Да винчи кто такой

МХК. Задание 10

Ответь на вопросы

1. Он был одновременно механиком, архитектором, скульптором, химиком, анатомом; он первым вёл термин «золотое сечение»; именно он создал в 15 веке самую загадочную улыбку. Чем вы можете подтвердить, что знаете его также и как художника?

2. Какое ударное действие советовал предпринять Франсуа Рабле, чтобы избежать встречи с дураком ? Где вы прочитали этот совет?

3. Увидев его за мольбертом, один из английских придворных спросил: «Господин посол развлекается живописью?» – «Напротив, художник развлекается дипломатией»,- ответил фламандец. Какие из 3000 тысяч его картин и этюдов вы помните?

4. Основоположник классицизма в живописи в картине «Аркадские пастухи» использовал миф о стране безмятежного счастья. Как вы объясните душевное смятение пастухов, поражённых надписью на гробнице? Вам знаком автор этого полотна?

5. Мари Франсуа Аруэ за невероятную подвижность близкие ласково называли Белкой. С его именем связано распространение в России духа свободомыслия, иронии, стремления к ниспровержению авторитетов. Под каким именем этот философ известен вам? Назовите произведения этого автора. Где россияне могут увидеть его скульптурный портрет?

6. Создателям этого храма Дмитрий Кедрин посвятил поэму «Зодчие». Знаете ли вы их имена? В память о каком историческом событии был возведён этот храм?

7. Этот человек, родившись в Витебске, умер в Париже, не дожив полутора лет до своего столетия. В Большой Советской энциклопедии написано, что он «французский художник». Сам он всегда считал себя русским художником. Люди на его картинах летают, а козы пасутся на облаках… Любимые цвета в живописи – синий и голубой. Называли его то кубистом, то модернистом, то сюрреалистом… Назовите его просто по имени.

8. Во время оккупации Парижа некий немецкий офицер, большой любитель живописи, зашёл к одному художнику. На столе он заметил репродукцию картины и восхищённо воскликнул: «Неужели это сделали вы?» На что художник ответил: «Нет, это сделали вы!» Кто художник и что это была за картина?

Ответы: 1.Леонардо да Винчи «Джоконда» 2 Разбить зеркало. «Гаргантюа и Пантагрюэль» 3. Рубенс «Шубка», «Вирсавия», «Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда» и др. 4. Напоминание о смертности человека. Никола Пуссен 5. Вольтер. Философские повести («Простодушный», «Кандид»). В Эрмитаже. 6. Храм «Покрова на рву» ( Собор Василия Блаженного). Постник и Барма. Взятие Казани. 7.Марк Шагал 8.П.Пикассо.»Герника»

Детство Леонардо

Детство Леонардо вряд ли можно назвать благополучным. Отец пытался приобщить незаконнорожденного сына к семейной профессии нотариуса, но Леонардо не поддался принятым традициям своего общества.

Отец, помимо связи с матерью Леонардо, был четырежды женат и имел девятерых сыновей и двух дочерей. В своем завещании он даже не упомянул Леонардо да Винчи. Воспитывался сын практически без матери.

Исследователь Валентин Бадрак предполагает: «Из-за того, что отец не проявлял подлинного интереса к сыну, а связь с матерью, скорее всего, также напрочь отсутствовала, Леонардо рос духовно обделенным, слаборазвитым и исключительно замкнутым ребенком с целым комплексом психологических проблем». Не поэтому ли разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах?

В 14 лет Леонардо да Винчи поступил подмастерьем в мастерскую скульптора Андреа дель Вероккьо. Любознательный ум заставлял Леонардо часто отвлекался от начатого дела, что производило впечатление некоторой разбросанности. Но такова была особенность его гения, развившегося у малообразованного сельского паренька.

Британские конспирологи Линн Пикнетт и Клав Принс задаются вопросом: «Какими возможными знаниями он мог обладать, если им предложенное обрело смысл или получило широкое распространение только через пять веков после его времени?»

Был ли секс во Флоренции?

Нас больше интересуют особенности личности этого «чуда природы», как иногда называли Леонардо да Винчи, и их возможное влияние на творчество. Отдельный вопрос в этом плане – сексуальная жизнь флорентийского гения.

Ссылаясь на описания современников, врач Леонард Шлейн приходит к выводу, что в юности да Винчи знали как «красавца-экстраверта, который своей манерой одеваться бросал вызов строгим культурным нормам. Тогда как большинство мужчин того времени предпочитали темные плащи, Леонардо носил яркие короткие туники. Его поведение можно назвать эксгибиционистским».

Рядом с Леонардо почти никогда не было женщин, а в его записных книжках нет ни одного упоминания о дружеских или иных отношениях с женщиной.

Зигмунд Фрейд предполагал: «Сомнительно, обнимал ли хоть раз Леонардо страстно женщину; ничего не известно и о его интимной душевной связи с какой-либо женщиной».

Но и это, как говорится, полбеды. В возрасте 24 лет Леонардо да Винчи был замешан в «содомии». В своем культурологическом бестселлере «Пенис» американский журналист Дэвид Фридман приводит некоторые подробности этого факта. «В судебных архивах города Флоренции содержатся сведения о том, что в 1476 году Леонардо был арестован по обвинению в “аморальной” связи с мужчиной-проститутом и sodomitari – содомитом по имени Якопо Сальтарелли. …после двух слушаний да Винчи отпустили за недостатком доказательств. Некоторые историки полагают, что это стало результатом вмешательства в дело богатого семейства Торнабуони. …юный отпрыск этого богатого и влиятельного клана оказался в числе задержанных и был соответчиком молодого да Винчи в последовавшем судебном разбирательстве».

Однако это происшествие не возымело эффекта, и впоследствии Леонардо еще не раз вступал в гомосексуальные отношения.

Антропологическое чудо

Витрувианский человек. Около 1492

Вызывает интерес тот факт, что Леонардо называл себя «omo sanza lettere»1, то есть «неграмотным», поскольку не получил гуманитарного образования, открывающего путь в университет. При этом из всех известных исторических фигур он единственный писал справа налево. По-видимому, у него не было типичного для абсолютного большинства людей доминирования левого полушария над правым.

Поэтому логично предположить, что одинаковое развитие обоих полушарий обеспечило достижения Леонардо как в науке, так и в искусстве.

Но в привычку писать левой рукой «никак не укладываются всевозможные сокращения, загадочные словосочетания и многостраничные записи, напоминающие шифровки, многие из которых остаются загадкой и по сей день. Есть только одно объяснение: будучи очень подозрительным человеком, Леонардо всегда опасался, что его идеи украдут, используют и тем самым отнимут у него славу и материальный успех».

Записные книжки зачастую демонстрируют нам скрытые влечения человека, но в случае Леонардо они оказались малоинформативными. «Более того, они зашифрованы: прочесть их можно только в зеркале, да и то не всегда, а в его конструкторских чертежах скрыты намеренные ошибки. Важна тайна даже не глубиной своей, а самим ее наличием. Леонардо не хотел, чтобы его записи читали, и перекрывал все доступы к “внутренней” своей стороне». Это мнение историка науки и искусства Вячеслава Шевченко.

Человек, проснувшийся слишком рано

Характер уже ставшего знаменитым Леонардо да Винчи окружающие считали очень странным. Философ В. Г. Гитин пишет: «Он, например, не выказывал никаких эмоций ни по какому случаю, был до неправдоподобности равнодушен и ко всему, что принято считать добром, и ко всему, что принято считать злом, то есть в своих проявлениях напоминал заводную куклу, но никак не живого человека». Так что Леонардо недаром считался загадочным человеком, склонным к сознательному одиночеству.

Автопортрет. Около 1512

«Никогда не ел мяса – считал несправедливым отнимать жизнь у божьих созданий. Когда у мастера появлялись деньги, он шел на базар, скупал там всех певчих птиц и выпускал на волю. И этот же мягкосердечный человек мог спокойно смотреть на мучения казнимых преступников и зарисовывать их конвульсии!» Во второй половине своей жизни Леонардо стал уже настолько нелюдимым, а его одиночество и эгоцентризм настолько острыми, что он не мог жить в согласии с окружающим миром.

Профессор искусствоведения Л. Ю. Лиманская считает, что «неустанная жажда исследования у Леонардо – это результат его необыкновенной способности к сублимации. Анализируя особенности дневниковых записей, ошибок, оговорок, помет, Фрейд приходит к выводу, что отсутствие матери и недостаточность отцовского авторитета перенесла часть либидо в интеллектуально-познавательное русло».

Ни одного из своих трактатов Леонардо не завершил, ни одной из замышленных энциклопедий не составил. Нет свидетельств, что хотя бы одно из множества изобретений было «внедрено» при его жизни. Многие картины остались незаконченными, другие дописывались учениками, а фрески начали разрушаться еще на его глазах из-за неудачных экспериментов с красками. Поэтому список начатых и брошенных работ Леонардо впечатляет больше, чем список его завершенных творений.

Писатель Дмитрий Мережковский писал о Леонардо да Винчи: «Он походил на человека, проснувшегося слишком рано, когда было еще темно и когда все другие еще спали».

Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Около 1506

Семья Медичи, всегда щедро покровительствовавшая людям искусства, относилось к Леонардо с понятным недоверием. «У него была подмоченная репутация: невероятно талантлив, но разбрасывается, ничего не доводит до конца… Ни одного законченного творения, будь то холст или трактат, статуя, машина или здание… Ватикан заказал ему картину, а да Винчи вместо этого занялся изобретением “вечного” лака для ее покрытия».

Но здесь следует учесть тот факт, что Леонардо всегда работал медленно и основательно. Его медлительность часто раздражала заказчиков и, естественно, они обращались к другим живописцам, не дождавшись окончания его работы.

Что там с Джокондой?

Знаменитый «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», который является достопримечательностью парижского Лувра, Леонардо писал четыре года. Но об этом «непревзойденном шедевре», которым публика восхищается более четырехсот лет в парижском Лувре, любопытно привести оригинальное мнение русского философа Алексея Лосева. И трудно отказать в правоте его «особому мнению».

Загадочную улыбку Моны Лизы Лосев считает «бесовск?й». «Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть…»

Видимо, неврологи не зря говорят, что мозг решает за нас, что нам видеть, а что нет.

ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Шизоидная личность с нарциссическими и гомосексуальными тенденциями.

Памятник Леонардо да Винчи в Амбуазе (Франция)

Источники

  • Бадрак В. Антология гениальности. Киев : Издательство КВIЦ, 2005.
  • Бронивецкий П. Леонардо: тайны странного гения // «ГЕО» № 2, 2004, с. 63–74.
  • Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. В 5 тт. Т. 3. / Пер. А. И. Венедиктова и А. Г. Габричевского. – М. : Астрель ; АСТ, 2001.
  • Гаев Г. Гении в частной жизни. М. : КРОН-ПРЕСС, 1999.
  • Гитин В. Г. Всемирная история без комплексов и стереотипов. В 2 тт. Т. 2. Харьков : Торгсин, 2005.
  • Кандель Э. Век самопознания. Поиски бессознательного в искусстве и науке с начала ХХ века и до наших дней / Пер. с англ. П. Петрова. М. : АСТ ; CORPUS, 2016.
  • Ланди Э. Тайная жизнь великих художников / Пер. с англ. Е. Полецкой. М. : Книжный Клуб 36.6, 2014.
  • Лиманская Л. Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта. Исследования по теории и методологии искусствознания. М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2004.
  • Лосев А. Ф. Эстетика Ренессанса. М. : Мысль, 1978.
  • Мережковский Д. С. Воскресшие боги. Леонардо да-Винчи. СПб : Издание М. В. Пирожкова, 1907.
  • Пикнетт Л., Принс К. Леонардо да Винчи и Братство Сиона. М. : Эксмо, 2006.
  • Фрейд З. Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве // Художник и фантазирование / Пер. Р. Ф. Додельцева. М. : Республика, 1995. С. 176–211.
  • Фридман Д. Пенис. История взлетов и падений / Пер. с англ. В. И. Болотникова. – М.: РИПОЛ классик, 2010.
  • Шевченко В. В. Прощальная перспектива / Сост. Б. М. Цейтлин. М. : Канон + ; РООИ Реабилитация, 2013.
  • Шлейн Л. Мозг Леонардо: Постигая гений да Винчи / Пер. с англ. М. : Альпина нон-фикшн, 2016.

«Сам он считал себя не художником, а ученым и инженером»

560 лет назад, 15 апреля 1452 года, на земле родился гений.
Его имя — Леонардо Да Винчи.
Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (датируется 1512—1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для Тайной Вечери. Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, Пьетро Марани.
Выдающийся итальянский художник, ученый, инженер и анатом, один из видных представителей искусства и науки эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи родился в 1452 году в селении Анкиано, около города Винчи.
Помимо известных всему миру полотен и скульптур, Леонардо оставил после себя рукописи по многим областям знания. Он занимался математикой, гидромеханикой, геологией и физической географией, метеорологией, химией, астрономией, ботаникой, а также анатомией и физиологией человека и животных.
Леонардо родился в семье богатого нотариуса и землевладельца Пьеро да Винчи, его матерью была простая крестьянка Катерина. Он получил неплохое домашнее образование, однако ему не хватало систематических занятий греческим и латынью.
Однажды учитель Леонардо, Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Веррокьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».
Наблюдения луны в фазе растущего полумесяца привели Леонардо к одному из важных научных открытий — исследователь установил, что солнечный свет отражается от Земли и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.
Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево, на армянском, зеркально перевернутыми буквами.
Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».
В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» — тонко нарезанное мясо, тушеное с уложенными сверху овощами, — пользовалось большой популярностью на придворных пирах.
Да Винчи спал каждые 4 часа по 15 минут (кому лень считать — 90 минут в день, вместо нормальных 7-9 часов). Учёный, по-видимому, выяснил, что первые часы после сна являются самыми благоприятными для творчества и работы — в это время работоспособность мозга увеличивается в 6-10 раз.
Был вегетарианцем. Ему принадлежат слова «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса».
Леонардо любил воду: он разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения.
Леонардо любил брать деньги в долг, но не любил доводить до конца начатую работу, из-за чего часто менял место жительства.
Леонардо оставил проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.
В декабре 2000 года британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Об этом факте пишет сайт Discover.
Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.
Большой любитель игр со словами, Леонардо оставил в Codex Arundel длинный список синонимов для обозначения мужского пениса.
Занимаясь строительством каналов, Леонардо да Винчи сделал наблюдение, которое потом вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что Земля намного старше, чем считалось по Библии.
Билл Гейтс за 30 млн долларов в 1994 году приобрел Codex Leicester — собрание работ Леонардо да Винчи. С 2003 года оно демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.
Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.
По одной из теорий, Мона Лиза улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.
По другой версии, Джоконду развлекали музыканты и клоуны в то время, как она позировала художнику.
Есть еще одна теория, согласно которой, «Мона Лиза» — это автопортрет Леонардо.
Говорят, что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.
Недавно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Громадное помещение перестроили под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет.
Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.
Все вышеперечисленные факты скопированы мною отсюда:
http://funfacts.ru/interesnye-fakty-biografii/441-interesnye-fakty-o-leonardo-da-vinchi.html
и отсюда: http://mangen100.narod.ru/davinci.html

>Леонардо да Винчи – итальянский гений

Биография

Великий итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) родился 15 апреля 1452 г. в маленькой деревне Анкиано (Anchiano LU), расположенной недалеко от городка Винчи (Vinci FI). Он был незаконным сыном богатого нотариуса Пьеро (Piero da Vinci) и красивой поселянки Катарины (Katarina). Вскоре после этого события нотариус заключил брак с девушкой знатного происхождения. Детей у них не было, и Пьеро с женой взяли трехлетнего ребенка к себе.

Рождение художника

Краткая пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики Андреа дель Вероккьо (Andrea del Veroccio), известному тосканскому мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности.

Интересная творческая биография маэстро принадлежит перу его современника Джорджио Вазари (Giorgio Vasari). В книге Вазари «Жизнь Леонардо» есть краткая история о том, как Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) привлек ученика к выполнению заказа «Крещение Христа» (Battesimo di Cristo).

Ангел, написанный Леонардо, настолько явно продемонстрировал его превосходство над учителем, что последний в досаде отбросил кисть и никогда больше не занимался живописью.

Квалификация мастера была присвоена ему гильдией святого Луки. Следующий год своей жизни Леонардо да Винчи провел во Флоренции. Первая его зрелая картина – «Поклонение волхвов» (Adorazione dei Magi), выполненная на заказ для монастыря Сан Донато (San Donato).

Миланский период (1482 — 1499 гг.)

В Милан Леонардо попал в качестве посланца мира от Лоренцо Медичи (Lorenzo di Medici) к Лодовико Сфорца (Lodovico Sforza) по прозвищу Моро (Moro). Здесь его творчество получило новое направление. Он был зачислен в придворный штат сначала как инженер и только позже – как художник.

Миланского герцога, человека жестокого и недалекого, мало интересовала творческая составляющая личности Леонардо. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Интересы сошлись в одном. Моро нужны были инженерные приспособления для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.

К тому же периоду относятся две важные работы – фреска «Тайная вечеря» (Il Cenacolo) для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie) и картина «Дама с горностаем» (Dama con l’ermellino).

Вторая представляет собой портрет Цецилии Галлерани (Cecilia Gallerani), фаворитки герцога Сфорца. Биография этой женщины необычна. Одна из красивейших и ученых дам Возрождения, она была простой и доброй, умела ладить с людьми. Роман с герцогом спас одного из ее братьев от тюрьмы. С Леонардо ее связывали самые нежные отношения, но, по свидетельству современников и мнению большинства исследователей, их краткая связь осталась платонической.

Более распространена (и тоже не подтверждена) версия об интимных отношениях мастера с учениками Франческо Мельци (Francesco Melzi) и Салаи (Salai). Подробности личной жизни художник предпочитал держать в глубокой тайне.

Моро заказал мастеру конную статую Франческо Сфорца (Francesco Sforza). Были выполнены необходимые эскизы и изготовлена глиняная модель будущего памятника. Дальнейшей работе помешало вторжение французов в Милан. Художник отбыл во Флоренцию. Сюда он еще вернется, но к другому господину – французскому королю Людовику XII (Louis XII).

Снова во Флоренции (1499 — 1506 гг.)

Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda). Новая работа предполагала частые разъезды, мастер исколесил Романью, Тоскану и Умбрию с различными поручениями. Главной его миссией была разведка и подготовка местности к боевым действиям со стороны Чезаре, задумавшего подчинить себе Папскую область. Чезаре Борджиа считали величайшим злодеем христианского мира, но Леонардо восхищали его упорство и недюжинный талант полководца. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан.

Поздние годы (1506 — 1519 гг.)

Второй миланский период длился до 1512 г. Маэстро занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио (Gian Giacomo Trivulzio) и собственным автопортретом. В 1512 г. художник переехал в Рим. Папой был избран Джовании Медичи (Giovanni di Medici), сын Лоренцо Великолепного, принявший сан под именем Льва X (Leo X). Брат папы, герцог Джулиано Медичи (Giuliano di Medici), высоко оценивал творчество соотечественника. После его смерти мастер принял приглашение короля Франциска I (François I) и отбыл во Францию в 1516 г.

Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Lucé) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. По королевскому поручению он сконструировал льва, из груди которого раскрывался букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам.

Изобретения и труды

Большая часть изобретений мастера не была создана при его жизни, оставшись лишь в записях и чертежах. Аэроплан, велосипед, парашют, танк… Им владела мечта о полете, ученый считал, что человек может и должен летать. Изучал поведение птиц и зарисовывал крылья разных форм. Его проект двухлинзового телескопа на удивление точен, а в дневниках имеется краткая запись о возможности «увидеть Луну большой».

Как военный инженер всегда был востребован, придуманные им легкие переметные мосты и колесцовый замок для пистолета использовались повсеместно. Занимался проблемами градостроительства и мелиорации, в 1509 г. построил канал св. Христофора, а также ирригационный канал Мартезаны. Герцог Моро отверг его проект «идеального города». Несколько столетий спустя по этому проекту осуществлялась застройка Лондона. В Норвегии имеется мост, построенный по его чертежу. Во Франции, уже будучи старцем, спроектировал канал между Луарой и Соной.

Дневники Леонардо написаны легким, живым языком и интересны для прочтения. Его басни, притчи и афоризмы говорят о многогранности великого ума.

Тайна гения

Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Главная из них открылась сравнительно недавно. Но открылась ли? В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieuré de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа.

Само существование подобной организации вызывает сомнения у большинства историков. Но такие сомнения могли быть посеяны членами Приората, желавшими продолжать свою деятельность в тайне.

Если принять эту версию за правду, становятся понятными привычка мастера к полной независимости и странное для флорентийца тяготение к Франции. Даже стиль письма Леонардо – левой рукой и справа налево – можно истолковать как имитацию еврейского написания. Такое представляется маловероятным, но масштаб его личности позволяет делать самые смелые предположения.

Истории о Приорате вызывают недоверие ученых, но обогащают художественное творчество. Самый яркий пример – книга Дэна Брауна (Dan Brown) «Код да Винчи» (Da Vinci Code) и одноименный фильм.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх