Что такое плацкарт?

Историческая справка

Изначально, пока путешествия по железной дороге не было длительным, все вагоны были общими. Но постепенно протяжённость пути всё увеличивалось, пассажирам нужно было каким-то образом отдыхать. В 1831 году молодой проектировщик по фамилии Пульман предложил переоборудовать вагоны для удобства пассажиров. Для этого необходимо было расширить сам вагон, установить откидные полки для сна, столик, а главное – дверь на колёсиках, которая разъезжалась, отгораживая пассажиров от остальных. Поначалу, чиновники отвергли проект, но один раз прокатившись в пробном вагоне подобного вида, приняли решение о массовом запуске в производство. Именно так появились первые вагоны-купе.

Плацкарт – это явление исключительно советское. С целью удешевления проезда и максимального сближения народа, главную прелесть купе – раздвижные двери – убрали. Теперь каждый не только мог увидеть, что у соседа на обед, но и вблизи рассмотреть цвет его носков. Кроме того, в плацкарте увеличилось количество спальных мест. По два добавили с каждой боковой стороны.

Плацкартный вагон к содержанию

История

Интерьер плацкартного вагона с линкрустовой отделкой. Папян А. Л. «Едут на учебу», 1953.Плацкартный вагон модели 66W производства 1953 года завода им. Сталина (Познань, ПНР).

Плацкартные вагоны III класса открытого типа (4 полки поперек вагона и 2 полки вдоль вагона) строились ещё в дореволюционной России — например, на казённых железных дорогах это были вагоны с длиной кузова 14 и 18 метров. После 1917 года старая классификация была отменена, и вагоны бывшего III класса стали называться жёсткими плацкартными дальнего следования. В 1920-е годы различными заводами строились 14-метровые вагоны. В 1928–1941 годах массовое производство деревянных вагонов с длиной кузова 20,2 м (так называемый «егоровский» тип) было развёрнуто на Ленинградском и Тверском (Калининском) заводах. Слово «жёсткий» начало выходить из официального употребления лишь с середины 1960-х, когда деревянные полки всех новых вагонов, включая купейные, получили полумягкую обивку с дерматиновым покрытием.

В 1934 или, по другим данным, в 1935 году Калининский завод построил первый в СССР цельнометаллический вагон с условным названием «ДИП» («Догоним и перегоним»). Он имел 25-метровый кузов, традиционно зауженный у тамбуров, 62 места для лежания (или 82 места для сидения). Модель была построена в нескольких опытных образцах, но в серию не пошла.

В 1946 году Ленинградский завод имени И. Е. Егорова построил опытный образец модели 2 сб — плацкартного вагона современного типа, с цельнометаллическим кузовом длиной 23,6 м и шириной 3,106 м. Вагон имел плоские наружные стены, 60 лежачих или 90 сидячих мест и опирался на бесчелюстные тележки типа ЦМВ (с конструкционной скоростью 120 км/ч). С 1947 года серийное производство аналогичных вагонов началось параллельно на Ленинградском и Лианозовском заводах. Вагоны второго выпуска (с августа 1948 года) отличались только челюстными тележками. Вагоны третьего выпуска (1949–1950) имеют следующие особенности: тележки челюстные, тара 55,3 тонны, увеличенное служебное купе проводников с двумя спальными местами, число пассажирских мест — 58 спальных и 87 для сидения, в туалетах вместо алюминиевых установлены фаянсовые умывальные чаши и унитазы, оконные рамы вагонов с 1949 года делаются с наружной металлической облицовкой. Вагоны четвертого выпуска (с 1950 года) имеют такие особенности: бесчелюстные тележки, теплоизоляция вместо фольги — мипора, гофрированные боковые стены, внутренняя обшивка вместо дубового шпона — линкруст, умывальные чаши и унитазы фаянсовые с металлической наружной армировкой с эмалированной поверхностью.

В 1950 году Ленинградский завод прекратил производство открытых вагонов и переключился на купейные, багажные, почтовые и специального назначения. Лианозовский завод построил последний вагон в 1952 году и был перепрофилирован под производство сложной радиоэлектронной аппаратуры.

С 1951 по 1960 годы выпуском плацкартных вагонов занимался Калининский вагоностроительный завод, постепенно совершенствуя конструкцию. С 1952 года на тележках применены роликовые подшипники (вместо подшипников скольжения), с 1957 года — тележки КВЗ-5 (с конструкционной скоростью 140 км/ч). Все вагоны имели окна с форточками и принудительную вентиляцию. Параллельно калининским вагонам в 1950–1960 годах поставлено 2746 аналогичных вагонов модели 66W производства Познаньского завода им. Сталина (он же с 1956 года — завод им. Х. Цегельского). Строились они по советским чертежам, но в отличие от калининских, польские вагоны несколько тяжелее (тара 51 т против 48 т у большинства модификаций), гофрированный кузов получили с 1954 года, роликовые подшипники — с 1956 года, а тележками КВЗ-5 оснащались только в 1960 году.

В 1966 году производство плацкартных вагонов для Советских железных дорог было возобновлено.

Из ПНР в 1966–1974 годах импортировались следующие семейства (модель 908A имеет 58 спальных мест, остальные — 54):

  • 908A (1966–1967, 425 штук);
  • 909A (1967, 1 шт.); 909Aa (1967–1969, 544 шт.); 909Ad (1968–1969, 80 шт.);
  • 910A (1969–1970), 192 шт.;
  • 911A (1970), 9 шт.;
  • 912A (1971–1973 или 1971–1974), количество неизвестно;
  • 914A (1970), количество неизвестно. Плацкартный вагон модели 61-4177 в составе поезда «Белогорье» (РЖД).

Плацкартный вагон модели 61-4194 в составе поезда «Слобожанщина» (УЗ).

С 1966 года Калининский (Тверской) ВСЗ выпускает плацкартные вагоны практически непрерывно, оставаясь единственным производителем плацкартных вагонов в самом СССР, а ныне — и в России:

  • 61-181, тип ЦМВО-66, цельнометаллический вагон открытого типа (1966–1975) — первый вагон с компоновкой на 54 лежачих места, ставшей стандартной на четыре десятилетия. Окна — без форточек, с опускающимися рамами, тележки — КВЗ-ЦНИИ (конструкционная скорость 160 км/ч).
  • 61-425 (1975–1983) — первый вагон с подвагонной магистралью 3000 В и комбинированным отоплением (твёрдым топливом или электричеством, подающимся от электровоза по подвагонной магистрали).
  • 61-821 (1983–1988) — первый вагон со встроенными угольными ящиками и вертикальными гофрами на торцевых стенах.
  • 61-806 (ок. 1980) — опытный вагон с кузовом из нержавеющей стали.
  • 61-825 (1988).
  • 61-826 (первый экземпляр в 1988, серия в 1989–1999) — отличается новой конструкцией лестниц у рабочего тамбура, малым числом крышевых дефлекторов, с 1992 (?) года применяется кузов с острой нижней кромкой, с 1998 года в окнах установлены стеклопакеты.
  • 61-836 (первый экземпляр в 1991, серия в 1993–1997) — отличается кузовом из низколегированных и легированных (нержавеющих) сталей. Нижний пояс кузова выполнен из нержавеющей стали 12Х13Г18Д (ДИ-61), а межоконные простенки и верхний пояс – из низколегированной стали 10ХНДП. Широкого распространения модель не получила.
  • 61-4177 (первый экземпляр в 1997, серия в 1998–2003) — отличается улучшенной планировкой пассажирского помещения и усовершенствованной системой вентиляции с использованием инерционных фильтров и вентилятора повышенной мощности.
  • 61-4194 (2003–2008) — отличается кондиционером и вакуумными туалетными комплексами (ЭЧТК). С 2007 года — новые тамбурные двери с овальными стеклопакетами.
  • 61-4447 (с 2008 года) — плоскогофрированный вагон нового модельного ряда. Длина кузова увеличена до 25 м (25 500 мм по осям сцепок), оба туалета размещены у некотлового тамбура. С 2013 года выпускается модификация 61-4447.07 с герметичными межвагонными переходами для поездов постоянного формирования.

Крюковский вагоностроительный завод (Кременчуг, Украина) с сентября 2010 года производит плацкартные вагоны модели 61-779П, которые поставляются на железные дороги Украины, Казахстана, а Белорусская железная дорога эксплуатирует вагоны 61-779П финальной сборки Гомельского вагоностроительного завода. Модель отличается увеличенной длиной (26 696 мм по осям сцепкок) и вместимостью (58 мест, в последнем отсеке боковых мест нет).

Минский вагоностроительный завод в 2006–2009 годах получал от ЗАО «Вагонмаш» кузова для производства собственной модели 61-537. Впоследствии закупались вагонокомплекты ТВЗ — локализованные в Беларуси модели получили индексы 61-4194.М и 61-4447.М и имеют некоторые отличия от тверских образцов.

В ноябре 2018 года в России был представлен опытный образец нового плацкартного вагона с улучшенным интерьером, которым постепенно до 2025 года будут заменяться плацкартные вагоны предыдущих моделей.

Описание и конструкция

Коридор плацкартного вагона в поезде «Двина» Полоцк — Москва (БЧ).

Обычный плацкартный вагон состоит из 9 купе по 6 мест в каждом, всего 54 места.

План плацкартного вагона
1, 5. Туалеты. 2. Служебное помещение. 3. Купе для проводников.
4. Девять шестиместных пассажирских отделений. 6, 11. Тамбуры.
7. Малый коридор 8. Коридор вдоль вагона. 9. Косой коридор 10. Водонагреватель («титан»)
Боковые места в плацкартном вагоне поезда «Двина» Полоцк — Москва (БЧ).

Купе

В каждом купе расположены 6 полок для пассажиров в два яруса, два столика, три багажных полки, три багажных отделения под нижними полками, два окна.

С одной стороны от прохода параллельно окну расположены: нижняя полка (нечётные места № 37–53), раскладывающаяся в столик и два сиденья, под ней — багажный отсек, над ней — верхняя полка (чётные места № 38–54), складывающаяся под багажную полку, над ней — багажная полка. Эти места (№ 37–54) называют боковыми.

С другой стороны от прохода расположены поперёк вагона 4 полки (2 нижних и 2 верхних), между ними — столик, под нижними полками — багажные отсеки, для доступа к ним полки поднимаются, над верхними полками — багажные полки. Окно над столиком открывается (за исключением купе 3 и 6, где расположены аварийные выходы).

Эти места (нечётные № 1-35 — нижние, чётные № 2-36 — верхние) называются купейными.

Нумерация мест в вагоне идёт по часовой стрелке: от рабочего тамбура идёт нумерация купейных мест, а нумерация боковых наоборот, от нерабочего тамбура.

Параметры пассажирского салона могут незначительно отличаться в зависимости от модели. Для исходного типа ЦМВО-66 (модель 61-181) они таковы:

  • высота от пола до потолка — 2585 мм;
  • ширина внутренняя меж боковых стен вагона — 2923 мм;
  • длина «полукупе» — 1792 мм, ширина — 1767 мм;
  • спальная полка в «полукупе»: средняя длина — 1725 мм (из-за скоса ближняя к стенке сторона полки длиннее, у прохода — короче), ширина — 580 мм;
  • ширина прохода между спальными полками — 607 мм.
  • ширина боковой полки: средняя — 570 мм (на уровне плеч сидящего пассажира), максимальная — 605 мм (по глубине раскладного столика);
  • ширина главного коридора: 561 мм (минимальная, в проёме).

Общевагонное оборудование

В вагоне имеется два туалетных отделения с умывальниками, двухместное закрывающееся купе проводников (с поперечным расположением полок), служебное купе (откуда дежурный проводник управляет системами вагона), котёл для кипячения питьевой воды («титан»).

Плацкартный вагон в России является одним из самых дешёвых и популярных видов проезда на дальние расстояния.

  • Плацкартный вагон на станции Донецк

  • Боковые места поезда «Роза Донбасса» (Нижняя полка в положении сиденья+столик)

  • Туалет (поезд «Роза Донбасса»)

  • Титан для подогрева воды (кипятильник)

  • Плацкартный вагон на 54 места

  • Пассажиры в плацкартном вагоне

  • Плацкартный вагон № 083 27090 модели 66W (1953 год)

  • Тележка плацкартного вагона № 083 27090 модели 66W (1953 год)

  • Тамбурная дверь плацкартного вагона № 083 27090 модели 66W (1953 год)

  • Переходная площадка плацкартного вагона № 083 27090 модели 66W (1953 год)

  • Вагон № 045 27289 (УЗ) модели 61-181 после КРП с обновлением кузова

> Критика

Бывший президент ОАО РЖД Владимир Якунин в конце срока своего президентства признал поездку в плацкартных вагонах своеобразным «коллективным стриптизом».

Примечания

  1. А. Б. Рабинович, В. П. Щербаков, под ред. Я. Ф. Гулева. Руководство проводнику пассажирских вагонов. — Москва: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1950. — С. 64. — 216 с.
  2. 1 2 А. Б. Рабинович, В. П. Щербаков, под ред. Г. Б. Шавкина. Руководство проводнику пассажирских вагонов. — Издание второе, переработанное и дополненное. — Москва: МПС СССР. Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1952. — 285 с.
  3. А. Б. Рабинович, В. П. Щербаков, под ред. Я. Ф. Гулева. Руководство проводнику пассажирских вагонов. — Москва: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1950. — С. 158. — 216 с.
  4. История предприятия. АО НПО ЛЭМЗ. www.lemz.ru. Проверено 1 мая 2016.
  5. История. Тверской Вагоностроительный Завод. Проверено 1 мая 2016.
  6. Филиппов В. Н., Шмыров Ю. А., Козлов И. В., Курыкина Т. Г. Кузова вагонов. Общее устройство: Методические указания. — Москва: Московский государственный университет путей сообщения, 2012. — 71 с.
  7. Вагон пассажирский плацкартный модель 61-4177. Компания «Юникон» (2006).
  8. История. ЗАО «Гомельский ВСЗ».
  9. Пассажирский плацкартный вагон модель 61-537. Минский вагоноремонтный завод им. А.Ф. Мясникова. Проверено 1 мая 2016.
  10. Пассажирский плацкартный вагон улучшенного дизайна модель 61-4194М. Минский вагоноремонтный завод им. А.Ф. Мясникова. Проверено 1 мая 2016.
  11. Пассажирский плацкартный вагон модель 61-4447М. Минский вагоноремонтный завод им. А.Ф. Мясникова. Проверено 1 мая 2016.
  12. ОАО «Минский вагоноремонтный завод». Вагон мод. 61-4447.М (28 марта 2014). Проверено 1 мая 2016.
  13. РЖД показала новые плацкартные вагоны. Соцсети ностальгируют по старым (но не сильно) / Статья от 19.11.2018 г. «Русская служба Би-би-си».
  14. Новый облик плацкартных вагонов РЖД показали на фото / Статья от 19.11.2018 г. Сетевое издание tvzvezda.ru. Н. Майорова.
  15. В РЖД показали новые плацкартные вагоны / Статья от 19.11.2018 г. Сетевое издание «Вести.Ру».
  16. РЖД показала новый плацкартный вагон. Не на картинке, а реальный / Статья от 20.11.2018 г. Электронное периодическое издание «Ведомости». М. Стулов
  17. Колесников А. И., Плохой А. И. и Костенко Л. Н. Пассажирские вагоны локомотивной тяги. Альбом-справочник. — МПС РФ. Проектно-конструкторское бюро Главного управления вагонного хозяйства, 1993. — 88 с.
  18. Руководитель РЖД хочет отказаться от плацкартных вагонов. Выбери лучшее — новости Кандалакши и Мурманской области (23 января 2015). Проверено 11 марта 2018.

Фото и описание: как выглядит внутри?

Далее вы можете ознакомиться с фотографиями того, как выглядит плацкартный вагон изнутри.


Коридор

Общий коридор в салоне вагона соединяется купе, между которым нет дверей. Ширина коридора в плацкарте должна быть не менее 560—590 мм, он достаточно узкий, позволяет только передвигаться пешком. Человеку на инвалидной коляске в таком коридоре не поместиться.

В коридоре находится дверь, ведущая в двухместное купе для проводников, в отличие от других купе, оборудованное дверью. Рядом с купе находится также косой коридор и титан — котел с горячей кипяченой водой.

На заметку. У проводницы или проводника можно заказать чай, кофе или другие напитки, но можно использовать свои, воспользовавшись бесплатным кипятком.

Туалет

В начале и конце каждого вагона традиционно располагаются туалеты с умывальниками. Внутри небольшой комнаты находится унитаз, зеркало, умывальник, вешалка, розетка. Кроме того в туалетах должны находиться средства личной гигиены:

  1. мыло;
  2. туалетная бумага;
  3. бумажные полотенца;
  4. в некоторых дополнительно могут быть освежитель воздуха;
  5. гигиенические накладки на сидение унитаза.

Поезда нового образца оборудованы биотуалетами, которые значительно удобнее обычных. Посещать их возможно в любое время, так как они не закрываются на санитарную зону. Поддерживать чистоту в уборной — обязанность проводника, но иногда могут случаться неисправности из-за неаккуратности пассажиров.

Виды тамбуров

Тамбуром называется небольшое помещение между наружными и внутренним входными дверями. Он защищают салон вагона от наружного шума и воздуха, позволяя сохранять оптимальную температуру внутри.

В каждом вагоне по два тамбура:

  • рабочий (с тормозным концом);
  • нерабочий (с нетормозным).

В тамбуре с нерабочей стороной находится ящик для сбора мусора, возле него располагается один из туалетов вагона. Раньше в тамбуре можно было курить, но сейчас курение во всех частях поезда запрещено.

Через рабочий тамбур происходите посадка и высадка пассажиров. Через него есть выход в котельное отделение, где осуществляется топка для обогрева вагона. Там же располагается косой коридор, туалет, водонагреватель, место для хранения топлива, а также находятся стоп-кран и ручной тормоз.

Важно! По правилам пассажирских перевозок проезд в тамбуре запрещен.

Отсеки

Салон плацкарта состоит из девяти отсеков для пассажиров, не разделенных перегородкой. Каждый имеет шесть посадочных мест, два столика, три полки и столько же отделений для багажа (вверху и внизу соответственно). Кроме того на верхних полках находятся матрацы, подушки, одеяла в тот момент, когда ими не пользуются.

Определить место, покупая билеты, не сложно: нижние места имеют нечетную нумерацию, например, седьмое место будет на нижней полке, а восьмое — на верхней. Номера 35 и 36 находятся вблизи туалета, поэтому являются нежелательными для поездки. Там пассажирам могут мешать неприятные запахи, идущие из туалета, хлопанье двери. Числами с 37 по 54 нумеруют боковые плацкартные места.

Каждое отделение вагона оборудовано вентиляцией, вешалками для одежды и сумок, радиоточкой, а также местами для вещей, которые находятся под нижней и над верхней полкой. На стене расположены небольшие крепления-сетки для газет и полотенца.

Боковые места

С 37 места начинаются боковые места. За счет них, установленных вместо дверей в купе, в плацкартный вагон могут поместиться пассажиров в несколько раз больше, чем в купейный вагон.

Всего боковых полок в вагоне 18, они идут вдоль прохода, перпендикулярно полкам в купе.

Так же, как и купейные, боковые места оборудованы двумя полками для отдыха пассажиров — верхней и нижней, и еще одной полкой для хранения багажа и одеяла с подушкой. Нижняя полка раскладывается, превращаясь в столик и два сидящих места.

Вагон ночью: режим освещения и как можно отгородиться от соседей

Ночью в вагонах приглушается свет, чтобы пассажиры могли с комфортом отдохнуть. Правила безопасности не позволяют выключить свет полностью. Плацкарт не дает возможности регулировать освещение индивидуально каждому пассажиру, поэтому начиная с 22 часов до 6 утра проводник заботится о том, чтобы лампы накаливания горели лишь наполовину. В это время также отключаются радиоприемники.

Зачастую пассажиры в плацкартных вагонах спят не только ночью, но и в дневное время суток, особенно в поездах дальнего следования. Обладатель верхней полки может воспользоваться нижней, если хочет перекусить за общим столиком. Однако претендовать на сидячее место внизу, если обладатель нижней полки против, не может.

Справка. Получить постельное белье можно у проводника не только ночью, но и днем.

Нюансы в Демидовском экспрессе дальнего следования

В плацкарте, особенно жарким летом, может быть тесно и не очень удобно. Более комфортабельными являются плацкартные места в фирменных поездах, в которых, как правило, проводники больше следят за чистотой в вагоне и особенно в уборной, есть кондиционер, розетки.

Одним из таких фирменных поездов является Демидовский экспресс. Он следует по маршруту Екатеринбург—Санкт-Петербург и по праву считается поездом повышенной комфортности. Кроме привычного оборудования и оснащения тут есть:

  1. СВЧ;
  2. холодильники;
  3. розетки;
  4. кондиционер;
  5. в коридорах вагона ведется видеонаблюдение.

Проводники сами расстилают и застилают постели. Каждый вагон в таком поезде оснащен биотуалетами с холодной и горячей водой, а также табло, которое показывает время, температуру и занятость туалета.

Пассажиры могут обратиться к проводнику, чтобы получить художественную литературу, газеты и даже средства для ухода за одеждой и обувью. Кроме того проводники могут обеспечить специальными ремнями для сна тех, кто боится во сне упасть.

Проезд в плацкартных вагонах может быть не только дешевым, но и комфортным, особенно в поездах нового образца. Чтобы поездка оставила приятные впечатления, важно быть внимательным при покупке билета, выбирая наиболее удобные места по своему вкусу.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх