Чему учил конфуций

Философия мудреца Конфуция

Имя китайского мудреца Конфуция для большинства ассоциируется с фильмами производства гонконгских киностудий. Высокий чиновник и автор множества работ оставил глубокий след в культуре Поднебесной. Именно поэтому его высказывания и изречения стали крылатыми фразами, просочившись в синематограф. Так о чем же на самом деле учил Конфуций?

Личность философа

Конфуция или Кун-цзы был уникальной личностью для своего времени. Он родился в эпоху перемен, когда государство Китай не было единым. Этот период оставил след в культуре Китая выражением: чтоб ты родился в эпоху перемен. Оно было и определением сложности бытия, и проклятием.

На момент сознательного пути философа императорский двор Китая частично объединил земли. Это было слабый мир между разными знатными домами, связанными условными договорами. Период застоя позволил развиваться культуре и наукам.

Конфуций был выдающимся человеком. Он быстро впитывал знания и умел их применять с особым мастерством. Поступив на должность чиновника, сам быстро продвинулся по карьерной лестнице. В тот период без посторонней поддержки это было сделать практически невозможно. Его блестящий ум поражал знать.

За свою жизнь Конфуций стал основоположником первого университета. Объединил и систематизировал летописи разных эпох. Заложил основы ведения исторических записей. Его учение стало основой для философского течения — конфуцианства.

Философское движение

За всю свою карьеру при императорском дворе Конфуций ни разу не брал взяток и был подвижником моральных устоев общества. Уважение и почет окружало имя этого уникального человека. Его изречения и философские высказывания никогда не подвергались критике. Единственные споры велись в философских диспутах с целью выделить единое разумное зерно в том или ином положении.

Период истории Китая, известный как Сто школ, стал исторической вехой для развития государства. Первоначально как государственная идеология была признана «Школа законников». В нее входил свод правил, регламентирующих высокие моральные ценности и победу закона над хаосом. На его фоне конфуцианство было более мягким и гуманным течением.

Однако с приходом нового государственного строя именно конфуцианство было признано как единая идеология государства. Его положения затрагивали все области жизни человека, деликатно касаясь острых тем. Вдобавок учение наполнено гармонии и совершенства. Оно осталось неизменным до наших дней, став эталоном стремления человека к духовным ценностям.

Основные положения трактатов Конфуция

Конфуцианство проповедует уважение к старшим поколениями. В его основу легли идеи гуманизма, доброты и скромности. Это философия на гране религии и общечеловеческих ценностей.

Согласно трактатам Конфуция, жизнь человека — это наивысшая ценность. Человек признается личностью, а значит должен практиковать осознанность.

В движение заложены идеи:

  • прощения, как духовной добродетели;
  • щедрости, как признака внутреннего богатства;
  • справедливости и чести;
  • содержательности, как показателя духовного роста;
  • искренности, как показатели воспитания и чистоты помыслов.

По учениям Конфуция, перед каждой личностью стоит ряд задач и обязанностей. Эти положения гласят, что Мир вокруг человека гармоничен. В нем уже есть все, что необходимо для развития личности и достижения счастья. Человеку вменяется найти свое место в этом мире и выполнять заложенную от рождения роль. По факту он заложил основы поиска себя через познание Мира.

Согласно трактатов конфуцианства, человек — это гражданин соблюдающий законы. Ему необходимо приносить пользу обществу. Доказать свою полезность не сложно, нужно лишь старательно выполнять порученные тебе обязанности и стремиться к саморазвитию.

За всю жизнь человек должен познать себя и достичь максимального из возможных развитий. Ему необходимо трудится не только душей, но и телом. Труд не должен разрушать человека и не препятствовал его духовности. Гражданин должен найти именно ту деятельность, к которой склонен.

Значение наследия философа для современника

Удивительное сочетание гармонии и жестких, но выполнимых правил сделало конфуцианство идеальной системой жизни. Его идеи глубоко проникли в современную жизнь. Сама мысль, что труд дает человеку вдохновение, стала очень популярна в создании различных систем.

По мнению Конфуция, человек должен быть гармонично развит. Факты о том, что в жизни человека должно быть место разным аспектам отразился в направлении коучинга. Дневник личного развития построен именно на мыслях Конфуция о составляющих счастья человека.

Его мыслями и идеями пропитаны тимбилдинд, тайм менеджмент. Среди аналогичных систем конфуцианство разобрано на цитаты. Целые блоки его высказываний легли в основу корпоративных игр и тренингов, повышающих продуктивность.

Конфуцианство используется в философских мотивационных установках современной европейской йоги. Первичные санскритские тексты сложны для понимания простого обывателя. Они построены на верованиях, которых не придерживается большинство. «Язык конфуцианства» настолько универсален, что люди ХХІ века могут с легкость понять изложенные им мысли. Именно поэтому конфуцианство так популярно среди людей, стремящихся достичь гармонии с собой и обществом.

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Предыстория

Китай расположен в Восточной Азии. В первом тысячелетии до нашей эры китайцы заселили всю Великую Китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы. Во II тыс. до н. э. в долинах рек Хуанхэ и Янцзы возникают первые государства. В первом тысячелетии до н. э. здесь существовало несколько государств, которые враждовали друг с другом.

События

551–479 гг. до н.э. – годы жизни древнекитайского философа Конфуция (Кун Фуц-зы – почтенный учитель Кун), основателя конфуцианства.

Проект Энциклопедия.

Учение Конфуция строилось на том, что он…

  • считал важным следование традициям, соблюдение издавна установленных обрядов (Конфуций говорил: «Я подражаю старине, а не сочиняю»).
  • считал, что старших надо уважать. Младшие братья должны оказывать почтение старшим, дети – родителям, нижестоящий – вышестоящему. Конфуций сравнивал государство с большой семьей, в которой подданные относятся к правителю как к отцу. Правитель должен воспитывать и наставлять подданных (казни и жестокие наказания Конфуций осуждал).
  • считал, что древняя мудрость выражена в книгах. Книга в Древнем Китае представляла собой связку дощечек из расщепленного бамбука. На такие дощечки китайцы наносили иероглифы сверху вниз.
  • считал необходимым соблюдение правил поведения: снимать обувь перед входом в дом, сидеть подогнув под себя пятки, есть с помощью двух палочек.

Китайцы верили в сверхъестественных существ (духов, богов, крылатых змеев – драконов), высшим существом они считали Небо. В Китае был распространен культ предков.

Заключение

Конфуций заложил основы конфуцианства, которое стало одним из основных философско-религиозных течений Китая. В эпоху империи Цинь последователи Конфуция подвергались гонениям (см. урок «Первый властелин единого Китая»), но уже со II в. до н.э. конфуцианство становится государственной идеологией, заложившей основы своеобразия китайской цивилизации и образа жизни.

Конспект

Китай находится в Восточной Азии. Великие реки Китая, Янцзы и Хуанхэ, похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь воз­никли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с традициями и обычаями Древнего Китая, узнаем о судьбе великого китайского мыслителя Конфуция.

Как и другие народы, китайцы верили в сверхъес­тественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев – драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчиненную ему стра­ну – «Поднебесной».

Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций (рис. 1), ко­торого очень почитали в Китае.

Рис. 1. Конфуций (Источник)

Конфуций родился на востоке страны, в княжестве Лу, в знатной, но обедневшей семье. Отец его был храбрым офицером. Ко времени рождения Конфуция, последнего сына, ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бедствовала, и Конфуций рано стал трудиться, осваивая разные ремесла. Был он крепок телом и высок, отличался любознательностью и трудолюбием. В молодости получил должность надзирателя амбаров и государственных земель. К нему часто обращались за советами. Постепенно он превращался в учителя, в частности, учителя музыки. Имя, данное ему при рождении, – Кун Цю – благодарные ученики переиначили на Кун Фуц-зы, что значит «Почтенный учитель Кун». (В Европе утвердилась латинизированная форма – Конфуций.) Он путешествовал по Китаю и благодаря своим обширным знаниям пользовался уважением. Вернувшись на родину, Конфуций уже в зрелом возрасте был назначен наместником города, а затем стал верховным судьей княжества. Несмотря на то, что дела его шли успешно, он ушел в отставку и отправился в странствия вновь. У него было, согласно преданию, 3 тысячи учеников, из которых 12 находились при нем постоянно. Порой ему угрожала смертельная опасность, но он никогда не терял мужества и спокойствия. Последние свои годы провел на родине и умер под сенью деревьев на берегу тихой речки. Записок он не оставил. Изречения Конфуция были записаны его учениками и последователями (рис. 2).

Рис. 2. Изречения Конфуция

Поучения Конфуция дошли до нас в виде древнекитайских книг, написанных на узень­ких дощечках из расщепленного бамбука. Тон­кую кисточку или палочку обмакивали в чер­ную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написан­ное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой (рис. 3).

Рис. 3. Древнекитайские книги (Источник)

Ученый китаец должен был запомнить тыся­чи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение.

Разумную организацию общества Конфуций видел в сохранении традиций: «Если не соблюдать издревле установленных обрядов или тем более отменить их, то все перемешается и наступит разлад». Сам он воспринимал обряды не как средство умилостивить богов, а как элемент самодисциплины и порядка.

Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый кита­ец перед входом в дом снимал туфли и шел бо­сиком. Идти в туфлях по циновкам, расстелен­ным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вы­тянув их вперед, могли только совершенно не­воспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух па­лочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Древние китайцы сооружали на голове слож­ные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они счи­тали дикарями. Обычно китайцы носили халат, у простых людей халаты были из дешевой ма­терии. Знатные богачи одевались в халаты шел­ковые, с красивой вышивкой цветами и фигу­рами драконов (рис. 4).

Рис. 4. Традиционная одежда и прически (Источник)

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не за­искивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место, – со старшими почтительно, а с младшими бла­госклонно. Конфуций учил, что государство по­добно большой семье. Подданные должны ува­жать правителя как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не муча­ет людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их – прежде всего своим примером. Правителю вовсе не к лицу жестокость, дос­таточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истин­ный путь – бесчеловечно», – говорил Конфуций.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Bibliotekar.ru (Источник)
  2. Sch714-china.narod.ru (Источник)
  3. Newacropol.ru (Источник)

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх