Бухта нагаево магадан

История изучения и освоения

Бухта Нагаева с давних времён привлекала особое внимание мореплавателей — русские и иностранные корабли часто укрывались здесь от штормов и пополняли запасы пресной воды. Участник Гидрографической экспедиции Восточного океана под руководством М. Е. Жданко, составлявшей с 1911 года лоцию Охотского моря, Б. В. Давыдов назвал впоследствии бухту «лучшей якорной стоянкой во всем Охотском море».

До 1912 года камчадалами бухта Нагаева называлась бухтой Волок, а эвенами — Миекан (до 1875 года полуостров Старицкого назывался Миеканским). Другие транскрипции эвенского топонима «Миекан»: «Монгодан» и «Магадан» — именно последней суждено было обрести всемирную и мрачную известность…

В начале XX века, по предложению участников гидрографической экспедиции М. Е. Жданко, бухте Волок было дано новое название в честь выдающегося гидрографа XVIII века адмирала Алексея Ивановича Нагаева, а бухта Монгодан была переименована в бухту Гертнера в честь участника экспедиции Жданко — капитана 2-го ранга К. Н. Гертнера.

В период массовых сталинских репрессий бухта Нагаева использовалась как пересыльный пункт для вновь прибывших морем заключенных для отправки их далее по этапу в лагеря Магадана и Колымы. В целях обеспечения имеющихся и планируемых работ «Дальстроя», на территориях, где постоянное население ранее практически отсутствовало, на основании приказа ОГПУ от 01.04.1932 г. № 287/с был создан Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь (Севвостлаг или УСВИТЛ). Первый этап заключённых (не менее 100 человек) прибыл в бухту Нагаева на пароходе «Сахалин» вместе с другими вольнонаёмными работниками гостреста и стрелками военизированной охраны 4 февраля 1932 года. Затем, с открытием навигации 1932 г. в бухту Нагаева начался массовый завоз заключённых. Генрих Ягода приказал выделить для «Дальстроя» 16 тысяч вполне здоровых заключённых. Однако, данный план был «недовыполнен». Поздней осенью 1932 года на Колыму было доставлено 12 тысяч заключённых. Итог: никто из ЗЭКов, охранников и овчарок не пережил Колымской зимы. Из заключённых 2-й очереди, доставленных на Колыму осенью 1933-го, зиму пережил каждый 50-й. «Счастливее» оказалась 3-я очередь 1934 года: большинство выжило. Именно в этот год на Колыме начинается масштабное строительство Колымской трассы и других дорог, речных портов, аэродромов и посёлков. Основанный в 1929 году посёлок Магадан стал «столицей» лагерного края.

Магадан построен на голом месте руками ЗЭКов. Прямо от моря идёт вымощенная костями Колымская трасса!

И в первую очередь — именно силами заключённых «Дальстрой» был превращён в крупнейшую хозяйственную организацию страны, выполнявшую и перевыполнявшую поставленные перед ней задачи по промышленному освоению Колымы. Бухта Нагаева, в этой связи, упоминается в произведениях Варлама Шаламова (Воспоминания «О Колыме»).

С 1937 года в бухте Нагаева располагалась администрация СВИТЛ (Северо-восточного исправительно-трудового лагеря).

19 декабря 1947 г. в бухте Нагаева взорвался корабль «Генерал Ватутин».

В 1963 году ледокол «Москва» впервые осуществил зимнюю проводку судов.

> Современное состояние

Ныне главной экологической проблемой бухты Нагаева является загрязнение её акватории нефтью.

> Бухта Нагаева в культуре

Любителям творчества Владимира Высоцкого бухта Нагаева известна по песне «Я уехал в Магадан».

> Ссылки

  • Статья о бухте Нагаева на портале www.kolyma.ru

Blog

Часть 2. Начало

Магадан. Первые Впечатления

Справедливости ради скажу, что мои первые впечатления о Магадане были не в пользу этой дальневосточной столицы. При переезде из аэропорта Сокол до города, ничего кроме опустевших поселков и разграбленных и разваленных варварами домов я не увидел. Сам же город выглядел для меня немногим лучше. Вместо дорог только лишь направления и обилие японских джипов в этом регионе – веское тому подтверждение (с этими дорогами, а точнее сказать с их отсутствием, не так просто справиться). В самом городе от дома к дому люди ходят по тропкам. Впрочем, это было всего лишь первое впечатление, и, замечу, ошибочное (тропки были не везде, а дороги, и причем вполне нормальные, все же были).


Кладбище кораблей, Нагаевская бухта, Магадан.


Сотрудник МЧС России у кладбища кораблей. Магадан.


Центр города Магадан. Отсюда начинается знаменитое колымское шоссе.

Уже через несколько дней для меня город открылся совсем другим – весьма современным, довольно развитым и обжитым (настолько, насколько это вообще возможно в суровых условиях крайнего севера). Причем, абсолютно в разных направлениях, начиная от промышленности и торговли до культуры и спорта. Конечно, трудное положение, в которое он был поставлен после развала Союза, привело к повальному опустошению этого региона и это до сих пор на нем сказывается. Но уже прошли те времена, когда магаданцы собирали свои чемоданы, чтобы поскорее уехать на «материк». Впрочем, все, кто мог уехать – уже уехали к своим родственникам (кстати говоря, половина населения здесь имеет свои корни с Украины). Остались лишь только те, кто либо не смог уехать, либо посчитавшие такой акт недопустимым по отношению к любимому городу. Сегодня многие, пережив этот тяжелый период на материке, вновь задумались о возвращении в Магадан и сейчас уже начался новый период в развитии города, который можно назвать подъемом на ноги. Конечно, многие поселки, которые остались полностью пустыми и покинутыми, сегодня уже скорее всего не возродятся – нет смысла. Но у самого города есть перспективы. И эти перспективы, конечно же, напрямую связаны с богатством этого региона: рыбопродуктами, полезными ископаемыми и туризмом.


Центр города Магадан

Но прежде чем начать свое собственное освоение этого региона, мне пришлось пройти адаптацию. Кстати, проходит она довольно тяжело. Разница часового пояса с Киевом составляет 9 часов и фактически это означает, что требуется поменять ночь на день. К этому прибавляется климатическая адаптация . И действительно, если еще буквально 3 дня назад я купался в Черном море и загорал при температуре воздуха до +40, то теперь приходится только лишь созерцать вечно суровое Охотское море и дрожать в осенней куртке при температуре воздуха +11. Кстати, магаданцы, при прослушивании прогноза погоды, на такую погоду реагируют примерно так: «хм…плюс одиннадцать? Да, сегодня тепло!»


Морская капуста, Нагаевская бухта.

Не лучшим фактором в процессе адаптации служат «белые ночи». Да, в Магадане, как и в Санкт-Петербурге (кстати, эти два города находятся почти на одной широте) тоже отмечают праздник «белых ночей». В такие дни мозг ни как не хочет воспринимать ночь. И действительно, на период моего пребывания в Магадане, продолжительность светового дня составляла 17 часов, а ночи как таковой не было. Лишь станет чуть темней, словно в дождливый день, а потом, в 4 часа утра, глядишь, уже и вновь светит солнце.


Лодка во время отлива моря.

Стоит также упомянуть о том, что на Колыме существует естественный фон радиации. Как мне позже сказали физиологи из Института Биологических Проблем Севера, полностью адаптация для жителя центральных районов завершается лишь на третий месяц присутствия и обычно сопровождается плохим сном и депрессиями.

Скалы «Три брата» — один из символов Магадана

«А я еду, а я еду за туманом»

Так и случилось. Спать в первые дни мне совсем не хотелось, и я выходил по ночам на набережную бухты Нагаево, чтобы сфотографировать одну из самых больших достопримечательностей Магадан – туман, столь романтично воспетый поэтами.

Но самым удивительным было то, что в такие ночи я был не одним таким чудаком. Десятки таких же как я выходили на набережную.
Сейчас идет навага, но она мелкая и никому, кроме чаек, кружащих вокруг, не нужна. Вот, скоро начнется лов на корюшку и тогда на причале негде будет ступить. Будут рыбачить все – заядлые профессионалы и начинающие любители, старики, и их сыновья с внуками. Будут закидывать свою удочку с наживкой и через 3 минуты вытягивать улов. Здесь, в богатом рыбой краю, особенно ждать лова не приходится. А корюшку здесь почитают особенно, и не только за ее запах, напоминающий свежие огурцы, а за исключительный вкус. Она хороша в любом виде – жаренная, вяленая, а также в свежеприготовленной ухе.

Корюшка пошла! Нагаевская бухта

Но сейчас рыбаки ловят просто для забавы и для тренировки. Просто, потому что дома делать нечего, а тут можно остаться наедине с природой и с туманом, вновь поднимающимся над бухтой. И непонятно, откуда он приходит, этот туман? Туман, который здесь практически постоянно. И в этом тумане создается впечатление, что город нет, не вымер, а просто уснул. Ведь большинство жителей летом уезжают в отпуска и на улицах можно встретить лишь тех, у кого нет такой возможности. Власти оплачивают дорогу на так называемый «материк» лишь раз в 2 года. А те, кто работает в коммерческих структурах, конечно же, лишены такой возможности (о безработных, естественно, тоже речь не идет).

Маяк в Нагаевской бухте.

Но есть тут и не только рыбаки. Некоторые приходят просто от нечего делать, а может быть и целенаправленно. И цель здесь, как и во многих других портовых городах мира – просто посмотреть на море. Здесь оно особо притягательное и магическое, играющее с тобой масштабными отливами и приливами, зимой полностью скованное льдом, словно безмолвный медитирующий отшельник, а летом подвижное как неугомонный ребенок, но постоянно живое от кишащей в ней различной рыбы. Одним словом – северное.
Но иногда создается впечатление, что этот край просто-напросто забыт Богом. Впрочем, это только в такую погоду, когда туман окутывает своим безмолвием все побережье Охотского моря и скрывает вершины сопок… Выйдет солнце и город вновь оживет.

Так и случилось. В один из дней неожиданно вышло солнце….

Хоть за Магаданом и закрепился имидж солнечного, на самом деле солнце летом здесь довольно редко. Впрочем, меня все магаданцы уверяли, что, мол, это просто мне не повезло в этом году. Обычно у них лето чуть-чуть теплей, да и чуть-чуть длинней. Но, с другой стороны, не даром существуют анекдоты на эту тему, когда встречаются двое магаданцев и обсуждают прошедшее лето:
— Хорошее в этом году было лето!
— Да, и как раз на выходной попало!

Но некоторые жители этого выходного дня не дожидаются. Я столкнулся с этим, когда зашел в туристическую фирму, чтобы узнать о возможности экскурсий по окрестностям города. Тогда я был ошеломлен удивительным, и до сих пор поражающим меня магаданской простотой и искренностью, ответом менеджера по продажам:
— Вообще-то сегодня вышло солнце и поэтому никого в офисе нет…А я вот только зашла почту проверить… я вообще-то в отпуске.

Видимо, солнце здесь воспринимается как чрезвычайное событие. Как оказалось, весь состав офиса ушел загорать на бухту Гертнера. Такая ситуация наверное царила в тот день во многих офисах города…

Дети плескаются во время отлива моря в бухте Гертнера (кстати, отливы здесь одни из самых больших в мире).

Ну чем не море и курорт? Только вот вода ледяная.

И действительно, только лишь успеет выйти солнце, как город сразу оживает и наполняется людьми. Все бросают свою работу и бегут кто к морю, а кто в лес за грибами да ягодами. Впрочем, бежать особо далеко не приходится – основная часть Магадана компактна и обойти ее можно за полчаса-час, а ягоду и грибы можно собирать прямо на тех же сопках, что окружают город.

Если в такой день выехать в глубь материка, например, на курорт Снежная долина, расположенный всего в 23 километрах от Магадана, то лето предстанет уже совсем в другом ракурсе. В солнечные дни жара здесь может просто убивать, доходя до отметки в плюс 30, а то и 35 градусов. Вообще, курортный поселок Снежка – излюбленное место отдыха магаданцев. Закрытая и оберегаемая от лютых ветров со всех сторон красивейшими сопками, она имеет свой микроклимат, позволяющий загорать в купальниках, стоя на лыжах в окружении ослепляющего снега. Из-за своей чистоты и глубины снег в этой долине не тает до середины мая, продлевая тем самым лыжный сезон. Именно здесь, на многочисленных горных лыжнях и тренировалась всем известная олимпийская чемпионка, коренная магаданка Елена Вяльбе. Именно здесь продолжают тренироваться будущие мировые чемпионы нового поколения 🙂

Игры во дворе. Марчекан.

После ливня. Есть такая местная примета: Пока цветет Иван-Чай — в Магадане лето.

Продолжение: Отправляемся в путь на Озеро Джека Лондона

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх