Брестский железнодорожный музей

Что посмотреть

В музее находятся 170 экспонатов технического оснащения железнодорожного транспорта разных периодов истории. Отличительной особенностью является то, что часть экспонатов действующие. Это позволяет использовать их в киносъемках.

В некоторые паровозы можно подняться и не только посмотреть «начинку», но и сфотографироваться.


Экспозиция музея представлена экспонатами подвижного состава в количестве 56 единиц: паровозами довоенного, военного и послевоенного поколений (Эу, Эм, ФД20, Эр, СО17, Су, Л, Лв, П36 «Победа», танк-паровоз 9П). Наряду с отечественными, имеются, также, и трофейные паровозы серии ТЭ времен Великой Отечественной войны производства заводов Европы. Музей имеет два уникальных паровых крана ПК-6, ПК-ЦУМЗ выпуска 1950 г. Коллекция пассажирских вагонов представлена 2-х и 4-х-осными вагонами выпуска 1903—1940 гг. На территории музея расположена паровозная гидроколонка, пневматический углеподатчик для заправки паровозов углем, вокзальные электрические часы (1953 г. в.), железнодорожный станционный колокол. В музее имеется телеграфный аппарат «Морзе» второй половины ХIХ в.

Скоростной пассажирский паровоз П36 «Победа» в начале 80-х годов прошлого столетия водил первый советский ретро-поезд по маршруту Париж-Токио. Паровозы ЛВ-0202, Эр 750-01, ТЭ-8026, музейные грузовые и пассажирские вагоны участвуют в экскурсионных поездках и киносъемках.

Тепловоз ТЭ-1 (1947 г. в.) — один из первых отечественных тепловозов, а тепловоз 2ТЭ-109 — из опытной партии разработки новых тепловозов с электропередачей переменно-постоянного тока. В октябре 2004 года в музей поступил паровоз серии ФД-1237 (1936 г. в.). Паровозы данной серии являются самыми мощными в Европе.

В 2005–2010 гг. в музей поставлено 15 единиц натурных экспонатов подвижного состава. Среди них: путейская дрезина ТД-5 (1960 г. в.), путейская машина-снегочиститель СДПМ №114 (1965 г. в.), узкоколейный тепловоз ТУ-2 №113 (1956 г. в.), тепловоз серии ТГК1 (1962 г. в.), платформа грузоподъемностью до 10 т (конец ХIХ в.), головная кабина дизель-поезда ДР-1 60-х годов ХХ в. — дизель-поезда из первой партии, эксплуатировавшихся на Белорусской железной дороге, почтовый вагон (1974 г. в.), пушка бронепоезда (85-мм дивизионная пушка Д-44 (1947 г. в.), установленная на 2-осной платформе (1903 г. в.), двухкрылый семафор, изготовленный работниками музея по техническим чертежам (эксплуатировался в 50-60 годах ХХ века), инспекторская дрезина АС1А (1975 г. в.), пассажирский тепловоз ТЭП60 № 437, маневровый тепловоз ТЭМ-2А № 2581 (1972 г. в.).

Смотреть фото

(Если галерея не открывается — отключите в браузере блокировщик рекламы AdBlock/AdGuard)

deletant

Железнодорожный музей в Бресте открыт 15 мая 2002 г. Общая площадь составляет 29000 м². Длина трех экспозиционных путей — 1200 м. В экспозиции музея, по состоянию на настоящий момент, находятся 49 образцов натурной железнодорожной техники. Отличительной особенностью музея является то, что большинство экспонатов действующие, что позволяет использовать их в экскурсионных поездках и киносъемках. Также имеется более ста экспонатов технического оснащения железнодорожного транспорта разных периодов истории.
Брестский железнодорожный музей
Я начну с паровозной части экспозиции, а экспонаты расставлю в хронологическом порядке, считая по году постройки того или иного паровоза.
1. Паровоз Эу №699-45. Построен в 1929 г. на Брянском паровозостроительном заводе.
Паровоз марки Э — практически лучший паровоз дореволюционной постройки и один из самых надёжных паровозов в мире. Он выпускался с 1912 по 1957 гг., причём не только в России и Советском Союзе, но и целом ряде зарубежных стран. Во время становления Советского Союза и подъёма его экономики, этот паровоз выполнял основной объём перевозок по стране. В годы Великой Отечественной войны из них формировались колонны паровозов особого резерва Наркома путей сообщения, которые обеспечивали военные перевозки, работая при этом в отрыве от основных депо, и тем самым сыграв значительную роль в победе Советского Союза. По количеству построенных локомотивов (около 11 тысяч) и по общей продолжительности выпуска паровоз Э является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения.
2. Паровоз Эм №727-24. Построен в 1933 г. на Харьковском паровозостроительном заводе.
3. Паровоз Эр №743-76. Построен в 1935 г. на Луганском паровозостроительном заводе.
4. Паровоз ФД20 №1237. Построен в 1936 г. на Луганском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-1, производившийся в 1931-41 гг. Проектирование и постройка первого паровоза серии заняли рекордно короткий срок — 170 дней, и это при том, что на нём было применено множество нововведений, которые кардинально изменили советскую школу паровозостроения. ФД обслуживал важнейшие грузовые направления, увеличивая их провозную способность за счёт повышения веса и, особенно, технической скорости движения грузовых поездов. Являлся одним из мощнейших советских серийных паровозов и имел среди них самую высокую силу тяги.

Обратим внимание на рельсовую колею, на которой стоит паровоз. Как видно, она двойная: сочетает широкую (1524 мм) и узкую (1435 мм) колеи. Паровоз ФД стоит на широкой колее, одним рядом колес на ближнем к нам рельсе, вторым — на третьем рельсе от нас.
Поддерживающая тележка паровоза.
5. Паровоз ТЭ №074. Построен в 1942 г. в Германии.
Паровоз тип 52 или BR 52 был разработан в первой половине 1942 г. в качестве «военного» паровоза (нем. Kriegslokomotive). Основной задачей конструкторов было создание максимально дешевого и технологичного, и в то же время надежного и простого в обслуживании локомотива. При этом возможной длительностью эксплуатации разрешалось пренебречь: расчётный срок эксплуатации локомотива должен был составлять около 5 лет.
В общей сложности за время войны в качестве трофеев и по репарациям, в распоряжение СССР поступило около 2200 таких паровозов, эксплуатировавшиеся на железных дорогах в 1940-70-х гг. Паровозы получили обозначение ТЭ, что расшифровывается как «Трофейный, идентичный по характеристикам паровозу серии Э». Подавляющее большинство локомотивов подверглось переделке под российскую колею 1524 мм. Некоторое количество машин, не переведенных на российскую колею, использовалось в приграничных областях СССР.
Как мы видим, паровоз ТЭ стоит на других путях, имеющих ширину колеи 1435 мм. Этот паровоз работал на Белорусской железной дороге, и не подвергся переделке на широкую колею.
Тендер паровоза.
6. Паровоз ТЭ №2596. Построен в 1943 г. в Германии.
Задняя часть топки паровоза.
Регулировочные ручки.
Датчики давления.
Окна будки.
Тендер паровоза ТЭ.
Внутри тендера.
7. Паровоз ТЭ №5806. Построен в 1943 г. в Германии.
Тендер паровоза.
Это приспособление, подвешенное на борту тендера, позволяло при сходе с рельс вернуть паровоз на путь.
8. Паровоз ТЭ №8026. Построен в 1943 г. в Германии.
Этот паровоз стоит уже на единственной, широкой колее. Значит, он подвергся переделке после войны.
Сцепные колесные пары паровоза ТЭ.
Тендер паровоза ТЭ.
Тележка тендера паровоза ТЭ.
9. Паровоз Эр №17-750-01. Построен в 1943 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Сцепные колесные пары, рабочий цилиндр, кулиса, тяги и маятник паровоза Эр.
На этом паровозе машинист локомотивного депо Брест Федор Григорьевич Фадеев получил звание Героя Социалистического Труда.
Тендер паровоза Эр.
Тележка тендера.
10. Паровоз П32 «Победа» (с 1947 г. — Л №0009). Построен в 1946 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0, разработанный в конце Великой Отечественной войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТом под руководством выдающегося конструктора Л.С. Лебедянского и академика С.П. Сыромятникова и выпускавшийся в 1945-55 гг. Является одним из лучших и массовых (свыше 4 тыс.) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза.
Колесные пары паровоза Л.
Нефтяной тендер паровоза Л.
Тележка тендера.
11. Паровоз СО 17 №3268. Построен в 1948 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0.
12. Паровоз Су №250-30. Построен в 1948 г. на паровозостроительном заводе «Красное Сормово».
Пассажирский паровоз типа 1-3-1, выпускавшийся в 1924-51 гг. Был создан на базе лучшего курьерского паровоза Российской империи — С и стал первым паровозом, разработанным в Советском Союзе. Являлся универсальным пассажирским паровозом, который мог водить с умеренной скоростью различные пассажирские поезда, в том числе и тяжёлые, многовагонные. Самый массовый советский пассажирский паровоз, который эксплуатировался на подавляющем большинстве железных дорог страны вплоть до конца 1960-х. Считается одним из лучших в мире паровозов.
Кулисный механизм паровоза Су. Диаметр колес парвоза Су — 185 см.
Очень просто определить, пассажирский паровоз или грузовой: у пассажирских тянущие колеса очень большие, в рост человека (для достижения больших скоростей при малой нагрузке), у грузовых же колеса небольшие.
В кабине машиниста.
13. Паровоз Л №1259. Построен в 1949 г. на Брянском паровозостроительном заводе.
14. Паровоз Эр №770-36. Построен в 1950 г. в Познани (Польша) на заводе им. Сталина.
Фирменный знак завода на паровом колпаке.
15. Паровоз Эр №771-14. Построен в 1950 г. в Брно (Чехия) на заводе им. Готтвальда.
Фирменная табличка завода.
16. Паровоз П36 №0050. Построен в 1955 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Магистральный пассажирский паровоз, выпускавшийся в 1950-56 гг. Мог эксплуатироваться на подавляющем большинстве советских железных дорог, заменив паровозы серии Су и заметно повысив вес пассажирских поездов. Последний выпускавшийся в СССР пассажирский паровоз.
Ведущее и сцепные колесные пары.
Кабина машиниста.
Топка.
Датчики давления.
Скоростеметр.
Связь.
Манометры насосов.
Тормозной манометр.
Поддерживающая тележка паровоза.
Задняя стенка тендера.
17. Паровоз ЛВ №0202. Построен в 1956 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз, производившийся в 1952-56 гг. Один из самых совершенных советских паровозов. Последний паровоз серии (ЛВ-0522) стал для советского паровозостроения последним построенным магистральным паровозом.
Путеочиститель и автосцепка СА-3 паровоза ЛВ.
Буферные фонари и охлаждающие цилиндры.
Дверца дымовой коробки.
Будка и поддерживающая тележка паровоза ЛВ.
Шуровочная дверца топки паровоза ЛВ.
Регулировочные ручки.
Скоростеметр.
Набор манометров.
Паровозный манометр с красивой стрелкой.
Эпилог паровозной эры: «Труд паровоза велик, путь паровоза славен!»
18. Паровоз-танк 9П №14362. Построен в 1953 г. на Муромском паровозостроительном заводе им. Дзержинского.
Маневровый танк-паровоз (бестендерный) типа 0-3-0 выпускался в 1935-77 гг. Использовался на маневровых работах, а также на путях многих заводов и рудников.
Тяговая часть паровоза 9П.
В 2006 г. паровоз представал в совершенно другой раскраске.
В следующих частях будут представлены тепловозы, вагоны и специальная техника Брестского железнодорожного музея.Tags: 2010, 450d, museum, railway, Белая Русь, Белая Русь/Берасцейшчына

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх