Белый цвет траура

Семантика цветов одежды в культуре Индии

Шувалова Елена Сергеевна

учитель языка хинди ГБОУ СОШ №653 с углубленным изучением иностранных языков (хинди и английского) Калининского района г. Санкт-Петербурга.

Как известно, цвет костюма играет важную роль в коммуникации людей: он может сигнализировать, например, о том, в каком состоянии находится собеседник. В европейской традиции господство черного цвета, его преобладание может говорить как о трауре, так и об отношении к определенным субкультурам, белый цвет платья у женщины – цвет невинности – о свадьбе. Для Индии подобные явления тоже характерны, но, порой остаются непонятными европейцам, исходящим в расшифровке таких символов из собственного опыта. Именно поэтому остановимся на данной теме подробнее.

В Древней Индии женщины носили только однотонные сари. Затем, когда была освоена техника росписи, сари превратились в настоящие произведения искусства. Сегодня цвета сари могут быть самыми разными, но, тем не менее, предпочтение отдается в основном только цветам натуральным, тем, которые встречаются в природе, даже если они кажутся не совсем естественными из-за своей чрезмерной яркости. Это можно связать с представлениями о сари как о ритуально неоскверненной одежде. Белый цвет без добавления каких-либо красителей считается самым чистым, но и для окрашивания в целом до сих пор стараются использовать только натуральные краски.

В разные времена года и даже в течение всего дня хорошим тоном считается носить определенные цвета сари. Например, с утра – лучше всего белый цвет или светлые оттенки, а вот в ночное время — лучше яркие, в жаркий сезон принято носить зеленые и голубые цвета, поскольку они визуально создают эффект прохлады. В сезон дождей носят естественные, природные цвета: желтые, бледно зеленые, шафрановые, красновато-оранжевые, розовые цвета и оттенки.

Примечательно, что отдельные цвета упомянаются в древнейшем литературном памятнике Индии — Ригведе. Можно сказать с уверенностью, что цветовой код играл весьма значительную роль в представлениях о мире у ариев. В Ригведе встречается около трех десятков слов, обозначающих цвет. Не все из них можно идентифицировать в настоящее время, тем не менее, можно с уверенностью говорит о том, что спектр разделялся на яркие и темные цвета, причем красный цвет противопоставлялся белому.

С яркой частью спектра было связано представление о блеске, сверкании, свете, поэтому и представление о богах в Ригведе было связано именно со светом. Отсюда следует вывод, что с яркой частью спектра связывались только положительные значения, а с темной – все отрицательное. В соответствии с этим обозначение яркой части спектра занимает гораздо более половины всех названий, особенно детально разработаны всевозможные оттенки красного – цвета богини Ушас, Агни, Сурьи (т.е. солярных богов). Красный, сверкающий, золотистый – это эпитеты Агни, выполняющего целый ряд важнейших функций, таких как передача жертвы богам. Скорее всего, этим можно объяснить такую популярность красного цвета, использование его в свадебном сари. Традиционно красный цвет считался цветом кшатриев, а значит и царским цветом.

Интересна еще одна оппозиция: белый – черный (для традиционного мышления вообще характерны бинарные оппозиции такого рода). Что касается этой цветовой пары, то она переносится на социальную сферу. Дело в том, что пришедшие в Индию арии были значительно светлее местного населения, с которым им пришлось вступить в столкновение. Местные племена арии называли дасью, «черными племенами» и противопоставляли себе. Можно выдвинуть предположение, что особое отношение к белому цвету, закрепившемуся впоследствии за брахманами, своими корнями восходит к этим представлениям.

Из всего сказанного выше видно, что семантика цветового кода ариев определялась в большей степени мифологическими представлениями. Не во всем, но во много представления о цветах и их сакральном значении перешло и в культуру современной Индии. Некоторые цвета сегодня имеют определённое закрепленное за ними значение в культуре, свою семантику. «Наделяя цвет определенными психологическими свойствами, люди исходили из конкретных наблюдений». Для индуизма цвета играли очень важную символическую роль: красный и его оттенки традиционно ассоциировался с жаром (традиционный цвет свадебного наряда невесты), он часто присутствует в одежде многих народов у женщин репродуктивного периода. Белый же – отсутствие жара, холод. Такая контрастная пара цветов оформляет каждый ритуал, символизирует разные жизненные этапы. Социально-активная фаза ассоциируется с красным цветом (красный так же часто воспринимается как цвет-оберег, защищающий женщину от злых духов), а социально-пассивная – с белым цветом. Этим подчеркивался социальный статус вдовы – статус маргинальный, статус изгоя общества. Однако, говоря о белом цвете как символе траура, необходимо отметить особое отношение к белому цвету (и оттенкам кремового) на юге Индии, где его воспринимают положительно и ассоциируют с цветом распускающегося лотоса (конечно, если он в сочетании с отделкой в виде цветной каймы). Желтый цвет в некоторых регионах носят в течение семи дней женщины после родов, поскольку желтый цвет считается очищающим.

Индия – страна до сих пор остающаяся аграрной, традиционный уклад и обычаи до сих пор довлеют в деревнях и мелких городах. Поэтому такое пристальное внимание уделяется костюму как таковому и его цвету в частности. Цвет сам по себе, как бы предупреждает собеседников, с кем они имеют дело и какую позицию следует занять в его отношении. Например, вдова, считавшаяся изгоем общества, должны были ходить только в простом белом сари без каких-либо украшений. Траур полагалось носить до конца жизни, вдова должна была вести себя так, что бы по ее облику было видно, что она похоронила себя заживо. После смерти мужа на женщину накладывалось большое количество запретов. Жестко регламентировалось поведение, и, конечно, одежда. Вдове не полагалось носить украшения, цветную одежду. Она могла надевать только сари белого цвета – цвета, традиционно ассоциирующегося со смертью. При этом вдова заранее, одним только внешним видом предупреждала встречных людей о своем статусе.

В Индии сохраняются представления о нечистоте и возможности осквернить себя не просто через общение с человеком более низкой касты или неприкасаемым, но даже через один взгляд на него. Причем, чем выше каста человека, тем больше на него накладывается запретов. Брахманы, обслуживающие свадебные обряды, например, занимающие одно из самых привилегированных положений в своей варне, не должны употреблять ту пищу, на которую просто посмотрел представитель низшей касты или парий. Если еда оказалась таким образом осквернена, то ему полагается разбить ту посуду, в которой она была, а сами продукты выбросить. Как видно из этого примера, еда, с одной стороны, нагружается сложной социальной и религиозной символикой, а с другой, является одним из главных средств проникновения скверны в человека. Этот крайний пример показывает, что любому человеку (в данном примере — брахману) необходимо заранее, еще из далека увидеть кто к нему приближается что бы знать какую позицию занять в отношении собеседника. Причем, это правило действует не только в одном направлении, от высших каст к низшим, но и наоборот.

Помимо этого, если женщина родила ребёнка, то по традиции в течение семи дней должна была носить желтый наряд (она также считалась религиозно нечистой в это время). При этом желтый цвет не наделяется никакими негативными свойствами, наоборот, считается очень благоприятным, очищающим.

Свадебные сари в основном изготавливается красным с богатой золотой вышивкой. Красный цвет реже носят в повседневной жизни и в основном в сочетании с другими цветами. Зеленый – цвет ислама, синее сари – для женщин из низших каст (считается, что сам процесс получения синего красителя с использованием ферментации индиго ритуально нечист). Тем не менее, зеленое сари считается свадебным женским нарядом у маратхов. В любом случае, отличие праздничных сари от повседневных — обилие золотистых нитей, вышивок, богатство отделки и обилие украшений. Как видно из сказанного, «одежда маркирует человека, соотносится с ритмом жизненного цикла».

С цветами связаны различные традиции, например, существует обычай надевать сари родовых цветов (тех, которые принято носить в данной семье) на второй день после свадьбы. Через это как бы происходит приобщение к новой для невесты среде, включение ее в члены семьи. Таким образом, цвет одежды заключает в себе глубокий семитический смысл и играет важную роль в повседневной жизни.

Литература:

1) Александер А.Д. FashionIndia. Энциклопедия / А.Д. Александер. — М. : Ниола-Пресс, 2009. – 320 с.

2) Альбедиль М. Ф. Индуизм / М. Ф. Альбедиль. – СПб. : Петербургское Востоковедение, 2000. – 256 с.

3) Калашникова Н. М. Народный костюм (семиотические функции). Учебное пособие / Н. М. Калашникова. – М. : Сварог и К, 2002. – 374 с.

4) Маламуд Ш. Испечь мир: ритуал и мысль в Древней Индии / Ш. Маламуд. – М. : Вост. лит., 2005. – 350 с.

5) Ригведа. Мандалы V-VIII / сост. Т. Я. Елизаренкова. – М. : Наука, 1995. – 743 с.

6) VarmaSavitriDevi. Narikarupshringar/ SavitriDeviVarma. – Delhi-Ilahabad-Bombay: RajkamalPrakashan, 1955. – 480 c.

Varma Savitri Devi. Nari ka rup shringar. Delhi-Ilahabad-Bombay : Rajkamal Prakashan, 1955. С. 137.

Ригведа. Мандалы V-VIII/ сост. Т. Я. Елизаренкова. – М. : Наука, 1995. С 480.

Там же. С 480.

Там же. С 481.

Калашникова Н. М. Народный костюм (семиотические функции). Учебное пособие. М. : Сварог и К, 2002. С. 97.

Альбедиль М. Ф. Индуизм. СПб., Петербургское Востоковедение, 2000. С.145.

Калашникова Н. М. Народный костюм (семиотические функции). Учебное пособие. М. : Сварог и К, 2002. С. 98.

Александер А.Д. FashionIndia. Энциклопедия. М. : Ниола-Пресс, 2009. С. 14.

Маламуд Ш. Испечь мир: ритуал и мысль в Древней Индии. М. : Вост. лит., 2005. С. 36.

Калашникова Н. М. Народный костюм (семиотические функции). Учебное пособие. М. : Сварог и К, 2002. С. 92.

Практически все цвета в Индии имеют какое-либо значение.

Красный цвет очень важен для индуистов. Он используется во время таких важных событий как свадьбы, рождение ребенка, любые праздники. Им украшают храмы, а в красные наряды облачают особо почитаемых божеств, порошок синдур, который жених наносит на пробор невесты, тоже красного цвета. Красный – это цвет чистоты, именно поэтому традиционные наряды индийских невест – красного цвета. Также это цвет чувственности и энергии. Богиня Дурга, олицетворяющая Шакти, силу обычно одета в красное.

Желтый цвет – еще один цвет, который должен присутствовать на невесте в день свадьбы и также означает непорочность. Это цвет Вишну, он ограждает от зла и привлекает супруга(у). Также желтый цвет символизирует знания и учение, счастье, гармонию, медитацию, силу разума.

Синий – цвет бога Кришны, священный цвет силы, мужественности, борьбы со злом. Многие индийские божества имеют одежду или кожу синего цвета. В некоторых регионах одежду синего цвета носят представители низших каст. Такая традиция связана с тем, что добыча синей краски индиго — дело нечистое и неблагодарное, и занимались им только самые бедные люди.

Зеленый – цвет, означающий плодородие и жизнеспособность, это цвет земли. В некоторых штатах – это свадебный, праздничный цвет, означающий счастье и жизнь. В Индии часто ассоциируется с исламом, один из любимых цветов мусульман и парсов.

Шафрановый (темно-оранжевый) цвет – это один из самых любимых цветов в Индии, он считается священным и благоприятным, означает жертвенность. Этот цвет символизирует огонь, чистоту, прошедшую испытание огнем. Также он означает религиозный аскетизм, отказ от материальной жизни. Именно поэтому, в оранжевые одежды как правило облачены монахи и странствующие аскеты.

Черный – несчастливый цвет в Индии, но он отпугивает зло (для этого детям часто ставят черную отметку на лбу, щеке или где-то в незаметном месте). Суеверные люди (а таких в Индии большинство) не надевают одежду черных цветов на свадьбы, дни рождения или во время беременности. Одежду этого цвета не надевают и на детей.

Белый – цвет чистоты, спокойствия, он символизирует смерть и перерождение. Он олицетворяет святость, чистоту, мир и знание. Белый — цвет богини знания Сарасвати, которая всегда одета в белое сари и восседает на белом лотосе. Белый цвет – единственный, разрешенный для ношения вдовам, как символ верности и аскетизма.

Записи созданы 1930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх