пушкине (Санкт-Петербург), включающий в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII — XIX веков, бывшую загородную царскую резиденцию, превращённую в музей после национализации в марте 1918 года. Современное название музей-заповедник получил в 1992 году.

В состав музея-заповедника входят: Екатерининский парк с дворцом и павильонами, Александровский парк с дворцом и павильонами и Баболовский парк с дворцом.

Вызолоченные ворота при входе во внутренний двор Екатерининского дворцаЗдание Лицея

Екатерининский парк

Основная статья: Екатерининский парк (Царское Село)

Занимает площадь 107 га. Состоит из регулярного Старого сада (1717—1720-е годы, садовые мастера Я. Роозен и И. Фохт) и пейзажного Английского парка (1760—1796 годы, садовые мастера Дж. Буш, Т. Ильин, архитектор В. И. Неелов), разделённых Большим прудом. Назван в честь императрицы Екатерины I.

  • Большой Екатерининский дворец

Основная статья: Большой Екатерининский дворец

Современный вид дворца сложился в результате перестройки дворца, построенного в 1717—1723 годах архитектором И. Ф. Браунштейном. В 1743—1756 годах работами сначала руководили архитекторы М. Г. Земцов, А. В. Квасов и С. И. Чевакинский, а затем Ф. Б. Растрелли. Растрелли является основным автором архитектурного решения здания и пышного скульптурного оформления его фасадов в стиле русского барокко, а также всей внутренней планировки и декоративной отделки залов середины XVIII века. С запада примыкает парадный двор, оформленный одноэтажными полуциркульными корпусами и кованой оградой с вызолоченными деталями и воротами по центральной оси дворца. К боковым фасадам дворца примыкают здания, построенные в конце XVIII века. С северной стороны это четырёхэтажный флигель (позже в нём размещался Лицей, сейчас Мемориальный музей — Лицей, Филиал Всероссийского музея им. А. С. Пушкина), соединённый с дворцом аркой над Садовой улицей (архитектор И. В. Неелов), с южной — Зубовский флигель (архитектор Ю. М. Фельтен). С юго-востока примыкает комплект Камероновой галереи, холодных бань, висячего сада и пандуса (1780—1794, архитектор Ч. Камерон). Одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца — Янтарная комната.

  • Эрмитаж — двухэтажный восьмиугольный павильон с куполом, колоннами и лепными украшениями (1744—1754, архитекторы М. Г. Земцов,Ф. Б. Растрелли). Использовался для летних приёмов царских гостей.
  • Грот — павильон с лазоревыми стенами и белыми колоннами, украшенный лепным декором, посвящённым морской тематике (1749—1761, архитектор Ф. Б. Растрелли).
  • Адмиралтейство — группа зданий из неоштукатуренного кирпича с белыми карнизами и стрельчатыми окнами, увенчанные готическими ступенчатыми башнями и шпицами (1773—1777, архитектор И. В. Неелов) .
Екатерининский парк

Екатерининский дворецПавильон «Грот»Камеронова галереяАдмиралтейство

Александровский парк

Основная статья: Александровский парк (Царское Село)

Занимает площадь 188 га. Состоит из регулярной части (Новый сад, 1740-е годы, автор проекта Н. Жирар) и Пейзажного парка (1790-е годы) с тремя прудами и насыпными холмами. В западной части парка протекает река Кузьминка, перегороженная плотиной.

  • Александровский дворец

Основная статья: Александровский дворец

Построен в 1792—1796 годах архитектором Дж. Кваренги в классическом стиле для великого князя Александра Павловича, будущего императора Александра I. Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решён в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом. Реставрируется.

  • Детский домик — небольшой павильон, построенный рядом с Александровским дворцом для игр детей императора Николая I (1830, архитекторы А. М. Горностаев).
  • Китайский театр — руинированное здание придворного летнего театра (1778—1779, архитекторы А. Ринальди, И. В. Неелов). Сгорел во время обстрела города в 1941 году и с тех пор не восстанавливался.
  • Китайская деревня — комплекс из 12 одноэтажных домиков в китайском стиле (1782—1798, архитекторы Ч. Камерон, И. В. Неелов). В настоящее время — гостиница.
  • Белая башня — павильон в стиле средневекового рыцарского замка, окружённого рвом (1821—1827, архитектор А. А. Менелас). Восстановлен в 2012 году.
  • Арсенал — павильон в готическом стиле (1819—1834, архитектор А. А. Менелас). Построен на месте барочного павильона Монбижу. В настоящее время — музей.
  • Грот-родник. Архитектор С. Данини. Конец 90-х годов XIX века.
  • Шапель (фр. Chapelle — часовня) — готическая часовня (1825—1828, архитектор А. А. Менелас). Реставрируется.
  • Ратная палата — комплекс зданий в неорусском стиле (1913—1917, архитектор С. Ю. Сидорчук). Восстановлена в 2014 году, к столетию начала Первой мировой войны. В здании открыт музей, посвящённый участию России в этой войне.
Александровский парк

Александровский паркКитайская деревня«Арсенал»Павильон «Белая башня»

Топонимика и этимология

Поселение, именуемое в наши дни Царским селом, впервые упоминается в 1502 году как Сарица — в «Переписной окладной книге по Новгороду Водской пятины». На картах, составленных для Бориса Годунова, поместье имеет аналогичное название. В 1617 году шведы отнимают эту территорию у новгородцев и переименовывают в Сарицгоф. Среди земель значится шведская мыза – на языке коренного населения Саари-мойс (место на возвышенности). Благодаря этому в русском – к моменту утверждения земель за Россией и за Александром Меншиковым конкретно – закрепляется топоним Сарская мыза. Здесь в 1711 году – после объявления Екатерины «Истинной государыней» — начинается формирование резиденции дворцового характера, Царского села.

Неизвестно, когда именно стал нормой привычный нам вариант произношения и написания. Еще в начале 19 века бытовало (в том числе в официальных документах) устаревшее название. В указе императора Александра I от 1808 года читаем: «Сей соединенный город именовать отныне город Сарское Село, или София». Это название присутствует в стихотворениях Державина и Ломоносова, в письмах Тургенева и министра юстиции, по совместительству поэта И.И. Дмитриева. И даже у его протеже, автора знаменитого «19 октября» А.С. Пушкина — в письмах и черновой сатире.

Организационные вопросы

С 1987 года до скоропостижной кончины 1 августа 2008 года директором музея был И. П. Саутов. 23 сентября 2008 года руководителем музея назначена вдова И. П. Саутова — Ольга Таратынова.

По состоянию на 2016 год музей ведет реставрацию Александровского дворца, павильона «Шапель», Императорской фермы, металлических мостов в Александровском парке и церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце.

  • Вильчковский С. Н. Царское Село. Путеводитель. 1710–1910.. — 2-е изд, репринт 1992. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1911. — 278 с.
  • Петров А. Н. Пушкин. Дворцы и парки. Л.-М., 1964.
  • Шварц В. Пригороды Ленинграда. — Л.; М.: Искусство, 1967. — С. 123-189. — 320 с. — 50 000 экз.
  • Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983.
  • Воронов М. Г., Кучумов А. М. Янтарная комната. Л., 1989.
  • Царскосельский арсенал./ Сост. и вступит. статья: Л.В. Бардовская, В.М. Файбисович. СПб., 2000.
  • Бардовская Л. В. Шедевры живописи в Царскосельском собрании. СПб., 2008.
  • Бредихина И. И. Придворные экипажи. Царскосельское собрание. СПб., 2008.
  • Ботт И. К. Царскосельская мебель и её коронованные владельцы. СПб., 2009.
  • Серпинская Т. В. Художественная бронза царскосельского собрания СПб., 2009.
  • Архитекторы Царского Села: от Растрелли до Данини./ Авторы статей: Л. В. Бардовская, И. К. Ботт. СПб., 2010.
  • Екатерининский дворец. Парадные залы. Жилые покои./ Авторы текста: Л. В. Бардовская, Г. Д. Ходасевич. СПб., 2010.
  • Александровский дворец./ Авторы статей: Л. В. Бардовская, В. Ф. Плауде, И. Г. Степаненко. СПб., 2010.
  • Кедринский А. А. Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец: от пригородной усадьбы до парадной резиденции. 1710–1760. СПб., 2013.
  • Плауде В. Ф. Фотография. 1850-е – 1917./ Государственный музей-заповедник «Царское Село». Каталог коллекций. Том XVII. Книга I. СПб., 2013.
  • Степаненко И. Г. Венецианская декоративная скульптура первой четв. XVIII в./ Гос. музей-заповедник «Царское Село». Каталог коллекций. Том IX. Книга I. СПб., 2015.
  1. Шварц, 1967.
  2. Царское село. Дворцы и парки; Н. Попова, А. Раскин, 2009, изд-во П-2, Санкт-Петербург
  3. Полное собрание законов Российской империи, 1-е издание, том 30, с.565, закон 23.257
  4. https://ru.wikisource.org/wiki/19_октября_(Пушкин)
  5. В Санкт-Петербурге назначен новый директор музея-заповедника «Царское село». REGNUM (23 сентября 2008). Проверено 22 февраля 2017.

Царское Село на Викискладе

  • Государственный музей-заповедник «Царское Село». Официальный сайт
  • Виртуальный тур по Царскому Селу

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

>Царское Село — режим работы и стоимость билетов 2019, как добраться и официальный сайт

Как добраться до Царского Села

Маршрутки от «Дома Советов» на Московской площади (342, 287, 347а и другие), метро «Московская». Время в пути – около 30 минут.

Обратите внимание, что маршрутка останавливается непосредственно около парка, а железнодорожный вокзал находится на значительном удалении от парка. Поэтому настоятельно рекомендую добираться до музея-заповедника на маршрутке. Если Вы все-таки желаете ехать в Пушкин на электричке, то от железнодорожного вокзала до парка можно добраться на маршрутке или пешим ходом – около 20 минут.

Электрички с Витебского вокзала. На электричку можно сесть на ж/д платформе «Купчино» или на самом Витебском вокзале.

Если вам дорого время и деньги, рекомендуется садится на электричку в Купчино. Для этого необходимо доехать до метро «Купчино», купить билет, перейти по подземному переходу на ж/д платформу. Время в пути от ж/д платформы «Купчино» — около 20 минут. Интервал движения электричек 20-30 минут. Около метро «Купчино» расположено несколько торговых центров с продуктовыми и другими магазинами.

В выходные рекомендуется отправляться с Витебского вокзала, т.к. Вы рискуете просто не влезть в электричку. Также лучше отправляться с Витебского вокзала, если Вы хотите гарантированно занять сидячие места.

Обратите внимание, что Пушкин – это популярное место отдыха жителей Санкт-Петербурга, поэтому в выходные дни количество посетителей музея–заповедника значительно увеличивается. Настоятельно рекомендуется для поездки выбирать будний день.

Екатерининский дворец (включая Янтарную комнату) — режим работы в 2019 г.

В Екатерининском дворце расположена всемирно известная Янтарная комната. Осмотр Янтарной комнаты входит в стандартную экскурсию по Екатерининскому дворцу. Посетителей собирают в холле дворца небольшими группами по 15-20 человек. Группа следует по залам дворца с экскурсоводом. На мой взгляд, осмотр происходит слишком бегло — экскурсия занимает около 20 минут. Поэтому Вы вряд ли успеете одновременно рассмотреть интерьеры, слушать экскурсовода и фотографировать. Буквально пару минут группа задерживается в Янтарной комнате. Однако обычно никто не запрещает Вам оторваться от своей группы и спокойно прогуляться по залам Екатерининского дворца.

  • В зимний период с 10:00 до 17:00
  • Во время осенних, весенних и зимних каникул с 12:00 до 17:00
  • Кассы закрываются на 15 минут раньше
  • Выходные дни — вторник и последний понедельник месяца
  • С мая по сентябрь выходной день только вторник

Рекомендуется начать прогулку именно с дворца, т.к. могут быть значительные очереди и изменение режима работы для посетителей без групп. В билете указывается время посещения (группы запускаются каждые 20 минут).

В Екатерининском дворце и парке разрешена фотосъемка, за исключением Янтарной комнаты.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх